Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 19:02, курсовая работа
Цель исследования: рассмотреть методы и методические приемы обучения естествознанию в специальной (коррекционной) школе VIII вида.
Задачи исследования:
− рассмотреть понятие «метод обучения», «методический прием» в педагогике;
− изучить основные методы и методические приемы обучения естествознанию в специальной (коррекционной) школе VIII вида;
Введение 3
1 Проблема исследования в общей и специальной педагогической
литературе 5
1.1 Понятие «метод обучения», «методический прием» в педагогике 5
1.2 Основные методы и методические приемы обучения
естествознанию в специальной (коррекционной) школе VIII вида 12
2 Практические аспекты применения различных методов и приемов
обучения естествознанию в специальной (коррекционной)
школе VIII вида 21
2.1 Конспект лабораторной работы по естествознанию 21
Заключение 26
Список использованных источников 27
Начинаться она должна с ознакомления с его структурными элементами. Сначала школьники с нарушением интеллекта учатся находить название учебника, нужную страницу, картинку, текст. Постепенно они должны быть вооружены знаниями о всех структурных элементах книги, её назначении, продуктивных способах деятельности с текстами, иллюстрациями. Учащихся с нарушением интеллекта необходимо научить правильно и быстро ориентироваться в аппарате учебной книги, т. е. находить текст, задания и вопросы к нему, иллюстрации и схемы, способствующие пониманию читаемого. Это создаёт условия для самостоятельной учебной работы. Также следует учить детей с нарушением интеллекта (прежде, чем приступать к выполнению работы) обращать внимание на образцы выполнения задания или упражнения, разобрать их. Это способствует формированию навыков самоконтроля [23,175].
Чтение для учащихся с нарушением интеллекта представляет значительную трудность. В связи с этим большое значение имеет подбор методов и приёмов, способствующих формированию сознательного чтения. Это может быть знакомство с натуральными объектами, наблюдения и практические работы, объяснения учителя, экскурсии, словарная работа и т. д.
Сознательному восприятию текста способствуют также разные виды чтения: объяснительное, выборочное, повторное и др. Основное внимание должно быть уделено формированию у учащихся умения анализировать текст учебника, выделять существенное из прочитанного.
Игра как метод обучения особенно подробно разработана в дошкольной педагогике, применяется для закрепления и повторения пройденного, но иногда возможно их включение на этапе подготовки к усвоению нового материала. Этот метод сочетается с рассказом, беседой, объяснением учителя, наблюдениями, упражнениями. Место и характер игры на уроках естествознания диктуются изучаемой темой, составом класса, подготовленностью детей. Использование игр позволяет заинтересовать их, вызвать положительные эмоции, что повышает эффективность обучения [7,86].
В ходе игр у учащихся с нарушением интеллекта развивается речь, формируются количественные и временные представления, расширяется кругозор. Игры оказывают положительное корректирующее влияние на развитие учащихся с нарушением интеллекта при соблюдении ряда условий:
1.
Они должны быть доступны по
сюжету и движениям,
2. Игры следует тесно связывать с программным материалом и темой урока естествознания, подбирать с учётом психофизических и возрастных особенностей школьников с нарушением интеллекта.
3.
Перед их проведением
4.
Учитель должен руководить
5. Все типы игр требуют хорошего оснащения [7,88].
Упражнения применяются для закрепления знаний, совершенствования умения и навыков. В зависимости от целей обучения упражнения различаются на обучающие (подготовительные) и проверочные (контрольные), по месту оформления работы (классные и домашние), по форме словесного выражения мысли (устные и письменные), по мыслительным операциям, которых они требуют от ученика (аналитические, аналитико-синтетические, синтетические). Встречаются также классификации по степени самостоятельности. Это упражнения, в которых воспроизводится усвоенный материал, работы по применению знаний в новых условиях, творческие работы. Упражнения сочетаются с объяснением, беседой, рассказом, демонстрацией, игрой, лабораторной работой, применяются при работе с учебником.
Важнейшим условием является сознательное выполнение учащимися задания. Это весьма сложная задача для детей с нарушением интеллекта, поскольку нарушения в высшей нервной деятельности у учащихся относятся, прежде всего, к их аналитико-синтетической способности, от которой зависит полнота понимания учебного материала, т. е. глубина обобщения, полнота отражения изучаемого и наблюдаемого материала.
Следует стремиться к разнообразию упражнений, чтобы избежать механической работы детей и формировать у них умение применять полученные знания вначале в условиях, приближенных к предыдущим, а затем в новых. Метод упражнений даёт возможность организовывать индивидуальный и дифференцированный подход на уроках естествознания к учащимся с нарушением интеллекта. Упражнения должны быть связаны с жизнью, практической деятельностью учащихся.
Самостоятельная работа – это особый вид фронтальной, групповой и индивидуальной деятельности учащихся, осуществляемой под руководством, но без непосредственного участия учителя, характеризуется большой активностью протекания познавательных процессов, которая может выполняться как на уроках естествознания, так и во внеурочное время и служить средством повышения эффективности процесса обучения и подготовки учащихся к самостоятельному пополнению знаний [12,135].
В процессе обучения естествознанию школьников с нарушением интеллекта самостоятельные работы рекомендуется в основном для закрепления знаний, формирования умений и навыков и как контроль усвоенного ими. Задания для самостоятельной работы должны быть посильны школьникам и разнообразны, даваться на каждом уроке.
Правильно организованная самостоятельная работа школьников с нарушением интеллекта способствует исправлению недостатков познавательной деятельности, формирует у них активность, настойчивость, уверенность в собственных силах.
