Практические рекомендации к организации внеклассной работе по иностранному языку

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 08:23, курсовая работа

Описание

Целью настоящей работы является рассмотрение использования различных форм внеклассной работы в качестве средства активизации навыков иноязычной устной речи учащихся.

Цель исследования определяет постановку следующих задач:
1) систематизировать теоретический и практический опыт внеклассной работы в современной школе;
2) проанализировать внеклассную воспитательную работу по иностранному языку с точки зрения активизации навыков устной речи у учащихся старших классов;
3) выявить основные педагогические характеристики школьных театральных постановок, календарных и тематических праздников во внеклассной работе по иностранному языку;

Содержание

Введение …………………………………………………………………...................3
Глава 1. Теоретические основы внеклассной работы по иностранному языку в старших классах …........……......................................................................................5
1.1. Внеклассная работа по иностранному языку как педагогическое явление……………………………….………………………………………….........6
1.2. Цели и задачи внеклассной работы по иностранному языку………………………………………………………………………................10
1.3. Формы и методы внеклассной работы по иностранному языку............................................... ………………………………………………....12
1.4 Мотивация, как основной элемент организации внеклассной работы
……………………………………………………………………………………..…14
Глава 2 Практические рекомендации к организации внеклассной работе по иностранному языку……………………....................................................………..17
2.1. Неделя иностранного языка в школе как форма внеклассной работ………………………………………………………….……..........……….....17
2.2. Игровые формы во внеклассной работе по иностранному языку....... ……20
2.3. Календарные и тематические праздники…….......……………………….......23
2.4 Использование сети «Интернет» во внеклассной работе по иностранному языку……………………………………………………………………………….24
Заключение ……………………………………...........……………………….....28
Библиография …………………………………...........……………………….....29

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по методике.docx

— 78.11 Кб (Скачать документ)

     Итак, в качестве формы внеклассной  работы на старшей ступени обучения мы предлагаем рассмотреть театральную постановку праздника Halloween (http://school-sector.relarn.ru/tanya/schoolweb/gimn1/hallow/scen_odes.htm) (Приложение 3).

Учащимся  старших классов, прежде чем они  станут «артистами», можно предложить стать «драматургами» — преобразовать повествовательный текст в пьесу. Такая работа требует довольно много времени, поэтому ее лучше выполнять дома.

Целью организации данного вида внеклассной работы является  совершенствование лексических навыков и навыков общения на иностранном языке, а также знаний о культуре страны изучаемого языка.

Цель  предполагает постановку следующих  задач:

  1. Практическая - усовершенствовать лексические навыки учащихся, сформировать страноведческие знания;
  2. Воспитательная - воспитание творческого мышления, развитие воображения;
  3. Развивающая - развить коммуникативные способности.

Принципы, реализующиеся при проведении  данного мероприятия:

  • принцип сочетания коллективных, групповых и индивидуальных форм работы;
  • принцип коммуникативной активности учащихся;
  • принцип учета возрастных особенностей учащихся.

Также необходимо соблюдение следующих условий:

  • добровольность участия;
  • сочетание инициативы детей с направляющей ролью учителя;
  • четкая организация и тщательная подготовка мероприятия;
  • наличие целевых установок и перспектив деятельности;
  • широкое использование методов педагогического стимулирования активности учащихся;
  • гласность;
  • привлечение учащихся более старшего возраста к подготовке и проведению мероприятий с учащимися более младшего возраста.       

Для успешного проведения мероприятия  следует развивать целевую коммуникативную, страноведческую, лингво-познавательную, инструментальную  мотивацию.                                 

Таким образом, можно сделать вывод, что  театральные внеклассные мероприятия формируют коммуникативно-компетентную личность, свободно пользующуюся языковыми навыками в любой ситуации.

2.4 Использование сети «Интернет» во внеклассной работе по иностранному языку

В настоящее  время использование средств  сети Интернет во внеклассной работе стало очень популярным и доступным.

       Целью ее использования во внеурочное время является осуществление учащимися индивидуальной работы по ликвидации пробелов в знаниях учащихся, формированию или совершенствованию грамматических, лексических навыков.

       Задачи:

  1. практическая - обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы); Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);
  2. развивающая - умение анализировать (креативность и критическое мышление); формировать позитивное отношение к работе (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).
  3. воспитательные - формирование уважительного отношения школьников к чужому мнению; воспитание трудолюбия и усидчивости.

Полезно предложить ребятам использовать либо программы English Club net, English-to-Go, др., курсы дистанционного обучения на отечественных сайтах (http://www.ioso.iip.net/distant). Такая работа может проводиться и с домашнего компьютера. В настоящее время в сети много возможностей организовать индивидуальную самостоятельную деятельность школьников по совершенствованию тех или иных знаний, умений, навыков в овладении иностранным языком       (Иностранные языки и учеба за рубежом 2001: 18-22).

