Преподавание уголовного права в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 20:13, курсовая работа

Описание

Преподавание права, и уголовного права в частности, в общеобразовательной школе на данном этапе развития общества представляет особую важность. Общей, ведущей целью правового образования является формирование правовой культуры. В научном определении правовой культуры выделяют объективные компоненты:
1) Нормы права;
2) Правоотношения;
3) Правовые учреждения,

Содержание

Введение……………………………………………………………………….....3
Глава 1.ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРАВА В ШКОЛЕ…………..4
1.1. Цели и задачи школьного правового образования ……………………..4
1.2. Содержание правового образования в школе.………...…………………..9
1.3 Методы правового обучения в школе……………………………………...12
Глава 2. ПРЕПОДАВАНИЕ УГОЛОВНОГО ПРАВА В ШКОЛЕ …………..21
2.1 Наглядные средства в обучении уголовному праву.……………………...21
2.2 Программа учебного курса «Уголовное право» в школе.……….………..26
2.3 План урока по уголовному праву в школе на тему «Преступления против жизни и здоровья».…………………………...……………………………….....27
Заключение……………………………………………………………………….31
Литература………………

Работа состоит из  1 файл

преподавание права в школе.doc

— 368.50 Кб (Скачать документ)


Оглавление

 

Введение……………………………………………………………………….....3

Глава 1.ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРАВА В ШКОЛЕ…………..4

1.1.           Цели и задачи школьного правового образования ……………………..4

1.2. Содержание правового образования в школе.………...…………………..9

1.3 Методы правового обучения в школе……………………………………...12

Глава 2. ПРЕПОДАВАНИЕ УГОЛОВНОГО ПРАВА В ШКОЛЕ …………..21

2.1 Наглядные средства в обучении уголовному праву.……………………...21

2.2 Программа учебного курса «Уголовное право» в школе.……….………..26

2.3 План урока по уголовному праву в школе на тему «Преступления против жизни и здоровья».…………………………...……………………………….....27

Заключение……………………………………………………………………….31

Литература……………………………………………………………………….34


Введение.

 

 

              Преподавание права, и уголовного права в частности, в общеобразовательной школе на данном этапе развития общества представляет особую важность. Общей, ведущей целью правового образования является формирование правовой культуры. В научном определении правовой культуры выделяют объективные компоненты:

1)     Нормы права;

2)     Правоотношения;

3)     Правовые учреждения,

и субъективные компоненты, то есть правовую культуру личности.

              Цель данной работы – описать основные методы, используемые при преподавании уголовного права в школе. Исходя из цели работы, были выдвинуты следующие задачи:

              1. Определить цель и задачи правового образования в школе;

              2. Выявит сущность правого воспитания в школе;

3. Описать возможные методические приемы, применяемые для формирования специальных умений в области уголовного права;

              4. Выделить основные наглядные методы, как средства преподавания уголовного права в школе

5. Определить дидактические требования, которые должен соблюдать учитель при работе с наглядными средствами на уроках уголовного права ;

              6. Составить план урока по уголовному праву.

              Объектом исследования данной работы являются методы преподавания права, а предметом – методы преподавания уголовного права.

              Основным методом изучения методики преподавания уголовного права в школе является теоретический анализ литературы. Изучением данной проблемы занимались такие специалисты как: Вакуленко В.А.(2002), Морозова С.В.(2002), Сидорова Н.В.(2002), Шкарлупина Г.Д.(2007) и другие.

              ГЛАВА I. ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРАВА В ШКОЛЕ.

 

1.1.           Цели и задачи школьного правового образования.

 

Общей, ведущей целью правового образования является формирование правовой культуры. В научном определении правовой культуры выделяют объективные компоненты: нормы права, правоотношения, правовые учреждения, и субъективные компоненты, то есть правовую культуру личности.

