Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 00:18, курсовая работа
В рамках своей темы я изучил деятельность первых российских высших учебных заведений. Сам по себе первый опыт университетского образования в России связан с деятельностью Петербургского Академического университета. Государственная университетская система оформилась в 1-ой половине 19 века, когда к открытому в 1755 Московскому университету добавились Казанский университет (1804) и Харьковский университет (1805), а также реорганизованные в 1803—1804 Виленский (Вильнюсский университет; закрыт в 1831) и Дерптский (Юрьевский, Тартуский) университеты. В 1819 на базе Главного педагогического института основан Санкт-Петербургский университет.
Основным
итогом истории Академического университета
явился вывод о необходимости
открытия полноправного российского
высшего учебного заведения, наделенного
организационной и правовой структурой
2-
История Российских университетов. Курс
лекций, г. Саратов. 1998
европейских профессорских корпораций, что и осуществилось в 1755 г. в Москве. Существование же Академического университета к концу XVIII в. постепенно сходит на нет. Короткий взлет его преподавательской активности в начале 1760-х гг., связанный с деятельностью Ломоносова, заканчивается
со смертью последнего, а после 1766 г. университет теряет даже название высшего учебного заведения, существуя слитно с гимназией под именем Академического училища, воспитанники старшего класса которого иногда назывались студентами. Вследствие расстроенного состояния этого училища в начале XIX в., новый устав Академии наук (1803 г.) уже не предусматривал его продления.3
В
то время как история
Михаил Васильевич сыграл выдающуюся роль в выработке идеи открытия университета в Москве, в разработке проекта его Устава, используя для этого свой опыт знакомства с западноевропейскими университетами, особенно Лейденским. Однако без помощи и поддержки Шувалова, без его придворных связей и личного понимания необходимости университета в Москве идеи Ломоносова могли бы остаться в нашей памяти утопическим проектом. Именно их сотрудничество обеспечило быструю и удачную реализацию идеи.
Летом 1754 г. Шувалов представил Сенату предложение об открытии университета в Москве, мотивируя это ее географическим положением в центре государства, в отличие от Петербурга, нахождением в Москве большего количества дворянских семей, детям которых необходимо получить университетское образование для будущей карьеры. Сенаторы достаточно быстро отреагировали на предложение Шувалова и 19 июля 1754 г. согласились с ним, доложив об этом Елизавете Петровне.
Первоначально
собирались открыть университет
уже в 1754 г., но задержала подготовка
здания: покупка, переселение, ремонт,
просушка и т.д. 12 января 1755 г. императрица
подписала «Высочайше утвержденный проект
3-
Отечественная история 1998 №5
об учреждении Московского университета», и этот день стал рассматриваться в дальнейшем как день рождения Московского университета.
Вопрос о том, какую дату считать днем рождения того или иного
университета, до сих пор остается спорным, ибо одни начинают отсчет от
появления официального документа об открытии, другие — от начала строительства университетских зданий, третьи - от торжественного акта открытия университета, четвертые - от начала функционирования университета в качестве учебного заведения. На наш взгляд, следовало бы считать началом существования университета тот день, когда он приступил к своим прямым обязанностям: обучать и воспитывать студентов.
Торжественное открытие Московского университета прошло 26 апреля 1755 г. в Аптекарском доме (на месте нынешнего Исторического музея). «Санкт-Петербургские ведомости» сообщали, что в 8 часов утра состоялся молебен по случаю открытия университета, затем в большом зале были произнесены речи на русском, латинском, французском и немецком языках. Профессор А. А. Барсов в своей речи отметил, что университет - «место, определенное и посвященное наукам и учению; так что, назвавши университет его именем, в мысли и понятии представлять должно все собрание потребных в жизни человеческой наук, весь круг просвещающего разум учения». После торжественной части для знатных гостей был устроен прием с винами, кофе, чаем, конфетами. В шестом часу вечера началась иллюминация, которая привлекла много народа, приходившего смотреть ее всю ночь, ибо длились
до утра торжества.
Помещение Аптекарского дома оказалось явно недостаточным и
поэтому начали покупать находившиеся поблизости дома, в частности дом на Моховой князей Репниных. Было передано университету и казенное здание, где прежде располагалась Межевая канцелярия. И только в 1783 г. был утвержден проект Матвея Казакова на строительство собственного университетского здания, которое продолжалось с 1786 по 1793 г. (был еще проект Василия Баженова построить здание на Воробьевых горах).
