Первые университеты в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 00:18, курсовая работа

Описание

В рамках своей темы я изучил деятельность первых российских высших учебных заведений. Сам по себе первый опыт университетского образования в России связан с деятельностью Петербургского Академического университета. Государственная университетская система оформилась в 1-ой половине 19 века, когда к открытому в 1755 Московскому университету добавились Казанский университет (1804) и Харьковский университет (1805), а также реорганизованные в 1803—1804 Виленский (Вильнюсский университет; закрыт в 1831) и Дерптский (Юрьевский, Тартуский) университеты. В 1819 на базе Главного педагогического института основан Санкт-Петербургский университет.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа - Первые Российские университеты.doc

— 696.50 Кб (Скачать документ)

       В рамках своей темы я изучил деятельность первых российских высших учебных заведений. Сам по себе первый опыт университетского образования в России связан с деятельностью Петербургского Академического университета. Государственная университетская система оформилась в 1-ой половине 19 века, когда к открытому в 1755 Московскому университету добавились Казанский университет (1804) и Харьковский университет (1805), а также реорганизованные в 1803—1804 Виленский (Вильнюсский университет; закрыт в 1831) и Дерптский (Юрьевский, Тартуский) университеты. В 1819 на базе Главного педагогического института основан Санкт-Петербургский университет. В систему университетов вошли также Гельсингфорсский (1809) и Варшавский (1816—31), вместе с Виленским и Дерптским, занимавшие особое положение по составу факультетов (имели католически й богословский) и языкам преподавания. В 1-ой половине 19 века открывались вузы университетского статуса, например Петербургское училище правоведения (осн. в 1835), лицеи с университетскими классами. В 1834 основан университет Святого Владимира в Киеве (Киевский).1

       Подлинное высшее образование в России появилось  в XVIII веке, но идея о необходимости  создания университета возникла раньше. Участившиеся связи с европейскими государствами, ознакомление с состоянием там образования и науки привели правителей страны к выводу о желательности открытия университета в России. Надо отметить, что в нашей стране вопрос о создании университетов ставился властью, решался сверху, а не поднимался обществом.

       Первые реальные шаги были сделаны Борисом Годуновым, который в 1600 г. отправил в Германию Иоанна Крамера с целью привести оттуда профессоров в Москву. Однако резкое противодействие православного духовенства заставило Годунова отказаться от затеи. Вскоре после вступления в Москву Лжедмитрий I высказался за создание университета, но и этот план не был реализован. Писатель С. Залыгин в одной из статей в «Новом мире» отмечал, что запоздание с открытием университетов дорого обошлось России, стало одной из причин ее общей отсталости от Европы.

Авторы монографии «Высшее образование в России»  попытались доказать, что уже в XVII в. в Русском государстве было 12 вузов, непонятно на каком основании  отнесли к ним школы при  монастырях, лекарскую и посольскую школы и даже Юрьевский университет, хотя Юрьев (Тарту) в XVII в. не входил в состав России. На самом деле, по моему мнению, к высшим учебным заведениям можно причислить лишь Славяно-греко-латинскую академию, открытую в Москве в 1685 году. Но это было узкоспециализированное учебное заведение, готовившее кадры для распространения и защиты догматов православия. А университет, согласно определению В. Даля, - высшая школа, учебное заведение первой ступени, по  
 

1- Российская педагогическая энциклопедия Москва 1999

всем отраслям науки.

       Вопрос  о начале университетского образования  в России до сих пор принадлежит  к числу дискуссионных: долгие годы считалось, что его начало положено Московским университетом, а существование  в Петербурге Академического университета по тем или иным причинам замалчивалось или упоминалось вскользь. И только в 1970 - 1980-е гг. исследования Е. С. Кулябко, Л. С. Семенова, Ю. Д. Марголиса, В. А. Тишкина позволили оценить подлинное значение Академического университета. Но и до сих пор в трудах некоторых московских историков, например А. Ю. Андреева, продолжаются попытки принизить роль Академического университета.

Историю российских университетов следует начинать с 28 января 1724 г., когда Сенат принял Указ об учреждении Академии наук с  университетом и гимназией. Об этом свидетельствует и Постановление Правительства Российской Федерации от 1 ноября 1997 г, о праздновании в 1999 г. 275-летия Санкт-Петербургского университета.

