Подходы к старению

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 15:31, курсовая работа

Описание

Цель исследования - изучить основы и особенности теории старения в геронтопсихологии с учетом хронологического аспекта. Предмет исследования – теоретические характеристики психических процессов в период старения. Объект исследования – процесс старения.
Задачи исследования:
- рассмотреть теоретические подходы к изучению возрастных изменений психики человека;
- изучить понятие «старение», особенности протекания этого процесса и факторы на него влияющие;
- проанализировать влияние процесса старения на основные психофизиологические функции.

Содержание

Ведение
1 Теории и традиции социальной геронтологии
1.1 Общая характеристика позднего периода жизни
1.2 Особенности развития личности в позднем возрасте
1.3 Биологические подходы к старению
1.4 Психологические подходы к старению
1.5 Социологические подходы к старению
Заключение
Список используемой литературы
Приложение А. Каскадная модель интеллектуального функционирования
Приложение Б. Подходы к старению

Работа состоит из  1 файл

подходы к старению, реферат.docx

— 76.15 Кб (Скачать документ)

Феноменология пытается рассматривать понятия, существующие в мире, как объекты или события, которые в основном обладают общими характеристиками для всех индивидов. Поэтому основы социальной жизни, по мнению Гуссерля, следует искать не в голове отдельного человека и не в его непосредственном опыте, а  в совокупном опыте всех живущих  в мире. Феноменологический подход в социологии получил дальнейшую разработку в трудах Шутца и впоследствии название этнометодологии (этно - люди, этнометодология - методы изучения различных  групп людей). По мнению Шутца, упорядоченная  жизнь индивида и общества основана на принимаемых на веру понятиях, которые  носят для всех универсальный  характер. Социальная жизнь поддерживается при помощи типификаций, т.е. общих  черт, свойственных тому или иному  предмету или объекту, либо действию, либо чувству, которые испытывает индивид, которые выражаются в объемных и  понимаемых всеми понятиях и словах. В этом отношении чрезвычайную важность приобретает процесс социализации и расширение социальных связей человека, которые способствуют не только формированию общих для всех понятий, но и всестороннему  взаимообмену. В целом, этнометодология  самостоятельно мало разрабатывала  социальные проблемы старости. Социальная геронтология заимствует из феноменологии  целостный подход к сущности человека, рассматривая его в единстве и  многообразии проявлений в нем социального16.

Таким образом, общим для представителей таких  теоретических направлений, как  интеракционизм, феноменология и  этнометодология, является их внимание к тому, как члены социума понимают, определяют и классифицируют свою социальную деятельность и какое значение они  придают ей и степени участия  в ней индивидов, что напрямую связано с обсуждением старости, определением старения.

Знакомство  с позициями вышеотмеченных теоретических  направлений, полностью или частично посвященных изучению проблем старения, позволяет сделать вывод о  том, что в них не существует единообразия в подходах к пониманию закономерного  процесса старения человека. Существуют различные точки зрения и на взаимоотношения  стареющего человека и общества. Все  теоретические подходы к проблемам  старения и перехода в разряд пожилых  можно разделить на две основные группы в соответствии с ответом  на вопрос: нужна ли преемственность  поколений или пожилые люди автоматически  ставятся за грань социума, превращаясь  в вымирающий маргинальный слой. Актуальными  вопросы старения становятся и в  рамках «нравственных завоеваний», учитывая взятие человеческим обществом  курса на гуманизацию отношений.

Однако характерной  особенностью теоретических подходов к проблемам старения является и  общая для всех попытка укрыться от ответа на поставленный вопрос за частными рассуждениями или исследованиями. Но ориентация современного общества на гуманистические начала, рост общей  культуры и сознания, с одной стороны, и новые тенденции в психологическом  осмыслении и отношении к старости, когда в большей степени все  большее число людей осознают потребности и необходимость  «противостояния» старению, борьбы за активное существование - с другой, не только углубляют и актуализируют  задачу теоретических и практических исследований явления старости и социальной оценки ее, но обусловливают востребование знаний о месте и взаимодействии разных, в т.ч. возрастных групп, их разных социально-психологических характеристиках.

 

Заключение

 

Психологические изменения, которые происходят в  процессе старения, ставят в качестве первоочередной задачи исследование особенностей социального поведения пожилых. Проблема общения пожилых людей, их адаптации к новым ролям  и условиям жизни не только существует, но и более значима для этого  возрастного периода по сравнению  с предыдущим.

