Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 15:31, курсовая работа
Цель исследования - изучить основы и особенности теории старения в геронтопсихологии с учетом хронологического аспекта. Предмет исследования – теоретические характеристики психических процессов в период старения. Объект исследования – процесс старения.
Задачи исследования:
- рассмотреть теоретические подходы к изучению возрастных изменений психики человека;
- изучить понятие «старение», особенности протекания этого процесса и факторы на него влияющие;
- проанализировать влияние процесса старения на основные психофизиологические функции.
Ведение
1 Теории и традиции социальной геронтологии
1.1 Общая характеристика позднего периода жизни
1.2 Особенности развития личности в позднем возрасте
1.3 Биологические подходы к старению
1.4 Психологические подходы к старению
1.5 Социологические подходы к старению
Заключение
Список используемой литературы
Приложение А. Каскадная модель интеллектуального функционирования
Приложение Б. Подходы к старению
Содержание
Ведение
1 Теории и традиции социальной геронтологии
1.1 Общая характеристика позднего периода жизни
1.2 Особенности развития личности в позднем возрасте
1.3 Биологические подходы к
1.4 Психологические подходы к старению
1.5 Социологические подходы к старению
Заключение
Список используемой литературы
Приложение А. Каскадная модель интеллектуального функционирования
Приложение Б. Подходы к старению
Введение
Психическое
развитие как процесс, развертывающийся
во времени на протяжении жизненного
цикла человека, имеет определенную
временную структуру. Ее рассмотрение
имеет важное значение для понимания
потенциальных возможностей развития.
Хронологический подход позволяет
выявить типический ход и временные
закономерности индивидуального развития,
составить представления о
Временная структура индивидуального развития претерпевает значительные изменения в ходе истории человечества. В последние столетия, в XIX-XX вв., ее изменения происходят в трех основных направлениях. Увеличение средней продолжительности жизни человека сопровождается акселерацией, ускорением процессов роста и созревания в раннем онтогенезе и ретардацией, замедлением процессов старения. Преобразования временной структуры проявляются у людей, живущих на разных континентах и в различных по уровню развития странах, независимо от каких-либо конкретных условий. Эти изменения можно объяснить комплексом факторов, действие которых усиливается благодаря ускоренному росту материального и духовного потенциала цивилизации и которые воздействуют на механизмы индивидуального развития.
Старение
– универсальный и закономерный
биологический процесс, характеризующийся
постепенностью, разновременностью
и неуклонным прогрессированием, ведущий
к понижению адаптационных
Актуальность
проблемы проявляется в том, что
выделение периода старения и
разработка проблем геронтогенеза
связаны с комплексом социально-экономических,
биологических и
Цель исследования - изучить основы и особенности теории старения в геронтопсихологии с учетом хронологического аспекта.
Предмет исследования – теоретические характеристики психических процессов в период старения. Объект исследования – процесс старения.
Задачи исследования:
- рассмотреть
теоретические подходы к
- изучить понятие «старение», особенности протекания этого процесса и факторы на него влияющие;
- проанализировать влияние процесса старения на основные психофизиологические функции.
Теоретической основой данной работы стали труды отечественных психологов Абрамовой Г.С., Рыбалко Е.Ф. и Александровой М.Д. Информационной базой работы послужили разработки отечественных и зарубежных ученых в области геронтопсихологии. При написании работы использовались учебные пособия и учебники по психологии, социологии, антропологии и возрастной психологии.
1. Теории и традиции социальной геронтологии
1.1 Общая характеристика позднего периода жизни
Отсутствие
генетического подхода к
Однако, благодаря появлению новых знаний о структуре развития психофизиологических функций взрослого человека, такая точка зрения была заменена иной, основанной на положении о безграничности личностного развития человека, о развитии как основном способе существования. Согласно этой точке зрения становление любой функции (физиологической, психофизиологической, психической) происходит непрерывно от рождения до старости, причем различные стороны функций изменяются с разной степенью интенсивности.
Это свидетельствует о том, что единая научная теория индивидуально-психического развития не может быть построена без специальной разработки ее фундаментального раздела - психологии зрелости и старения.
Говоря о позднем периоде жизни, необходимо помнить, что в психологии нет четкого определения границ этого этапа онтогенеза. Как правило, ученые выделяют две возрастные группы - от 60 до 75 лет и старше 75 лет, неодинаковые по своему психологическому и медицинскому состоянию1.
Для людей, входящих
в первую группу, характерно сохранение
достаточно высокого уровня активности,
а наиболее значимыми проблемами
для них являются нарушение социально-
Для тех, кто
относится ко второй группе, на первый
план выходят медицинские проблемы,
связанные с ухудшением здоровья,
слабостью и часто
В литературе встречаются понятия «первой старости» и «второй старости», характеризующие пожилых людей, входящих в эти группы.
Психические
изменения, наблюдающиеся в процессе
старения, связаны с процессами инволюции
в центральной нервной системе.