Таким
образом, в процессе обучения естествознанию
учащихся с нарушением интеллекта выделяются
методы организации и осуществления учебно-познавательной
деятельности; ее стимулирования и мотивации;
методы контроля и самоконтроля. На уроках
естествознания в специальной (коррекционной)
школе VIII вида широко используются такие
методы обучения, как объяснение, рассказ,
метод демонстрации, беседа, наблюдение,
работа с книгой, игра, упражнения.
2
Практические аспекты
применения различных
методов и
приемов обучения естествознанию
в специальной (коррекционной)
школе VIII вида
2.1
Конспект лабораторной
работы по естествознанию
Тема: Лист. Внешнее строение листа.
Цель: дать понятие о листе, как о наземном органе растений.
Задачи:
Образовательные задачи: познакомить с многообразием листьев, особенностями их внешнего строения; учить различать простые и сложные листья;
Коррекционно-развивающие: корригировать и развивать познавательные процессы учащихся, речь; формировать умение различать простые и сложные листья.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к растениям, формирование природоохранных навыков.
Оборудование: схема строения простого листа, схема строения сложного листа, жилкование листьев, гербарии.
Ход урока
1. Организационный момент.
− Здравствуйте, ребята! Какое сегодня число? Сейчас урок естествознания. Сегодня на уроке мы с вами будем говорить о листьях и о их строении. Но прежде чем мы приступим к изучению новой темы давайте с вами вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке.
2. Проверка домашнего задания.
1. Назовите растения, у которых есть корнеплод?
Ответы детей: морковь, свекла, репа, редис.
2. Что такое корнеплод?
Ответы детей: это та часть растения, которая находиться под землей; подземные органы растения.
3. У каких растений имеется корнеклубень?
Ответы детей: картофель, некоторые цветы.
4. Какую роль в жизни растений играют корнеклубни и корнеплоды?
Ответы детей: они запасают питательные вещества.
3. Изучение нового материала.
Учитель: Жизнь на земле без зеленых растений невозможна, так как это единственные живые организмы, образующие органические вещества из неорганических.
Лист – надземный орган растений – располагается на стебле. У большинства растений лист состоит из широкой части, которую называют листовой пластинкой, и узкой части – черешка. Листья, имеющие черешок, называют черешковыми. Черешковые листья у тополя, сирени, огурца и многих других растений. У некоторых растений лист не имеет черешка и прикрепляется к стеблю листовой пластинкой. Такие листья называют сидячими. Сидячие листья у столетника, агавы и других растений.
Разнообразны листья и по размеру. У одних растений листья мелкие, так, например, у водного растения ряски листья меньше ногтя. У других видов растений (тропических) листья такие крупные, что на них, как на плот, может сесть трёхлетний ребёнок. Это – виктория: её вы можете увидеть в ботаническом саду. Крупные листья у банана. Они достигают двух метров в длину и до полметра в ширину. У большинства растений листья имеют средние размеры. Например, листья липы, яблони, ландыша, многих комнатных растений.
Когда вы гуляете весной в парке или лесу, обратите внимание на прошлогодние листья. Они состоят из одних жилок. Сочная зелёная листовая пластинка истлела и сгнила, а жилки остались. Если внимательно рассмотреть только что опавший лист или лист на растении, то вы также увидите жилки. Лучше они заметны на нижней стороне листа. По этим жилкам передвигается вода и растворённые в ней вещества. У одних листьев жилки располагаются параллельно листовой пластинке, например у кукурузы. У других – дугообразно, как у ландыша. Параллельное и дугообразное жилкование встречается у однодольных растений. Все деревья, кустарники и многие травянистые растения имеют сетчатое жилкование листьев. Сетчатое жилкование у двудольных растений.
Если на черешке листа находится одна листовая пластинка, такой лист называется простым. Простые листья у берёзы, клёна, дуба, черёмухи.
Если лист состоит из нескольких листовых пластинок, соединённых с общим черешком, то такой лист называется сложным. Сложные листья у ясеня, рябины, малины, акации, земляники.
По жилкам в лист поступает вода и минеральные соли от корня, а от листьев в плоды и другие органы оттекают растворённые в воде сахар, витамины и другие питательные вещества.
Место прикрепления листа к стеблю называют узлом. От узла стебля может отрастать разное количество листьев (один, два, три и более). Если от узла стебля отрастает один лист и листья поднимаются вверх как по очереди, то такое листорасположение называют очередным. Очередное листорасположение у липы, тополя, картофеля и других растений. Когда от узла стебля отрастают два листа, находящиеся друг против друга, то такое листорасположение называют супротивным. Супротивное листорасположение у сирени, клёна и других растений. У олеандра от узла стебля отрастает три листа. Такое листорасположение называют мутовчатым.
4. Закрепление изученного.
− А теперь, если вы внимательно слушали мой рассказ, ответьте на следующие вопросы:
− Какие листья черешковые, а какие сидячие?
− Как отличить простой лист от сложного?
− Какие растения имеют сетчатое жилкование?
− У каких растений линейное и дуговое жилкование?
− Далее предлагаю вам выполнить самостоятельно следующую работу. Вам будет дано понятие и несколько вариантов ответов. Какой вы считаете правильным, тот и отметьте:
I. Черешок – это…
а) боковая часть побега, на которой сидит лист;
б) часть листа, соединяющая со стеблем листовую пластинку.
II. Совокупность черешка и одной листовой пластинки называют….
а) простым листом.
б) сложным листом.
III. Листовая пластинка – это…
а) уплощенный боковой побег.