Познавательные процессы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 15:58, реферат

Описание

Цель исследования: выявить особенности организации познавательной деятельности учащихся при изучении истории, а также эффективного применения принципов и методов активизации познавательной деятельности на уроках истории.
Данная цель предполагает решение следующих задач:
Дать характеристику основным познавательным процессам в изучении истории (воображение, память, восприятие, мышление).
Рассмотреть принципы и методы активизации познавательной деятельности.
Применение на практике приемов управления познавательной деятельностью учащихся.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3 - 6
Глава 1. Теоретическая часть
1.1. Характеристика основных познавательных процессов………………7 - 12
1.2. Активизация познавательной деятельности учащихся……………...13 - 15
1.3. Принципы и методы активизации познавательной деятельности учащихся…………………………………………………………………….16 - 27
Глава 2. Практическая часть……………………………………………….28 - 33
Заключение …………………………………………………………………34 - 35
Литература………………………………………………………………………36

Работа состоит из  1 файл

1.docx

— 59.38 Кб (Скачать документ)

состав аудитории (комплектование групп),

адаптация к учебному процессу,

способность к восприятию нового и т.п.

Все это требует применять  такие формы и методы обучения, которые по  возможности учитывали  бы индивидуальные особенности каждого  учащегося, т.е. реализовать принцип  индивидуализации учебного процесса.

6.Принцип самообучения.

  Не менее важным  в учебном процессе является  механизм самоконтроля и саморегулирования,  т.е. реализация принципа самообучения. Данный принцип позволяет индивидуализировать учебно-познавательную деятельность каждого учащегося на основе их личного активного стремления к пополнению и совершенствованию собственных знаний и умений, изучая самостоятельно дополнительную литературу, получая консультации.    

7.Принцип мотивации.

Активность как самостоятельной, так и коллективной деятельности учащихся возможна лишь при наличии  стимулов. Поэтому в числе принципов  активизации особое место отводится  мотивации  учебно-познавательной деятельности. Главным в начале активной деятельности должна быть не вынужденность, а желание  учащегося решить проблему, познать  что-либо, доказать, оспорить.

Степень активности учащихся является реакцией, методы, и приемы работы преподавателя являются показателем  его педагогического мастерства.

Активными методами обучения следует называть те, которые максимально  повышают уровень познавательной активности школьников, побуждают их к старательному  учению.

В педагогической практике и в методической литературе традиционно  принято делить методы обучения по источнику знаний: словесные (рассказ, лекция, беседа, чтение), наглядные (демонстрация натуральных, экранных и других наглядных  пособий, опытов) и практические (лабораторные и практические работы). Каждый из них  может быть и более активным и  менее активным, пассивным.

Словесные методы.

1. Метод дискуссии применяю  по вопросам, требующим размышлений,  добиваюсь, на своих уроках, чтобы  учащиеся могли свободно высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение выступающих.

2. Метод самостоятельной  работы с учащимися. С целью  лучшего выявления логической  структуры нового материала дается  задание самостоятельно составить  план рассказа преподавателя  или план-конспект с выполнением  установки: минимум текста –  максимум информации.

Используя этот план-конспект, учащиеся всегда успешно воспроизводят  содержание темы при проверке домашнего  задания. Умение конспектировать, составлять план рассказа, ответа, комментированное  чтение литературы, отыскивание в  нем главной мысли, работа со справочниками, научно-популярной литературой помогают формированию у учащихся теоретического и образно-предметного мышления при анализе и обобщении закономерностей  природы.

Для закрепления навыка работы с литературой дают учащимся различные  посильные задания.

В классе учащийся должны постараться  не прочитать, а пересказать свое сообщение. При таком виде работы учащиеся учатся анализировать и  обобщать материал, а также развивается  устная речь. Благодаря этому, учащиеся в последствии не стесняются высказывать свои мысли и суждения.

3. Метод самостоятельной  работы с дидактическими материалами.

Организую самостоятельную  работу следующим образом: дается классу конкретное учебное задание. Пытаясь  довести его до сознания каждого  учащегося.

Здесь есть свои требования:

- текст нужно воспринимать зрительно (на слух задания воспринимаются неточно, детали быстро забываются, учащиеся вынуждены часто переспрашивать)

-    нужно как можно меньше времени тратить на запись текста задания.

