Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2011 в 13:11, контрольная работа
В данной работе рассмотрены вопросы метода обучения на основе существующих и используемых в обучении разработок известных отечественных дидактов (Ю.К.Бабанский, И.Я.Лернер, М.И. Махмутов, М.Н.Скаткин).
Введение Стр. 3
1. Понятие «метод обучения». Классификация методов обучения Стр. 3
2. Методы устного изложения знаний учителем и активизации учебно-познавательной деятельности учащихся. Стр. 5
3. Методы закрепления изучаемого материала. Стр. 9
4. Методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала Стр. 10
5.Методы учебной работы по выработке умений и навыков применения знаний на практике Стр. 13
6. Методы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся Стр. 14
Поскольку
лекция - это один из методов устного
изложения знаний учителем, возникает
вопрос о ее отличии от рассказа
и объяснения. В одном из учебников
педагогики пишется: «Лекция отличается
от рассказа тем, что изложение здесь не
прерывается обращением к учащимся с вопросами».
В другой книге говорится о другом отличии:
«Лекция сравнительно с рассказом и объяснением
характеризуется большей научной строгостью
изложения». Вряд ли можно согласиться
с указаниями на эти отличия лекции от
рассказа и объяснения. В самом деле, разве
лекция перестает быть лекцией от того,
что учитель по ходу изложения (объяснения)
материала обращается к учащимся с вопросом?
Наоборот, иногда (о чем речь будет идти
ниже) полезно поставить перед учащимися
вопрос, заставить их подумать с тем, чтобы
активизировать их внимание и мышление.
С другой стороны, нельзя признать правильным
и утверждение, что лекция отличается
от рассказа большей научной строгостью
или точностью, так как научность изложения
является важнейшим требованием ко всем
методам обучения. Так чем же в таком случае
лекция отличается от рассказа и объяснения?
Единственное отличие состоит в том, что
лекция используется для изложения более
или менее объемистого учебного материала,
и поэтому она занимает почти весь урок.
Естественно, что с этим связана не только
определенная сложность лекции как метода
обучения, но и ряд ее специфических особенностей.
Беседа.
Рассказ, объяснение и лекция относятся
к числу монологических, или информационно-сообщающих
методов обучения. Беседа же является
диалогическим методом изложения учебного
материала (от греч. dialogos - разговор между
двумя или несколькими лицами), что уже
само по себе говорит о существенной специфике
этого метода. Сущность беседы заключается
в том, что учитель путем умело поставленных
вопросов побуждает учащихся рассуждать,
анализировать изучаемые факты и явления
в определенной логической последовательности
и самостоятельно подходить к соответствующим
теоретическим выводам и обобщениям.
Беседа представляет собой не сообщающий, а вопросно-ответный способ учебной работы по осмыслению нового материала. Главный смысл беседы - побуждать учащихся с помощью вопросов к рассуждениям, анализу материала и обобщениям, к самостоятельному «открытию» новых для них выводов, идей, законов и т.д. Поэтому при проведении беседы по осмыслению нового материала необходимо ставить вопросы так, чтобы они требовали не односложных утвердительных или отрицательных ответов, а развернутых рассуждений, определенных доводов и сравнений, в результате которых учащиеся вычленяют существенные признаки и свойства изучаемых предметов и явлений и таким путем приобретают новые знания. «Уменье задавать вопросы, - писал К.Д.
Ушинский,
- и постепенно усиливать сложность
и трудность ответов есть одна из главнейших
и необходимейших педагогических привычек».
Не менее важно и то, чтобы вопросы имели
четкую последовательность и направленность,
которые позволят учащимся глубоко осмысливать
внутреннюю логику усваиваемых знаний.
Указанные
специфические особенности
Следует
также отметить, что изложение
материала методом беседы требует значительной
затраты учебного времени. Вот почему
иногда полезно объяснить материал более
экономным в смысле затраты времени методом,
скажем, с помощью того же объяснения с
тем, чтобы уделить больше внимания организации
письменных и практических упражнений.
Методы
устного изложения нового материала
учителем, как правило, сочетаются с
применением средств
Эффективность
применения иллюстраций и демонстраций
в значительной мере зависит от умелого
сочетания слова и наглядности, от умения
учителя вычленять те свойства и особенности,
которые в большей мере раскрывают сущность
изучаемых предметов и явлений.
При рассмотрении
методов устного изложения
Восприятие материала на слух - дело трудное, требующее от учащихся сосредоточенного внимания и волевых усилий. Недаром еще К.Д. Ушинский отмечал, что при неумелом ведении урока учащиеся могут лишь внешне
«присутствовать
на занятиях», а внутренне - думать о
своем или же совсем оставаться «без
мысли в голове». Об этом же писал
С. Т. Шацкий, указывая на то, что нередко
учащиеся могут погружаться на уроке в
«педагогический сон», т.е. сохранять лишь
видимость внимания, но быть совершенно
безучастными в работе и не воспринимать
излагаемого материала. Эти недостатки,
однако, обусловливаются не самими методами
устного изложения знаний как таковыми,
а их неумелым применением.
Каким
же образом можно предупредить пассивность
учащихся при устном изложении учебного
материала и обеспечить активное
восприятие и осмысление ими новых
знаний? Определяющее значение в решении
этой задачи имеют два дидактических
условия: во-первых, само изложение материала
учителем должно быть содержательным
в научном отношении, живым и интересным
по форме, во- вторых, в процессе устного
изложения знаний необходимо применять
особые педагогические приемы, возбуждающие
мыслительную активность школьников и
способствующие поддержанию их внимания.
