Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 13:02, контрольная работа
Психологическая особенность детей младшего возраста - преобладание наглядно-действенного и наглядно-образного мышления. Ребенку сложно иметь дело с абстракциями. В связи с этим возникают сложности при работе с высоко абстрактным арифметическим материалом (число, действие).
Специфика геометрических моделей в силу своей простоты способствует развитию моделирующей деятельности более чем другая область познания, а, следовательно, и более чем любое другое учебное содержание, способствует развитию символической функции мышления.
Геометрический образ по сути своей является в высшей степени наглядным, поскольку минимален и отражает только существенные свойства моделируемого объекта, В такой трактовке геометрический материал - фактор не повышающий, а понижающий уровень абстрактности содержания обучения дошкольников.
Тема: Представление о форме предметов как средство развития мышления детей.
Цель:
раскрыть особенности ознакомления детей
с геометрическими фигурами и показать
значение геометрического материала в
развитии мышления детей дошкольного
возраста.
Содержание
Психологическая особенность детей младшего возраста - преобладание наглядно-действенного и наглядно-образного мышления. Ребенку сложно иметь дело с абстракциями. В связи с этим возникают сложности при работе с высоко абстрактным арифметическим материалом (число, действие).
Специфика геометрических моделей в силу своей простоты способствует развитию моделирующей деятельности более чем другая область познания, а, следовательно, и более чем любое другое учебное содержание, способствует развитию символической функции мышления.
Геометрический образ по сути своей является в высшей степени наглядным, поскольку минимален и отражает только существенные свойства моделируемого объекта, В такой трактовке геометрический материал - фактор не повышающий, а понижающий уровень абстрактности содержания обучения дошкольников.
Для геометрических понятий важнейший существенный признак - форма. Восприятие же формы (формирующийся образ предмета складывается на основе объединения в комплекс тактильных зрительных и кинестетических ощущений - двигательных, связанных с ощупыванием, поворачиванием и т.п.) психологи называют сенсомоторным. Таким образом, работая с чувственно воспринимаемыми моделями геометрических фигур, дети могут активно опираться на сенсорику (на свои ощущения).
Сенсорное восприятие формы предмета должно быть направлено не только на то, чтобы видеть, узнавать формы, наряду с другими его признаками, но уметь, абстрагируя форму от вещи, видеть ее и в других вещах. Такому восприятию формы предметов и ее обобщению и способствует знание детьми эталонов - геометрических фигур. Поэтому задачей сенсорного развития является формирование у ребенка умений узнавать в соответствии с эталоном (той или иной геометрической фигурой) форму разных предметов.
Сравнение фигуры с формой того или иного предмета помогает детям понять, что с геометрическими фигурами можно сравнивать разные предметы или их части. Так, постепенно геометрическая фигура становится эталоном определения формы предметов.
Познание геометрических фигур, их свойств и отношений расширяет кругозор детей, позволяет им более точно и разносторонне воспринимать форму окружающих предметов, что положительно отражается на их продуктивной деятельности (например, рисовании, лепке).
Геометрические
материалы позволяют
Выделяют три вида ориентации в пространстве: установление принадлежности предмета (точки) линии или плоскости: колобок на дорожке (дорожка - линия, колобок - точка на линии), картина на стене, шкаф на полу; установление расположения предмета относительно других, находящихся вместе с ним на одной линии, или на плоскости, или в пространстве: между, перед, за, выше, ниже, справа, слева, над, под; расположение внутри или вне замкнутой линии или емкости: внутри и вне (снаружи).
Тема ориентации в пространстве связана со знакомством с такими геометрическими понятиями, как точки и линии (прямые, кривые, ломаные, замкнутые и незамкнутые), направления на прямой линии, порядок точек (предметов) на прямой (предшествующий и следующий предмет в ряду). Замкнутые линии на плоскости подводят к понятию геометрической фигуры (окружность, овал, треугольник, четырехугольник и др.). Необходимость ориентации в пространстве относительно своего тела или относительно других тел приводит к знакомству с геометрическими телами
Наблюдая геометрические тела с различных точек зрения и из различных положений, дети узнают о том, что возможно их различное восприятие в пространстве. Это дает возможность и далее более органично воспринимать и другие предметы, и жизненные явления, и ситуации, и взаимоотношения. Развитие «многозначного» видения и понимания его смысла формирует гибкость мыслительных процессов, способствует развитию дивергентного мышления.