       Как же происходило создание первого  российского университета? Петр I в  переписке с известным, немецким ученым Вольфом (1720 -1721 гг.) выработал основные организационные принципы российских университетов: совместное существование Академии наук, университета и гимназии, академики одновременно являются и профессорами университета, выпускники гимназии поступают в университет, который служит не только развитию науки, но и широкому распространению научных знаний, и т.д. Д. И. Менделеев считал, что император опирался, прежде всего, на голландский опыт, где академии и университеты тогда существовали совместно. По поручению Петра I лейб-медик Блюментрост 24 января 1724 г. представил императору регламент устройства Академии наук и при ней университета и гимназии. После изучения документа царем он был рассмотрен на заседании Сената и последовал указ от 28 января 1724 г., согласно которому для содержания Академии наук и университета предназначались налоги с городов Нарвы, Дерпта, Пернова и Аренсбурга. В указе отмечалось, что «...Университет есть собрание ученых людей, которые наукам высоким, яко теологии и юриспруденции (прав искусству), медицины и философии, сиречь до какого состояния оные ныне дошли, младых людей обучают...»

Сразу же встал  вопрос о приглашении преподавателей из-за рубежа в связи с отсутствием  отечественных кадров. Граф Головкин и князь Куракин вели переговоры со многими учеными в Европе, приглашая их преподавать в Академическом университете (АУ). Переговоры шли трудно, требования профессоров неоднократно менялись, многие из них боялись ехать в неведомую холодную страну. Петр I не дожил до открытия своего детища, которое состоялось уже при Екатерине I, издавшей 21 декабря 1725 г., указ, заканчивавшийся словами: «И сей указ велите в народ публиковать, дабы о той академии всяк ведал, и имел бы тщание отдавать в разные науки детей своих и свойственников».

       Первоначально удалось пригласить тринадцать профессоров  и четырех адъютантов, прибывших  в 1725 г. в Петербург, чтобы совмещать  занятия наукой в Академии с преподаванием  в университете. Академикам было установлено  жалованье — по 1 тыс. руб. в год, при этом иностранцам разрешалось платить до 2 тыс. рублей. Кроме того, оплачивались квартира, дрова, свечи. Для жилья академиков первоначально был оборудован дом Шафирова на Петербургской стороне. 15 августа 1725 г. академики были представлены Екатерине I.

       Но  оказалось, что отсутствовали студенты, ибо в России не было подготовленных для слушания университетских лекций молодых людей, тем более что  требовалось знание латыни и современных  европейских языков, так как на них велось все преподавание, ибо  профессора не знали русского языка. Тогда было решено вызвать несколько молодых людей из числа посланных при Петре I учиться за границу. Таким образом удалось отобрать первых 8 студентов, которым 17 преподавателей должны были читать лекции.

       Среди первых профессоров Академического университета необходимо упомянуть математика Н. Бернулли, астронома И. Делиля, правоведа X. Гольдбаха, физика Г. Бюльфингера, физиолога Я. Германа. Это были известные ученые, немало сделавшие для развития образования и науки в России. Университет, как считает итальянский историк В. Страда, был одним из каналов, по которым с петровских времен шла европеизация России.

       27 декабря 1725 г. состоялось торжественное  открытие Академии наук, а в  январе 1726 г. начались учеба в  университете и чтение профессорами публичных лекций. Первым русским студентом Академического университета (АУ) по списку числился Филипп Анохин, отозванный из Германии. Из-за недостатка студентов профессора ходили на лекции друг к другу, были попытки организовать публичные лекции по физике и анатомии с демонстрацией опытов, но и их плохо посещала публика.

       Обеспечение Академического университета студентами было самой сложной проблемой за весь период его существования, ее пытались решать разными путями: отзывом из-за границы, направлением учащихся духовных академий и семинарий, которые часто оказывались неподготовленными воспринимать науку, открытием доступа в университет для всех сословий, кроме крепостных, и т.д. Но это не давало желаемых результатов, число студентов оставалось незначительным, часто бывали годы, когда отсутствовали очередные наборы и выпуски. Так, в 1771 г. в Академическом университете числилось 12 студентов, в 1795 г, - 8, в 1798 г. - 11. Но такое положение с численностью студентов было характерно в первые века существования и для многих европейских университетов. В России это обусловливалось и нежеланием дворянства отдавать своих детей в университет, и большей престижностью военной карьеры, и перенесением при Анне Иоанновне столицы из Петербурга в Москву, и недостаточным развитием в России среднего образования. Так, в 1765 г. из 18 студентов половина заявила, что непригодна к учебе и просила отчислить их из АУ. Один из них писал в заявлении ректору: «Много времени почти без всякой пользы препроводил, так как натуральной остроты к наукам не имею; совершенно знаю, что никакой пользы наукам в академии принести не могу, хотя десять лет в студентах проживу, только время бесполезно потеряю».

