Педагогические условия воспитания и обучения детей раннего возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 11:01, дипломная работа

Описание

Цель исследования: изучить процесс воспитания и обучения детей раннего возраста в дошкольных образовательных учреждениях.
Задачи исследования:
1. Определить степень разработанности проблемы воспитания и обучения детей раннего возраста в психолого-педагогической литературе;
2. Изучить возрастную периодизацию детей от рождения до семи лет и характеристику раннего возраста детей;
3. Научно обосновать педагогические условия воспитания и обучения детей раннего возраста;
4. На практике проверить эффективность выявленных педагогических условий.

Содержание

• Введение………………...........................................................................3
• Глава 1. Теоретические аспекты воспитания и обучения детей раннего возраста в дошкольных учреждениях………………………………….7
o 1.1.Возрастная периодизация и характеристика раннего возраста…………………………………………………………….7
o 1.2. Особенности развития детей раннего возраста......................13
• Глава 2. Практические основы организации воспитания и обучения детей раннего возраста…………………………………………………24
o 2.1. Педагогические условия воспитания и обучения детей раннего возраста…………………………………………………24
o 2.2. Методика организации занятий с детьми раннего возраста в дошкольных образовательных учреждениях…………………31
• Глава 3. Опытно-экспериментальное исследование развития детей раннего возраста………………………………………………………..37
o 3.1. Диагностика уровня развития детей раннего возраста….37
o 3.2. Реализация педагогических условий развития детей раннего возраста……………………………………………………………40
o 3.3. Анализ эффективности реализованных мероприятий по развитию детей раннего возраста………………………………44
• Заключение…………………………………………………………….. 47
• Список используемой литературы…………………………………....50
• Приложения

Работа состоит из  1 файл

Дипломная работа!.doc

— 258.50 Кб (Скачать документ)

     Мы начинали занятия по развитию речи детей чтением!!!! - слушанием художественного произведения или монологическим рассказом воспитателя о действительном событии или специально подготовленной беседой (диалогом). После того как дети послушали связную речь (монолог или диалог), их упражняют на адаптированном (приспособленном для целей обучения) языковом дидактическом материале - на отдельных словах, словосочетаниях, звуках, звукосочетаниях - в целях выравнивания навыков лексических, грамматических, фонетических.

     Занятия, направленные на сенсорное развитие мы проводили с использованием методов рисования, лепки и аппликации, такие занятия снимали напряжение, обогащали эмоциональный уровень, учили взаимодействию с взрослым.

     Через рисунки маленькие дети познавали мир, общались с нами, передавали свое состояние без слов. Рисование пальчиками вызывает восторг любого малыша. А радостные эмоции - это путь к здоровой психике. Все дети любят рисовать и совершенно уверены, что могут рисовать. Задача взрослых - не разубеждать их в этом.

     На занятиях "Рисовалки" дети учились:

     Правильно держать в руке кисточку, карандаш, мелок, рисовать красками (акварелью, гуашью), штриховать карандашами и мелками, делать аппликации отрывным способом, лепить из пластилина, узнавать цвета и геометрические фигуры, их форму и размер.

     Занятия проходили 1 раз в неделю.

     Продолжительность занятия - 15 мин.

     Таким образом, на формирующем этапе эксперимента мы провели целенаправленную работу по развитию речи и сенсорному развитию детей раннего возраста. Эффективность реализованных нами мероприятий мы рассмотрим в следующем параграфе.

 

 

3.3. Анализ эффективности реализованных мероприятий по развитию детей раннего возраста

 

 

     Для проверки эффективности формирующего этапа эксперимента работы, было проведено контрольное обследование детей экспериментальной и контрольной группы. Методика контрольного обследования совпадала с методикой констатирующего обследования общего уровня развития детей раннего возраста. Данные контрольного этапа эксперимента по проведенной диагностике в экспериментальной и контрольной группах испытуемых приведены в таблице 3 и в таблице 4.(см. Приложение 3). Результаты анализировались с привлечением данных констатирующего обследования уровня развития детей.

