Подходы к старению

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 15:31, курсовая работа

Описание

Цель исследования - изучить основы и особенности теории старения в геронтопсихологии с учетом хронологического аспекта. Предмет исследования – теоретические характеристики психических процессов в период старения. Объект исследования – процесс старения.
Задачи исследования:
- рассмотреть теоретические подходы к изучению возрастных изменений психики человека;
- изучить понятие «старение», особенности протекания этого процесса и факторы на него влияющие;
- проанализировать влияние процесса старения на основные психофизиологические функции.

Содержание

Ведение
1 Теории и традиции социальной геронтологии
1.1 Общая характеристика позднего периода жизни
1.2 Особенности развития личности в позднем возрасте
1.3 Биологические подходы к старению
1.4 Психологические подходы к старению
1.5 Социологические подходы к старению
Заключение
Список используемой литературы
Приложение А. Каскадная модель интеллектуального функционирования
Приложение Б. Подходы к старению

Работа состоит из  1 файл

подходы к старению, реферат.docx

— 76.15 Кб (Скачать документ)

У большинства  людей, не занимающихся активной познавательной, творческой деятельностью, система  взглядов, сложившаяся в молодости, с возрастом утрачивает способность  перестраиваться под влиянием внешних  или внутренних факторов. Этим объясняется  консерватизм старых людей, их догматичность  и недостаточная гибкость. Сужение  круга интересов в позднем  возрасте можно рассматривать как  приспособительное явление, направленное на сбережение уменьшающихся возможностей организма и поддержание наиболее важных жизненных функций; старого  человека перестает интересовать все, выходящее за пределы его субъективного  мира, а оставшаяся энергия направляется на основную форму активности - самосохранение. Внутренними причинами этого  процесса, очевидно, являются перестройка  психики человека и снижение интеллекта. Внешняя причина заключается в перестройке структуры окружения - уходе на пенсию, потере родительских функций, смерти близких.

Совсем иная картина наблюдается у высокообразованных людей, представителей творческого  труда. Их деятельность требует максимальных умственных затрат, в нее включаются интеллект в целом и его  отдельная функция. В результате вся система становится устойчивой к старению; спад умственной активности не наблюдается до самого преклонного  возраста. Кроме того, активность творческой личности всегда выходит за пределы  семейных и узкопрофессиональных интересов, она взаимодействует с макросоциальной  средой (политикой, общественной деятельностью).

Рассматривая  динамику интеллекта, Л.А. Рудкевич (1974) обнаружил, что он начинает снижаться на третьем десятилетии жизни и к 70 годам достигает примерно 70% первоначального уровня. При этом, чем выше первоначальный уровень интеллекта, тем меньше спад в пожилом возрасте. У наиболее интеллектуальных людей вместо типичного спада часто наблюдается даже повышение уровня интеллекта с возрастом4.

Изучая проблему творчества и творческой продуктивности в поздние периоды жизни, ученые отмечают влияние начальных этапов становления способностей к творческой деятельности на ее стабильность и  продолжительность. Личность творческого  человека толерантна к старению, в  пожилом и старческом возрасте у  таких людей появляется склонность к обобщению, созданию теорий, теоретическому осмыслению накопленного опыта. Творческие люди, как правило, имеют высокое  общественное положение, они занимаются административной, преподавательской  и общественной деятельностью и  в поздние годы жизни в значительной мере сохраняют работоспособность. Престарелым писателям чаще удаются  произведения автобиографического или поэтического жанра, но романы в большинстве своем оказываются неудачными.

В исследованиях  самооценки пожилых людей ученые до настоящего времени не пришли к  единому мнению о ее содержательном характере и степени адекватности. Авторы либо отмечают у пожилых и  старых людей более позитивный «образ-Я», склонность находить в себе меньше недостатков и в целом более  высокое самодобрение, чем у молодых, либо показывают, что с возрастом  «Я-концепция» становится все более  негативной, самоуважение падает, иногда крайне резко5.

По-видимому, это связано с тем, что, как  и в другие временные периоды, самооценка зависит не столько от возраста, сколько от личности человека, его удовлетворенности своей  деятельностью и своим статусным  положением. В числе обстоятельств, существенно влияющих на самооценку в старости, следует указать на степень расхождения между реальным положением старого человека и идеальной  оценкой своих возможностей и  прожитой жизни. Известно, как часто  старики сожалеют о нереализованных  возможностях, совершенных неправильных шагах в решающие моменты, непоправимых жизненных ошибках. Чем больше расхождение  между истинным положением и представлением о том, каким бы оно могло быть при других условиях, тем глубже неудовлетворенность жизнью и ниже самооценка личности. Однако, как было показано выше, разница между идеальным  и реальным представлением о себе и действительностью влияет на самооценку и в других периодах онтогенеза, прежде всего в подростковом возрасте.