Успешная  социализация пожилых людей - одно из основных условий поддержания высокого качества их жизни. Достаточно много  говорится об экономических и  медицинских проблемах, с которыми сталкиваются люди позднего возраста, но уровень медицинского обслуживания и материального обеспечения  не соотносится прямо с уровнем  психологического комфорта и оптимальным  для человека стилем жизни. Среди  наиболее важных проблем, связанных  с повышением уровня собственной  жизни, пожилые люди называют одиночество, состояние здоровья и экономические  проблемы. Таким образом, несмотря на актуальность качественного медицинского обслуживания и материального обеспечения, практически всех пожилых людей  не меньше мучают психологические проблемы: нарушение привычного образа жизни, отсутствие внимания со стороны общества и близких, одиночество.

Исследования  показывают, что существует несколько  способов компенсации того эмоционального напряжения, в котором находятся  пожилые люди, повышения уровня их социально-психологической адаптации. Это общение с природой, увлечение  искусством (как в плане творчества, так и в плане восприятия), появление  новой значимой деятельности, новых  интересов, перспективы (это особенно важно для людей старше 70 лет). Эмпирические данные свидетельствуют  о том, что общение с природой, домашними животными, уход за комнатными цветами, садом и огородом существенно снижают уровень напряженности, компенсируют недостаток общения пожилого человека. У людей, много времени проводящих на природе, менее выражен страх одиночества, ниже уровень агрессии и практически не наблюдается депрессивное состояние.

Не менее  значимое воздействие оказывает  и увлечение искусством. Пожилые  люди, которые часто ходят в  театр, консерваторию, посещают музеи  и выставочные залы, психически намного  устойчивее и в меньшей степени  подвержены депрессиям, чем их сверстники, которые равнодушны к искусству. Можно предположить, что эти интересы, входя в структуру личности, образуют устойчивую мотивацию, которая не изменяется с кризисом и не подвержена динамике при потере статуса, сужении круга  общения и других негативных проявлениях, характерных для старения. Такое  поведение формирует стиль жизни, который придает устойчивость адаптационному процессу в целом. Самостоятельное  творчество, так же как и любое  другое увлечение, тоже становится смыслообразующим мотивом, который, возглавляя иерархию мотивов личности, помогает придать  смысл другим стремлениям и потребностям пожилого человека.

Погруженность в собственную и чужую творческую деятельность увеличивает социально-психологическую  устойчивость пожилых и в связи  с тем, что повышает их креативность, стимулирует инновационные стремления, которых часто недостает людям  старших возрастных групп в силу их возрастных особенностей. Это необходимо пожилым для реализации их социальной активности, для адекватного разрешения непредвиденных, неопределенных ситуаций, из которых нельзя выйти с помощью  стереотипного поведения. Весь предпенсионный и начало пенсионного периода  фактически представляют собой новую  неопределенную ситуацию, требующую проявления творчества, неадаптивной стратегии поведения, прогрессивного развития тех личностных качеств, которые не ослабевают даже в пожилом возрасте при общении с искусством.

Как отмечают психологи, интерес к игровой  деятельности, спорту и, особенно, учебной  деятельности не ослабевает с возрастом. Просто пожилые люди отвыкают от этих форм деятельности. Поэтому некоторые  психогеронтологи предлагают в качестве средства интенсификации жизни старых людей привлечение их к учению и игре. Не менее важен и тот  факт, что такая деятельность происходит в группе единомышленников, а потому формирует адекватный, пусть даже и не очень широкий, но устойчивый круг общения, расширяет временную  перспективу.

 

Список используемой литературы

 

