Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 15:58, реферат
Цель исследования: выявить особенности организации познавательной деятельности учащихся при изучении истории, а также эффективного применения принципов и методов активизации познавательной деятельности на уроках истории.
Данная цель предполагает решение следующих задач:
Дать характеристику основным познавательным процессам в изучении истории (воображение, память, восприятие, мышление).
Рассмотреть принципы и методы активизации познавательной деятельности.
Применение на практике приемов управления познавательной деятельностью учащихся.
Введение………………………………………………………………………3 - 6
Глава 1. Теоретическая часть
1.1. Характеристика основных познавательных процессов………………7 - 12
1.2. Активизация познавательной деятельности учащихся……………...13 - 15
1.3. Принципы и методы активизации познавательной деятельности учащихся…………………………………………………………………….16 - 27
Глава 2. Практическая часть……………………………………………….28 - 33
Заключение …………………………………………………………………34 - 35
Литература………………………………………………………………………36
Метод алгоритмизированного обучения. Деятельность человека всегда можно рассматривать как определенную последовательность его действий и операций, т. е. она может быть представлена в виде некоторого алгоритма с начальными и конечными действиями.
Для построения алгоритма
решений той или иной проблемы
нужно знать наиболее рациональный
способ ее решения. Рациональным способом
решения владеют самые
Метод эвристического обучения. Основной целью эвристики является поиск и сопровождение способов и правил, по которым человек приходит к открытию определенных законов, закономерностей решения проблем.
Метод исследовательского обучения. Если эвристическое обучение рассматривает способы подхода к решению проблем, то исследовательский метод - правила правдоподобных истинных результатов, последующую их проверку, отыскание границ их применения.
В процессе творческой деятельности эти методы действуют в органическом единстве.
Важнейшим методом исследования познавательного интереса учащихся является наблюдение, смыкающиеся с педагогическим экспериментом в тех случаях, когда точно вычислена задача, когда наблюдение нацелено на выявление и запечатления всех условий, приемов, факторов, процессов, связанных именно с этой поставленной задачей. Наблюдение за протекающим процессом деятельности учащегося либо на уроке, в естественных, либо в экспериментальных условиях дает убедительный материал о становлении и характерных особенностях познавательного интереса.
Для наблюдения необходимо иметь ввиду те показатели, по которым можно определить проявление познавательного интереса.
Раздел 2. Практическая часть.
Применение активного метода обучения на примере урока истории в 10 классе.
Рассмотрим главу «Цивилизации античности» в учебнике за 10 класс, параграф 10.
Тема урока: «Культура греческого полиса».
Форма урока: комбинированный урок, направленный на решение нескольких дидактических задач: проверка знаний и овладение новыми
Методы обучения: беседа, рассказ учителя, работа с наглядным материалом и учебником.
Цель урока: активизация знаний о греческом искусстве, его особенностях на примере изучения религиозно – мифологического и философского понимания мира.
Задачи урока:
Образовательные: - определить связь культуры с общественным порядком в Греции;
- закрепить знания
о значении архитектуры и
- изучить быт и нравы древних греков.
Развивающие: - создать условия для развития воображения и логического мышления учащихся;
- развивать внимание и память учащихся;
- развивать умение воспринимать и анализировать новую информацию по данной теме.
Воспитательные: - воспитать добросовестное и ответственное отношение к учебной деятельности;
- воспитать серьезное отношение к искусству;
- содействовать эстетическому воспитанию учащихся.
Оборудование: доска, учебник, наглядное пособие
Этапы урока:
1. Организационный момент;
2. Объяснение нового материала;
3. Первичное закрепление нового материала;
4. Подведение итогов;
5. Домашнее задание;
6. Рефлексия.
План изложения нового материала:
1. Религиозно – мифологическое восприятие мира.
2. Природа и общество глазами философов.
3. Архитектура и скульптура.
4. Быт и нравы древних греков.