Среди факторов, формирующих самооценку, были отмечены также степень удовлетворенности  социальными взаимоотношениями (в  т.ч. с представителями противоположного пола), профессиональные занятия и здоровье. Из этих параметров лишь здоровье относится к новым факторам, мало влияющим на самооценку в более молодом возрасте6.

По мнению А.У. Тибиловой, существуют три типа возрастных изменений личности. Первый тип - адекватное самовосприятие с пониманием негативных изменений: повышение тревожности, неудовлетворенность своими возможностям и понимание необратимости усиления недугов и стремление «себя обезопасить», консерватизм взглядов и ригидность суждений и интересов. Второй тип - гипертрофированное восприятие изменений, происходящих с возрастом в психической, физической и социальной сферах, что проявляется в пониженном настроении, понимании необратимости жизненных потерь, «замыкании» интересов на вопросах здоровья, социального и материального благополучия, развитии ипохондрии, тревожности. Третий тип - полярный второму, характеризуется субъективной недооценкой возрастных изменений, несколько преувеличенным представлением о своих способностях наряду с недооценкой сниженных возможностей. Два последних типа при нарастающем заострении личностных качеств представляются граничащими с акцентуацией личности соответственно по типу депрессии и гипомании.

Существуют  некоторые особенности мотивационно-потребностной  сферы, определяющие устойчивость пожилого человека по отношению к негативным изменениям, обусловленным старением. Своеобразие личности пожилого обусловлено  не столько изменением содержания его  потребностей, сколько спецификой их иерархии. Первая, ведущая, группа потребностей включает в себя потребности в  избегании страданий, в спасении, в постоянстве (привязанность человека к определенным людям, предметам), в стремлении избегать новых, неожиданных ситуаций и контактов. К следующей группе относится средняя группа - потребность в автономии, выступающая в виде идеи собственной независимости, свободы, в форме стремления идти по жизни своим путем, сопротивляться принуждению. В упрямстве и неприятии чужого мнения также проявляется потребность в автономии. Это путь защиты собственной независимости. Сюда входят: потребность в защите (защита своего «Я» от постороннего вмешательства, нежелание раскрываться, стремление сохранить свой внутренний мир); потребность в заботе о других, которая существенно преобладает у женщин; потребность во власти. Третья группа объединяет «подчиненные потребности»: в любви, эротике, отталкивании (враждебное, презрительное отношение к другим людям), потребность в творчестве. Сам комплекс потребностей, характерных для пожилого человека, не представляет собой ничего специфического. Специфика заключается в том, что они смещены в определенном направлении. Например, потребности в любви, творчестве, весьма значимые в зрелом возрасте у большинства пожилых людей занимают незначительное место в общей системе потребностей.

Изучение  преобладающей мотивации, так же как и наиболее выраженных качеств  личности, помогает ответить на вопрос: почему некоторые пожилые ведут  наполненную, продуктивную, активную жизнь  и вполне удовлетворены ею, в то время как другие переживают депрессию, ощущают скуку, свою бесполезность? При этом одной из наиболее значимых характеристик является локус контроля, определяющий две основные стратегии поведения пожилых в трудных ситуациях (потери близких, болезни и т.д.). Первой стратегии следуют те пожилые, которые надеются повлиять на ситуацию (обладавшие интернальным локусом контроля), изменяя свое поведение, социальное окружение. Другой стратегии придерживаются те пожилые, которые считают, что они сами ничего не могут сделать (обладают экстернальным локусом контроля), и выбирают все более пассивную позицию7.

Важным показателем  служит и изменение временной  перспективы пожилого человека - резко  уменьшается доля оставшегося времени. Для многих пожилых людей выход  на пенсию - это потеря будущего, делающая окружающий мир неопределенным и  бессодержательным. Исследование Т.В.Бороздиной и И.А.Спиридонова показали, что к 50 годам люди думают, что они прогрессируют в своем развитии; в 60 лет прошлое, настоящее и будущее оценивается равно; в 70 лет прошлое кажется лучше настоящего, а настоящее лучше будущего. Хотя пожилым людям свойственно ориентироваться на прошлое, при планировании определенной деятельности возможна установка на будущее. При этом длительная перспектива, как правило, не имеет такого эффекта, как краткосрочная (от 1/2 до 1,5 лет)8.

Такая перспектива  позволяет человеку строить конкретные планы, снимает депрессию и страх  смерти, помогает преодолеть болезни, т.к. дает уверенность в завтрашнем дне и открывает в нем реальные для достижения даже старыми людьми цели. Важнейшей характеристикой  кризиса позднего возраста является стремление к осмыслению жизни, подведению итогов своей деятельности.

