Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 13:02, контрольная работа
Психологическая особенность детей младшего возраста - преобладание наглядно-действенного и наглядно-образного мышления. Ребенку сложно иметь дело с абстракциями. В связи с этим возникают сложности при работе с высоко абстрактным арифметическим материалом (число, действие).
Специфика геометрических моделей в силу своей простоты способствует развитию моделирующей деятельности более чем другая область познания, а, следовательно, и более чем любое другое учебное содержание, способствует развитию символической функции мышления.
Геометрический образ по сути своей является в высшей степени наглядным, поскольку минимален и отражает только существенные свойства моделируемого объекта, В такой трактовке геометрический материал - фактор не повышающий, а понижающий уровень абстрактности содержания обучения дошкольников.
Затем можно предложить детям рассмотреть фигуры, лежащие в индивидуальных конвертах, разложить одинаковой формы рядами и предложить рассказать, у кого каких сколько.
На следующем занятии дети получают уже неодинаковые наборы фигур. Они, разбирая свои комплекты, сообщают, у кого какие фигуры и сколько их. При этом целесообразно упражнять детей и в сравнении количества фигур: «Каких фигур у тебя больше, а каких меньше? Поровну ли у вас квадратов и треугольников?» и т.п. Выполняя это задание, ребенок сравнивает количество фигур, устанавливая между ними взаимно однозначное соответствие. Приемы при этом могут быть разные: фигуры в каждой группе располагаются рядами, точно одна под другой, или располагаются парами, или накладываются друг на друга. Так или иначе, устанавливается соответствие между элементами фигур двух групп и на этой основе определяется их равенство или неравенство.
Подобным
же образом организуются упражнения
на группировку и сравнение фигур
по цвету, а затем по цвету и
размеру одновременно. Таким образом,
постоянно меняя наглядный
С новыми геометрическими фигурами детей знакомят путем сравнения с уже известными:
Рассматривание и сравнение фигур проводят в определенной последовательности:
а) взаимное наложение или приложение фигур; этот прием позволяет четче воспринять особенности фигур, сходство и различие, выделить их элементы;
б) организация обследования фигур осязательно-двигательным путем и выделение некоторых элементов и признаков фигуры; эффект обследования фигуры в значительной мере зависит от того, направляет ли воспитатель своим словом наблюдения детей, указывает ли, на что следует смотреть, что узнать (направление линий, их связь, пропорции отдельных частей, наличие углов, вершин, их количество, цвет, размер фигуры одной и той же формы и др.); дети должны научиться словесно описывать ту или иную фигуру;
в)
организация разнообразных
г) организация упражнений по группировке фигур в порядке увеличения и уменьшения размера («Подбери по форме», «Подбери по цвету», «Разложи по порядку» и др.);
д) организация дидактических игр и игровых упражнений для закрепления умений детей различать и называть фигуры («Чего не стало?», «Что изменилось?», «Чудесный мешочек», «Домино форм», «Магазин», «Найди пару» и др.).
Таким образом, обнаруживают характерные свойства геометрических тел и фигур.
На третьем уровне (старший дошкольный возраст) ребенок в состоянии устанавливать связи между свойствами и структурой фигур, связи между самими свойствами. Ребёнок старшего дошкольного возраста должен уметь сравнивать, выделяя сначала наиболее существенные признаки сходства и различия, а также видеть разницу между признаками сходства и признаками различия. Развитие умений проводить сравнение отрабатывается с помощью усложняющих заданий: сначала это задания, в которых предполагается сравнивать два предмета, при этом результат сравнения выражается графически; затем сравнивают группы предметов, их изображения, после чего переходят к сравнению несложных сюжетных картинок или композиций.
Ребёнку старшего дошкольного возраста нужно уметь обобщать предметы, исходя из их существенных признаков, самостоятельно выделяя эти признаки.