Это обуславливает понимание правовой культуры в широком и узком смысле. Так, под правовой культурой понимается «качество правовой жизни общества и степень гарантированности государством и обществом прав и свобод человека, а также знание, понимание и соблюдение права каждым отдельным членом общества».[5, с.161]

Корельский М.В. под правовой культурой понимает «обусловленной всем социальным, духовным, политическим и экономическим строем качественное состояние правовой жизни общества, выражающаяся в достигнутом уровне развития правовой действительности, юридических актах, правосознании, а также степени гарантированности государством и гражданским обществом свобод и прав человека».[3, с.33]

Необходимо рассмотреть определение правовой культуры в узком смысле. Так Комаров С.А. под правовой культурой в узком смысле понимает «совокупность материализованных идей, чувств, представлений как осознанной необходимости и внутренней потребности поведения личности в сфере права, базирующейся на правовом сознании».[2, с.54]

              Правовая культура может быть рассмотрена с двух сторон:

- личной, когда акценты смещаются на личностные свойства и качества, и

- общественной, когда обращается внимание на функционирование социального организма в его целостности.

Суть правовой культуры проявляется в образе жизни, основанной на праве, правопорядке, современной системе правовых ценностей.

Правовые ценности – это «конкретные социально-правовые явления, правовые средства и механизмы, значимость для социума».[4, с.26]

К современным правовым ценностям отечественные авторы относят, прежде всего, прогрессивность законов, правовую стабильность общества, законность и самоценность права. Российскими правовыми ценностями являются основные принципы конституционного строя РФ:

1.   Человек – высшая социальная ценность;

2.   Народ – единственный источник власти;

3. Государственная власть осуществляется на основе разделения принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную;

4.   Конституция имеет высшую юридическую силу.

В процессе целеобразования необходимо учитывать, что характер формируемой правовой культуры детерминирует с разными подходами, которые условно могут быть обозначены как тетическое и аксеологическое правопонимание. Тетическое понимание права сводится к тому, что право исходит от определенного авторитета – государства. Данная позиция объясняет необходимость правового обучения и воспитания школьников, потребностью каждого человека в свободе выбора между противоправным и правомерном поведением. При этом под правомерным поведением понимаются деяния, не выходящие за пределы безусловных государственных установлений. Право же выступает в данном случае как система установленных государством общеобязательных норм, обеспечивающих совместное гражданско-политическое существование людей на началах личной свободы и при минимуме карательного насилия. [4]

В связи с этим, учитель может включить в оценочный компонент целеобразования понятие выбора как акта деятельности, заключающегося в том, что человек проявляя свою автономию, самоопределяется в отношении системы ценностей, способов реализации в линии поведения, когда личность имеет право на свободу выбора и свободные действия. В том числе и в правовой сфере.

Свободное действие – это «всякое действие, которое принципиально возможно при существующих условиях, причинно – следственных связях, отраженных в сознании субъекта».[4 с.27]  Таким образом, человек должен не просто исполнять кем-то сформулированные требования, а понять их происхождение, оценить последствие своих действий и только тогда выбор человека можно признать свободным выбором.

Исходя из этого в качестве одной из задач правового образования может быть поставлена задача формирования устойчивого позитивного отношения учеников к праву выбора и механизму его реализации.

Сторонники аксеологического обоснования права считают, что право сориентировано на определенную систему ценностей, признанных в обществе [4]. В рамках этого подхода задача правового образования состоит в обеспечении стремления к гармонии интересов личности и общества через корректирование представления личности о её правомочиях.

Правовая культура самих школьников являет собой сложное психологическое, личностное образование, представляющее совокупность устойчивых характеристик правосознания и поведения на основе правовых норм. Следовательно, задачей правового образования выступает формирование самостоятельной формы сознания – правосознания как совокупности представлений и чувств, выражающих отношение людей к праву, правовым явлениям в общественной жизни. Задачами отдельных уроков, содержащих правовые знания, может быть формирование собственно правовых знаний и знаний о способах деятельности в правовой сфере. Через конкретные уроки учитель способен донести до сознания школьника следующие суждения:

1.      «Человек нуждается в правосознании и постоянно пользуется им»;

2.      «Правосознание – творческий источник самого права»;

3.                  «Каждый закон, указ, иной нормативно – правовой акт есть плод правосознания. Как всякий плод, он может быть зрелым и полезным или незрелым и вредным. Единственный способ поддержания правопорядка в стране – следование римской формуле «Закон суров, но это закон».

Правосознание есть отражение в сознании правовых явлений. Отражение этих явлений может происходить на разных уровнях: уровень обыденного правосознания, теоретический уровень и профессиональный уровень.