Для этой цели хорошо подходят тетради на печатной основе и сборники заданий для учащихся.

Многие преподаватели, пользуются самодельными раздаточными дидактическими материалами.

Их условно делят на три типа:

  • Дидактические материалы для самостоятельной работы учащихся с целью восприятия и осмысления, новых знаний без предварительного объяснения их учителем.
  • Карточка с заданием преобразовать текст учебника в таблицу или план.
  • Карточка с заданием преобразовать рисунки, схемы в словесные ответы.
  • Карточка с заданием для самонаблюдения, наблюдения демонстрационных наглядных пособий.

2. Дидактические материалы  для самостоятельной работы учащихся  с целью закрепления и применения  знаний и умений.

1) Карточка с вопросами  для размышлений.

2) Карточка с расчетной  задачей.

3) Карточка с заданием  выполнить рисунок.

3. Дидактические материалы  для самостоятельной работы учащихся  с целью контроля знаний и  умений.

1) Карточка с немым  рисунком.

Использую в нескольких вариантах. Для всего класса – 2-4 варианта. И  как индивидуальные задания. Может  проводиться с целью повторения и закрепления знаний.

2) Тестовые задания.

Их применяю также и  в индивидуальном порядке и для  класса в целом.

В последнее время более  эффективными являются текстовые задания, хотя и у них есть свой недостаток. Иногда учащиеся пытаются просто угадать  ответ.

4) Метод проблемного изложения.

На уроках использую проблемный подход в обучении учащихся. Основой  данного метода является создание на уроке проблемной ситуации. Учащиеся не обладают знаниями или способами  деятельности для объяснения фактов и явлений, выдвигают свои гипотезы, решения данной проблемной ситуации. Данный метод способствует формированию у учащихся приемов умственной деятельности, анализа, синтеза, сравнения, обобщения, установления причинно-следственных связей.

Проблемный подход включает в себя логические операции, необходимые  для выбора целесообразного решения.

Данный метод включает в себя:

-выдвижение проблемного  вопроса,

-создание проблемной  ситуации на основе высказывания  ученого,

-создание проблемной  ситуации на основе приведенных  противоположных точек зрения  по одному и тому же вопросу,

-демонстрацию опыта или  сообщение о нем – основу  для создания проблемной ситуации; решение задач познавательного  характера. Роль преподавателя  при использовании данного метода  сводится к созданию на уроке  проблемной ситуации и управлению  познавательной деятельностью учащихся.

Метод самостоятельного решения  расчетных и логических задач. Все  учащиеся по заданиям самостоятельно решают расчетные или логические (требующие вычислений, размышлений  и умозаключений) задачи по аналогии или творческого характера.

Но в каждой параллели  задачи дифференцирую – более  сложные, творческого характера  – сильным учащимся.

А аналогичные – слабым. При этом у самих учащихся на этом не акцентирую внимание. Каждый учащийся получает задание по своим возможностям и способностям. При этом не снижается  интерес к обучению.

Наглядные методы.

Частично-поисковый.

При применении этого метода преподаватель руководит работой  класса. Организуется работа учащихся таким образом, чтобы часть новых  заданий они добыли сами. Для этого демонстрируется опыт до объяснения нового материала; сообщается лишь цель. А учащиеся путем наблюдения и обсуждения решают проблемный вопрос.

       Практические методы.

Частично-поисковый лабораторный метод.

Учащиеся решают проблемный вопрос и добывают часть новых  знаний путем самостоятельного выполнения и обсуждения ученического эксперимента. До лабораторной работы учащимся известна лишь цель, но не ожидаемые результаты.

Также используются методы устного изложения – рассказ  и лекции.

При подготовке лекций планируется  последовательность изложения материала, подбираются точные факты, яркие  сравнения, высказывания авторитетных ученых,  общественных деятелей.

