Преподавание уголовного права в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 20:13, курсовая работа

Описание

Преподавание права, и уголовного права в частности, в общеобразовательной школе на данном этапе развития общества представляет особую важность. Общей, ведущей целью правового образования является формирование правовой культуры. В научном определении правовой культуры выделяют объективные компоненты:
1) Нормы права;
2) Правоотношения;
3) Правовые учреждения,

Содержание

Введение……………………………………………………………………….....3
Глава 1.ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРАВА В ШКОЛЕ…………..4
1.1. Цели и задачи школьного правового образования ……………………..4
1.2. Содержание правового образования в школе.………...…………………..9
1.3 Методы правового обучения в школе……………………………………...12
Глава 2. ПРЕПОДАВАНИЕ УГОЛОВНОГО ПРАВА В ШКОЛЕ …………..21
2.1 Наглядные средства в обучении уголовному праву.……………………...21
2.2 Программа учебного курса «Уголовное право» в школе.……….………..26
2.3 План урока по уголовному праву в школе на тему «Преступления против жизни и здоровья».…………………………...……………………………….....27
Заключение……………………………………………………………………….31
Литература………………

Работа состоит из  1 файл

преподавание права в школе.doc

— 368.50 Кб (Скачать документ)

3.      Научить учащихся определять, явля­ется ли данная ситуация

юридичес­кой, видеть в жизненных ситуациях правовые проблемы.

Возможные методические приемы: Дать задание написать рецензию

на «правовой» спектакль, кинофильм, книгу; прочитать газетную статью, проанализировать ее и дать оценку описанным в ней событиям с пози­ции законодательства. Регулярно использовать на уроках альтерна­тивные упражнения, содержащие вопрос: «Какая из двух ситуаций юридическая, а какая моральная?»

4.      Научить ориентироваться в отраслях российского права.

Возможные методические приемы: Можно предложить учащимся решить «правовой» кроссворд; написать «правовой» диктант, опре­делить отрасль права по специально подготовленному для этого плакату, видеосюжету, иллюстрации; отве­тить, нормами какой отрасли права регулируются события, описывае­мые в книге.

На наш взгляд, данные методические приемы необходимо применять для формирования специальных умений в области уголовного права, так как это поможет облегчить усвоение нормативно-правовой базы уголовного права.

Теоретический анализ литературы по данной теме позволил сделать вывод, что  содержание правового образования – это «содержание триединого целостного процесса, характеризующегося: отношением опыта предшествующих поколений; воспитанием типологических качеств личности; умственным и физическим развитием человека». [4, с.34]

Таким образом, важной особенностью процесса преподавания правовых знаний в школе, является доминирующий характер воспитательных целей и задач правового обучения. Речь идет о направленном воспитательном воздействии на ученика – правовом воспитании. А также необходимо отметить, что в процессе правового воспитания школьник воспринимает правовые механизмы разрешения конфликтов в обществе, развивает свое индивидуальное правосознание.

Цель правового образования состоит в передаче правовых ценностей новым поколениям в учебном процессе. При этом задачей правового образования является формирования самостоятельной формы сознания – правосознания как совокупности представлений и чувств, выражающих отношение людей к праву, правовым явлениям в общественной жизни.


ГЛАВА II. ПРЕПОДАВАНИЕ УГОЛОВНОГО ПРАВА В ШКОЛЕ.

 

Как уже упоминалось ранее, для лучшего усвоения правовой базы учащимися, необходимо в ходе обучения формировать специальные умения.

Так же, нами были описаны необходимые методические приемы, формирующие данные специальные навыки.

              Далее хотелось бы более подробно остановиться на наглядных средствах обучения уголовному праву, так как, на наш взгляд,  для школьников-подростков проще воспринимать информацию наглядно, а не глубинно (не на профессиональном уровне).

 

 

2.1. Наглядные средства в обучении уголовному праву.

 

 

Общеизвестно, что 80% информации человек получает посред­ством зрения. Эта особенность, подмеченная педагогами много веков назад, широко используется в преподавании права. Наглядность в правовом обучении обогащает образное мышления учащихся, обеспечивает прочность знаний, содействует развитии речи, памяти, оказывает эмоциональное воздействие на учащихся.

Наглядные средства обучения могут быть использованы в различных дидактических целях:

1.      Как зрительная опора в объяснении учителя (наглядность

создает условия для глубокого понимания образа предмета, явления, процесса) – Например, объясняя вопрос об уголовных наказаниях несовершеннолетних учитель, рассказывая о мерах наказания за преступления дополнительно может провести экскурсию в центр временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей.

2.      Закрепление правовых знаний – Например, после посещения центра

временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей учитель показывает детям документальные кинофильмы о истории данных учреждений.

