Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 15:31, курсовая работа
Цель исследования - изучить основы и особенности теории старения в геронтопсихологии с учетом хронологического аспекта. Предмет исследования – теоретические характеристики психических процессов в период старения. Объект исследования – процесс старения.
Задачи исследования:
- рассмотреть теоретические подходы к изучению возрастных изменений психики человека;
- изучить понятие «старение», особенности протекания этого процесса и факторы на него влияющие;
- проанализировать влияние процесса старения на основные психофизиологические функции.
Ведение
1 Теории и традиции социальной геронтологии
1.1 Общая характеристика позднего периода жизни
1.2 Особенности развития личности в позднем возрасте
1.3 Биологические подходы к старению
1.4 Психологические подходы к старению
1.5 Социологические подходы к старению
Заключение
Список используемой литературы
Приложение А. Каскадная модель интеллектуального функционирования
Приложение Б. Подходы к старению
1. Экспериментальная
психология - положила начало современному
научному психологическому
Первым значительным вкладом в изучение проблем психологического старения явилась работа сэра Фрэнсиса Галтона (1822-1911), троюродного брата Чарльза Дарвина. Его прежде всего интересовали вопросы интеллектуальной деятельности человека и ее трансформации в пожилом возрасте. Создание в первой половине 19 в. теста интеллектуальных способностей оказало значительное влияние на развитие психологии. Тест был составлен американским физиологом Терманом, сумевшим применить методику французских психологов А. Бине и Т. Энри, которой они пользовались при анализе сложных мыслительных действий человека в процессе познания. Успехи психологов в использовании на практике теста интеллекта позволили им обрести репутацию ученых-специалистов, способных оценивать и даже замерять абсолютные интеллектуальные способности людей. Однако еще не был сделан вывод о зависимости психологических характеристик людей от социальных факторов, не были исследованы в полной мере психологические различия, связанные с возрастными особенностями взрослых людей, особенно пожилых. Снижение некоторых психологических функций у пожилых людей объяснялось в основном процессами биологической деградации.
В психологии
постепенно начинает формироваться
представление о
Опираясь на основные концептуальные положения экспериментальной психологии, социальная геронтология уделяет особое внимание рассмотрению внешних социальных факторов, оказывающих влияние на состояние человека в процессе старения, способных как замедлить, так и ускорить этот процесс.
2. Психология развития
Традиционно
англо-американская школа психологии
исследовала психическую
Идея относительности человеческого развития, качественно прогрессирующего в виде скачков от одной стадии к другой, представлена в работах швейцарского психолога Жана Пиаже, где он исследовал основные стадии развития интеллекта в детском возрасте. Несмотря на то, что Пиаже ограничил свои исследования психологией детского возраста, его методология и научные выводы в целом широко использовались впоследствии многими учеными при анализе познавательных возможностей человека на всех этапах его жизненного пути, включая старость. Так, например, многие современные ученые, следуя традициям Пиаже, отстаивают точку зрения, согласно которой определяющей чертой взрослого возраста (в том числе пожилого) является способность воспринимать жизненные противоречия как осознанный факт. Психическая зрелость человека определяется не только признанием противоречий как необходимого условия жизни, но и эффективным использованием этих противоречий в мыслительной деятельности. Противоречия являются основанием для творческой деятельности, для новых открытии. Именно развитие диалектического мышления, в котором участвует и рациональное мышление, и интуиция, предвидение, предчувствие, т.е. бессознательное начало, является не только предметом изучения психологии и геронтопсихологии, но и широкой основой для психологической практики
Европейская
психология известна в научном мире
своим вкладом в изучение проблем
личности. Вне зависимости от отношения
различных школ в психологической
науке к идеям психоанализа можно
с уверенностью сказать, что теория
Зигмунда Фрейда оказала революционизирующее
воздействие на формирование современных
взглядов в области психологии развития,
на объяснение поведения человека,
поскольку она предложила теоретикам
и практикам динамическую модель
мотивационной сферы человека и
пробудила интерес к
Карл Юнг,
создавая альтернативную Фрейду школу
психоанализа, придавал еще большее
значение изучению проблем, как он называл,
«второй половины жизни» человека.