Заметное увеличение времени реакции
считается наиболее общим и универсальным
признаком начала старения. Это проявляется
в снижении силы и подвижности
основных процессов жизнедеятельности,
охватывающих как большинство сенсорных
функций (зрение, слух, вкус, осязание),
так и моторику, восприятие нового,
запоминание - все поведение человека,
включая способность к
В разных теориях
с различных методологических позиций
рассматриваются причины
На оба
эти процесса оказывает влияние
стиль жизни: место жительства, стрессы,
морально-этические принципы, социоэкономический
статус и многие другие его составляющие.
Ухудшение здоровья при вторичном
старении отличается от тех изменений,
которые могут происходить
Период терминального старения (приближающаяся смерть) может длиться от нескольких месяцев до нескольких лет.
Каскадная модель
объясняет некоторые аспекты
интеллектуального
первичное старение скорость перцепции,
вторичное старение рассуждение,
терминальное старение вербальные понятия.
Первичное старение снижает перцептивную скорость решения задач, т.е. скорость, с которой информация обрабатывается в ЦНС.
Вторичное старение влияет не только на скорость перцепции, но и на логические рассуждения (индукцию, решение абстрактных задач, формальные операции: выводы, заключения, предположения).
Наконец, в терминальном периоде нарушения затрагивают и другие уровни интеллекта, дополняя картину изменениями в понятийном мышлении (в нахождении информации и владении повседневными знаниями: словарный запас, понятливость, объем запоминаемой и хранящейся в памяти информации).
Однако данные
о постепенном ослаблении по мере
старения процессов восприятия и
возможностей двигательной сферы сочетаются
с весьма неоднозначной картиной
изменений в области
Изменение силы
и подвижности психических
Это способствует формированию собственных механизмов компенсации и адаптации к возрастным изменениям, определяя уровень интеллектуальной активности. Нормы же половозрастного ослабления психических функций в старости отсутствуют.
1.2 Особенности развития личности в позднем возрасте
В научной литературе широко распространено мнение о заострении или огрубении в старости присущих человеку личностных черт. Так, А.У. Тибилова считает, что характерологические изменения, свойственные нормальному старению, можно рассматривать происходящие за счет продолжения и усиления, присущих людям в более молодом возрасте черт в совокупности с изменениями, привносимыми самим процессом старения.
Другими словами,
в старости за счет собственно-возрастных
изменений происходит сдвиг в
негативную сторону присущих человеку
черт характера. Например, некоторые
люди с тревожно-мнительными
При этом в
старости не появляются новые личностные
характеристики, ни нравственные, ни социальные
качества личности не утрачиваются, а
негативные или психопатические
черты, проявляющиеся у пожилых,
были в зачатке и в молодости.
В силу ухудшающегося здоровья, проявления
мнительности, тревожности, неуверенности
в будущем и снижения жизненной
и социальной перспективы старые
люди больше подвержены паническим настроениям,
труднее приспосабливаются к
переменам в личной жизни и
обществе. При этом часто наступает
временная декомпенсация
Наряду с
указанными негативными сдвигами характера,
у многих людей в старости происходят
положительные изменения. Можно
нередко наблюдать
Люди позднего возраста вынуждены не только приспосабливаться к изменениям социальной ситуации, но и реагировать на изменения в себе. В этой связи возникает вопрос о самооценке в позднем возрасте: как пожилой человек оценивает себя и свое существование в свете новых обстоятельств, как осознает те изменения, которые он наблюдает в себе?
Большинство
ученых придерживается мнения о том,
что нарушения памяти являются основным
признаком психического старения. Расстройства
памяти - первый симптом собственно-возрастных
органических психозов позднего возраста.
Однако мнемические расстройства выявляются
и в картине благоприятного психического
старения, когда на протяжении всего
периода без изменений
Выраженная тревога отрицательно сказывается на таких параметрах, как логическая память, психический контроль. Ученые также отмечают неравномерность снижения различных функций памяти с возрастом. В частности, оперативная память ухудшается быстрее, чем кратковременная и объем непосредственной памяти. Постепенное снижение умственной работоспособности и опережающее ослабление оперативной памяти особенно явно выражено на фоне ясности воспоминаний далекого прошлого («дальняя реминисценция» и автобиографическая память). Сохранной остается и логико-смысловая память, которая помогает переработке и хранению логического и систематизированного материала, помогая преодолеть некоторые недостатки механической памяти. Большинство ученых отмечает, что проблема нарушений памяти тесно связана с особым отношением к прошлому, ролью воспоминаний в жизни пожилого и старого человека. Такое отношение к прошлому составляет значительную часть психической жизни старого человека, при этом обращает на себя внимание феномен особой, эмоционально окрашенной, обращенности пожилых людей к прошлому. Поэтому в работе с пожилыми людьми полезно применять метод биографического интервьюирования, для того чтобы высветить позитивные события жизни пожилого человека. Такая стимуляция воспоминаний помогает пожилым людям принять свою жизнь, понять, что она «была прожита не зря»3.