В то же время  в университете обучались и талантливые  студенты, некоторые из них занимались с профессорами по индивидуальным планам, участвовали в экспедициях, организованных Академией наук, успешно сдавали экзамены и получали медали за свои сочинения. Например, В. Ададуров в 1731 г. еще студентом разработал первые основания грамматики русского языка, несколько студентов участвовали в экспедиции В. Беринга на Камчатку. Лучшие студенты проводили занятия в гимназии. Для студентов было установлено жалованье: 72 руб. в год российскому студенту и 200 руб. - иностранному. Первоначально студенты жили на частных квартирах, затем был арендован дом у Строгановых, ставший первым общежитием.

       В Академическом университете не было деления на факультеты, поэтому все студенты изучали первый год математические науки и те, которые от них зависят, второй год — все части физики, третий год - гуманитарные, историю, право. Лекции начинались с 7 часов утра, продолжительность каждой - астрономический час. Их посещали и способные гимназисты.

       Академический университет не имел своего устава и только в утвержденном в 1747 г. первом академическом Регламенте ряд статей был посвящен университету; часть академиков должна была читать лекции в университете, была введена категория казеннокоштных студентов, обучавшихся за государственный счет, давались некоторые преимущества по службе окончившим университет. В параграфе 37 Регламента было дано такое определение: «Университет есть собрание учащих и учащихся людей. Первые называются профессора, а другие - студенты».

       После принятия Регламента ректору было поручено подготовить университетский Устав. Вместо этого в 1750 г. была сочинена временная инструкция, в ней особое внимание уделялось наказаниям: профессора за пропуски лекций и опоздания штрафовались на дневной оклад, студенты за провинности заключались в карцер на срок до двух недель, им запрещалось носить студенческую форму (зеленый кафтан, шляпа, шпага), и надевать они должны были серый кафтан. Студенты вели себя очень буйно в общежитии, пьянствовали, инспектор просил присылать солдат для наведения порядка. Отдельных студентов подвергали наказанию розгами за дерзкое поведение с профессорами.

       Трудности, переживавшиеся Академическим университетом, вызвали негативную оценку М. В. Ломоносова: «ни образа, ни подобия университетского не видно». К сожалению, эта эмоциональная оценка была некритически воспринята последующими историками, в том числе даже В. О. Ключевским, и дала один из поводов для пренебрежительного отношения к университету.

       В 1758 - 1764 гг. ректором был Ломоносов, который попытался перестроить университет, подготовил проект Устава, Он настаивал, чтобы дорога в университет была открыта и для помещичьих крестьян, ссылаясь на Рим, где рабы, получившие образование, становились вольноотпущенниками. Ломоносов предлагал торжественно ввести новый Устав в жизнь, как бы возродить университет, пригласив на торжественный акт видных европейских ученых, представителей зарубежных университетов и т.д.2

       Особое  значение он придавал предоставлению университету права «производить в  градусы», т. е. возводить в ученые степени. Михаил Васильевич подготовил Похвальное слово императрице Елизавете Петровне, которое хотел произнести на торжестве. Но смерть императрицы, а затем болезнь и смерть самого Ломоносова не позволили осуществить эти планы. В это время уже функционировал Московский университет, и основные усилия правительства и общественности были сосредоточены на его поддержке.

       Вскоре  после смерти М. В. Ломоносова Академический  университет и гимназия были объединены в одно учебное заведение - Училище  академии, которое просуществовало до начала XIX в., полностью сохраняя университетское образование. Имеющиеся документальные свидетельства и воспоминания современников позволяют говорить о том, что Академический университет действовал до начала XIX в. и перестал формально существовать с принятием нового Регламента Академии наук в 1803 г., в котором исчезли официальные упоминания о нем.

       Значительная  роль Академического университета в истории российского образования и отечественной науки нам видится в том, что, во-первых, это был первый российский университет, он положил начало университетскому образованию в России; во-вторых, из стен его вышло немало крупных ученых, в том числе и будущих профессоров Московского университета, т.е. были заложены основы отечественной науки, доказано, что « может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов российская земля рождать»; в-третьих, опыт университета, как позитивный, так и негативный, был учтен при создании других российских университетов,, прежде всего Московского; в-четвертых, в АУ начали формироваться многие черты российской университетской системы: светский характер, отсутствие богословского факультета, широкое сословное представительство студенчества, связь образования с научными исследованиями и т.д., и, наконец, АУ создал в Петербурге предпосылки дальнейшего развития высшего образования, которое продолжилось деятельностью Санкт-Петербургского университета.

Информация о работе Первые университеты в России