Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 00:18, курсовая работа
В рамках своей темы я изучил деятельность первых российских высших учебных заведений. Сам по себе первый опыт университетского образования в России связан с деятельностью Петербургского Академического университета. Государственная университетская система оформилась в 1-ой половине 19 века, когда к открытому в 1755 Московскому университету добавились Казанский университет (1804) и Харьковский университет (1805), а также реорганизованные в 1803—1804 Виленский (Вильнюсский университет; закрыт в 1831) и Дерптский (Юрьевский, Тартуский) университеты. В 1819 на базе Главного педагогического института основан Санкт-Петербургский университет.
Как известно, немаловажную роль в открытии Петербургского университета сыграл Ломоносов. После возвращения в 1741 г. в Петербург из-за границы, куда Ломоносов был командирован в числе других студентов-стипендиатов Университета, он активно включился в педагогический процесс. Молодой ученный подготовил лекционные курсы для чтения студентам, в том числе и курс физики на русском языке (в 1746 г.). Его авторитет среди профессоров и студентов основывался, прежде всего, на интенсивной педагогической и административной деятельности. С 1757 г. Ломоносов входил в состав Академической канцелярии по управлению учебными делами, им были подготовлены проекты документов по усовершенствованию деятельности Университета и Гимназии. В январе 1760 г. президент Академии наук передал в единоличное управление Ломоносова Университет и Гимназию, т.е. фактически назначил его ректором.
Важной вехой в истории Петербургского университета стало событие 24 июня 1747 г., когда в Царском Селе императрица Елизавета Петровна утвердила "Регламент императорской Академии наук и художеств в Санкт-Петербурге", который на долгие годы опередил статус Университета и Гимназии. Введение в действие Регламента подтвердило существовавшую ранее практику деятельности Университета и Гимназии - публичных лекций, студенческих научных исследований, лабораторных занятий, апробации студенческих работ перед академическим собранием, высоких требований к профессорам и студентам.
В истории Петербургского университета XVIII в. особая роль принадлежит Гимназии. В первое столетие существования Университета, во время многочисленных преобразований, только благодаря Гимназии сохранился университетский курс в стенах Академии наук. В XVIII и даже в начале XIX в. еще не были четко разграничены программы средних и высших школ. Часто учебные заведения совмещали в себе черты и начального, и среднего, и высшего учебного заведения. Таковы были в ту пору в России гимназии, лицеи, университеты и училища. Особую значимость Гимназии в судьбе Университета в Петербурге подчеркивал Ломоносов. Он считал ее за Universitatis nutrix sen penu atque promtuarium (кормилицу университета, его кладовую и поставщицу).
Период
становления Гимназии был долгим,
трудным и сопровождался
После смерти Ломоносова в 1765 г. учебные заведения Академии наук - Университет и Гимназия - подверглись новым преобразованиям, которые привели к их слиянию. Именно этим объясняется и относительно редкое упоминание в документах того времени (но не полное его отсутствие) термина "Университет" и появление нового - "Училище Академии", "Академическое Училище" или "Училище при Академии". При этом не исчезло и название "Академическая гимназия". Существует и некоторая путаница в названии учащихся, их называли "воспитанники", "питомцы", "гимназисты", "элевы", "старшие гимназисты", "студенты". Уместно обратиться к суждению такого авторитетного знатока истории российского просвещения, как М.И. Сухомлинов. Он писал "В XVIII столетии не было резкой грани между названиями студент и гимназист; нередко одни и те же лица в один и тот же период времени слушали лекции в университете и учились некоторым предметам в гимназии или в народном училище. Гимназии считались то низшими, то средними, то высшими учебными заведениями, в последнем случае однозначными с университетом".
Считается, что реформу, объединившую учебные заведения Академии наук, осуществил в 1770 г. инспектор Г. Бакмейстер. Он ввел для лучших учеников старших классов чтение университетских курсов на латинском и немецком языках. Интересно, что опыт совместного гимназического и университетского обучения был осуществлен еще при Ломоносове. По его инициативе из самых способных учеников был создан "директорский" класс, где преподавался курс наук, близкий по содержанию и методу преподавания к университетскому.
