Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2011 в 13:11, контрольная работа
В данной работе рассмотрены вопросы метода обучения на основе существующих и используемых в обучении разработок известных отечественных дидактов (Ю.К.Бабанский, И.Я.Лернер, М.И. Махмутов, М.Н.Скаткин).
Введение Стр. 3
1. Понятие «метод обучения». Классификация методов обучения Стр. 3
2. Методы устного изложения знаний учителем и активизации учебно-познавательной деятельности учащихся. Стр. 5
3. Методы закрепления изучаемого материала. Стр. 9
4. Методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала Стр. 10
5.Методы учебной работы по выработке умений и навыков применения знаний на практике Стр. 13
6. Методы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся Стр. 14
Федеральное агентство по образованию
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИФМИЭО
КАФЕДРА
ГЕОМЕТРИИ И МЕТОДИКИ
ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ
Курсовая работа
по
методике профобразования
Студента 5 курса
Факультета ИФМ и ИЭО
Гр. 5-06
Денисова
Е.В.
Проверил
к.п.н.
Дмитриева
А.В.
г. Новосибирск
2011
Содержание:
Введение
1. Понятие «метод
обучения». Классификация методов обучения
2. Методы устного
изложения знаний учителем и активизации
учебно-познавательной деятельности учащихся.
3. Методы закрепления
изучаемого материала.
4. Методы самостоятельной
работы учащихся по осмыслению и усвоению
нового материала
5.Методы учебной
работы по выработке умений и
навыков применения знаний на практике
6. Методы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся Стр. 14
Введение
Термин “метода” в русском языке насчитывает тысячу лет. Методов обучения насчитывается несколько десятков (М.Н.Скаткин). И, несмотря на долгую историю развития этого понятия и на многообразие самих методов, пока еще не сложилось единой, общепризнанной теории методов обучения. Что такое метод обучения? Какими методами пользуется учитель? Какой системой методов предпочтительнее овладеть учителю? На эти вопросы педагогика не дает однозначного ответа.
В данной
работе рассмотрены вопросы метода обучения на
основе существующих и используемых в
обучении разработок известных отечественных
дидактов (Ю.К.Бабанский, И.Я.Лернер, М.И.
Махмутов, М.Н.Скаткин).
1. Понятие
«метод обучения».
Понятие
метода обучения является весьма сложным.
Однако, несмотря на различные определения,
которые даются этому понятию отдельными
дидактами, можно отметить и нечто общее,
что сближает их точки зрения. Большинство
авторов склонны считать метод обучения
способом организации учебно- познавательной
деятельности учащихся. Взяв в качестве
исходного это положение, попытаемся более
детально рассмотреть данное понятие
и подойти к его научной трактовке.
Слово
«метод» в переводе с греческого
означает «исследование, способ, путь
к достижению цели». Этимология этого
слова сказывается и на его трактовке
как научной категории. «Метод - в самом
общем значении - способ достижения цели,
определенным образом упорядоченная деятельность»,
- сказано в философском словаре. Очевидно,
что и в процессе обучения метод выступает
как упорядоченный способ взаимосвязанной
деятельности учителя и учащихся по достижению
определенных учебно-воспитательных целей.
С этой точки зрения каждый метод обучения
органически включает в себя обучающую
работу учителя (изложение, объяснение
нового материала) и организацию активной
учебно-познавательной деятельности учащихся.
То есть, учитель, с одной стороны, сам
объясняет материал, а с другой - стремится
стимулировать учебно-познавательную
деятельность учащихся (побуждает их к
размышлению, самостоятельному формулированию
выводов и т.д.). Иногда же, как будет показано
ниже, сам учитель не объясняет новый материал,
а лишь определяет его тему, проводит вступительную
беседу, инструктирует учащихся к предстоящей
учебной деятельности (обучающая работа),
а затем предлагает им самим осмыслить
и усвоить материал по учебнику. Как видим,
и здесь сочетается обучающая работа учителя
и организуемая им активная учебно- познавательная
деятельность учащихся. Все это позволяет
сделать вывод: под методами обучения
следует понимать способы обучающей работы
учителя и организации учебно-познавательной
деятельности учащихся по решению различных
дидактических задач, направленных на
овладение изучаемым материалом.
Широко
распространенным в дидактике является
также термин «приемы обучения». Прием
обучения - это составная часть или отдельная
сторона метода обучения. Несколько забегая
вперед, скажем, например, что в методе
упражнения, который применяется для выработки
у учащихся практических умений и навыков,
выделяются следующие приемы: показ учителя,
как нужно применять изучаемый материал
на практике, воспроизведение учащимися
показанных учителем действий и последующая
тренировка по совершенствованию отрабатываемых
умений и навыков. В дальнейшем будет показано,
что и другие методы обучения складываются
из целого ряда специфических приемов.
Не менее
сложным и вызывающим дискуссии
является вопрос о классификации
методов обучения. В 20-е годы в
педагогике велась борьба против методов
схоластического обучения и зубрежки,
процветавших в старой школе, и предпринимались
поиски таких методов, которые обеспечивали
бы сознательное, активное и творческое
овладение знаниями учащимися. Именно
в эти годы педагог Б.В. Всесвятский развивал
положение о том, что в обучении может
быть только два метода: метод исследовательский
и метод готовых знаний. Метод готовых
знаний, естественно, подвергался критике.