Один
из этих приемов состоит в том,
что при устном изложении знаний
учитель создает проблемные ситуации,
ставит перед учащимися познавательные
задачи и вопросы, которые им следует
решить в процессе восприятия и осмысления
излагаемого материала. Самым простым
в данном случае является достаточно четкое
определение темы нового материала и выделение
тех основных вопросов, в которых надлежит
разобраться учащимся. В такой ситуации,
когда учащиеся переживают внутренние
противоречия между знанием и незнанием,
у них возникает потребность в разрешении
этих противоречий, и они начинают проявлять
познавательную активность.
В стимулировании
познавательной активности большую
роль играет умение учителя побуждать
учащихся к осмыслению логики и последовательности
в изложении изучаемой темы, к выделению
в ней главных и наиболее существенных
положений.
Хороший
эффект в активизации мыслительной
деятельности учащихся при устном изложении
знаний дает прием, который ставит их перед
необходимостью делать сравнения, сопоставлять
новые факты, примеры и положения с тем,
что изучалось ранее. В частности, К.Д.
Ушинский указывал на огромную роль сравнения
в активизации познавательной деятельности
учащихся и считал, что сравнение есть
основа всякого понимания и мышления,
что все в мире познается не иначе, как
через сравнение.
Психологический
механизм воздействия сравнения
на мыслительную деятельность человека
пытался в свое время раскрыть
еще Гельвеций. «Всякое сравнение предметов
между собой, - писал он, - предполагает
внимание; всякое внимание предполагает
усилие, а всякое усилие - побуждение, заставляющее
сделать это».
В активном восприятии и осмыслении изучаемого материала весьма существенное значение имеет умение учителя придавать своему изложению увлекательный характер, делать его живым и интересным. Прежде всего, здесь не следует забывать, что учебный материал сам по себе содержит множество стимулов, возбуждающих любознательность и мыслительную активность учащихся.
К ним
относятся: новизна научных сведений,
яркость фактов, оригинальность выводов,
своеобразный подход к раскрытию
сложившихся представлений, глубокое
проникновение в сущность явлений
и т.д. Учитывая это, учителю необходимо
постоянно заботиться о том, чтобы не
сводить свое изложение к простому пересказу
учебника, а делать его более глубоким
по содержанию, дополняя его новыми деталями
и интересными примерами. К.Д. Ушинский
писал, что изучаемый «предмет должен
представлять для нас новость, но новость
интересную, т.е. такую новость, которая
или дополняла бы, или подтверждала, или
опровергала, или разбивала то, что уже
есть в нашей душе, т.е., одним словом, такую
новость, которая что-нибудь изменяла
бы в следах, уже у нас укоренившихся».
Большой
эффект в обучении дает, как уже отмечалось,
применение принципа наглядности: демонстрация
картин, схем, рисунков, приборов, а так
же опытов и т.д. Недаром К. Д. Ушинский
указывал, что учитель, который претендует
на развитие ума в детях, должен прежде
всего упражнять их способность к наблюдению,
вести их от нерасчлененного восприятия
к целенаправленному и анализирующему.
Таковы
наиболее важные общедидактические
приемы активизации познавательной
деятельности учащихся при устном изложении
знаний учителем.
Работа над новым материалом при устном изложении, как правило, должна заканчиваться кратким обобщением, формулированием теоретических выводов и закономерностей. Эти обобщения не всегда обязательно делать самому учителю.
Нередко
он побуждает самих учащихся формулировать
основные выводы, вытекающие из изучаемого
материала, особенно если этот материал
излагается методом беседы. Все это также
активизирует мыслительную деятельность
учащихся.
Рассмотренные
положения позволяют выделить важнейшие
приемы изложения нового материала
методами рассказа, объяснения, лекции
и эвристической беседы в сочетании с
иллюстрациями и демонстрациями. К этим
приемам относятся следующие: а) постановка
темы нового материала и определение вопросов,
которые должны осмыслить и усвоить учащиеся;
б) изложение материала учителем с применением
иллюстраций и демонстраций, а также приемов
активизации мыслительной деятельности
школьников; в) обобщение изложенного
материала, формулирование основных выводов,
правил, закономерностей.
Указанные
дидактические основы учебной работы
над новым материалом присущи всем методам
устного изложения знаний учителем. Здесь,
однако, необходимо остановиться на тех
особенностях, которые присущи лекции.
Поскольку
в лекции излагается значительный по
объему учебный материал, план темы
желательно не только сообщать устно,
но и записывать на доске или же вывешивать
в классе в виде специальной таблицы. Этот
план следует рекомендовать учащимся
записать в свои тетради.
Весьма существенное значение имеет применение в процессе чтения лекции разнообразных методических приемов активизации мыслительной деятельности учащихся и поддержания их внимания, о которых шла речь выше.
Кроме
этих приемов, большую роль играет побуждение
учащихся делать краткие записи или
же вести конспект лекции.
3. Методы
закрепления изучаемого
Устное изложение знаний учителем связано с первичным восприятием и осмыслением их учащимися. Но, как отмечал дидакт М.А. Данилов, «знания, являющиеся результатом первого этапа обучения, не являются еще орудием активного, самостоятельного мышления и деятельности учащихся». Об этом же писал известный методист-биолог Н.М. Верзилин, указывая на то, что научные понятия формируются не сразу, а проходят через ряд стадий, на каждой из которых происходит обогащение памяти фактическим материалом, его более углубленный и всесторонний анализ, способствующий тому, что усваиваемые выводы, обобщения или правила становятся интеллектуальным достоянием ученика. В этом смысле объяснение материала учителем следует рассматривать как хотя и очень важную, но все же первоначальную ступень учебной работы.
Исходя
из приведенной выше закономерности,
в дидактике большое значение
придается последующей учебной
работе по усвоению (закреплению, запоминанию
и более глубокому осмыслению) изложенного
материала. Какие же методы используются
в этом случае?