Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 19:02, курсовая работа
Цель исследования: рассмотреть методы и методические приемы обучения естествознанию в специальной (коррекционной) школе VIII вида.
Задачи исследования:
− рассмотреть понятие «метод обучения», «методический прием» в педагогике;
− изучить основные методы и методические приемы обучения естествознанию в специальной (коррекционной) школе VIII вида;
Введение 3
1 Проблема исследования в общей и специальной педагогической
литературе 5
1.1 Понятие «метод обучения», «методический прием» в педагогике 5
1.2 Основные методы и методические приемы обучения
естествознанию в специальной (коррекционной) школе VIII вида 12
2 Практические аспекты применения различных методов и приемов
обучения естествознанию в специальной (коррекционной)
школе VIII вида 21
2.1 Конспект лабораторной работы по естествознанию 21
Заключение 26
Список использованных источников 27
2. Репродуктивный метод, главным признаком которого является воспроизведение и повторение способа деятельности по заданиям учителя. Данный метод характеризует не только деятельность ученика, но и предполагает организующую, побуждающую деятельность учителя. С целью повышения эффективности репродуктивного метода разрабатываются системы упражнений, а также программированные материалы, обеспечивающие обратную связь и самоконтроль. Важную роль при осуществлении данного метода играет алгоритмизация, когда ученикам предлагается определенный алгоритм, т. е. правила и порядок действий, в результате выполнения которых ученик распознает объект (явление), выясняет его наличие и одновременно осуществляет определенный порядок действий.
3. Проблемное изложение (используется главным образом на лекции, в ходе работы с книгой, экспериментирования и т. д.) заключается в том, что учитель ставит проблему, сам ее решает, показывая при этом путь решения в его подлинных, но доступных учащимся противоречиях. Учитель показывает образцы научного познания, научного решения проблем, а учащиеся мысленно следят за его логикой, усваивая этапы решения целостных проблем. Результатом проблемного изложения является усвоение учеником способа и логики решения поставленной проблемы, но еще без умения применять их самостоятельно. Своеобразие этого метода заключается в том, что ученик не только воспринимает, осознает и запоминает готовые знания, но и следит за логикой доказательства, контролирует убедительность мысли учителя.
4. Частично-поисковый, или эвристический, метод состоит в том, что учитель организует участие школьников в выполнении отдельных этапов поиска, конструирует задание, расчленяет его на вспомогательные, намечает шаги поиска, а учащиеся осуществляют его самостоятельно, актуализируя наличные знания, мотивируя свои действия. Этот метод включает самостоятельную работу учащихся, беседу, лекции и т. д.
5. Исследовательский метод определяется как способ организации поисковой, творческой деятельности учащихся по решению новых для них проблем. Этот метод призван обеспечить творческое применение знаний, овладение методами научного познания в процессе поиска этих методов и применение их. Кроме того, он является условием формирования интереса, потребности в творческой деятельности [9; 20].
Предложенная авторами классификация методов обучения демонстрирует постепенный переход от методов, предполагающих сравнительно небольшую самостоятельность учащихся, к методам, опирающимся на их полную самостоятельность. Безусловно, данная классификация методов обучения наиболее совершенна, однако в ней не раскрываются способы овладения знаниями, сообщениями и практическим материалом, не характеризуется работа с отдельными источниками знаний, поскольку и учитель и учащиеся не вооружаются конкретными приемами работы.
Методы реализуются в педагогической действительности в различных формах: в конкретных действиях, приемах, организационных формах и т. п. При этом методы и приемы жестко не привязаны друг к другу. Например, в таких приемах, как беседа или работа с книгой, могут найти воплощение разные методы обучения. Беседа может быть эвристической и проводить в жизнь частично-поисковый метод, а может носить репродуктивный характер, реализовать соответствующий метод и быть нацеленной на запоминание и закрепление. То же можно сказать и о работе с книгой, и об экскурсии, и т. д. Необходимо оговорить, что по логике, заложенной в разных классификациях методов (о них речь пойдет дальше), одни и те же виды деятельности могут быть отнесены к разным дидактическим категориям. Например, те же беседа или работа с книгой могут быть отнесены по одной классификации к приемам, по другой − к методам. При этом число приемов обучения может бесконечно увеличиваться в зависимости от содержания учебного материала, новых целей и, конечно, от творчества учителя, его педагогического мастерства и тем самым придавать индивидуальность манере его педагогической деятельности. Многообразие сочетания приемов составляют методики преподавания [16,289].
Таким образом, методы обучения – важнейшие структурные компоненты целостного педагогического процесса. Это многоаспектное и многомерное педагогическое явление. Поэтому единого определения данному понятию в современной науке нет. Наиболее общим является следующее определение: методы обучения это упорядоченные способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленные на достижение целей образования, воспитания и развития школьников.
Методы обучения выполняют важные функции в процессе обучения: с их помощью осуществляется передача ученикам содержания изучаемых предметов, управление познавательной деятельностью учащихся, интеллектуальное развитие учащихся и формирование необходимых личностных качеств. Методы также выполняют стимулирующую, коммуникативную, диагностико-коррекционную функции, необходимые для нормального функционирования учебного процесса.
В
настоящее время в основу классификаций
методов обучения положены следующие
основания: источник знаний; характер
познавательной деятельности учащихся
по усвоению содержания образования; дифференцированные
и разнообразные действия учителя и его
учащихся; сущность и закономерности функционирования
методов осуществления целостного педагогического
процесса.
1.2
Основные методы
и методические
приемы обучения
естествознанию в специальной (коррекционной)
школе VIII вида
В
соответствии с принятой в дидактике
и наиболее распространенной классификацией
методов обучения на основе целостного
деятельностного подхода в
Сообщение новых знаний по естествознанию осуществляется с помощью объяснения, рассказа. В этих случаях ведущая роль принадлежит слову учителя.