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
1. |
Организационный момент. (2-3 мин.) Приветствие учеников. Постановка целей и задач урока. |
Приветствие учителя. |
2. |
Объяснение нового материала. (20-25 мин.) Тема: Культура греческого полиса. Греческая культура может быть понята только в связи с общественным порядком, которая определяется классическим рабством. Политическая основа греческой культуры была полисная система с демократической формой правления и суверенитетом народа. Вспомните: Что такое демократия и суверенитет? Как вы понимаете высказывание: «Человек – мера всех вещей». Грекам было свойственно новое понимание роли человека. Это означало понимание человека как самостоятельной ценности. 1.Религиозно-мифологическое восприятие мира. Религия и мифология отразили представление древних греков о системности и развитии мира. Представление системности легло в основу порядка мира, которое дал Гесиод в своем произведении «Теогония». Другое гесиодовское произведение «Труды и дни» содержит идею исторического развития общества. На религиозное восприятие древних греков решающее влияние оказал рационализм, который основывался на вере в могущество человеческого разума. 2. Природа и общество глазами философов. Фалес, Анаксимандр, Анаксимен искали первоосновы мира. Во второй половине пятого века до нашей эры появились софисты, которые отрицали вечное истины и принятые нормы поведения. Левкипп и Демокрит были создателями атомистической теории создания мира. Движение рассматривалось ими как основное свойство материи. Сократ и Платон создали философскую систему, заложившую основу идеализма. По Платону, божественный разум создал идеальный мир. Аристотель считал, что основой мира является материальное начало, но его развитие должно получить первый толчок со стороны божественного разума. Запишите в тетради основных представителей греческой философии. 3. Архитектура и скульптура. Значение греческого искусства, в частности архитектуры и скульптуры, заключается, прежде всего, в создании своего классического стиля. Его основные черты – порядок и форма, пропорциональность частей и единство целого, гармония разума и чувств, совершенство, простота и возвышенность. Образцом древнегреческой архитектуры стали Парфенон и другие сооружения афинского Акрополя. По словам Плутарха, «рука времени вовсе не касается их, как будто в них содержится вечно живой дух и нетленная душа». Удивительно совершенных форм в классическую (полисную) эпоху достигла скульптура. Главное состояло в том, что скульптурный образ совершенствовался за счет содержания и формы. Такой была общая направленность трех выдающихся скульпторов: Мирона, Фидия и Поликлета. На странице 93 мы можем ознакомиться со скульптурой Фидия «Афина Варвакейон». Обратите внимание! 4. Быт и нравы древних греков. Афиняне основное время проводили на рыночной пощади, в Народном собрании, суде, на празднествах, атлетических соревнованиях, в театре. Дома они, главным образом, отдыхали. Принцип прямой демократии обязывал каждого принимать участие в политической жизни общества. А свобода и равноправие делали это участие активным в повседневной жизни. Наиболее характерными чертами греческой жизни были: красота, здоровье, сила, богатство, соревновательность, приключения. Манеры поведения греков были не замысловаты. Особая учтивость касалась лишь высшего общества. Культура классического (полисного) периода стала духовным наследием мировой цивилизации. Многие из ее достижений в области политики, философии, литературы стали основой для развития культуры последующих поколений. |
Записывают новую тему урока.
Дают определения понятиям.
Ученики записывают иформацию.
Изучают рисунок. |
3. |
Первичное закрепление материала. (5-10 мин.) Учащимся предлагаются карточки с вопросами для размышлений. 1. Чем отличается религиозно- 2. Почему соревновательный дух греческой культуры не разрушал общество, а укреплял его? |
Ученики размышляют над вопросами и отвечают. |
4. |
Подведение итогов. (2-3 мин) Учащимся задается вопрос: в чем заключается эстетическая и духовная ценность древнегреческого искусства для мировой культуры? |
Отвечают на вопрос. |
5. |
Домашнее задание. (2-3 мин.) Домашнее задание написано на доске, учитель акцентирует на нем внимание ребят. |
Записывают задание в дневник. |
6. |
Рефлексия. (2-3 мин) |
Заключение
Познавательные возможности учащихся относятся к числу основных факторов процесса обучения и оказывают устойчивое влияние на цели, содержание и характер учебной работы. В частности, под их воздействием определяется уровень изложения школьных учебников, обрабатывается материал конкретных уроков, готовятся варианты познавательных заданий и т.д. В соответствии с познавательными возможностями учащихся данного класса формулируются и уточняются цели конкретного урока. В таком соотнесении особенно нуждается развивающая часть целевой установки, «поскольку правильно определить ее можно, только хорошо зная достигнутый уровень развития познавательных возможностей учащихся.
Таким образом, в обучении познавательные возможности учащихся занимают двойственную позицию: это – и достигнутый на данный момент уровень физиологических, психологических и моральных качеств, обеспечивающих школьнику определенный результат в овладении учебным предметом; одновременно это – и «зона его ближайшего развития», т.е. объект дальнейшего совершенствования.
Управление активностью учащихся традиционно называют активизацией. Активизацию можно определить как постоянно текущий процесс побуждения учащихся к энергичному, целенаправленному учению, преодоление пассивной и стерео типичной деятельности, спада и застоя в умственной работе. Главная цель активизации – формирование активности учащихся, повышение качества учебно-воспитательного процесса.
В педагогической практике
используются различные пути активизации
познавательной деятельности, основные
среди них – разнообразие форм,
методов, средств обучения, выбор
таких их сочетаний, которые в
возникших ситуациях
Принципы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, также как и выбор методов обучения, должны определятся с учетом особенностей учебного процесса. Помимо принципов и методов, существуют также и факторы, которые побуждают учащихся к активности, их можно назвать еще и как мотивы или стимулы преподавателя, что бы активизировать деятельность учащихся.
Важнейшим методом исследования познавательного интереса учащихся является наблюдение, смыкающиеся с педагогическим экспериментом в тех случаях, когда точно вычислена задача, когда наблюдение нацелено на выявление и запечатления всех условий, приемов, факторов, процессов, связанных именно с этой поставленной задачей. Наблюдение за протекающим процессом деятельности учащегося либо на уроке, в естественных, либо в экспериментальных условиях дает убедительный материал о становлении и характерных особенностях познавательного интереса.
Литература