Детям даются известные им фигуры, и предлагают руками обследовать границы квадрата и круга, прямоугольника и овала и подумать, чем эти фигуры отличаются друг от друга и что в них одинаковое. Они устанавливают, что у квадрата и прямоугольника есть «уголки», а у круга и овала их нет. Воспитатель, обводя фигуру пальцем, объясняет и показывает на прямоугольнике и квадрате углы, вершины, стороны фигуры.
Вершина - это та точка, в которой соединяются стороны фигуры.
Стороны и вершины образуют границу фигуры, а граница вместе с ее внутренней областью - саму фигуру.
На разных фигурах дети показывают ее внутреннюю область и ее границу - стороны, вершины и углы как часть внутренней области фигуры.
Угол (плоский) - геометрическая фигура, образованная двумя лучами (сторонами), выходящими из одной точки (вершины).
Можно предложить детям заштриховать красным карандашом внутреннюю область фигуры, а синим карандашом обвести ее границу, стороны. Дети не только показывают отдельные элементы фигуры, но и считают вершины, стороны, углы у разных фигур. Сравнивая квадрат с кругом, они выясняют, что у круга нет вершин и углов, есть лишь граница круга - окружность.
В дальнейшем дети приучаются различать внутреннюю область любой фигуры и ее границу, считать число сторон, вершин, углов. Обследуя треугольник, они приходят к выводу, что у него три вершины, три угла и три стороны. Очень часто дети сами говорят, почему эта фигура в отличие от прямоугольника и квадрата называется треугольником.
Чтобы убедить детей, что выделенные ими признаки являются характерными свойствами проанализированных фигур, воспитатель предлагает те же фигуры, но больших размеров. Обследуя их, дети подсчитывают вершины, углы и стороны у квадратов, прямоугольников, трапеций, ромбов и приходят к общему выводу, что все эти фигуры независимо от размера имеют по четыре вершины, четыре угла и четыре стороны, а у всех треугольников ровно три вершины, три угла и три стороны.
В
дальнейшем у детей начинают формировать
представление о
Подводя детей к новому для них понятию, следует исходить из сложившихся представлений. Так, например, занятие, на котором предполагается познакомить детей с четырехугольником, надо начать с анализа уже знакомой детям фигуры — треугольника. Воспитатель показывает детям треугольник и спрашивает, почему он так называется. Дети, очевидно, будут рассуждать так: «Треугольником он называется потому, что у него три угла». Прийти к такому выводу им нетрудно, так как они знают основные признаки этой фигуры (три стороны и три угла).
Затем, указывая на группу фигур, имеющих четыре угла (квадрат, прямоугольник, трапеция, ромб — названия двух последних детям не даются), воспитатель просит сказать, чем похожи эти фигуры. Если дети сходства не обнаруживают, нужно указать им на количество углов. Дети считают углы и стороны: «У всех этих фигур четыре угла и четыре стороны».
Дети пробуют самостоятельно придумать название всем этим фигурам, предлагают различные варианты, отражающие характерные признаки этих фигур: «Четырехугольные, четырехсторонние». Воспитатель одобряет их сообразительность и подтверждает, что эти фигуры называются четырехугольниками. Так детей подводят к обобщению, что одно понятие включается в другое, более общее: квадрат, прямоугольник — разновидности четырехугольников.
Детей можно подвести к элементарному обобщению знакомых фигур по разным признакам. Для этого каждый ребенок получает конверт с набором геометрических фигур (овалы, треугольники разной конфигурации, квадраты, прямоугольники, а также другие четырехугольники, названий которых дети не знают: трапеции, ромбы). Детям дают задания сгруппировать фигуры по признаку величины независимо от цвета и формы, по признаку формы независимо от величины и цвета, по цвету независимо от формы и величины, выделить две группы: округлые и угольные фигуры. При выполнении заданий дети должны сопровождать свои действия объяснением.
С интересом ребята группируют предметные карточки по признаку формы предметов. Рассматривая различные предметные картинки, они обводят пальцем контур рисунка. Это помогает определить форму изображенных предметов (обруч, яблоко, колесо, мяч имеют круглую форму; яйцо, огурец, слива, дыня имеют овальную форму и т. д.).