Обыденное правосознание – это уровень осознания необходимости права, которое возникает в ходе повседневной деятельности людей. Для него характерно тесное переплетение правовых и нравственных представлений. Задача преподавания состоит в том, что бы поднять уровень обыденного сознания до теоретического и затем в определенных случаях по средствам профильного обучения ввести в сферу профессионального уровня, заинтересованности юридическими специальностями.

Морозова С.А. считает, что существует представление о том, что в преподавании правовых знаний должна доминировать профилактика правовых нарушений. На практике такая позиция, по мнению автора, приводит к тому, что педагогический коллектив целенаправленно воздействует на учащихся с отклоняющимся поведением или же все учащие рассматриваются как потенциальные правонарушители без исключения. Основной метод воспитания в этом случае – запугивание: «Если вы совершите… то вас накажут…» [4]. Таким образом, право сводится к уголовному и отождествляется с ним. В итоге право получает откровенно-запретительную трактовку.

Необходимо отметить, что усилия педагога должны быть направлены на коррекцию индивидуального правосознания, прежде всего, с целью оградить ученика от вредной направленности, нейтрализовать причины противоправного поведения.

Таким образом, цель правового образования состоит в передаче правовых ценностей новым поколениям в учебном процессе. При этом задачей правового образования является формирования самостоятельной формы сознания – правосознания как совокупности представлений и чувств, выражающих отношение людей к праву, правовым явлениям в общественной жизни.


1.2.           Содержание правового образования в школе.

 

 

Важной особенностью процесса преподавания правовых знаний в школе, по мнению С.А. Морозовой, является доминирующий характер воспитательных целей и задач правового обучения. Речь идет о направленном воспитательном воздействии на ученика – правовом воспитании.

Правовое воспитание – это «систематическое направленное воздействие на личность в целях формирования у нее высокого уровня правосознания, готовности к сотрудничеству с согражданами, высокой правовой культуры» [4, с.34].

В процессе правового воспитания школьник воспринимает правовые механизмы разрешения конфликтов в обществе, развивает свое индивидуальное правосознание.

Одной из основных задач педагога является приближение правосознания своих учащихся к цивилизованному уровню. При отборе учебного материала учитель должен учитывать его воспитательный потенциал, так как далеко не все существующие правовые нормы по своему содержанию необходимы для правового воспитания учащихся. Например, информирование учащихся о том, что в Красноярске идет строительство комфортабельного корпуса следственного изолятора для несовершеннолетних правонарушителей, в каждой камере которого предусмотрены туалет, душ, телевизор, может вызвать неожиданную, противоположную замыслу учителя реакцию учеников. Так же осторожно следует разъяснять требования международных стандартов к условиям содержания несовершеннолетних заключенных, предусматривающих в частности, просмотр кинофильмов, индивидуальные спальные места, снабженные пастельными принадлежностями, бесплатную одежду, выдаваемую с учетом сезона и пола и т.д.

В центре правового образования находиться также понятие «нормативность». Если человек не собирается всю жизнь прожить на необитаемом острове, то он должен освоить нормы поведения, принятые обществом, в том числе и  правовые. Однако учитель должен быть готов к тому, что формирование ценностного отношения к явлению нормативности может сопровождаться и негативной реакцией со стороны учеников.

При подборе материала к каждому уроку учитель должен учитывать, что характер отбираемых норм права, глубина их познания должны соответствовать возрасту, развитию школьников, то есть учитывать сегодняшний статус ученика. По мнению С.А. Морозовой, бессмысленно объяснять учащемуся основы пенсионного законодательства [4].

Необходимо отметить, что в правовом образовании отечественные авторы выделяют три этапа:

1.      Пропедевтический этап,

2.      Общеправовой этап,

3.      Профильный этап.

Пропедевтический этап имеет своей целью формирование навыков нормативной культуры как основополагающего условия формирования правовой культуры личности. На этом этапе учащиеся усваивают представления о социальной норме, видах норм, включают в число своих ценностных ориентаций «нормативное регулирование общественной жизни», в том числе и правовое регулирование. На этом этапе ученик познает границы своей свободы.

Информация о работе Преподавание уголовного права в школе