       Проектная деятельность учащихся является распространенным видом работы с использованием Интернет. Это наиболее эффективная деятельность учащихся во внеурочное время. Однако сразу следует оговориться, что ее эффективность в полной мере зависит от организации и координации со стороны педагогов.

Принципы организации деятельности:

  • Принцип связи обучения с жизнью;
  • Принцип коммуникативной активности учащихся;
  • Принцип преемственности внеклассной работы с уроками иностранного   языка;
  • Принцип учета возрастных особенностей учащихся.

К важным условиями эффективности проведения проектной деятельности относятся:

- повышение  мотивации учащихся при решении  задач; 

- развитие  творческих способностей;

- смещение  акцента от инструментального  подхода в решении задач к  технологическому;

- формирование  чувства ответственности; 

- создание  условий для отношений сотрудничества  между учителем и учащимся.

            Повышение мотивации (инвентаризационной, лингво-познавательной, компенсаторной) и развитие творческих способностей происходит из-за наличия в проектной деятельности ключевого признака - самостоятельного выбора.     

       Развитие  творческих способностей и смещение акцента от инструментального подхода  к технологическому происходит благодаря необходимости осмысленного выбора инструментария и планирования деятельности для достижения лучшего результата. Формирование чувства ответственности происходит подсознательно: учащийся стремится доказать, в первую очередь, самому себе, что он сделал правильный выбор. Следует отметить, что стремление самоутвердиться является главным условием эффективности проектной деятельности (Полат Е. С. 1991: 3-10).

Проектная деятельность привлекательна для учебного процесса по иностранному языку в связи с тем, что с помощью сети Интернет можно создать подлинную языковую среду и поставить задачу формирования потребности в изучении иностранного языка на основе интенсивного общения с носителями языка, работы с аутентичной литературой самого разного жанра, аудирования оригинальных текстов в исполнении носителей языка. Это, пожалуй, наиболее эффективная возможность формирования социокультурной компетенции на основе диалога культур. ( Выбор методов обучения в средней школе. //под ред. Бабанского Ю.К.1998: 124)

         В Интернете школьники и учителя могут найти любую необходимую для проекта информацию: о музеях и их экспонатах по всему миру, статистические данные по самым разнообразным вопросам, информацию о текущих событиях в разных уголках мира и реакцию людей на эти события, информацию об экологической ситуации в разных районах мира, о национальных праздниках и т.д. Можно побеседовать в режиме on-line (в режиме реального времени), пользуясь услугами IRC (Internet Relay Chat) со сверстниками или со специалистами интересующей профессии из разных стран мира. Олимпиады, викторины на иностранном языке могут также вносить свою лепту в совершенствование иностранного языка                                 ( Владимирова Л. П 2002: 39 – 41).

На наш  взгляд, на старшей ступени особенно актуально использование сети Интернет в качестве средства обучения и активизации навыков ИЯ говорения.

Поэтому, для успешной организации данного  вида  внеклассной работы необходимо сформулировать основные требования к использованию метода проектов в курсе иностранного языка:

  • Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы /задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения

Так например, можно организовать исследование истории возникновения празднования различных праздников в англо-говорящих странах - St.Patrick's Day, Thanksgiving Day, Halloween, Christmas, Mothers' Day, etc; сопоставление особенностей такой организации для путешествия в нашей стране и за рубеж; проблемы семьи; проблема свободного времени у молодежи; проблема обустройства дома; проблема отношений между поколениями; проблема организации спортивных мероприятий, много других;

  • Практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов (например, доклад в соответствующие службы о демографическом состоянии данного региона, факторах, влияющих на это состояние, тенденциях, прослеживающихся в развитии данной проблемы; совместный выпуск газеты; программа туристического маршрута со всеми подробностями, касающимися особенностей зарубежной поездки; план обустройства дома, парка, участка, планировка и обустройство квартиры, пр.);
  • Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов и распределением ролей).
  • Использование исследовательских методов: определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы (использование в ходе совместного исследования метода "мозговой атаки", "круглого стола", творческих отчетов, защиты проекта, пр.)                (Якушина Л.З. 1990: 56).
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

Проведённое исследование позволяет сделать вывод о том, что систематизация теоретического и практического опыта воспитательной работы в современной школе является неотъемлемой и важной частью педагогического процесса. Благодаря внеклассной работе по иностранному языку углубляются познавательные интересы школьников, развиваются социальные и познавательные мотивы учебной деятельности, стимулируется развитие личности, её творческого потенциала, значительно расширяется кругозор, эрудиция и эмоционально-ценностное отношение к миру и к себе.