Для него середина жизни являлась
критическим поворотным моментом, когда
перед индивидом открывались
новые возможности для
Другой известный в научном мире современник Фрейда Альфред Адлер также занимался изучением различных аспектов мотиваций в поведении человека. Он не был согласен с фрейдистской трактовкой сексуальности как основного фактора мотивации поведения человека и считал, что основной мотивационной силой в жизни человека является чувство его собственной неполноценности. Любой индивид в той или иной степени испытывает это чувство. Особенно остро неполноценность ощущается человеком в детском возрасте, ибо тогда властные жизненные позиции являются исключительной привилегией взрослых. Некоторые люди испытывают это чувство более остро, чем другие, особенно когда речь идет о человеке с физическими недостатками или о тех, с кем в детстве слишком строго обращались. Адлер считал, что на протяжении всей своей жизни индивид стремится в той или иной степени компенсировать это первичное чувство неполноценности. Это стремление может принять как позитивную направленность и выразиться в достижении больших успехов в жизни индивида, в преодолении его физических недостатков, так и негативную окраску в виде демонстрации чрезмерной властности в отношениях с другими людьми. В пожилом возрасте чувство неполноценности переживается особенно остро, поскольку человек, как правило, начинает испытывать физическое недомогание, утрачивает привычный социальный статус, былую физическую привлекательность, а также многое другое, к чему он успел привыкнуть. Особенно болезненно пожилой человек переживает необходимость ограничить круг социальных связей и возможностей для интимных отношений. Адлер считал также, что иногда проявляемая замкнутость пожилого человека, уход «в себя» может объясняться боязнью потерять независимость и стать реально неполноценным. Подходы Адлера к решению проблем пожилого человека достаточно конструктивны. Он предлагает снимать чувство неполноценности и сопутствующие неврозы, помогая индивиду найти смысл жизни в оказании помощи другим людям, добиться такого состояния, когда ощущение принадлежности к социальной общности не покидало бы старого человека.
Подходы психоаналитиков
к изучению проблем старости интересны,
но не бесспорны, поскольку большинство
из них были клиницистами и свои
научные выводы делали по результатам
своей практики, ограниченной лишь
контингентом людей, обращавшихся к
ним за помощью. Поэтому по сей
день многие теоретики в области
психологии сомневаются по поводу абсолютной
истинности и применимости выводов
психоаналитиков относительно мотивации
поведения индивида, считая, что
их нельзя признать в качестве постулата
об общих закономерностях
Попытки объяснить
процессы психологического старения индивида
содержатся не только в психологических
исследованиях, но и в других теориях
психологического научного знания. Одной
из наиболее интересных зарубежных концепций,
вошедших в научный «арсенал»
современной геронтологии, является
теория Эрика Эриксона о 8 стадиях
развития личности, имеющих определенную
цель в достижении того или иного
социально-ценностного
Тем не менее,
неоценимой заслугой Эриксона в разработке
геронтологического знания является его
идея о целостности жизненного пути
человека. Чтобы понять пожилого человека,
необходимо увидеть его в контексте
всей его жизни, включающей в себя
все его проблемы, успешно или
неудачно решенные на более ранних
этапах его жизненного пути. Почему
так важна эта идея для теории
и практики, особенно для социальной
работы с пожилыми людьми? Прежде чем
оказывать помощь, во-первых, необходимо
понять, что ситуации, в которых
оказывается человек в
Во-вторых, очень
важно осознать, что развитие человека
- не однолинейно, оно «многовекторно».
Неверно предполагать, что интеллектуальное,
физическое и социальное развитие имеют
одну и ту же траекторию. На каждом новом
этапе жизненного пути человека меняется
приоритетность тех или иных аспектов
его бытия. Другими словами каждый
период жизни характеризуется
В-третьих, что
особенно важно для социальной геронтологии,
- это отход от традиционного биологического
детерминизма при оценке психических
процессов развития человека. Психическая
деятельность человека и его социальная
среда, по Эриксону, взаимосвязаны и
взаимозависимы. Успешное развитие индивида
зависит от благоприятных психосоциальных
или социокультурных факторов, включая
его ближайшее и более широкое
социальное окружение. В свою очередь,
такое развитие является основой
для успешной эволюции любого другого,
общающегося с ним индивида. Эриксон
в своих выводах сделал акцент
на взаимозависимости и
Социальная
геронтология использует основные теоретические
выкладки Эриксона, Юнга и других для
более пристального изучения социальной
среды и ее воздействия на эволюционное
развитие человека. Следует, отметить,
что некоторые из этих идей уже
высказывались пионерами