Также используются приемы управления познавательной деятельностью  учащихся:

1) Активизирующие деятельность  учащихся на этапе восприятия  и сопутствующие пробуждению  интереса к изучаемому материалу:

а) прием новизны –  включение в содержание учебного материала интересных сведений, фактов, исторических данных;

б) прием семантизации –  в основе лежит возбуждение интереса благодаря раскрытию смыслового значения слов;

в)  прием динамичности – создание установки на изучение процессов и явлений в динамике и развитии;

г) прием значимости –  создание установки на необходимость  изучения материала в связи с  его биологической, народнохозяйственной и эстетической ценностью;

2) Приемы активизации  деятельности учащихся на этапе  усвоения изучаемого материала.

а)   эвристический прием  – задаются трудные вопросы и  с помощью наводящих вопросов приводят к ответу.

б)  эвристический прием  – обсуждение спорных вопросов, что позволяет развить у учащихся умение доказывать и обосновывать свои суждения.

в) исследовательский прием  – учащиеся на основе проведенных  наблюдений, опытов, анализа литературы, решения познавательных задач   должны сформулировать вывод.

3) Приемы активизации  познавательной деятельности на  этапе воспроизведения полученных  знаний.

  прием натурализации  – выполнение заданий с использованием  натуральных объектов, коллекций;

Использовать можно различные  варианты оценки работы учащихся на уроке. Для того, чтобы высокая познавательная активность сохранилась на уроке, нужно:

1) компетентное и независимое  жюри (преподаватель и учащиеся-консультанты  из других групп).

2) задания  распределять  самим преподавателем по правилам, иначе слабым ученикам будет  не интересно выполнять сложные  задания, а сильным – простые.

3) оценивать деятельность  группы и индивидуально каждого  ученика.

5) давать творческие домашние  задания к обобщающему уроку.  При этом могут проявлять себя  учащиеся тихие, незаметные на  фоне более активных.

Активизацию познавательной деятельности можно проводить также  на внеклассных мероприятиях.Принципы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, также как  и выбор методов обучения, должны определятся с учетом особенностей учебного процесса. Помимо принципов  и методов, существуют также и  факторы, которые побуждают учащихся к активности, их можно назвать еще и как мотивы или стимулы преподавателя, что бы активизировать деятельность учащихся.

Приемы активизации  познавательной деятельности.

         В процессе приобретения учащимися знаний, умений и навыков важное место занимает их познавательная активность, умение преподавателя активно руководить ею. Со стороны преподавателя учебный процесс может быть управляемым пассивно и активно. Пассивно управляемым процессом считается такой его способ организации, где основное внимание уделяется формам передачи новой информации, а процесс приобретения знаний для учащихся остается стихийным. В этом случае на первое место выступает репродуктивный путь приобретения знаний. Активно управляемый процесс направлен на обеспечение глубоких и прочных знаний всех учащихся, на усиление обратной связи. Здесь предполагается учет индивидуальных особенностей учащихся, моделирование учебного процесса, его прогнозирование, четкое планирование, активное управление обучением и развитием каждого учащегося.В процессе обучения учащийся также может проявить пассивную и активную познавательную деятельность.

Существуют разные подходы  к понятию познавательной активности учащихся. Б. П. Есипов считает, что активизация  познавательной деятельности - сознательное, целенаправленное выполнение умственной или физической работы, необходимой  для овладения знаниями, умениями, навыками. Г. М. Лебедев указывает, что "познавательная активность - это  инициативное, действенное отношение  учащихся к усвоению знаний, а также  проявление интереса, самостоятельности  и волевых усилий в обучении". В перовом случае идет речь о самостоятельной  деятельности преподавателя и учащихся, а во втором - о деятельности учащихся. Во втором случае в понятие познавательной активности автор включает интерес, самостоятельность и волевые  усилия учащихся.

В обучении активную роль играют учебные проблемы, сущность которых  состоит в преодолении практических и теоретических препятствий  в сознании таких ситуаций в процессе учебной деятельности, которые приводят учащихся к индивидуальной поисково-исследовательской  деятельности.

Метод проблемного обучения составляет органическую часть системы проблемного обучения. Основой метода проблемного обучения является создание ситуаций, формировка проблем, подведение учащихся к проблеме. Проблемная ситуация включает эмоциональную, поисковую и волевую сторону. Ее задача - направить деятельность учащихся на максимальное овладение изучаемым материалом, обеспечить мотивационную сторону деятельности, вызвать интерес к ней.

Информация о работе Познавательные процессы