     Оценка динамики изменения уровня развития детей раннего возраста в экспериментальной группе на констатирующем и контрольном этапах эксперимента представлена в таблице 5.(см. Приложение 3)

     Сравнение данных констатирующего этапа с данными, полученными на контрольном этапе показывает, что количество детей с низким уровнем развития детей раннего возраста уменьшилось до 0, на 10% увеличилось количество детей, имевших средний уровень развития детей раннего возраста. За счет уменьшения количества низкого уровня развития детей раннего возраста на 10% увеличилось количество детей, показавших высокий уровень развития детей раннего возраста. В целом, это доказывает, что (задачей формирующего эксперимента должно быть создание педагогических условий обеспечивающих речевое и сенсорное развитие), содержание и приемы формирующего этапа эксперимента были выбраны правильно и оказались эффективными повышения уровня развития детей раннего возраста.

     Незначительные изменения уровня развития детей раннего возраста контрольной группы, выявленные на контрольном этапе: уменьшение на 10% детей с низким и увеличение на 10% с высоким уровнем развития детей раннего возраста, средний уровень развития детей раннего возраста без изменений подтверждает предположения, достижение существенного изменения уровня развития детей раннего возраста весьма затруднительно.

     Сравнительный анализ уровня развития детей раннего возраста экспериментальной и контрольной групп на контрольном этапе эксперимента представлен в таблице 6.(см. Приложение 3)

     Контрольный этап эксперимента позволил прийти к выводу о том, что для повышения общего уровня развития детей раннего возраста необходимо создавать педагогические условия обеспечивающие речевое и сенсорное развитие.

     Наиболее значительными достижениями можно считать сокращение числа детей, которые в начале опытно-экспериментальной работы были отнесены к группе с низким и средним уровнем развития, как речевого, так и сенсорного.

     Таким образом, педагогические условия, которые были созданы в ходе нашего экспериментального исследования, помогли нам значительно повысить уровень развития детей раннего возраста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

     По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы.

     Ранний возраст - особый период развития ребенка. В это время необходимо правильно создать для него развивающую среду. Особое внимание необходимо обратить на развитие речи. Для того, чтобы оно проходило правильно, с ребенком нужно постоянно общаться, начиная с самого раннего возраста, когда, казалось бы, ребенок еще ничего не понимает. В этом, пока еще пассивном, восприятии закладывается основа для будущего активного словотворчества. И позже, когда ребенок подрастет и освоит элементарную речь, взрослые по-прежнему должны все время общаться с ним. Если же взрослые мало говорят с ребенком и их речь по большей части состоит из запрещений и указаний, развитие ребенка замедляется. И наоборот, если у взрослых слишком высокие требования к языковым возможностям ребенка, и они постоянно поправляют ошибки в его речи, то это тоже может негативно сказаться на его речевом развитии.

     Сенсорное развитие детей - основа познания мира. Для его развития крайне необходимы:

- игрушки для нанизывания предметов различных форм (разнообразные пирамидки);

-  игрушки для проталкивания предметов различных форм в соответствующие отверстия; игрушки, которые можно катать; образные игрушки с застегивающимися и прилипающими элементами (пуговицами, шнуровками, кнопками, липучками, молнией);

- игрушки разной величины, формы, цвета для сравнения предметов, раскладывания фигур. Эту роль прекрасно выполняют народные игрушки (матрешки, яйца, бочонки и др.).

     Кроме того, необходимы разнообразные сюжетные игрушки (куклы, машины, животные, предметы быта и др.).

     Глина, бумага для вырезания, цветная бумага для складывания фигур - лучшие игрушки для сенсорного развития ребенка. Эти материалы имеют одну общую характеристику - они не имеют определенной формы или назначения. Именно поэтому они являются идеальными игрушками для ребенка раннего возраста, когда сенсорика развивается быстрее всего. Он может делать с этими материалами все, что ему заблагорассудится.

     Ловкость рук и самовыражение - первые, но далеко не единственные качества, приобретаемые ребенком благодаря лепке.

     Итак, основы воспитания всесторонне развитой личности закладываются с детства. Конкретные задачи, содержание и методы воспитания детей на каждом возрастном этапе определяются особенностями их развития. Все стороны воспитания - физическое, умственное, нравственное, эстетическое осуществляются воспитателем в педагогическом процессе, как бы соединяясь в единое русло.

