Преодоления нарушения письма у младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 16:23, дипломная работа

Описание

Нарушения письма (дисграфии) являются самыми распространенными дефектами речи у детей младшего школьного возраста. Расстройства письма оказывают отрицательное влияние на весь процесс обучения, на школьную адаптацию детей, на формирование личности и характер всего психического развития ребенка. Особенно часто дисграфии отмечаются у детей с общим недоразвитием речи.

Работа состоит из  1 файл

проверенный диплом.doc

— 166.50 Кб (Скачать документ)


 

 

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение             высшего профессионального образования

             

«Московский педагогический государственный университет»

Филиал в г. Брянске

Дефектологический факультет Кафедра гуманитарных наук

 

 

 

 

Выпускная квалификационная работа

 

 

Преодоление нарушений письма у младших школьников с общим недоразвитием речи

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                       Работу выполнила:                   студентка 6 курса                    Небесной Натальи Анатольевны

Научный руководитель:       Кандидат педагогических наук                                                              Тушева Елена Сергеевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Брянск 2012

 

Введение

Нарушения письма (дисграфии) являются самыми распространенными дефектами речи у детей младшего школьного возраста. Расстройства письма оказывают отрицательное влияние на весь процесс обучения, на школьную адаптацию детей, на формирование личности и характер всего психического развития ребенка. Особенно часто дисграфии отмечаются у детей с общим недоразвитием речи.

Речевое недоразвитие у младших школьников имеет различное выражение. В соответствии с этим наблюдаются и различные степени нарушения письма: от полной неспособности к усвоению грамоты до относительно сформированной письменной речи, отличающейся лишь частичной недостаточностью.

Симптоматика дисграфии у младших школьников с общим недоразвитием речи проявляется в стойких и повторяющихся ошибках в процессе письма, которые можно сгруппировать следующим образом: искажения и замены букв; искажения звукослоговой структуры слова; нарушения слитности написания отдельных слов в предложении; аграмматизмы на письме.

В условиях модернизации коррекционного образования приобретают особую значимость вопросы своевременной и дифференциальной, диагностики и коррекции нарушений письменной речи у младших школьников. Они связаны с выбором индивидуального образовательного маршрута ребенка данной категории, с возможностью овладения фундаментальными знаниями, с формированием учебно-познавательной деятельности, становлением самосознания и самооценки.

Таким образом, актуальность темы «Преодоление нарушений письма у младших школьников с ОНР» состоит в том, что своевременное выявление

нарушений письма, точное определение их признаков и механизмов, разработка

системы логопедической работы по коррекции этих нарушений и целенаправленная коррекционно-логопедическая работа с такими детьми    позволяют преодолеть нарушения письма у детей и способствуют успешному их

обучению в школе

3

Проблема нарушения письменной речи у школьников - одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку «письмо из цели начального обучения превращается в средство дальнейшего получения знании учащимися»

Письмо представляет собой, сложную форму речевой деятельности, многоуровневый процесс. Оно тесно связано с процессом устной речи и осуществляется только на основе достаточно высокого уровня ее развития.

Нарушения письма изучаются очень давно, но и до настоящего времени это одна из актуальных проблем логопедии. Существует обширная литература, посвященная данной теме.

На протяжении истории развития учения о нарушениях письменной речи сложились комплексный медико-психологопедагогический подход к изучению сущности этих сложных расстройств речи и в то же время различные аспекты изучения нарушений письменной речи: медицинский (С.С. Мнухин, Р.А. Ткачев, А.Н. Корнев), психофизиологический (О. А. Токарева и др.), психолингвистический и психолого-педагогический (Р.Е. Левина, Р.И. Лалаева, Е.Ф. Соботович, И.Н. Садовникова, Л.Ф. Спирова и др.), лингвистический (В.К. Орфинская).

Несмотря на то, что многие работы опубликованы десятилетия тому назад, их значимость для современной теории и практики логопедии осталась непреходящей.

