Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 15:31, курсовая работа
Цель исследования - изучить основы и особенности теории старения в геронтопсихологии с учетом хронологического аспекта. Предмет исследования – теоретические характеристики психических процессов в период старения. Объект исследования – процесс старения.
Задачи исследования:
- рассмотреть теоретические подходы к изучению возрастных изменений психики человека;
- изучить понятие «старение», особенности протекания этого процесса и факторы на него влияющие;
- проанализировать влияние процесса старения на основные психофизиологические функции.
Ведение
1 Теории и традиции социальной геронтологии
1.1 Общая характеристика позднего периода жизни
1.2 Особенности развития личности в позднем возрасте
1.3 Биологические подходы к старению
1.4 Психологические подходы к старению
1.5 Социологические подходы к старению
Заключение
Список используемой литературы
Приложение А. Каскадная модель интеллектуального функционирования
Приложение Б. Подходы к старению
Феноменология
пытается рассматривать понятия, существующие
в мире, как объекты или события,
которые в основном обладают общими
характеристиками для всех индивидов.
Поэтому основы социальной жизни, по
мнению Гуссерля, следует искать не
в голове отдельного человека и не
в его непосредственном опыте, а
в совокупном опыте всех живущих
в мире. Феноменологический подход
в социологии получил дальнейшую
разработку в трудах Шутца и впоследствии
название этнометодологии (этно - люди,
этнометодология - методы изучения различных
групп людей). По мнению Шутца, упорядоченная
жизнь индивида и общества основана
на принимаемых на веру понятиях, которые
носят для всех универсальный
характер. Социальная жизнь поддерживается
при помощи типификаций, т.е. общих
черт, свойственных тому или иному
предмету или объекту, либо действию,
либо чувству, которые испытывает индивид,
которые выражаются в объемных и
понимаемых всеми понятиях и словах.
В этом отношении чрезвычайную важность
приобретает процесс
Таким образом,
общим для представителей таких
теоретических направлений, как
интеракционизм, феноменология и
этнометодология, является их внимание
к тому, как члены социума понимают,
определяют и классифицируют свою социальную
деятельность и какое значение они
придают ей и степени участия
в ней индивидов, что напрямую
связано с обсуждением
Знакомство
с позициями вышеотмеченных теоретических
направлений, полностью или частично
посвященных изучению проблем старения,
позволяет сделать вывод о
том, что в них не существует единообразия
в подходах к пониманию закономерного
процесса старения человека. Существуют
различные точки зрения и на взаимоотношения
стареющего человека и общества. Все
теоретические подходы к
Однако характерной
особенностью теоретических подходов
к проблемам старения является и
общая для всех попытка укрыться
от ответа на поставленный вопрос за частными
рассуждениями или
Заключение
Психологические изменения, которые происходят в процессе старения, ставят в качестве первоочередной задачи исследование особенностей социального поведения пожилых. Проблема общения пожилых людей, их адаптации к новым ролям и условиям жизни не только существует, но и более значима для этого возрастного периода по сравнению с предыдущим.
Успешная социализация пожилых людей - одно из основных условий поддержания высокого качества их жизни. Достаточно много говорится об экономических и медицинских проблемах, с которыми сталкиваются люди позднего возраста, но уровень медицинского обслуживания и материального обеспечения не соотносится прямо с уровнем психологического комфорта и оптимальным для человека стилем жизни. Среди наиболее важных проблем, связанных с повышением уровня собственной жизни, пожилые люди называют одиночество, состояние здоровья и экономические проблемы. Таким образом, несмотря на актуальность качественного медицинского обслуживания и материального обеспечения, практически всех пожилых людей не меньше мучают психологические проблемы: нарушение привычного образа жизни, отсутствие внимания со стороны общества и близких, одиночество.
Исследования
показывают, что существует несколько
способов компенсации того эмоционального
напряжения, в котором находятся
пожилые люди, повышения уровня их
социально-психологической
Не менее
значимое воздействие оказывает
и увлечение искусством. Пожилые
люди, которые часто ходят в
театр, консерваторию, посещают музеи
и выставочные залы, психически намного
устойчивее и в меньшей степени
подвержены депрессиям, чем их сверстники,
которые равнодушны к искусству.
Можно предположить, что эти интересы,
входя в структуру личности, образуют
устойчивую мотивацию, которая не изменяется
с кризисом и не подвержена динамике
при потере статуса, сужении круга
общения и других негативных проявлениях,
характерных для старения. Такое
поведение формирует стиль
Погруженность
в собственную и чужую
Как отмечают психологи, интерес к игровой деятельности, спорту и, особенно, учебной деятельности не ослабевает с возрастом. Просто пожилые люди отвыкают от этих форм деятельности. Поэтому некоторые психогеронтологи предлагают в качестве средства интенсификации жизни старых людей привлечение их к учению и игре. Не менее важен и тот факт, что такая деятельность происходит в группе единомышленников, а потому формирует адекватный, пусть даже и не очень широкий, но устойчивый круг общения, расширяет временную перспективу.
Список используемой литературы
Приложение А
Каскадная
модель интеллектуального
первичное старение скорость перцепции,
вторичное старение рассуждение,
терминальное старение вербальные понятия.
Приложение Б
Подходы к старению
Подходы к старению
Биологические
«программированное старение» «непрограммированное старение» |
- модель экспериментальной психологии - модели психологии развития |
- теория отчуждения - теория деятельности - теория конфликта - теория субкультуры пожилого возраста |
1 Психология развития: учеб./под ред. Т.Д.Марциновской – М.: ИЦ «Академия», 2001. – С. 16
2 Психология развития: учеб./под ред. Т.Д.Марциновской – М.: ИЦ «Академия», 2001. – С. 18
3 Психология развития: учеб./под ред. Т.Д.Марциновской – М.: ИЦ «Академия», 2001. – С. 34
4 Психология развития: учеб./под ред. Т.Д.Марциновской – М.: ИЦ «Академия», 2001. – С. 38
5 Хухлаева О.В. Психология развития: молодости, зрелости, старости: учеб. пособ. – М.: ИЦ «Академия», 2002 – С. 54.
6 Психология развития: учеб./под ред. Т.Д.Марциновской – М.: ИЦ «Академия», 2001. – С. 26
7 Психология развития: учеб./под ред. Т.Д.Марциновской – М.: ИЦ «Академия», 2001. – С. 29
8 Хухлаева О.В. Психология развития: молодости, зрелости, старости: учеб. пособ. – М.: ИЦ «Академия», 2002 – С. 59
9 Психология старения и старости: учеб. пособ/ составит. О.В.Краснова – М.: ИЦ «Академия», 2003 – С. 219.
10 Психология старения и старости: учеб. пособ/ составит. О.В.Краснова – М.: ИЦ «Академия», 2003 – С. 247
11 Психология старения и старости: учеб. пособ/ составит. О.В.Краснова – М.: ИЦ «Академия», 2003 – С. 243
12 Психология старения и старости: учеб. пособ/ составит. О.В.Краснова – М.: ИЦ «Академия», 2003 – С. 249
13 Психология старения и старости: учеб. пособ/ составит. О.В.Краснова – М.: ИЦ «Академия», 2003 – С. 252
14 Психология старения и старости: учеб. пособ/ составит. О.В.Краснова – М.: ИЦ «Академия», 2003 – С. 255
15 Психология старения и старости: учеб. пособ/ составит. О.В.Краснова – М.: ИЦ «Академия», 2003 – С. 257
16 Психология старения и старости: учеб. пособ/ составит. О.В.Краснова – М.: ИЦ «Академия», 2003 – С. 260