Особое место в истории Петербургского университета принадлежит княгине Е.Р. Дашковой. Она была назначена на должность директора Академии наук в январе 1783 г., а через 12 лет удалилась в "отпуск" и не возвращалась к управлению вверенным ей учебными заведениями до ноября 1796 г., когда император Павел I подписал Указ о ее отставке. Дашкова взяла в свои руки руководство Академией наук в то время, когда Академия находилась в состоянии упадка. В крайне заброшенном состоянии были и отдельные подразделения Академии, в том числе Университет и Гимназия, или, как они назывались после слияния, Училище Академии. Деятельность княгини по управлению Училищем Академии, ее успехи в педагогической деятельности - крупное явление русской культуры XVIII века. Без всестороннего анализа ее опыта не будет полной истории университетского образования в Петербурге.
Дашковой не удалось добиться инаугурации Петербургского университета, так же как это не удалось сделать ее выдающемуся предшественнику - ректору университета Михаилу Ломоносову. Но в сохранении университетского курса в Петербурге, в совершенствовании учебного процесса, в повышении авторитета и международной известности Университета ее заслуги вне сомнения. Свои педагогические амбиции Дашкова осуществляла настойчиво и последовательно. Ее горячее стремление воспитать "человека совершенного" не во всем достигало желанной цели, но это было благородное стремление.
История педагогического процесса в Университете и Гимназии в XVIII в. была бы не достоверна без освещения облика и состава учебной студенческой библиотеки, ведущее место в которой составляла учебная литература по естественным наукам и общественным дисциплинам. Художественных книг в ней было мало. Духовную литературу представляли всего несколько изданий. К началу 1795 г. учебной библиотекой пользовались 136 читателей - студентов и гимназистов. Университетский курс в Училище Академии читался до 1805 года, наряду с этим ученые выступали перед студентами и жителями Петербурга с публичными лекциями. В начале XIX в. Училище Академии не только существовало, но и пользовалось популярностью среди населения Петербурга. Об этом свидетельствуют многочисленные обращения к руководству Академии наук и Училища Академии родителей, опекунов, обеспокоенных судьбой своих сыновей, племянников, внуков, с просьбой о приеме на учебу, которые хранятся в фондах Архива РАН.
8
февраля 1819 г. по указу Александра
I на базе Педагогического
С 1804 г. Университет занимал часть здания 12 коллегий - замечательного памятника русской архитектуры первой половины XVIII в., построенного по проекту архитектора Д. Трезини, - а в 1830 г. все здания было передано Университету.
Первоначально в воссозданном Университете было три факультета: историко-филологический, философско-юридический (позднее юридический) и физико-математический, которые делились на разряды; в 1854 г. к ним добавился факультет восточных языков. В таком составе факультетов Университет просуществовал до 1918 г. Впервые в российских университетах было проведено разделение факультетов на отделения, осуществлявшие более узкую специализацию студентов. Эта мера сыграла весьма заметную роль в истории отечественной высшей школы.
В ноябре 1819 г. был объявлен прием в Университет. Подали прошения 27 человек. Все, кроме одного, который имел удовлетворительный гимназический аттестат, были подвергнуты экзаменам. К 1829 г. в Университете числилось 132 студента. Занятия начинались в 8 часов утра и продолжались с двухчасовым перерывом до 6 часов вечера. Таким образом, студенты должны были слушать по 3-4 двухчасовые лекции ежедневно, кроме воскресенья. Срок обучения составлял три года. Студентам полагалось носить форменную одежду - синий мундир с красным воротником и петлицами, и синюю фуражку с малиновым околышком.
Волнения студентов Петербургского университета осенью 1861 г. стали первыми массовыми организованными выступлениями российского студенчества. В виде отклика на них произошли выступления студентов и других университетов, показавшие всю остроту "университетского вопроса" и необходимость коренной реорганизации российской высшей школы. Причем в условиях того времени борьба студентов за свои права приобретала, в определенной степени, политический характер. Многие представители либеральной профессуры сочувствовали студенческому движению.