Цель данного исследования - выявить особенности и возможности преодоления нарушений письма у младших школьников с общим недоразвитием речи.

Исходя из цели работы, задачи данного исследования 'заключаются в следующем:

1) изучить и проанализировать специальную литературу по данной теме;

2) выявить особенности нарушений письменной речи у младших школьников общим недоразвитием речи;

 

4

3)определить наиболее эффективные методы и приемы преодоления нарушений письма;

4)изучить традиционные методики коррекции письма и современные коррекционно-развивающие технологии;

5) экспериментально доказать эффективность преодоления нарушений письма у младших школьников с общим недоразвитием речи.

Объект исследования - письменная речь младших школьников с общим недоразвитием речи.

       Предмет исследования – процесс преодоления нарушения письма у младших школьников с общим недоразвитием речи.

В  соответствии  с целью и задачами данной работы мы выдвинули следующую гипотезу: использование специальных традиционных и современных методик коррекции нарушений письма в процессе коррекционно-логопедической работы с младшими школьниками с общим недоразвитием речи позволяет преодолеть нарушения письма у школьников, способствуя тем самым успешному овладению ими школьной программы обучения.

Методы исследования: анализ нейропсихологической, психолого-педагогической, лингвистической и методической литературы по проблеме исследования, наблюдение, педагогический эксперимент.

Экспериментальное исследование проводилось на базе догопункта ФГОУ СОШ №167 Минобороны РФ г. Брянска-18. Группа была сформирована из 5 учащихся 2-х классов с диагнозом ОНР (III ур.)

Проблема преодоления нарушений письма у младших школьников в настоящее время приобретает большую практическую значимость. Своевременная и дифференциальная коррекция нарушений письма у детей позволяет выбрать индивидуальный образовательный маршрут  ребенку

(коррекционно-развивающей направленности) с дальнейшей возможностью овладения им фундаментальной школьной программы.

 

5



 

В настоящее время значительно возросло количество младших школьников с различными нарушениями письма. Эти нарушения являются серьезным препятствием в овладении учениками грамматики родного языка. Поэтому очень важна и необходима коррекционно-логопедическая работа по преодолению нарушений письма у младших школьников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

Глава 1. Теоретические основы изучения процессов письма

1.1. Мозговые и психофизиологические механизмы речи

В центре внимания логопеда обычно оказывается внешняя сторона процесса развития речи или ее нарушения у детей и взрослых. Эту внешнюю сторону принято называть симптоматической. По ней можно судить, какие стороны речи, и в какой степени развились у ребенка в том или ином возрасте, какие звуки искажаются или заменяются другими; каков объем словаря, грамматических средств языка; каковы речевая активность, способность к связному высказыванию; овладение письменной речью и т.п. Между тем для подлинного понимания того патологического явления, с которым логопед имеет дело, этого явно недостаточно. Не менее, а может быть, и более важно то, что остается невидимым ("за кадром"), но, по существу, обеспечивает полноценное владение речью или составляет причину - ее дефектов - мозговые механизмы речи в норме и патологии.

Знание этих механизмов требует ориентации в основах нейропсихологии. Человеческий мозг устроен так, что от природы "обучены" функционировать только нервные клетки, предназначенные для самого простого - ощущений. Нервные речевые структуры, присутствующие в мозге, изначально "молчат". Им еще нужно научиться действовать, а значит - созреть.

Для того, чтобы происходило созревание нервных клеток, требуются внешние стимулы. Для включения "речевых" клеток важно, чтобы вокруг говорили.

Зоны ощущений представлены первичными полями коры мозга: вдоль центральной борозды, на стыке виска и темени, а также в затылочной доле.

Нервные клетки ощущений (первичных полей) накапливают определенный опыт общения друг с другом в познании какого-либо предмета, и ребенок становится способным обозначать его словом. В этой

7

фазе развития в действие вступают более сложные - вторичные поля коры мозга. Эти поля обеспечивают процессы восприятия и воспроизведения.