Иными словами, осознание цели и смысла своей  жизни помогает человеку воспринять ее как единую, состоящую из ряда этапов личностного роста и становления. Иначе жизнь кажется прожитой зря, состоящей из отдельных, мало связанных между собой периодов, и отчаяние становится альтернативой ощущению цельности и осмысленности жизни. Потребность вложить в других частицу себя, своих стремлений, мыслей, открытий - одна из важнейших потребностей человека. Это желание связано со стремлением человека к бессмертию, со страхом смерти и, главное, страхом того, что после его физической смерти в мире ничего не изменится, никто о нем не вспомнит и все, что было им сделано, все его тревоги, открытия и радости, уйдут вместе с ним. Избавление от этого страха возможно через веру в то, что душа (со всеми мыслями и переживаниями) бессмертна и возродится, пусть даже в другом теле. Не менее эффективно для снятия беспокойства и убеждение в духовном бессмертии, основанное на уверенности в том, что после физической смерти человека его мысли и открытия будут жить в детях, родных и близких людях, в учениках и последователях, в книгах или картинах. Таким образом, «вклад в других», независимо от их числа, - важный фактор, стабилизирующий протекание кризиса пожилого возраста.

Очевидно, что  пожилые люди больше подвержены риску  переживания тяжелых утрат, чем  молодые. Люди позднего возраста остро  ощущают, что жизнь не беспредельна, что времени остается мало, что  не все утраты и потери можно компенсировать. При этом смерть близких - не единственная причина горя. Это эмоциональное  состояние, переживаемое пожилыми особенно остро, является откликом на любую значимую потерю - статуса, сбережений, идеалов.

Таким образом, в возрасте около 60 лет каждый человек  осмысливает прожитые годы, ищет свою индивидуальность и значимость своей  жизни. С точки зрения эмоциональной  насыщенности, не имеет значения, проходит ли этот процесс на сознательном уровне либо осознается не полностью, в виде самоощущений, а не самосознания. В  этом смысле кризис пожилого возраста аналогичен подростковому - на уровне рефлексии, бессознательно идет процесс осмысления своей жизни и своей «Самости». Но в отличие от подросткового, он протекает более эмоционально и часто заканчивается трагически. Подросток осмысляет жизненную перспективу, цель рефлексии - формирование своей жизни и профессиональной деятельности в будущем, исправление допущенных ошибок. В пожилом возрасте этот анализ связан с ретроспективной оценкой себя и своей жизни. Поиск смысла жизни, особенно вывод о том, что она прожита не так или зря, должен осознаваться человеком как данность, с которой часто ему бывает трудно примириться.

Именно это  делает кризис пожилого возраста значимым для последующих лет жизни, придает  ему эмоциональный накал и  отчаяние.

1.3 Биологические подходы к старению

 

Рассмотрим  некоторые направления и подходы  в развитии современных зарубежных наук, в той или иной мере изучающих  процессы старения, вырабатываемые в  разных сферах знаний. Начнем с «биологических подходов».

Биология  изучает живые организмы на разных уровневых срезах: организм как целостную  систему, подразделяющуюся на составляющие ее органы и клеточные компоненты вплоть до молекулярного строения. В соответствии со взглядами биологов, большинство живых организмов, как  растений, так и животных, с возрастом  утрачивают свои функциональные способности. Представители биологической науки  связывают понятия старения и  старости с «закатом» и ухудшением состояния организма и его  различных органов. В зарубежной геронтологии чаще всего цитируют четыре основополагающих критерия, связанных со старением, которые были предложены известным на Западе геронтологом Б. Стрехлером:

1. Старение, в отличие от болезни, является  универсальным процессом, ему  подвержены все без исключения  члены популяции.

2. Старение  является прогрессирующим, непрерывным  процессом.

3. Старение  есть свойство любого живого  организма.

4. Старение  сопровождается дегенератирующими  изменениями (в противовес изменениям  организма при его развитии  или «взрослении»).

Таким образом, по мнению исследователей в области  биологии, старение и смерть являются базовыми, сущностными биологическими свойствами, отражающими функционирование и эволюцию всех живых организмов, включая человека. В этой связи  биологическая наука располагает  рядом теорий, непосредственно затрагивающих  тематику процесса старения человека. Наиболее распространены в научном  мире две из них. Это теории «программированного  старения» и «непрограммированного  старения»9.

 

1.4 Психологические подходы к старению

 

В обыденной  жизни принято уделять гораздо  больше внимания психологическим аспектам старения, нежели биологическим. Однако, как ни странно, сама психология как  наука в полной мере практически  почти не занималась проблемами старости. Лишь сравнительно недавно, когда над  современным обществом навис  «пресс» глобальных демографических  изменений, проблемы психологического старения стали предметом пристального изучения психологов-теоретиков. Эти исследования стали активно проводиться в рамках междисциплинарных проектов в контексте исторических, экологических и биологических подходов, причем каждое традиционное направление психологии вносило в эти исследования свои специфические нюансы и варианты.

Информация о работе Подходы к старению