На
развитие пространственного мышления
ребенка большое влияние
Движение - это перемещение фигуры, сохраняющее расстояния между точками. Движение сохраняет длины отрезков и форму фигур. Типично для дошкольника и младшего школьника - несохранение образа фигуры при движении. Если, например, повернуть на глазах ребенка квадрат «на уголок», то на вопрос, что это за фигура, можно услышать: «Ромб». С общей точки зрения, любой квадрат - это ромб, но в данном случае ребенок называет фигуру ромбом только потому, что она повернута «на уголок». Повернув фигуру обратно, можно услышать: «А теперь опять квадрат». Умение сохранять образ фигуры при движениях формируется в процессе разнообразных практических конструктивных действий, требующих их перемещения в разных вариантах.
Трансформация - термин не геометрический. Этим словом для удобства обозначаются разнообразные действия с фигурами, требующие преобразования их формы для получения новых фигур, например: для получения равносоставленных фигур данную фигуру делят на части и перекомпоновывают в форму, удобную для решения определенной задачи.
Такая деятельность, как считают психологи, наиболее значима для развития пространственного мышления ребенка.
Пересечение и объединение можно частично отнести к трансформациям, поскольку в первом случае необходимо определить общую часть двух и более объектов при наложении, во втором - определить общий контур (охватывающий контур, общую границу) этих объектов. Однако здесь следует учитывать и движения, поскольку эти операции выполняются посредством движений (одна фигура накладывается на другую в различных положениях); причем первоначальная форма фигур сохраняется неизменной. Умение распознать в таких заданиях как первоначальные формы фигур, так и вновь полученную форму, - основа развития аналитических способностей и аналитического типа мышления.
В дошкольный период различные геометрические фигуры используются как материал для построения заданий на распознавание, сравнение, обобщение и классификацию. Цель этих заданий - формировать и развивать наблюдательность, умения выделять существенные (важные) признаки предмета, сравнить два или несколько предметов, отмечая при этом сходные и различные признаки и свойства, делать несложное обобщение на основе выделенных общих свойств предметов, распределять предметы на группы (классификация) в соответствии с выделенным признаком. Задания такого типа - основные для формирования и развития мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, классификация и др.), а также умения строить обоснованные (логические) рассуждения.
В отличие от чисел геометрические фигуры, как и реальные предметы, имеют ориентацию на плоскости и в пространстве. Поэтому можно говорить об их взаимном расположении (принадлежности, включении, касании, местоположении относительно друг друга: за, перед, между, внутри, вне, над и т.п.).
Форма - свойство геометрической фигуры, связанное с протяженностью и со свойством «быть в определенных отношениях в пространстве»; так, отрезок имеет характеристику «длина» (выражаемую численно), но, расположенный на плоскости определенным образом, дает качественно новую форму - фигуру.
На простейших наглядных примерах геометрический материал позволяет знакомить детей с важнейшими математическими (и даже философскими) положениями. Геометрические фигуры при этом в отличие от абстрактных численных характеристик, называемых числами, обладают чувственно воспринимаемыми наглядными свойствами и качествами, что позволяет использовать их в процессе математического развития ребенка едва ли не с первых дней его жизни.
В ходе ознакомления дошкольников с геометрическими фигурами развиваются следующие процессы мышления:
Анализ - это процесс, расчленения целого на части, а также установление связей, отношений между ними.
Синтез - это процесс мысленного соединения в единое целое частей предмета или его признаков, полученных в процессе анализа. Анализ и синтез неразрывно связаны друг с другом и являются одними из основных мыслительных операций.
Сравнение - мысленное установление сходства и различия предметов по существенным или несущественным признакам.