В
университетском Уставе, действовавшем
по 1804 г., определялись основные параметры
жизни университета: наличие трех
факультетов (юридического, медицинского
и философского) с 10 профессорами на
них (3 - на юридическом, 3 - на медицинском
и 4 - на философском), создание двух гимназий
(для дворян и разночинцев отдельно), которые
бы поставляли будущих студентов, наличие
университетского суда и неподсудность
профессоров, служащих и учащихся другим
властям, прямое подчинение университета
Сенату. Обучение было рассчитано на 3
года. Во главе университета назначался
директор (первый - Алексей Аргамаков),
который был лишь администратором. Университет
имел двух кураторов, обычно крупных чиновников,
государственных деятелей, представлявших
интересы университета перед двором и
наблюдавших за общим состоянием МУ. Первыми
кураторами Елизавета Петровна назначила
И. Шувалова и Л. Блюментроста. Профессора
университета 5 дней в неделю читали лекции
студентам и ежедневно должны были выступать
с бесплатными 2-часовыми публичными лекциями
на латыни. По субботам под председательством
директора проходили профессорские конференции,
на которых определялся распорядок учения,
какие предметы и по каким учебникам преподавать.
Рис
14
На учебу в университет
принимались без различия сословий, даже
крепостные, если помещик соглашался оплачивать
их обучение и дать им вольную. Студенты
университета носили форму, которая менялась
несколько раз. Так, при Екатерине II у них
были зеленые мундиры с красным воротником,
обшлагами и подбоем. К этому прилагались
шпаги и шляпы, напудренные прически. Учебный
год начинался в июле и прерывался двумя
каникулами: 18 декабря - 6 января и 10 июня
- 1 июля. В последнюю субботу каждого месяца
проводились студенческие, а в конце полугодия
публичные диспуты. Студентам ежегодно
предлагались темы для письменных сочинений
и за лучшие учреждались золотые и серебряные
медали.
4- Вестник Московского университета 1955 №5
Екатерина II интересовалась успехами студентов, и директор Херасков
ежегодно докладывал
императрице о результатах
о студенте Родионе Гвоздиковском сообщалось, что он натуральный
недостаток разума награждает своим прилежанием и рачением, о студенте Николае Рубиковском - ничего не успел, хотя и оказывает свое рачение хождением на лекции.
В университете вводилась должность пристава, который следил за чистотой и порядком, знал, где живет каждый студент, и ежедневно утром рапортовал директору о прошедшем дне. По университетскому Уставу «все профессора и служащие университета должны жить недалеко от него, дабы в прохаживании туда и назад напрасно время не теряли».
В основу Устава Московского университета были положены традиции ряда европейских университетов, что делало российский университет непривычным явлением в самодержавной стране: он имел необычные для России XVIII века права и вольности. В то же время профессора университета считали, что их права ограничены, и в 1765 г. поставили вопрос о выборном проректоре из числа ученых, о передаче профессорской конференции решения проблемы приглашения новых профессоров и т.п. Но их просьбы не были тогда удовлетворены. В 1771 г. были изданы «Правила поведения студентов Московского университета».
И в новом университете самой сложной была кадровая проблема. Правда, к этому времени появились первые русские профессора (Поповский и Барсов), которых зачислили в штаты, но большинство приглашалось из-за границы. В первые 50 лет существования МУ постоянно ощущалась нехватка профессоров. Поэтому приходилось часто одному профессору читать лекции по всем предметам целого факультета или посылали студентов слушать лекции в Петербург, где в Академическом университете был нужный специалист. Все это отрицательно сказывалось на уровне преподавания. Д. И. Фонвизин, который поступил в гимназию при Московском университете с ее основания в 1755 г. и окончил университет в 1762 г., писал в своей «Автобиографии», что преподавание было поставлено очень плохо, многие преподаватели слабо знали свой предмет. Он получил в университете знания по иностранным языкам и интерес к словесным наукам, а из профессоров отмечал лишь Шадена, живо читавшего лекции по логике на латыни. Граф Воронцов, учившийся в Московском университете почти в то же время, просил отца забрать его из университета, ибо никаких знаний не получал, так как учителя - пьяницы, а ученики самые подлые поступки совершали и могли испортить человека самого лучшего воспитания. Основная масса приглашенных профессоров не знала русского языка, что затрудняло их общение со студентами. Долгое время происходили конфликты между российскими и иностранными профессорами, что также сказывалось на работе университета. Профессора Поповский и Барсов стремились преподавать ряд предметов на русском языке, но были в меньшинстве.
