Практические аспекты применения различных методов и приемов обучения естествознанию в специальной (коррекционной) школе VIII вида

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 19:02, курсовая работа

Описание

Цель исследования: рассмотреть методы и методические приемы обучения естествознанию в специальной (коррекционной) школе VIII вида.
Задачи исследования:
− рассмотреть понятие «метод обучения», «методический прием» в педагогике;
− изучить основные методы и методические приемы обучения естествознанию в специальной (коррекционной) школе VIII вида;

Содержание

Введение 3
1 Проблема исследования в общей и специальной педагогической
литературе 5
1.1 Понятие «метод обучения», «методический прием» в педагогике 5
1.2 Основные методы и методические приемы обучения
естествознанию в специальной (коррекционной) школе VIII вида 12
2 Практические аспекты применения различных методов и приемов
обучения естествознанию в специальной (коррекционной)
школе VIII вида 21
2.1 Конспект лабораторной работы по естествознанию 21
Заключение 26
Список использованных источников 27

Работа состоит из  1 файл

методы обучения естествознанию (1).doc

— 141.00 Кб (Скачать документ)

      Начинаться  она должна с ознакомления с его  структурными элементами. Сначала школьники с нарушением интеллекта учатся находить название учебника, нужную страницу, картинку, текст. Постепенно они должны быть вооружены знаниями о всех структурных элементах книги, её назначении, продуктивных способах деятельности с текстами, иллюстрациями. Учащихся с нарушением интеллекта необходимо научить правильно и быстро ориентироваться в аппарате учебной книги, т. е. находить текст, задания и вопросы к нему, иллюстрации и схемы, способствующие пониманию читаемого. Это создаёт условия для самостоятельной учебной работы. Также следует учить детей с нарушением интеллекта (прежде, чем приступать к выполнению работы) обращать внимание на образцы выполнения задания или упражнения, разобрать их. Это способствует формированию навыков                                      самоконтроля [23,175].

      Чтение  для учащихся с нарушением интеллекта представляет значительную трудность. В связи с этим большое значение имеет подбор методов и приёмов, способствующих формированию сознательного чтения. Это может быть знакомство с натуральными объектами, наблюдения и практические работы, объяснения учителя, экскурсии, словарная работа и т. д.

      Сознательному восприятию текста способствуют также  разные виды чтения: объяснительное, выборочное, повторное и др. Основное внимание должно быть уделено формированию у учащихся умения анализировать текст учебника, выделять существенное из прочитанного.

      Игра как метод обучения особенно подробно разработана в дошкольной педагогике, применяется для закрепления и повторения пройденного, но иногда возможно их включение на этапе подготовки к усвоению нового материала. Этот метод сочетается с рассказом, беседой, объяснением учителя, наблюдениями, упражнениями. Место и характер игры на уроках естествознания диктуются изучаемой темой, составом класса, подготовленностью детей. Использование игр позволяет заинтересовать их, вызвать положительные эмоции, что повышает эффективность обучения [7,86].

      В ходе игр у учащихся с нарушением интеллекта развивается речь, формируются количественные и временные представления, расширяется кругозор. Игры оказывают положительное корректирующее влияние на развитие учащихся с нарушением интеллекта при соблюдении ряда условий:

      1. Они должны быть доступны по  сюжету и движениям, представлять  интерес для учащихся, подготавливать их к дальнейшей работе.

      2. Игры следует тесно связывать  с программным материалом и  темой урока естествознания, подбирать с учётом психофизических и возрастных особенностей школьников с нарушением интеллекта.

      3. Перед их проведением необходима  подготовительная работа, направленная на уяснение правил игры, сюжетной линии, конечной цели.

      4. Учитель должен руководить игрой,  оказывать дифференцированную помощь  детям, при необходимости совместно  с учениками исполнять игровые действия.

      5. Все типы игр требуют хорошего оснащения [7,88].

