Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 19:02, курсовая работа
Цель исследования: рассмотреть методы и методические приемы обучения естествознанию в специальной (коррекционной) школе VIII вида.
Задачи исследования:
− рассмотреть понятие «метод обучения», «методический прием» в педагогике;
− изучить основные методы и методические приемы обучения естествознанию в специальной (коррекционной) школе VIII вида;
Введение 3
1 Проблема исследования в общей и специальной педагогической
литературе 5
1.1 Понятие «метод обучения», «методический прием» в педагогике 5
1.2 Основные методы и методические приемы обучения
естествознанию в специальной (коррекционной) школе VIII вида 12
2 Практические аспекты применения различных методов и приемов
обучения естествознанию в специальной (коррекционной)
школе VIII вида 21
2.1 Конспект лабораторной работы по естествознанию 21
Заключение 26
Список использованных источников 27
Содержание
Введение 3
1 Проблема исследования в общей и специальной педагогической
литературе 5
1.1 Понятие «метод обучения», «методический прием» в педагогике 5
1.2
Основные методы и
естествознанию в специальной (коррекционной) школе VIII вида 12
2
Практические аспекты
обучения естествознанию в специальной (коррекционной)
школе VIII вида 21
2.1 Конспект лабораторной работы по естествознанию 21
Заключение 26
Список
использованных источников 27
Введение
Актуальность исследования. В современной педагогике проблема активизации учащихся в процессе обучения занимает центральное место. Успешность её реализации во многом зависит от того, насколько активно школьники приобретают жизненный опыт, включаются в учебную и практическую деятельность и овладевают навыками самостоятельной работы. Реализации данной задачи на уроках естествознания в специальной (коррекционной) школе VIII вида служат разнообразные методы и приемы обучения.
Проблема оптимизации методов обучения естествознанию учащихся с нарушением интеллекта является одной из важнейших для специальной педагогики, так как учебные методы – это главные инструменты, с помощью которых учитель вооружает школьников основами науки, развивает у них познавательные способности, обеспечивает развитие личности, формирует мировоззрение.
Методы и приемы обучения используются на уроках естествознания особым образом, предусматривающим их отбор и композицию с учетом особых образовательных потребностей ученика с нарушением интеллекта и специфики коррекционно-педагогической работы с ним; предусматривается и особая реализация сочетания методов. Общепедагогические методы на уроках естествознания используются не изолированно, а в необходимом сочетании друг с другом; тот или иной метод, будучи ведущим, дополняется и подкрепляется одним-двумя дополнительными, сюда же подключаются различные как общепедагогические, так и специальные приемы. Важным является взаимодополняемость методов.
Выбор методов обучения естествознанию школьников с нарушением интеллекта осуществляется с учетом возможностей учащихся и воздействия на их развитие, коррекции имеющихся недостатков в познавательной деятельности, формирования личности.
Объектом исследования является процесс обучения естествознанию в специальной (коррекционной) школе VIII вида.
Предмет исследования: методы и методические приемы обучения естествознанию в специальной (коррекционной) школе VIII вида.
Цель исследования: рассмотреть методы и методические приемы обучения естествознанию в специальной (коррекционной) школе VIII вида.
Задачи исследования:
− рассмотреть понятие «метод обучения», «методический прием» в педагогике;
− изучить основные методы и методические приемы обучения естествознанию в специальной (коррекционной) школе VIII вида;
− рассмотреть практические аспекты применения различных методов и приемов обучения естествознанию в специальной (коррекционной) школе VIII вида.
В
ходе работы применялись следующие
методы исследования: изучение и анализ
общей и специальной психолого-педагогической
и учебно-методической литературы по проблеме
исследования.
1
Проблема исследования
в общей и специальной
педагогической литературе
1.1
Понятие «метод обучения»,
«методический прием»
в педагогике
Методы обучения – важнейшие структурные компоненты целостного педагогического процесса, включающего в себя цели и задачи обучения, содержание, формы организации обучения и его результаты.
Как известно, главной характеристикой процесса обучения является его цель, от которой зависит выбор содержания обучения (учебного материала). Этому содержанию должны соответствовать и методы обучения.
Методы обучения выполняют важные функции в процессе обучения: с их помощью осуществляется передача ученикам содержания изучаемых предметов, управление познавательной деятельностью учащихся, интеллектуальное развитие учащихся и формирование необходимых личностных качеств. Методы также выполняет стимулирующую, коммуникативную, диагностико-коррекционную функции, необходимые для нормального функционирования учебного процесса [16,224].
У И. П. Подласого метод обучения − это путь, при помощи которого учитель организует, направляет и руководит работой учащихся по овладению ими основами наук [17,276].
М. Н. Скаткин определил метод обучения как путь, которым учитель ведет учеников от незнания к знанию, от неумения к умению, путь формирования идеологии и развития умственных сил детей [20,44].
Известный отечественный дидакт И. Я. Лернер дал такое определение: «Методы обучения – это способы организации познавательной деятельности учащихся, обеспечивающие овладение знаниями, методами познания и практической деятельности» [9,77].
Ю. К. Бабанский отмечал, что методы обучения наиболее рационально определять как способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленные на достижение поставленных учебно-воспитательных целей [1,67].
По М. И. Махмутову «дидактический метод – это система педагогических правил и регулятивных принципов диалектически взаимосвязанных и взаимообусловленных деятельностей учителя и учащихся, применяемая для решения определенного круга задач и приводящая к достижению заданной дидактической цели» [10,57].