Обобщение - процесс мысленного объединения в одну группу предметов и явлений по их основным свойствам.
Классификация - это распределение предметов по группам, обычно по существенным признакам. Очень важно правильно выбрать основание классификаций. Часто дети ориентируются на второстепенные признаки. Необходимо учить малышей называть группы предметов обобщающими словами или, наоборот, подбирать предметы к обобщающему слову.
В каждом возрастном периоде восприятие детьми формы предмета имеет свои особенности. Можно выделить несколько уровней в развитии «геометрических знаний».
Первый уровень характеризуется тем, что фигура воспринимается детьми как целое, ребенок еще не умеет выделять в ней отдельные элементы, не замечает сходства и различия между фигурами, каждую из них воспринимает обособленно.
До трех лет дети связывают признак формы с конкретным предметом. При этом малыши воспринимают геометрические фигуры как обычные предметы и дают им названия тех знакомых предметов, на которые эти фигуры похожи. Например, треугольную призму называют крышей домика.
До трех лет дети способны различать по образцу только контрастные по форме геометрические фигуры. В этом возрасте необходимо давать детям возможность выполнять различные действия с предметами в соответствии с их формой. Надо предлагать малышам разнообразные игры и упражнения: «Прокати шарик», «Построй башенку», «Покажи такую же фигуру», «Чудесный мешочек», «Каждую фигуру — в свой домик». Полезными и интересными для детей являются игры с деталями из строительного конструктора и геометрической мозаикой. Во всех этих играх ребенок исследует геометрические фигуры осязательно-двигательным путем, строит из фигур башенки или катает их, накладывает одну фигуру на другую, ставит рядом, сравнивает. Тем самым малыш постепенно узнает характерные признаки геометрических фигур.
Детей начинает интересовать, как называется та или иная фигура. Поэтому взрослые в ходе таких игр должны ненавязчиво называть «имена» геометрических фигур. С этой целью на первом этапе надо использовать как привычные для детей названия предметов (например, «яйцо»), так и общепринятые геометрические термины («овалоид»). Причем, привычное название должно быть «придумано» самим ребенком, а не навязано ему взрослым.
Знакомя с геометрическими фигурами, их предъявляют попарно. Вначале ребенок воспринимает каждую фигуру обособленно, не замечая сходства и различия между фигурами. Поэтому на следующих занятиях круг и квадрат, находящиеся у воспитателя, будут отличаться от круга и квадрата у детей сначала по цвету, потом по величине, а затем и по цвету, и по величине. Задание останется прежним: «Покажи то же, что у меня». Таким образом, ребенок постепенно начинает абстрагировать форму от других признаков предметов.
Воспитатель показывает фигуру, называет ее, просит детей взять в руки такую же. Затем педагог организует действия детей с данными фигурами: прокатить круг, поставить, положить квадрат, проверить, будет ли он катиться. Аналогичные действия дети выполняют с фигурами другого цвета и размера.
На первом уровне в основном получают развитие мыслительные операции сравнения
На втором уровне ребенок уже выделяет элементы в фигуре и устанавливает отношения, как между ними, так и между отдельными фигурами (операции анализа и синтеза, сравнения), формируются основы использования операций обобщения.
У детей пятого года жизни нужно, прежде всего, закрепить умение различать и правильно называть круг и квадрат, а затем и треугольник. С этой целью проводятся игровые упражнения, в которых дети группируют фигуры разного цвета и размера. Меняется цвет, размер, а признаки формы остаются неизменными. Это способствует формированию обобщенных знаний о фигурах.
Чтобы уточнить представления детей о том, что геометрические фигуры бывают разного размера, им показывают (на таблице, фланелеграфе или наборном полотне) известные геометрические фигуры. К каждой из них дети подбирают аналогичную фигуру как большего, так и меньшего размера. Сравнив величину фигур (визуально или приемом наложения), дети устанавливают, что фигуры одинаковы по форме, но различны по размеру. В следующем упражнении дети раскладывают по три фигуры разного размера в возрастающем или убывающем порядке.
Информация о работе Представление о форме предметов как средство развития мышления детей.