Познавательные процессы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 15:58, реферат

Описание

Цель исследования: выявить особенности организации познавательной деятельности учащихся при изучении истории, а также эффективного применения принципов и методов активизации познавательной деятельности на уроках истории.
Данная цель предполагает решение следующих задач:
Дать характеристику основным познавательным процессам в изучении истории (воображение, память, восприятие, мышление).
Рассмотреть принципы и методы активизации познавательной деятельности.
Применение на практике приемов управления познавательной деятельностью учащихся.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3 - 6
Глава 1. Теоретическая часть
1.1. Характеристика основных познавательных процессов………………7 - 12
1.2. Активизация познавательной деятельности учащихся……………...13 - 15
1.3. Принципы и методы активизации познавательной деятельности учащихся…………………………………………………………………….16 - 27
Глава 2. Практическая часть……………………………………………….28 - 33
Заключение …………………………………………………………………34 - 35
Литература………………………………………………………………………36

Работа состоит из  1 файл

1.docx

— 59.38 Кб (Скачать документ)

Мышление является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой форму творческого отражения  человеком действительности, порождающую  такой результат, которого в самой  действительности или у субъекта на данный момент времени не существует. Мышление человека также можно понимать как творческое преобразование имеющихся в памяти представлений и образов. В связи с обучением истории здесь уместно напомнить о равноценной значимости эмпирического и теоретического путей познания прошлого и необоснованности их противопоставления, подмены одного другим.

В психологии выделяют основные виды мышления: теоретическое образное, теоретическое понятийное, наглядно-образное и наглядно-действенное.

Способы мышления, в свою очередь, делятся на критический  и творческий. В прежние годы в  методике обучения истории больше внимания уделялось формированию у школьников способности к творческому мышлению, которое сводилось к умениям  анализировать, синтезировать, сравнивать исторические факты и на этой основе делать обобщающие выводы, вырабатывать оригинальные идеи. Сегодня в условиях идеологического плюрализма и многокультурного образования актуальна задача формирования у школьников способности к критическому мышлению, понимаемому не только как  «выявление недостатков в суждении других людей». Современная педагогика трактует его как «один из способов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется следующими умениями:

    • определять ложные стереотипы, ведущие к неправильным выводам;
    • выявлять предвзятые отношения, мнения и суждения;
    • отличать факт, который всегда можно проверить, от предположения и личного мнения;
    • подвергать сомнению логическую непоследовательность устной или письменной речи;
    • определять суть проблемы и альтернативные пути ее творческого решения;
    • отделять главное от несущественного в тексте или в речи и уметь акцентироваться на первом;
    • выявлять эмоционально окрашенные слова, которые могут вызвать конфликт или «подлить масло в огонь»;
    • делать выводы о том, чьи ценностные ориентации, интересы, идейные установки отражают текст или говорящий человек;
    • избегать категоричности в утверждениях;
    • быть честным в своих рассуждениях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Активизация познавательной деятельности учащихся.

Обучение – самый важный и надежный способ получения систематического образования. Отражая все существенные свойства педагогического процесса (двусторонность, направленность на всестороннее развитие личности, единство содержательной и процессуальной сторон), обучение в то же время имеет и специфические качественные отличия.

Будучи сложным и многогранным, специально организуемым процессом  отражения в сознании учащегося  реальной действительности, обучение есть не что иное, как специфический процесс познания, управляемый педагогом. Именно направляющая роль учителя обеспечивает полноценное усвоение учащимися знаний, умений и навыков, развитие их умственных сил и творческих способностей.

Познавательная деятельность – это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности. Она осуществляется на каждом жизненном шагу, во всех видах  деятельности и социальных взаимоотношений  учащихся (производительный и общественно  полезный труд, ценностно-ориентационная и художественно-эстетическая деятельность, общение), а также путем выполнения различных предметно-практических действий в учебном процессе (экспериментирование, конструирование, решение исследовательских  задач и т.п.).  Но только в процессе обучения познание приобретает четкое оформление в особой, присущей только человеку учебно-познавательной деятельности или учении.

Обучение всегда происходит в общении и основывается на вербально-деятельностном подходе. Слово одновременно является средством выражения и познания сущности изучаемого явления, орудием  коммуникации и организации практической познавательной деятельности учащихся. Обучение, как и всякий другой процесс, связано с движением. Оно, как  и целостный педагогический процесс, имеет задачную структуру, а следовательно, и движение в процессе обучения идет от решения одной учебной задачей к другой, продвигая учащегося по пути познания: от незнания к знанию, то неполного знания к более полному и точному. Обучение не сводится к механической «передаче» знаний, умений и навыков, т.к. обучение является двусторонним процессом, в котором тесно взаимодействуют педагоги и учащиеся: преподавание и учение.

Отношение учащихся к учению преподавателя обычно характеризуется активностью. Активность (учения, освоения, содержания и т.п.)  определяет степень (интенсивность, прочность) «соприкосновения» обучаемого с предметом его деятельности.

В структуре активности выделяются следующие компоненты:

      • готовность выполнять учебные задания;
      • стремление к самостоятельной деятельности;
      • сознательность выполнения заданий;
      • систематичность обучения;
      • стремление повысить свой личный уровень и другие.

С активностью непосредственно  сопрягается еще одна важная сторона  мотивации учения учащихся это самостоятельность, которая связана с определением объекта, средств деятельности, её осуществления  самим учащимся без помощи взрослых и учителей. Познавательная активность и самостоятельность неотделимы друг от друга: более активные школьники, как правило, и более самостоятельные; недостаточная собственная активность учащегося ставит его в зависимость  от других и лишает самостоятельности.