В процессе организации внеклассной работы по ИЯ необходимо учитывать психологические и возрастные особенности учащихся. От знания данных особенностей  зависит успешность  выбора форм внеклассной работы, определение содержания этих форм, организация и проведение внеклассного мероприятия.

Изучая  различные формы внеклассной  работы по иностранному языку, мы пришли к выводу, что на старшем этапе  обучения наиболее продуктивны  формы  внеклассной работы, удовлетворяющие  потребностям и интересам учащихся, способствующие реализации полученных ранее знаний умений и навыков, а  также позволяющие осуществлять эффективное обучение говорению. Так, при организации внеклассной работы на старшей ступени обучения (10-11 классы) необходимо учитывать  стремление учащихся к всестороннему развитию своей личности, углубленному усвоению знаний. Формами организации внеклассной работы, учитывающими данные особенности, являются массовые и групповые, включающие в себя проведение календарных и тематических праздников, а также организация театральных постановок. Они способствуют не только формированию личности учащегося, его становлению в коллективе, но и более эффективному усвоению содержания образования и, на наш взгляд, вызывают наибольший интерес у учащихся.

  Анализ содержания внеклассной работы по иностранному языку показал, что она ориентирована, прежде всего, на содержание урочной работы и является логическим продолжением её учебного материала и расширения опыта репродуктивной и продуктивной учебно-познавательной деятельности. При этом важное значение имеет занимательность самого учебного материала.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Библиография

  1. Денисова Л.Г. Интенсивная методика на внеклассных занятиях в школе. - ИЯШ, 1989, № 2, с 47-49.
  2. Владимирова Л. П. Интернет на уроках иностранного языка. - ИЯШ. 2002, № 3. С. 39 – 41.
  3. Выбор методов обучения в средней школе. //под ред. Бабанского Ю.К.. - М., 1998. – 328с.
  4. Жуковская Р.И. Игра и её педагогическое значение. – М.: Педагогика – 1975. 192с.
  5. Иностранные языки и учеба за рубежом, 2001, №10, с. 18-22
  6. Калечиц Т.Н. Внеклассная и внешкольная работа с учащимися. - М.: Просвещение, 1980. – 261с.
  7. Кобзарь Б.С., Кумарина Ю.А., Кусый Ю.А.- Дидактика современной школы: Пособие для учителей / – К.: Род. шк., 1987. – 351 с.
  8. Кутьев В.О. Внеурочная деятельность школьников М.: 1983. – 234с.
  9. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. - М., 1981. – 234с
  10. Ляховицкий М.В., Миролюбов А.А. Методика обучения иностранным языкам в средней школе, М.: Высшая школа,1982 – 165с.
  11. Ляэнеметс У.Л. - О применении языковых знаний вне урока. -  ИЯШ. 1988, №6, с.53-54
  12. Максаков А.Н., Тумакова Г.А. Учите, играя: Игры и упражнения со звучащим словом. – М.: Просвещение, 1979. – 341с.
  13. Мусницкая Е. В. Обучаем, развиваем и воспитываем. // ИЯШ. 1989, № 3.
  14. Павлова Т.П. Игровые приёмы работы на внеклассных занятиях по английскому языку. -  ИЯШ 1995, № 8. с.46-48.
  15. Петровский А.В. Возрастная и педагогическая психология. //под ред.– М., Просвещение, 1973. – 431с.
  16. Полат Е. С. Метод проектов на уроках иностранного языка. // ИЯШ. 1991,   № 2. С. 3 – 10.
  17. Рогова Г. В. О повышении действенности урока иностранного языка. // ИЯШ. 1986, № 4.
  18. Савина С.Н. Внеклассная работа по иностранному языку в средней школе - М.: Просвещение, 1991, 207с.
  19. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. – М., 1983. – 329с.
  20. Шепелева В.И. Принципы организации внеклассной работы. - М.: Высшая школа,1991 – 117с.
  21. Щуркова Н.А. Новые формы воспитательной работы. - ИЯШ. – 1994, № 4, с.61-63.
  22. Якушина Л.З. Внеурочная работа по иностранному языку. - М.: Высшая школа,1990 – 132с.
  23. http://school-sector.relarn.ru/tanya/schoolweb/gimn1/hallow/scen_odes.htm
  24. http://www.ioso.iip.net/distant
  25. http://www.uchportal.ru/load/94-1-0-13000

Информация о работе Практические рекомендации к организации внеклассной работе по иностранному языку