Важной задачей является обучение детей сравнению формы предметов с геометрическими фигурами как эталонами предметной формы. У ребенка необходимо развивать умение видеть, какой геометрической фигуры или какому их сочетанию соответствует форма того или иного предмета. Это способствует более полному, целенаправленному распознаванию предметов окружающего мира и воспроизведению их в рисунке, лепке, аппликации. Хорошо усвоив геометрические фигуры, ребенок всегда успешно справляется с обследованием предметов, выделяя в каждом из них общую, основную форму и форму деталей.
Работа по сопоставлению формы предметов с геометрическими эталонами проходит в два этапа.
На первом этапе нужно научить детей на основе непосредственного сопоставления предметов с геометрической фигурой давать словесное определение формы предметов.
Таким образом, удается отделить модели геометрических фигур от реальных предметов и придать им значение образцов. При сопоставлении предметов с геометрическими фигурами нужно использовать приемы осязательно-двигательного обследования предметов. На втором этапе детей учат определять не только основную форму предметов, но и форму деталей (домик, машина, снеговик, петрушка и т.д.). Следующая задача — научить детей составлять плоские геометрические фигуры путем преобразования разных фигур. Например, из двух треугольников сложить квадрат, а из других треугольников - прямоугольник. Затем из двух-трех квадратов, сгибая их разными способами, получать новые фигуры (треугольники, прямоугольники, маленькие квадраты).
Эти задания целесообразно связывать с упражнениями по делению фигур на части.
Вариантами конструктивных заданий будет построение фигур из палочек и преобразование одной фигуры в другую путем удаления нескольких палочек. Эти упражнения способствуют развитию сообразительности, памяти, мышления детей.
Для развития пространственного мышления старших дошкольников необходимо ознакомление детей с объемными фигурами.
Объемные фигуры в геометрии чаще называют телами. Куб, призма, пирамида - это многогранники. Шар, конус, цилиндр - это тела вращения. Многогранники имеют ребра, вершины и грани. Тела вращения имеют гладкие криволинейные поверхности. Для усвоения материала об объемных фигурах рассматривается строение этих фигур, их особенности, сходство с предметами реальной жизни. Дается понятие «развертка», образцы разверток каждой фигуры.
В целях усвоения сходства и отличия плоских и объемных фигур можно использовать простейшие опыты на вращение круга, треугольника, прямоугольника вокруг собственной оси. Для этого необходимо прикрепить фигуру к оси, расположенной на вращающейся платформе и запустить ее вращение. Дети на практике должны убедиться, что из круга получается шар, из треугольника - конус, из прямоугольника – цилиндр.
Одна из задач подготовительной к школе группы - познакомить детей с многоугольником, его признаками: вершины, стороны, углы. Решение этой задачи позволит подвести детей к обобщению: все фигуры, имеющие по три и более угла, вершины, стороны, относятся к группе многоугольников.
Детям показывают модель круга и новую фигуру - пятиугольник. Предлагают сравнить их и выяснить, чем отличаются эти фигуры. Фигура справа отличается от круга тем, что имеет углы, много углов. Детям предлагается прокатить круг и попытаться прокатить многоугольник. Он не катится по столу. Этому мешают углы. Считают углы, стороны, вершины и устанавливают, почему эта фигура называется многоугольником. Затем демонстрируется плакат, на котором изображены различные многоугольники. У отдельных фигур определяются характерные для них признаки. У всех фигур много сторон, вершин, углов. Как можно назвать все эти фигуры одним словом? И если дети не догадываются, воспитатель помогает им.
Для уточнения знаний о многоугольнике могут быть даны задания по зарисовке фигур на бумаге в клетку. Затем можно показать разные способы преобразования фигур: обрезать или отогнуть углы у квадрата и получится восьмиугольник. Накладывая два квадрата друг на друга, можно получить восьмиконечную звезду.
Информация о работе Представление о форме предметов как средство развития мышления детей.