      Упражнения применяются для закрепления знаний, совершенствования умения и навыков. В зависимости от целей обучения упражнения различаются на обучающие (подготовительные) и проверочные (контрольные), по месту оформления работы (классные и домашние), по форме словесного выражения мысли (устные и письменные), по мыслительным операциям, которых они требуют от ученика (аналитические, аналитико-синтетические, синтетические). Встречаются также классификации по степени самостоятельности. Это упражнения, в которых воспроизводится усвоенный материал, работы по применению знаний в новых условиях, творческие работы. Упражнения сочетаются с объяснением, беседой, рассказом, демонстрацией, игрой, лабораторной работой, применяются при работе с учебником.

      Важнейшим условием является сознательное выполнение учащимися задания. Это весьма сложная задача для детей с нарушением интеллекта, поскольку нарушения в высшей нервной деятельности у учащихся относятся, прежде всего, к их аналитико-синтетической способности, от которой зависит полнота понимания учебного материала, т. е. глубина обобщения, полнота отражения изучаемого и наблюдаемого материала.

      Следует стремиться к разнообразию упражнений, чтобы избежать механической работы детей и формировать у них умение применять полученные знания вначале в условиях, приближенных к предыдущим, а затем в новых. Метод упражнений даёт возможность организовывать индивидуальный и дифференцированный подход на уроках естествознания к учащимся с нарушением интеллекта. Упражнения должны быть связаны с жизнью, практической деятельностью учащихся.

      Самостоятельная работа – это особый вид фронтальной, групповой и индивидуальной деятельности учащихся, осуществляемой под руководством, но без непосредственного участия  учителя, характеризуется большой  активностью протекания познавательных процессов, которая может выполняться как на уроках естествознания, так и во внеурочное время и служить средством повышения эффективности процесса обучения и подготовки учащихся к самостоятельному пополнению знаний [12,135].

      В процессе обучения естествознанию школьников с нарушением интеллекта самостоятельные работы рекомендуется в основном для закрепления знаний, формирования умений и навыков и как контроль усвоенного ими. Задания для самостоятельной работы должны быть посильны школьникам и разнообразны, даваться на каждом уроке.

      Правильно организованная самостоятельная работа школьников с нарушением интеллекта способствует исправлению недостатков познавательной деятельности, формирует у них активность, настойчивость, уверенность в собственных силах.

     Таким образом, в процессе обучения естествознанию учащихся с нарушением интеллекта выделяются методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности; ее стимулирования и мотивации; методы контроля и самоконтроля. На уроках естествознания в специальной (коррекционной) школе VIII вида широко используются такие методы обучения, как объяснение, рассказ, метод демонстрации, беседа, наблюдение, работа с книгой, игра, упражнения. 
 
 
 
 
 
 
 

     2 Практические аспекты  применения различных методов и                             приемов обучения естествознанию в специальной (коррекционной)               школе VIII вида 

     2.1 Конспект лабораторной работы по естествознанию  

     Тема: Лист. Внешнее строение листа.

     Цель: дать понятие о листе, как о наземном органе растений.

     Задачи:

     Образовательные задачи: познакомить с многообразием листьев, особенностями их внешнего строения; учить различать простые и сложные листья;

     Коррекционно-развивающие: корригировать и развивать познавательные процессы учащихся, речь; формировать умение различать простые и сложные листья.

     Воспитательные: воспитывать бережное отношение к растениям, формирование природоохранных навыков.

     Оборудование: схема строения простого листа, схема строения сложного листа, жилкование листьев, гербарии.

Ход урока

     1. Организационный  момент.

     − Здравствуйте, ребята! Какое сегодня число? Сейчас урок естествознания. Сегодня на уроке мы с вами будем говорить о листьях и о их строении. Но прежде чем мы приступим к изучению новой темы давайте с вами вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке.

     2. Проверка домашнего задания.

     1. Назовите растения, у которых есть корнеплод?

     Ответы  детей: морковь, свекла, репа, редис.

     2. Что такое корнеплод?

     Ответы  детей: это та часть растения, которая  находиться под землей; подземные органы растения.

     3. У каких растений имеется корнеклубень?

     Ответы  детей: картофель, некоторые цветы.