В XVIII в. в российских дворянских семьях существовало предубеждение к университету и научной деятельности, детей стремились отдавать в кадетские корпуса. Поэтому первые 30 студентов МУ были набраны из учеников духовных учебных заведений, среди них не было дворянских детей, и только в 1759 г., когда состоялся первый выпуск из университетской гимназии, появились студенты из дворян. Во второй половине XVIH в. количество студентов в Московском университете было незначительным, а число окончивших курс в отдельные годы измерялось единицами. Оценивая состояние МУ к началу 80-х гг. XVIII в., В. О. Ключевский говорил в своих лекциях, что университет еще не успел докончить своего обзаведения; были аудитории и кафедры, профессора и студенты, были обстановка и личный состав науки, но сама наука с трудом пробивалась сквозь то и другое, не успела еще обжиться на новоселье. Число студентов в иные годы не доходило и до сотни; иногда на юридическом факультете, как и на медицинском, оставалось по одному студенту и по одному профессору, который читал все науки своего факультета; студенты занимались в университете не более 100 дней в году; родной речи почти не слышно было с кафедр; люди хорошего общества еще побаивались пускать в университет своих сыновей.
Несмотря на все сложности и трудности, Московский университет рос и развивался, играл все большую роль в жизни общества, превращался не только в научно-учебный, но и культурный центр Москвы. Этому способствовало появление в 1756 г. ряда указов императрицы: о разрешении университету иметь типографию, книжную лавку, выпускать газету. 26 апреля 1756 г. вышел первый номер «Московских ведомостей», которые редактировали профессора Поповский и Барсов. Газета сообщала о важнейших событиях в Европе и России, университетских новостях, помещала императорские указы и т. д. 3 июля 1756 г. была открыта университетская библиотека, где желавшие могли читать по средам и субботам с 2 до 5 часов дня. 17 декабря 1756 г. состоялся первый студенческий диспут по философии: 2 студента защищали свои тезисы, а 4 их опровергали. В первые же годы существования университета под руководством Хераскова был создан Студенческий театр, который в 1759 г. слился с итальянской труппой Локателли и образовал профессиональный театр «Оперный дом». В 1777 г. Студенческий театр был возрожден усилиями П. А. Плавильщикова и П. И. Страхова, будущего профессора физики и ректора МУ.
Особенно
активно действовали
Уже в первые годы существования Московского университета Ломоносов, Шувалов и некоторые другие стремились побудить императрицу принять меры к поднятию престижа университетского образования. В 1756 г. появился указ, в котором учеба в университете приравнивалась к государственной и военной службе, выслуга лет шла одновременно с учебой, успешно окончившим университет сразу присваивался обер-офицерский чин. В университет стали отдавать детей многие знатные семьи, но это продолжалось недолго, так как учение в России не вошло еще в плоть и кровь, учеников и студентов часто отвлекали от учебы, отзывали домой, устраивали на службу, а после опубликования «Манифеста о вольности дворянской» и совсем перестали посылать детей в МУ. Так, в 1760 г. были отчислены из университета Г. Потемкин и Н. Новиков, которые до этого блистали успехами, ибо их родители посчитали, что года пребывания в университете достаточно, пора заняться настоящим делом.
В конце века Московский университет получил право присуждать ученые степени, и в 1791 г. состоялся первый публичный диспут по диссертации Ф. Барсук-Моисеева «О дыхании», получившего степень доктора медицины.
Нелегко жилось университетским профессорам; оплата была низкой (500 руб. в год получал ординарный профессор и 400 руб. — экстраординарный), ее иногда задерживали до года, приходилось давать частные уроки. Государственных денег университету не хватало, помогали меценаты. Так, семья Демидовых выделяла деньги, строительные материалы, книги, гербарии. Казеннокоштные студенты получали 100 руб. в год, жили в общежитии вместе с гимназистами, помогали им в учебе и сами приобретали навыки воспитательной и преподавательской работы.
В середине XVIII в. университетское образование в Европе, и особенно в Германии, переживает период расцвета. В 1734 г. был открыт и сразу же приобрел заслуженную славу Геттингенский университет, с которым традиционно связывается окончательное утверждение в университетском образовании трех свобод управления, преподавания и обучения,- составлявших основу понятия автономии ученой корпорации в Новое время. На этом фоне зачаточное состояние так называемого университета в Петербурге было ясно тем российским ученым, которые смогли познакомиться с европейскими высшими учебными заведениями, как впрочем, и очевидны были пути его улучшения. То, что в конце петровской эпохи воспринималось как преимущество- соединение в одном учреждении функций Академии наук и Университета - на деле оказалось не в состоянии одинаково успешно организовывать фундаментальные научные исследования и учебный процесс, и в результате стало препятствием к подлинному развитию высшего образования в Петербурге. Теперь важной задачей становилось открытие настоящего российского университета, и борьбу за ее воплощение со стороны Академии наук возглавил М.В. Ломоносов.