      Ранний возраст является наиболее ответственным периодом жизни человека, когда формируются наиболее фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека. В этот период складываются такие ключевые качества как познавательная активность, доверие к миру, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям, творческие возможности, общая жизненная активность и многое другое. Однако, эти качества и способности не возникают автоматически, как результат физиологического созревания. Их становление требует адекватных воздействий со стороны взрослых, определённых форм общения и совместной деятельности с ребёнком.

     В ходе нашего исследования мы изучили  особенности развития детей раннего возраста, тем самым достигнув цели нашего исследования.

     Нами была изучена психолого-педагогическая литература по теме развития детей раннего возраста, в ходе эксперимента мы выполняли необходимые для речевого и сенсорного развития детей раннего возраста условия, создавая благоприятную эмоциональную обстановку в группе, соблюдали нормы и правила межличностного общения, использовали игры и упражнения, направленные на речевое и сенсорное развитие детей. Нами также были подобраны методики для диагностики уровня развития детей раннего возраста. В процессе работы по данной теме мы организовали экспериментальную работу по речевому и сенсорному развитию детей и экспериментально проверили эффективность реализованных мероприятий.

     Таким образом, занятия, которые мы проводили в ходе нашего экспериментального исследования, помогли нам значительно повысить общий уровень развития детей раннего возраста, задачи, поставленные в начале эксперимента, были решены.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

1.  Алямовская В. Г. Как воспитывать здорового ребёнка. – М., 1993.

2. Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте [Текст] /Л.И. Божович. - М.: Просвещение, 1968. - с.421.

3. Выготский, Л.С. Мышление и речь [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Академия, 2000. - с.30

4.  Волкова-Гаспарова Е. Особенности работы педагогов-психологов с детьми и их родителями // Дошкольное воспитание. – 1999 - № 33.

5. Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста /Под ред. О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьевой. –М.: ГНОМ и Д, 2001

6.  Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду /Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович. –Спб.: Акцидент, 1996

7. Зеньковский, В.В. Психология детства [Текст] /В.В. Зеньковский. - М.: П

8.  Кононова И.М. Семинарские и практические занятия по дошкольной педагогике. – М. ДиС. – 2004

9.  Калинина Р., Семёнова Л., Яковлева Г. Ребёнок пошёл в детский сад//Дошкольное воспитание. – 1998 - № 4

росвещение, 1996. - с.244 - 289.

10.  Лурия А. Р. Теория развития высших психических функций в советской психологии. Вопросы Философии, 2003

11. Немов, Р.С. Психология образования [Текст] / Р.С. Немов. - М.: ВЛАДОС, 2001. - с.590.

12.  Павлова Л.Н. Организация жизни и культура воспитания детей в группах раннего возраста. Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс. 2006

13.  Печора К.Л. Контроль за развитием и поведением детей, планирование занятий с детьми раннего возраста: методические рекомендации / К.Л.Печора, В.М.Сотникова. – М.: Мир. – 2000

14.  Павлова Л.Н. Раннее детство: развитие речи и мышления. – М.: Мозаика-Синтез, 2005

15.  Развитие и обучение детей раннего возраста в ДОУ: Учебно-методическое пособие / сост. Е.С.Демина. – М.: ТЦ Сфера, 2006

16. Смирнова, Е.О. Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет [Текст] /Е.О. Смирнова. - СПб.: Детство пресс, 2005.

17. Тихомирова, Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей [Текст] /Л.Ф. Тихомирова. - М.: Академия развития, 1995. - с.13.

18. Филатов, Ф.Р. Психология [Текст] /Ф.Р. Филатов. - Ростов н/Д: Феникс, 2004. - с.164 - 169.

19. Эльконин Д.Б. Детская психология: развитие от рождения до семи лет. –М.: Просвещение, 1960

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

      

Методика определения активного запаса

 

     Ребенку предлагается любая картинка, на которой изображены люди и различные предметы Его просят в течение 5 минут как можно подробнее рассказать о том, что изображено и что происходит на этой картинке.

    

 

Фиксируемые признаки речи

Частота употребления этих признаков ребенком

1

Существительные

 

2

Прилагательные

 

3

Глаголы

 

4

Наречия

 

5

Местоимения

 

6

Предлоги

 

7

Числительные

 

8

Сочинительные и подчинительные союзы

 

Информация о работе Педагогические условия воспитания и обучения детей раннего возраста