Объяснение – это истолкование отдельных понятий, явлений, правил, приёмов работы с инструментами, содержания наглядных пособий и правил их применения, а так же слов и терминов. На уроках естествознания необходимо объяснение новых слов для понимания читаемого или сообщаемого материала. Эта необходимость связана с тем, что у школьников с нарушением интеллекта ограниченный словарный запас, содержание многих распространённых слов и особенно специальных терминов они не понимают. Поэтому на этапе объяснения понятий учитель прибегает к различным сочетаниям методических приёмов.
Объяснение сопровождается демонстрацией наглядных пособий различной модификации. Используются упражнения на классификацию существующих признаков. Для объяснения подбирается небольшой по объёму и доступный материал, изложение его должно быть непродолжительным. Объяснение на уроках естествознания применяется в основном при изучении нового материала, иногда при закреплении, если выясняется, что учащиеся не поняли тот или иной материал [12,134].
Рассказ – это метод, предполагающий повествовательное изложение содержания учебного материала. В педагогике различают три вида рассказа: рассказ-вступление, направленный на подготовку учащихся к восприятию нового материала; рассказ-изложение, в котором раскрывается содержание новой темы; рассказ-заключение, цель его обобщить изученный на уроке материал, сделать выводы.
В
первом случае учитель своим рассказом
стремится своим рассказом
Рассказ – изложение применяется тогда, когда сообщаемый материал по естествознанию незнаком учащимся, или они имеют о нём отдельные несистематизированные и неточные сведения.
Помимо
рассказов, главная дидактическая
цель которых заключается в
Рассказы на уроках естествознания должны быть небольшими по объёму, содержать ограниченное количество новых сведений, достоверные и научно проверенные факты. Содержание должно раскрываться конкретно, по плану, с четким выделением существенных моментов, доступным языком, включать новые слова и термины. Излагаемые сведения следует подтверждать примерами, сопровождаться наглядной демонстрацией, прослушиванием звукозаписи, просмотром учебных кино- и диафильмов [8,70].
Рассказ может проводиться в начале урока естествознания и занимать его небольшую часть, после чего идёт усвоение полученных знаний с помощью упражнений, познавательных игр.
Метод демонстрации применяется в сочетании с другими методами. Демонстрироваться могут реальные объекты (плоды деревьев, минералы, растения и др.), работа механизмов, все виды учебно-наглядных пособий. Среди последних выделяют: натуральную и образную наглядность, символическую наглядность, схематические изображения, географические средства наглядности, технические демонстрационные средства. Наглядные пособия используются в ходе уроков сообщения новых знаний, при закреплении, повторении, самоконтроле выполненной работы [8,71].
Однако наглядные средства смогут служить чувственной опорой для мыслительной деятельности учащихся с нарушением интеллекта только в том случае, если ими будут поняты условные обозначения, которые должны соотноситься с конкретными предметами и явлениями окружающей действительности.
Школьников нужно научить пользоваться готовыми схемами и таблицами, а также динамическими графическими пособиями, символической наглядностью.
Беседа – это вопросно-ответный метод обучения, применяющийся для сообщения новых знаний, закрепления, повторения, а также контроля знаний учащихся с нарушением интеллекта. Для сообщения новых знаний используется в том случае, если у учеников есть некоторые сведения по изучаемому вопросу, и учитель имеет возможность опереться на их опыт.
Метод беседы занимает значительное место в процессе обучения естествознанию. Это объясняется, прежде всего, тем, что в ходе умело построенной беседы создается возможность не только дать учащимся определённые знания или закрепить их, но и учить их делать простейшие обобщения, формировать их диалогическую речь. Кроме того, метод беседы активизирует учащихся с нарушением интеллекта, позволяет организовать их внимание, направлять его в нужное русло. Для лучшего усвоения разбираемой темы учитель во время беседы часто пользуется наглядностью, успех применения которой зависит от того, насколько продуманы им цель и место её использования, широко привлекаются наблюдение, лабораторные и практические работы. Источником беседы могут быть материалы учебника, записи на доске [19,21].
Наблюдение определяется как целенаправленное, планомерно, различное по длительности восприятие человеком предметов и явлений окружающего мира. На уроках естествознания оно используется с целью обучения умению замечать изменения в природе, жизни растений, поведении животных, анализировать факты и явления, обобщать их. Активное применение этого метода объясняется тем, что создаются условия, позволяющие на основе чувственного познания окружающей действительности развивать у учащихся наглядно-образное мышление, активизировать их внимание, стимулировать интерес к учению, расширять и обогащать знания.
В связи с тем, что учащиеся с нарушением интеллекта не умеют планомерно и полно анализировать объекты и явления, необходима специальная работа, направленная на то, чтобы наблюдения школьников были продуктивны. В первую очередь нужно руководить наблюдениями детей с помощью системы вопросов, количество которых должно постепенно сокращаться по мере формирования у учащихся умения приобретать знания о внешнем облике объектов, характерных признаках наблюдаемых явлений окружающей действительности, выделять существенное в изучаемом, сравнивать, делать выводы и обобщения [23,175].
Работа с книгой используется как метод получения новых знаний, а также как метод закрепления и повторения, систематизации и обобщения знаний. Цель обучения работе с книгой – это приобретение знаний и в некоторой мере – подготовка к самообразованию.
Работа с учебником является сложным видом умственной деятельности учащихся, состоящей из осознания ими поставленной задачи, логического осмысления читаемого, установления причинно-следственных зависимостей, анализа смысловой структуры текста.