Управление активностью  учащихся традиционно называют активизацией. Активизацию можно определить как постоянно текущий процесс побуждения учащихся к энергичному, целенаправленному учению, преодоление пассивной и стерео типичной деятельности, спада и застоя в умственной работе. Главная цель активизации – формирование активности учащихся, повышение качества учебно-воспитательного процесса.

В педагогической практике используются различные пути активизации  познавательной деятельности, основные среди них – разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор  таких их сочетаний, которые в  возникших ситуациях стимулируют  активность и  самостоятельность  учащихся.

Наибольший активизирующий эффект на занятиях дают ситуации, в  которых учащиеся сами должны:

  • отстаивать свое мнение;
  • принимать участие в дискуссиях и обсуждениях;
  • ставить вопросы своим товарищам и преподавателям;
  • рецензировать ответы товарищей;
  • оценивать ответы и письменные работы товарищей;
  • заниматься обучением отстающих;
  • объяснять более слабым учащимся непонятные места;
  • самостоятельно выбирать посильное задание;
  • находить несколько вариантов возможного решения познавательной задачи (проблемы);
  • создавать ситуации самопроверки, анализа личных познавательных и практических действий;
  • решать познавательные задачи путем комплексного применения  известных им способов решения.

Можно утверждать, что новые  технологии самостоятельного обучения имеют в виду, прежде всего повышение  активности учащихся: истина, добытая путем собственного напряжения усилий, имеет огромную познавательную ценность.

Отсюда можно сделать  вывод, что успех обучения в конечном итоге определяется отношением учащихся к учению, их стремлению к познанию, осознанным и самостоятельным приобретение знаний, умений и навыков, их активностью.

 

1.3. Принципы и методы активизации познавательной деятельности учащихся.

          При выборе тех или иных  методов обучения необходимо  прежде всего стремится к продуктивному  результату. При этом от учащегося  требуется не только понять, запомнить  и воспроизвести полученные знания, но и уметь ими оперировать,  применять их в практической  деятельности, развивать, ведь степень  продуктивности обучения во многом  зависит от уровня активности  учебно-познавательной деятельности  учащегося.

Если необходимо не только понять и запомнить, но и практически  овладеть знаниями, то естественно, что  познавательная деятельность учащегося  не может не сводится только к слушанию, восприятию и фиксации учебного материала. Вновь полученные знания он пробует  тут же мысленно  применить, прикладывая  к собственной практике и формируя, таким образом, новый образ профессиональной деятельности. И чем активнее протекает  этот мыслительный и практический учебно-познавательный процесс, тем продуктивнее его результат. У учащегося начинают более устойчиво  формироваться новые убеждения  и конечно же пополняется профессиональный багаж учащегося. Вот почему активизация  учебно-познавательной деятельности в  учебном процессе имеет столь  важное значение.

1. Принцип  проблемности.

Прежде всего  в качестве основополагающего принципа следует  рассматривать принцип проблемности. Путем последовательно усложняющихся  задач  или вопросов создать в  мышлении учащегося такую проблемную ситуацию, для выхода из которой  ему не хватает имеющихся знаний, и он вынужден сам активно формировать  новые знания с помощью преподавателя  и с участием других слушателей, основываясь на своем или чужом  опыте, логике. Таким образом, учащийся получает новые знания не в готовых  формулировках преподавателя, а  в результате собственной активной познавательной деятельности.  Особенность применения этого принципа в том, что оно должно быть направлено на решение соответствующих специфических дидактических задач: разрушение неверных стереотипов, формирование прогрессивных убеждений, экономического мышления.

Особенности применения данного  принципа в процессе  преподавания истории требуют и специфических форм проведения занятий, педагогических приемов и методов. И самое главное, что содержание проблемного материала должно подбираться с учетом интересов учащихся.

Одной из главных задач  обучения является формирование и совершенствование  умений и навыков, в том числе  умения применять новые знания.

2. Принцип обеспечения максимально  возможной адекватности учебно-познавательной  деятельности характеру практических  задач.

Следующим принципом является обеспечение максимально возможной  адекватности учебно-познавательной деятельности характеру практических задач. Практический курс всегда являлся составной частью профессиональной подготовки учащихся. Суть данного принципа заключается в том, чтобы организация учебно-познавательной деятельности учащихся по своему характеру максимально приближалась к реальной деятельности. Это и должно обеспечить в сочетании с принципом  проблемного обучения переход от теоретического осмысления новых знаний к их практическому осмыслению. 

3. Принцип взаимообучения.

Не мене важным при организации  учебно-познавательной деятельности учащихся является принцип взаимообучения. Следует иметь в виду, что учащиеся в процессе обучения могут обучать друг друга,  обмениваясь  знаниями. Для успешного самообразования необходимы не только теоретическая база, но и умение анализировать и обобщать изучаемые явления, факты, информацию; умение творчески подходить к использованию этих знаний; способность делать выводы  из своих и  чужих ошибок; уметь актуализировать и развивать свои знания и умения.

4. Принцип исследования изучаемых  проблем.

Очень важно, чтобы учебно-познавательная деятельность учащихся носила творческий, поисковый характер и по возможности  включала в себя элементы анализа  и обобщения. Процесс изучения того или иного явления или проблемы должны по всем признакам носить исследовательский  характер. Это является еще одним  важным принципом активизации учебно-познавательной деятельности: принцип исследования изучаемых проблем и явлений.

5.Принцип индивидуализации.

 Для любого учебного  процесса важным является принцип  индивидуализации – это организация  учебно-познавательной деятельности  с учетом индивидуальных особенностей  и возможностей учащегося. Для  обучения этот принцип имеет  исключительное значение, т.к. существует  очень много психофизических  особенностей:

Информация о работе Познавательные процессы