Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 16:23, дипломная работа
Нарушения письма (дисграфии) являются самыми распространенными дефектами речи у детей младшего школьного возраста. Расстройства письма оказывают отрицательное влияние на весь процесс обучения, на школьную адаптацию детей, на формирование личности и характер всего психического развития ребенка. Особенно часто дисграфии отмечаются у детей с общим недоразвитием речи.
Р.Е. Левина, изучавшая недостатки письма у детей с ОНР, указывает, что "грамотное написание, очевидно, определяется не только знанием правила. Оно подготавливается еще задолго до его прохождения опытом устного общения и обобщениями, возникающими в этом опыте. У детей с
33
недоразвитием речи опыт речевого общения слишком беден, а нечеткое различение многих фонем (в том числе и гласных) еще более затрудняет образование тех обобщений, которые подготавливают ребенка к грамотному письму [27, с. 107].
У детей, формирование речи которых протекало в аномальных условиях (позднее начало, бедность запаса, ограниченность общения, дефект восприятия и пр.), надлежащей готовности к усвоению правила нет.
Результатом такого отсутствия готовности оказывается разрыв между уровнем речевого развития и сообщаемым в школе материалом. Этот разрыв может быть уничтожен только специальными методами обучения, направленными на восполнение пробелов, имеющихся у детей с общим недоразвитием речи.
34
Выводы по первой главе:
1.Для подлинного понимания того патологического явления, с которым логопед имеет дело, недостаточно знать симптоматическую сторону нарушения. Более важно знать мозговые и психофизиологические механизмы речи в норме и патологии. Знание этих механизмов требует ориентации в основах нейропсихологии и психофизиологии.
2.У младших школьников с ОНР наблюдается недоразвитие звуковой и смысловой сторон речи, что вызывает несформированность речевых и неречевых функций, несформированность определенных операций процесса письма. С учетом этого выделяют у них следующие виды дисграфии - артикуляторно-акустическая дисграфия, акустическая дисграфия, дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза, аграмматическая и оптическая дисграфия.
3. У младших школьников с общим недоразвитием речи наряду с нарушениями произношения звуков, имеется недоразвитие фонематических процессов и лексико-грамматических средств языка. Эти отклонения даже при известной сглаженности проявлений приводят к тому, что дети испытывают большие трудности в овладении письмом, ведущие к стойкой неуспеваемости по родному языку и другим предметам. Последствия аномального развития устной формы речи (ее звуковой стороны и лексико-грамматического строя) тормозят спонтанное развитие полноценных предпосылок к формированию письменной формы речи, создают серьезные препятствия на пути овладения программным материалом по родному языку.
35
Информация о работе Преодоления нарушения письма у младших школьников