Учитывая, что методы обучения представляют собой многоаспектное и многомерное педагогическое явление, по мнению П. И. Пидкасистого, им можно дать несколько разных определений, включающих в себя те толкования, которые рассматривались выше. Если в структуре процесса предусматривается руководящая роль учителя, то методы обучения можно рассматривать как способы организации учебно-познавательной деятельности учащихся и управления этой деятельностью. Учитывая познавательную направленность дидактических методов, их можно определять как способы, с помощью которых учащиеся под руководством учителя идут от незнания к знанию, от неполного и неточного знания к более полному и более точному. С логико-содержательной стороны методы обучения можно рассматривать как применяемый логический способ, с помощью которого учащиеся сознательно овладевают знаниями, умениями и навыками. Подчеркивая содержательно-методологическую сущность методов обучения, их можно определить как форму движения содержания обучения [16,235].
Невозможность включения в определение метода обучения всех выявленных его существенных признаков объясняется, во-первых, тем, что для каждой конкретной педагогической ситуации это определение может быть одноаспектным. Лишь при изменении конкретной ситуации учебного процесса понятие метода может выступать другой своей стороной, выделяя иной свой существенный признак. Во-вторых, методы обучения выступают одновременно и в виде своеобразных педагогических требований к способам учебно-воспитательных действий учащихся и учителя.
Если выделить наиболее общий признак методов, то методы обучения можно определить как упорядоченные способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленные на достижение целей образования, воспитания и развития школьников.
Учитывая, что в определении понятия «метод обучения» отражаются сущностные характеристики той реальности, которую изучает педагогика и по отношению к которой она разрабатывает (проектирует) различного рода средства (способы) воздействия, В. И. Гинецинский приводит несколько подходов к определению метода, в каждом из которых так или иначе подразумевается наличие трех групп признаков, характеризующих учебно-познавательную деятельность, педагогическую деятельность и предмет совместной деятельности участников педагогического процесса:
– метод обучения есть аспект целостного педагогического процесса, характеризующий систему воспроизводящихся, устойчивых признаков деятельности его участников;
– метод обучения есть аспект индивидуальной профессионально-педагогической деятельности, характеризующий устойчивую систему приемов оперирования учебной информацией, регулирования учебно-познавательной деятельности;
– метод обучения есть аспект индивидуальной учебно-познавательной деятельности, характеризующий сложившиеся у субъекта способы порождения новообразований в структуре его опыта в типичных условиях его организации;
– метод обучения есть способ управления учебно-познавательной деятельностью путем выбора педагогически целесообразных форм представления учебного материала и вариантов его развертывания в рамках учебного времени;
– метод обучения есть нормативно-ценностная модель организации учебного процесса, предписывающая определенную схему построения профессионально-педагогической деятельности;
– метод обучения есть система общих признаков учебно-познавательной деятельности, присутствующих в работе учащихся, которые обучаются одним и тем же педагогом;
– метод обучения есть система рефлексивно выделяемых признаков педагогической деятельности, ориентирующейся на определенные модели осуществления познавательной деятельности;
– метод обучения есть определенный вариант выбора системы факторов, учитываемых (принимаемых во внимание) при регулировании познавательной деятельности;
– метод обучения есть аспект функционирования педагогической системы, характеризующий способ достижения инструментальных (промежуточных) и терминальных (конечных) целей [3,57].
Педагогической наукой накоплен богатый материал, касающийся методов обучения. Существуют также различные классификации методов обучения, многообразие которых зависит от избираемого принципа классификации.
Одна из первых классификаций методов обучения была предложена Е. В. Перовским и Е. Я. Голант [4, 54]. Строилась она по основанию источника знаний, ориентируясь на «золотое правило» дидактики. В соответствии с источником знаний (слово, наглядность, практика) были выделены соответственно три группы методов, которые рассмотрены в таблице 1.
Таблица 1
классификация методов обучения, предложенная
Е. В. Петровским и Е. Я. Голант
Группы методов | методы |
Словесные | Лекция, рассказ учителя, беседа, работа с книгой, учебным текстом. |
Наглядные | Демонстрация картин, муляжей, кинофильмов и диафильмов, гербариев и т. д. |
Практические | Выполнение опыта, эксперимента, исследовательской работы, лабораторной работы, упражнения, составление таблиц, графиков, диаграмм, выполнение измерений на местности, изготовление прибора и т. д. |
Эти методы определяются по внешним признакам, в основном по видам деятельности учителя. Однако такая классификация методов не раскрывает деятельность учащихся, а также психические процессы, связанные с этой деятельностью. Поэтому ряд ученых делают попытку разработать такую классификацию методов обучения, в основе которой лежал бы характер деятельности учителя и учащихся.
Так, М. Н. Скаткин и И. Я. Лернер в соответствии с характером познавательной деятельности учащихся по усвоению содержания образования выделяют следующие методы.
1. Объяснительно-иллюстративный, или информационно-рецептивный, метод, основное назначение которого состоит в организации усвоения учащимися знаний в готовом виде. Учитель сообщает готовую информацию разными средствами, а учащиеся воспринимают, осознают и фиксируют в памяти эту информацию. Объяснительно-иллюстративный метод относится к наиболее экономным способом передачи накопленного человечеством обобщенного и систематизированного опыта подрастающему поколению. Учитель сообщает информацию с помощью устного слова (объяснение, рассказ, лекция), печатного слова (учебник), наглядных средств (картины, кино- и диафильмы, схемы, натуральные объекты в классе и во время экскурсий), практического показа способов деятельности (показ опыта работы на станке, образцов склонения, способа решения задачи, доказательства теоремы, способов составления плана, аннотации и т. д.). Этот метод включает рассказ, лекцию, объяснение, использование и изучение литературы, использование наглядных средств, дидактических машин и т. п. Он тренирует память, дает знания, но не способствует развитию творческого мышления.