     4. Какую роль в жизни растений играют корнеклубни и корнеплоды?

     Ответы  детей: они запасают питательные  вещества.

     3. Изучение нового материала.

     Учитель: Жизнь на земле без зеленых растений невозможна, так как это единственные живые организмы, образующие органические вещества из неорганических.

     Лист  – надземный орган растений –  располагается на стебле. У большинства растений лист состоит из широкой части, которую называют листовой пластинкой, и узкой части – черешка. Листья, имеющие черешок, называют черешковыми. Черешковые листья у тополя, сирени, огурца и многих других растений. У некоторых растений лист не имеет черешка и прикрепляется к стеблю листовой пластинкой. Такие листья называют сидячими. Сидячие листья у столетника, агавы и других растений.

     Разнообразны  листья и по размеру. У одних растений листья мелкие, так, например, у водного растения ряски листья меньше ногтя. У других видов растений (тропических) листья такие крупные, что на них, как на плот, может сесть трёхлетний ребёнок. Это – виктория: её вы можете увидеть в ботаническом саду. Крупные листья у банана. Они достигают двух метров в длину и до полметра в ширину. У большинства растений листья имеют средние размеры. Например, листья липы, яблони, ландыша, многих комнатных растений.

     Когда вы гуляете весной в парке или  лесу, обратите внимание на прошлогодние листья. Они состоят из одних жилок. Сочная зелёная листовая пластинка истлела и сгнила, а жилки остались. Если внимательно рассмотреть только что опавший лист или лист на растении, то вы также увидите жилки. Лучше они заметны на нижней стороне листа. По этим жилкам передвигается вода и растворённые в ней вещества. У одних листьев жилки располагаются параллельно листовой пластинке, например у кукурузы. У других – дугообразно, как у ландыша. Параллельное и дугообразное жилкование встречается у однодольных растений. Все деревья, кустарники и многие травянистые растения имеют сетчатое жилкование листьев. Сетчатое жилкование у двудольных растений.

     Если  на черешке листа находится одна листовая пластинка, такой лист называется простым. Простые листья у берёзы, клёна, дуба, черёмухи.

     Если  лист состоит из нескольких листовых пластинок, соединённых с общим черешком, то такой лист называется сложным. Сложные листья у ясеня, рябины, малины, акации, земляники.

     По  жилкам в лист поступает вода и  минеральные соли от корня, а от листьев  в плоды и другие органы оттекают растворённые в воде сахар, витамины и другие питательные вещества.

     Место прикрепления листа к стеблю называют узлом. От узла стебля может отрастать  разное количество листьев (один, два, три и более). Если от узла стебля отрастает один лист и листья поднимаются  вверх как по очереди, то такое листорасположение называют очередным. Очередное листорасположение у липы, тополя, картофеля и других растений. Когда от узла стебля отрастают два листа, находящиеся друг против друга, то такое листорасположение называют супротивным. Супротивное листорасположение у сирени, клёна и других растений. У олеандра от узла стебля отрастает три листа. Такое листорасположение называют мутовчатым.

     4. Закрепление изученного.

      − А теперь, если вы внимательно слушали мой рассказ, ответьте на следующие вопросы:

      − Какие листья черешковые, а какие сидячие?

      − Как отличить простой лист от сложного?

      − Какие растения имеют сетчатое жилкование?

      − У каких растений линейное и дуговое жилкование?

     − Далее предлагаю вам выполнить самостоятельно следующую работу. Вам будет дано понятие и несколько вариантов ответов. Какой вы считаете правильным, тот и отметьте:

     I. Черешок – это…

     а) боковая часть побега, на которой  сидит лист;

     б) часть листа, соединяющая со стеблем  листовую пластинку.

     II. Совокупность черешка и одной листовой пластинки называют….

     а) простым листом.

     б) сложным листом.

     III. Листовая пластинка – это…

     а) уплощенный боковой побег.

Информация о работе Практические аспекты применения различных методов и приемов обучения естествознанию в специальной (коррекционной) школе VIII вида