В 1863 г. был принят новый университетский устав, действовавший до 1884 г. В его основу была положена идея автономии Университета как корпорации профессоров (оставаясь государственными учреждениями в сильно развитой бюрократической системе министерства народного просвещения царской России, полностью автономными университеты, разумеется, никогда не были). Главным, и в значительной степени независимым, органом управления Университета становился его Совет, в который по-прежнему входили все профессора. Совету принадлежало право выбора ректора, проректора, деканов, а так же профессоров на вакантные кафедры. Право утверждения в должности оставалось за министром, но в течение действия устава случаев с неутверждением ректора или деканов в Петербургском университете не было. Только при незамещении кафедры в течение года министр мог назначить профессора по своему усмотрению. Университетский совет получал возможность разделять факультеты на отделения, соединять и разделять кафедры, заменять одни из них другими, определять, какие предметы должны считаться обязательными или необязательными для студентов. Он же утверждал в ученых степенях, без последующего рассмотрения этого вопроса попечителем или министром, как было раньше. Вместе с увеличением значения Совета некоторую долю автономии получили и факультетские собрания (советы): их ведению были предоставлены все научные и учебные дела в пределах своего факультета.
Во второй половине XIX века в Университете складываются и получают развитие всемирно известные научные школы: П.Л. Чебышева - в математике, Э.Х. Ленца - в физике, Д.И. Менделеева и А.М. Бутлерова - в химии, А.Н. Бекетова - в ботанике, И.И. Мечникова и А.О. Ковалевского - в эмбриологии, И.М. Сеченова - в физиологии, В.В. Докучаева - в почвоведении, А.А. Иностранцева - в геологии, Ф.Ф. Соколова - в антиковедении, К.Н. Бестужева-Рюмина - в отечественной истории, Н.И. Кареева - в истории Европы, В.П. Васильева и В.Р. Розена - в ориенталистике.
С конца 60-х годов XIX века при Университете возникают научные общества. В 1868 г. было образовано Общество естествоиспытателей; в 1869 г. - Русское Химическое общество, созданное при деятельном участии Д.И. Менделееве и переименованное по его инициативе в 1878 г. в Русское Физико-Химическое общество. Позднее возникают Филологическое, Антропологическое и Историческое общества, Ботанический сад и Астрономическая обсерватория. В 1893 г. был создан Химический институт; двумя годами позже в зданиях Университета А.С. Попов продемонстрировал первый в мире радиотелеграф; в 1901 г. открылся первый в России Физический институт.
В конце XIX - начале XX в. в Университете работали известные отечественные ученые - математики А.А. Марков, А.М. Ляпунов, В.А. Стеклов, физики О.Д. Хвольсон, Д.С. Рождественский, астроном С.П. Глазенап, климатолог А.И. Воейков, химики Н.А. Меншуткин, Д.П. Коновалов. Большой вклад внесли университетские ученые в развитие гуманитарных наук. Восточный факультет стал крупнейшим в России центром ориенталистики. Труды выдающихся ученых-востоковедов С.Ф. Ольденбурга, Д.А. Хвольсона, П.К. Коковцева, Б.А. Тураева, В.В. Бартольда, Ф.И. Щербатского и других снискали Университету мировую славу.
Исследования филологов А.А. Шахматова, Н.Я. Марра, Н.С. Державина, С.А. Жебелева, историков С.Ф. Платонова, М.И. Ростовцева, философов В.С. Соловьева, А.И. Введенского, социолога М.М. Ковалевского, юристов В.А. Сергеева, А.И. Градовского, экономиста И.И. Кауфмана и многих других занимают видное место в истории гуманитарных наук.
Санкт-Петербургский
университет сыграл важную роль в
развитии отечественной общественно-
В Университете получили образование писатели И.С. Тургенев, Г.И. Успенский, Л.Н. Андреев, Д.Н. Мамин-Сибиряк, В.В. Вересаев, Я. Райнис, поэты А.А. Блок, Н.С. Гумилев, композиторы и музыканты М.И. Глинка, И.Ф. Стравинский, А.К. Глазунов, Е.А. Мравинский, художники М.А. Врубель, Н.К. Рерих, А.Н. Бенуа, И.А. Билибин, В.Д. Поленов, Н.Н.Ге, И.Э. Грабарь, Г.С. Верейский, театральные деятели С.П. Дягелев, А.И. Сумбатов-Южин, В.И. Качалов, А.П. Брянцев и ряд других выдающихся представителей отечественной и мировой культуры.
В
1916 г. профессорско-
Поворотным моментом в судьбе Санкт-Петербургского университета стали события начала 1819 г., в результате которых завершился растянувшийся почти на сто лет период его первоначального развития, ознаменовавшийся, прежде всего, борьбой за надлежащий статус, начатой в середине XVIII в. М.В. Ломоносовым.