  1. Александрова М.Д. Проблемы геронтологии – Ленинград.: Изд-во Ленинградского университета, 1974. – 135 с.
  2. Александрова М.Д. Очерки психофизиологии старения – Ленинград.: Изд-во Ленинградского университета, 1965. – 112 с.
  3. Абрамова Г.С. Психология человеческой жизни: исследования геронтологии – М.: ИЦ «Академия», 2001. – 224 с.
  4. Абрамова Г.С. Возрастная психология: учеб. пособие – М.: «Академический проект», 2000. – 624 с.
  5. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь–справочник по психодиагностике. – СПб.: Питер, 2002. – 528с.
  6. Вегнер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика. В 2-х частях. – М.: Генезис, 2001. – 425с.
  7. Геронтология и гериатрия – СПб.: Питер, 1989. – 167 с.
  8. Гериатрия/под ред. Д.Ф.Чеботарева – М.: Медицина, 1990. – 239 с.
  9. Козлов А.А. Старость: социальная разобщенность или целостность? (Теории и традиции западной социальной геронтологии) // Мир психологии. - 1999. - № 2. - С. 80-96.
  10. Клиническая гериатрия: учеб. пособие – М.: Медицина, 1989. – 121 с.
  11. Крайг Г. Психология развития – СПб.: Питер, 2000. – 992 с.
  12. Маньковский М.Б. Актуальные проблемы геронтологии – Киев, 1968. – 118 с.
  13. Психология. Учебник для гуманитарных вузов / Под общ. ред. В.Н.Дружинина. — СПб.: Питер, 2001. — 656 с.
  14. Психология развития: учеб./под ред. Т.Д. Марциновской – М.: ИЦ «Академия», 2001. – 352 с.
  15. Психология старения и старости. Хрестоматия: учеб. пособие/ составит. О.В.Краснова – М.: ИЦ «Академия», 2003 – 416 с.
  16. Психология среднего возраста, старения, старости/под ред. член. Корр. РАО А.А.Реана – СПб.: «прайм-ЕВРОЗНАК», 2003. – 384 с.
  17. Просветительский журнал по социальным вопросам «Социальная защита», №5 (158) июль 2005
  18. Просветительский журнал по социальным вопросам «Социальная защита», №6 (159) июль 2005
  19. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии - СПб: Издательство «Питер», 2000 - 712 с.
  20. Рыбалко Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психология. – СПб.: Питер, 2001. – 224 с.
  21. Теория социальной работы: Учебник/ под ред. проф. Е.И. Холостова. – М.: Юристъ, 1999, - 334 с.
  22. Технология социальной работы.: Учеб. пособие/ под ред. И.Г.Зайнышева. – М.: ГИЦ ВЛАДОС, 2000. – 240 с.
  23. Феофанов К.Л. Виктор К. Старость в современном обществе: Руководство по социальной геронтологии // Социальная геронтология: Современные исследования. - М.: ИНИОН РАН, 1994. - С. 41-57.
  24. Хрисанфова Е.Н., Перевозчиков И.В. Антропология: Учебник. 2-е изд.. М.: Изд-во МГУ, 1999. – 400 с.
  25. Хухлаева О.В. Психология развития: молодости, зрелости, старости: учеб. пособие – М.: ИЦ «Академия», 2002 – 208 с.
  26. Якимова Е.В. Торнстон Л. Геронтология в динамическом обществе // Социальная геронтология: Современные исследования. — М.: ИНИОН РАН, 1994. - С. 58-68.

 

Приложение А

 

Каскадная модель интеллектуального функционирования

 

первичное старение   скорость перцепции,

вторичное старение   рассуждение,

терминальное  старение   вербальные понятия.

 

Приложение Б

 

Подходы к старению

 

Подходы к старению


 

Биологические  Психологические   Социологические


 

 

«программированное  старение»

«непрограммированное старение»

- модель  экспериментальной психологии

- модели психологии развития

- теория  отчуждения

- теория деятельности

- теория конфликта

- теория субкультуры пожилого  возраста


 

1 Психология развития: учеб./под ред. Т.Д.Марциновской – М.: ИЦ «Академия», 2001. – С. 16

2 Психология развития: учеб./под ред. Т.Д.Марциновской – М.: ИЦ «Академия», 2001. – С. 18

3 Психология развития: учеб./под ред. Т.Д.Марциновской – М.: ИЦ «Академия», 2001. – С. 34

4 Психология развития: учеб./под ред. Т.Д.Марциновской – М.: ИЦ «Академия», 2001. – С. 38

5 Хухлаева О.В. Психология развития: молодости, зрелости, старости: учеб. пособ. – М.: ИЦ «Академия», 2002 – С. 54.

6 Психология развития: учеб./под ред. Т.Д.Марциновской – М.: ИЦ «Академия», 2001. – С. 26

7 Психология развития: учеб./под ред. Т.Д.Марциновской – М.: ИЦ «Академия», 2001. – С. 29

8 Хухлаева О.В. Психология развития: молодости, зрелости, старости: учеб. пособ. – М.: ИЦ «Академия», 2002 – С. 59

9 Психология старения и старости: учеб. пособ/ составит. О.В.Краснова – М.: ИЦ «Академия», 2003 – С. 219.

10 Психология старения и старости: учеб. пособ/ составит. О.В.Краснова – М.: ИЦ «Академия», 2003 – С. 247

11 Психология старения и старости: учеб. пособ/ составит. О.В.Краснова – М.: ИЦ «Академия», 2003 – С. 243

12 Психология старения и старости: учеб. пособ/ составит. О.В.Краснова – М.: ИЦ «Академия», 2003 – С. 249

13 Психология старения и старости: учеб. пособ/ составит. О.В.Краснова – М.: ИЦ «Академия», 2003 – С. 252

14 Психология старения и старости: учеб. пособ/ составит. О.В.Краснова – М.: ИЦ «Академия», 2003 – С. 255

15 Психология старения и старости: учеб. пособ/ составит. О.В.Краснова – М.: ИЦ «Академия», 2003 – С. 257

16 Психология старения и старости: учеб. пособ/ составит. О.В.Краснова – М.: ИЦ «Академия», 2003 – С. 260




Информация о работе Подходы к старению