В качестве же важнейшего метода обучения
в школе признавался исследовательский
метод, суть которого сводилась к тому,
что учащиеся все должны были познавать
на основе наблюдения и анализа изучаемых
явлений и самостоятельно подходить к
необходимым выводам.
В 20-е
годы предпринимались также попытки
насаждения в школе так называемого
метода проектов, в основе которого
лежит философия прагматизма и который
был заимствован из США. Однако обнаружилось,
что присущие этому методу ликвидация
отдельных учебных предметов и сведение
всей учебной работы к так называемому
«проектированию» и «деланию» резко снижали
качество общеобразовательной подготовки
учащихся. С тех пор в нашей педагогике
утвердилось положение о том, что в обучении
не может быть никаких универсальных методов
и что в процессе его должны применяться
различные методы учебной работы.
Дидактические исследования, однако, показывают, что номенклатура
(наименование)
и классификация методов
Некоторые
дидакты (Е.И. Перовский, Е.Я. Голант, Д.О.
Лордкипанидзе и др.) считали, что при классификации
методов обучения необходимо учитывать
те источники, из которых черпают знания
учащиеся. На этой основе они выделяли
три группы методов: словесные, наглядные
и практические. И действительно, слово,
наглядные пособия и практические работы
широко используются в учебном процессе.
И.Я. Лернер
и М.Н. Скаткин разрабатывали методы
обучения, исходя из характера учебно-
Ю.К. Бабанский
все многообразие методов обучения
подразделил на три основные группы:
а) методы организации и осуществления
учебно-познавательной деятельности;
б) методы стимулирования и мотивации
учебно-познавательной деятельности;
в) методы контроля и самоконтроля за эффективностью
учебно- познавательной деятельности.
Каждая
из этих классификаций имеет
Указанная
классификация хорошо согласуется
с основными задачами обучения и
помогает лучшему пониманию их функционального
назначения. Если в указанную классификацию
внести некоторые уточнения, то все
разнообразие методов обучения можно
разделить на пять следующих групп: а)
методы устного изложения знаний учителем
и активизации познавательной деятельности
учащихся: рассказ, объяснение, лекция,
беседа; метод иллюстрации и демонстрации
при устном изложении изучаемого материала:
б) методы
закрепления изучаемого материала:
беседа, работа с учебником: в) методы
самостоятельной работы учащихся по
осмыслению и усвоению нового материала:
работа с учебником, лабораторные работы;
г) методы учебной работы по применению
знаний на практике и выработке умений
и навыков: упражнения, лабораторные занятия;
д) методы проверки и оценки знаний, умений
и навыков учащихся: повседневное наблюдение
за работой учащихся, устный опрос (индивидуальный,
фронтальный, уплотненный), выставление
поурочного балла, контрольные работы,
проверка домашних работ, программированный
контроль.
2. Методы
устного изложения знаний
К этим методам относятся: рассказ, объяснение, лекция, беседа; метод иллюстрации и демонстрации при устном изложении изучаемого материала.
Первые четыре из этих методов называют также вербальными (от лат, verbalis
- устный,
словесный). Нельзя не отметить, что
в 20-З0-е годы в педагогике
предпринимались попытки
Какова
же сущность и приемы применения каждого
из методов устного изложения
знаний учителем?
Рассказ и объяснение учителя. Это наиболее распространенные методы организации учебной работы. Рассказ - это метод повествовательно- сообщающего изложения изучаемого материала учителем, и активизации познавательной деятельности учащихся. Чаще всего он используется при изложении такого учебного материала, который носит описательный характер. В чистом виде рассказ применяется сравнительно редко. Чаще всего он включает в себя рассуждения учителя, анализ фактов, примеров, сопоставление различных явлений, т.е. сочетается с объяснением изучаемого материала.
Нередко
изложение новых знаний даже целиком
основывается на объяснении учителя. Все
это показывает, что если рассказ
- это повествовательно- сообщающий,
или повествовательно-
Лекция.
Рассказ и объяснение применяются
при изучении сравнительно небольшого
по объему учебного материала. При работе
с обучающимися старшего возраста,
учителям приходится по отдельным темам
устно излагать значительный объем новых
знаний, затрачивая на это 20-30 минут урока,
а иногда и весь урок. Изложение подобного
материала осуществляется с помощью лекции.
Слово
лекция латинского происхождения и в переводе
на русский язык означает чтение. Традиция
изложения материала путем дословного
чтения заранее написанного текста (конспекта)
восходит к средневековым университетам.
Впрочем, в Англии до настоящего времени
считается обязательным, чтобы профессор
университета приходил на занятия с текстом
лекции и пользовался им при изложении
материала студентам. В других же странах
эта традиция утратила свое значение,
и понятие лекция означает не столько
чтение заранее подготовленного текста,
сколько специфический метод объяснения
изучаемого материала. В этом смысле под
лекцией следует понимать такой метод
обучения, когда учитель в течение сравнительно
продолжительного времени устно излагает
значительный по объему учебный материал,
используя при этом приемы активизации
познавательной деятельности учащихся.