Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 19:02, курсовая работа
Цель исследования: рассмотреть методы и методические приемы обучения естествознанию в специальной (коррекционной) школе VIII вида.
Задачи исследования:
− рассмотреть понятие «метод обучения», «методический прием» в педагогике;
− изучить основные методы и методические приемы обучения естествознанию в специальной (коррекционной) школе VIII вида;
Введение 3
1 Проблема исследования в общей и специальной педагогической
литературе 5
1.1 Понятие «метод обучения», «методический прием» в педагогике 5
1.2 Основные методы и методические приемы обучения
естествознанию в специальной (коррекционной) школе VIII вида 12
2 Практические аспекты применения различных методов и приемов
обучения естествознанию в специальной (коррекционной)
школе VIII вида 21
2.1 Конспект лабораторной работы по естествознанию 21
Заключение 26
Список использованных источников 27
б) часть листа.
IV. Совокупность нескольких листовых пластинок, сидящих на одном общем черешке, называют…
а) простым листом.
б) сложным листом.
Инструктивная карта
1.У вас на столах лежат гербарии. Рассмотрите листья, определите, какие из них простые, а какие сложные.
2.Прочитайте, каким растениям они принадлежат. Запишите названия в таблицу.
3.Фиксация результатов.
Простые и сложные листья
Простые листья | Сложные листья |
Вывод: итак, лист – наземный орган растений. Листья разных растений отличаются друг от друга по размерам, форме, жилкованию, количеству листовых пластинок и другим признакам. У однодольных растений жилкование листьев параллельное или дуговое, а у двудольных – сетчатое.
5. Итог урока.
− Чем отличаются листья разных растений друг от друга?
Ответы детей: формой, цветом, размером.
− Чем отличаются простые листья от сложных?
Ответы детей: количеством листовых пластинок.
− Какие признаки являются общими для всех листьев?
Ответы детей: каждый лист имеет черешок и листовую пластину.
− Какую роль играют жилки листа?
Ответы детей: по жилкам в лист поступает вода и минеральные соли.
6.
Домашнее задание.
Прочитать параграф по теме в учебнике,
в тетради зарисовать лист простой и сложной
формы; однодольные и двудольные.
Заключение
Методы обучения – важнейшие структурные компоненты целостного педагогического процесса. Это многоаспектное и многомерное педагогическое явление. Поэтому единого определения данному понятию в современной науке нет. Наиболее общим является следующее определение: методы обучения это упорядоченные способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленные на достижение целей образования, воспитания и развития школьников.
Методы обучения выполняют важные функции в процессе обучения: с их помощью осуществляется передача ученикам содержания изучаемых предметов, управление познавательной деятельностью учащихся, интеллектуальное развитие учащихся и формирование необходимых личностных качеств. Методы также выполняют стимулирующую, коммуникативную, диагностико-коррекционную функции, необходимые для нормального функционирования учебного процесса.
В настоящее время в основу классификаций методов обучения положены следующие основания: источник знаний; характер познавательной деятельности учащихся по усвоению содержания образования; дифференцированные и разнообразные действия учителя и его учащихся; сущность и закономерности функционирования методов осуществления целостного педагогического процесса.
В
процессе обучения естествознанию учащихся
с нарушением интеллекта выделяются
методы организации и осуществления учебно-познавательной
деятельности; ее стимулирования и мотивации;
методы контроля и самоконтроля. На уроках
естествознания в специальной (коррекционной)
школе VIII вида широко используются такие
методы обучения, как объяснение, рассказ,
метод демонстрации, беседа, наблюдение,
работа с книгой, игра, упражнения. Представлен
конспект лабораторной работы: «Лист.
Внешнее строение листа».
Список
использованных источников
1. Выбор методов обучения в средней школе / под ред. Ю. К. Бабанского. – М. : Просвещение, 2000. – 258 с.
2. Гамаюнова, А. Н. Организация практических и лабораторных работ при обучении естествознанию в специальной (коррекционной) школе VIII вида / А. Н. Гамаюнова // Дефектология. – 2006. − № 6. – С. 30-33.
3. Гинецинский, В. И. Основы теоретической педагогики / В. И. Гинецинский. – СПб. : Питер, 2002. – 158 с.
4.
Голант, Е. Я. Методы обучения в советской
школе / Е. Я. Голант. –
5. Гритченко, Р. С. Активизация познавательной деятельности умственно отсталых учащихся на уроках естествознания / Р. С. Гритченко // Дефектология. − 1997. − № 3. – С. 15-18.
6. Еременко, И. Г. Дидактические основы урока во вспомогательной школе / И. Г. Еременко. – М. : Просвещение, 1999. – 211 с.
7. Еременко, И. Г. Материалы исследования процесса обучения во вспомогательной школе / И. Г. Еременко. – М. : Просвещение, 1997. – 112 с.
8. Еременко, И. Г. Олигофренопедагогика : учебное пособие / И. Г. Еременко. – М. : Просвещение, 2002. – 289 с.
9. Лернер, И. Я. Дидактические основы методов обучения / И. Я. Лернер. – М. : Просвещение, 1996. – 325 с.
10. Махмутов, М. И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории / М. И. Махмутов. – М. : Просвещение, 1999. – 149 с.
11. Мишина, Г. А. Коррекционная и специальная педагогика : учебное пособие / Г. А. Мишина. – М. : Владос, 2009. – 329 с.
12.
Обучение детей с нарушением интеллектуального
развития : Олигофренопедагогика : учебное
пособие / под ред. Б. П. Пузанова. – М. :
Академия, 2003. – 272 с.
13. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе : учебное пособие / под ред. В. В. Воронковой. – М. : Школа-Пресс, 1998. – 416 с.
14. Олигофренопедагогика : учебное пособие для вузов / под ред. Т. В. Алышевой, В. В. Воронковой. – М. : Высшее педагогическое образование, 2008. – 414 с.
15. Педагогика / под ред. Ю. К. Бабанского. – М. : Просвещение, 1997. – 479 с.
16. Педагогика : учеб. пособ. для студ. / под ред. П. И. Пидкасистого. – М. : Педагогическое общество России, 2007. – 638 с.
17. Подласый, И. П. Педагогика. Новый курс : учебник для студ. пед. вузов : В 2 кн. / И. П. Подласый. – М. : Владос, 2008. – Кн. 1 : Общие основы. Процесс обучения. – 576 с.
18.
Постовская, В. А. Воспитание навыков самостоятельной
работы у учащихся вспомогательной школы
в процессе обучения естествознанию /
19. Синев, В. Н. Коррекционная работа на уроках географии и естествознания / В. Н. Синев, Л. С. Стажок. – Киев : КГУ, 1996. – 76 с.
20. Скаткин, М. Н. Совершенствование процесса обучения / М. Н. Скаткин. – М. : Просвещение, 1998. – 311 с.
21.
Сластенин, В. А. Педагогика : учебное пособие
/ В. А. Сластенин,
22. Специальная педагогика : учебное пособие / под ред. Н. М. Назаровой. – М. : Академия, 2007. – 519 с.
23. Трофимова, Н. М. Основы специальной педагогики и психологии / Н. М. Трофимова. – СПб. : Питер, 2005. − 304 с.
24. Усвайская, А. В. Изучение природы в вспомогательной школе / А. В. Усвайская. − М. : Просвещение, 1999. – 103 с.
25. Ягодовский, К. П. Методика естествознания для вспомогательной школы / К. П. Ягодовский, Л. А. Исаенко. – М. : Просвещение, 1995. – 216 с.