Часть клеток вторичной коры специализирована в отношении восприятия и воспроизведения речи в рамках речевого слухового гнозиса и артикуляционного праксиса. Для слухового восприятия - это височные доли, для воспроизведения -теменные и заднелобные области левого полушария, для зрительного восприятия - затылочные. Основным из органов чувств для речи является слух, наличие которого - необходимое условие нормального овладения речью.

С течением времени для выполнения той или иной речевой задачи взаимосвязанных и одновременно работающих. областей мозга становится все меньше. Благодаря способности нервных клеток левого полушария запоминать то, что раньше знали слуховые и зрительные зоны правого.

Речевые зоны, как и другие, расположены у детей преимущественно в правом полушарии мозга. Он подготавливает почву для того, чтобы функцию восприятия речи впоследствии взяла на себя височная доля левого. Правое полушарие, начинающее действовать первым, должно шаг за шагом "отступать", пропуская вперед левое, которому предназначено стать главным (доминантным) у взрослого человека по речи.

Существуют еще более высокие по уровню речевые зоны мозга. Они отвечают за речевые смыслы и символы. Такие зоны составлены третичными полями коры мозга, уровень которых обозначается как языковой. Именно благодаря им ребенок овладевает сложно построенной речью, чтением, письмом[5,с.7].

Часть нервных клеток символического (языкового) уровня созревает поздно, в старшем дошкольном возрасте, и дозревает всю жизнь.

Без них невозможно сознательное овладение сложным текстом, грамматическими правилами, орфографией. За словарь ответственны

8

височные доли, вначале обоих полушарий, а затем все более и более - левого. За усвоение и использование морфологических правил (словообразования и словоизменения) - теменные доли. Синтаксис (правила построения предложений) - прерогатива заднелобных долей мозга, преимущественно в левом полушарии.

В результате сложных взаимодействий мозговых зон происходит единение их функций - функциональные интеграции. Поэтому речевые действия получают более свернутую (экономную) локализацию в мозге. Таким образом, смысловые ассоциации, вырабатываемые между врожденно функционирующими первичными полями коры мозга, являются основой для передачи ведущей роли вторичным полям; результат ассоциативной деятельности на уровне вторичных полей (у детей более старшего возраста) обеспечивает доминирование третичных, деятельность которых необходима для усвоения вольной программы. Отсюда ясно, насколько важно стимулировать у ребенка разнообразные способы восприятия, манипулирования, осмысления.

Конечно, среда, в которой пребывает ребенок, очень важна, но даже если она полноценна, развитие ребенка может задержаться или нарушиться из-за повреждения областей мозга, предназначенных для тех или иных сторон речевой деятельности. К счастью, при определенных усилиях родителей и специалистов их роль в раннем возрасте могут взять на себя другие, не пострадавшие мозговые зоны. Это возможно потому, что детский мозг пластичен.

Таким образом, нормальное развитие ребенка предполагает, что мозг ребенка не имеет внутриутробных или родовых повреждений, и ребенок находится в нормальной речевой среде. Однако и это не является гарантией того, что не возникнут нарушения речи. Как показано В.А.Ковшиковым (1994), современные методы исследования часто не обнаруживают очаговых повреждений даже у детей с самыми грубыми нарушениями речевого

9

развития [12, с. 106].

Наиболее вероятная причина патологии в этих случаях - плохая проводимость нервных волокон, связывающих одни зоны мозга с другими (проводящих путей). Этот вывод крайне важен, поскольку он меняет тактику медикаментозного лечения, которое теперь должно быть направлено на улучшение проводимости нервной ткани, а не на стимуляцию отдельных зон мозга [5, с.8].

Становится более понятной роль методов коррекционной работы, с помощью которых вырабатываются у ребенка разнообразные и значительные по объему смысловые ассоциации.

Психофизиология хорошо знает, что процесс письма - все равно, будет ли это письмо под диктовку, свободное письменное изложение или даже списывание с текста, - является далеко не простым психологическим актом.

Информация о работе Преодоления нарушения письма у младших школьников