3.      Как самостоятельный источник информации – учитель предлагает

прочитать ряд статей уголовного кодекса, в которых предусмотрена ответственность для лиц, достигших 14-летнего возраста.

4.      Помогают моделировать общественные явления, процессы,

правовые отношения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Диаграммы отражают, как правило, качественные или количе­ственные изменения. В основе диаграммы могут быть использованы как однородные, так и разнородные данные. Если в диаграмме представлены однородные данные, то они легко сопоставляются, авизируются. Появляется возможность установить их последо­вательность. Разнородные сведения позволяют проследить динамику и тенденции развития.

Пример диаграммы: «Лица, совершившие преступления»

Шаржированные формы.

В шаржированной форме ка­рикатурист высмеивает отрица­тельные, с его точки зрения, порядки, учреждения, взгляды. Опыт показывает, что карикатура как наглядное средство обу­чения соответствует познавательным возможностям старших школьников. Ученики должны знать конкретные факты, лежащие в основе карикатуры, понимать ее условный язык. Работа с кари­катурой начинается с восприятия внешних признаков изображен­ного с последующим движением к познанию его сущности. Этот процесс предполагает восприятие карикатуры в целом, анализ изображения, выявление отношения к изображаемому: а) автора; б) самого школьника.

При демонстрации карикатуры устанавливается:

1.    Кто и что изображено?

2.          Какие общественные явления или отношения отражены?

3.          Какие черты людей или общественных явлений характеризует карикатура?

4.    Какова их оценка?

5.    Общая идея карикатуры.

6.    Отношение к оценке автора и т. п.

В результате при подобной организации восприятия изображе­ний на карикатурах у учащихся складываются определенные обобщающие ассоциации. В методической литературе выделяют такие виды карикатур, как карикатура-иллюстрация, дополняющая рас­сказ учителя.

 

«Дидактический комикс» способствует осмыслению учащимися своего жизненного опыта, мотивации своих поступков.

 

 

                                           

 

 

 

Задание: Изучите развитие этой конфликтной ситуации и прокомментируйте каждый этап, используя для этого конкретной правовые нормы.

Назначение подобных рисунков учащихся не только в том, чтобы создать условия для самостоятельного размышления каждого ученика над проблемной ситуацией, но и в том, чтобы создать определенное настроение. Часто мысль, выраженная средствами художника, проясняет (но иногда и затемняет) смысл написанного. Комиксы — не идеальное средство наглядного обучения, но невозможно не принимать в расчет тот факт, что современные школьники — это дети эпохи «клипов». Современные ученики привыкли к визуальной информации с раннего детства, они выросли в мире довольно агрессивного явления этой информации, не мыслят себя вне ее сопровожде­ния. Конечно, не следует идти на поводу у школьников, ориенти­руясь на их вкусы. Однако нельзя и не учитывать то, что яркий, броский, остроумный без назидательности, художественно выпол­ненный рисунок не может не заинтересовать, не стать средством привлечения внимания.

              Подводя итоги, выделим основные наглядные методы преподавания уголовного права в школе:

1.      Диаграммы,

2.      Шаржированные формы,

3.      Дидактический комикс.

Также необходимо отметить, что при работе с наглядными средствами на уроках права учитель должен соблюдать ряд общих дидактических требований:

1. применяемая наглядность должна соответствовать возрасту учащихся - наглядные пособия должны предъявляться учащимся только в соответствующий момент урока;

2. демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием материала урока;

3. наглядные средства правового обучения должны отбираться с позиции педагогической целесообразности.

 

 

2.2. Программа учебного курса «Уголовное право» в школе.

 

В методическом пособии по методике преподавания права в средней школе Сидоровой Н.В. приведены основные вопросы, которые необходимо изучит в рамках курса «Уголовное право»:

1. Раскрытие целей, задач и значение изучения уголовного права в школе;

2. Дать определение понятия и значения уголовного права в системе российского права;

3. Осветить положения уголовного кодекса, как основного источника уголовного права РФ;

4. Рассмотреть понятия и признаки преступления, его состав, категории, виды уголовной ответственности и особенности уголовной ответственности несовершеннолетних;

5. Уделить особое внимание таким видам преступлений как: убийство, кража, грабеж, разбой, терроризм, контрабанда.

Занятия по уголовному праву могут протекать в двух формах:

- в виде урока лекции по вопросам уголовного права;

-в виде интерактивной форме – творческие задания (карикатуры, стенгазеты и т.д.), обсуждение дискуссионных вопросов уголовного права (отмена смертной казни, эвтаназия), обсуждение нормативно-правовых актов уголовного права и т. д.;

-в виде урока лекции с элементами интерактивной формы – смешанная форма.

 

 

 

 

2.3 План урока по уголовному праву в школе на тему «Преступления против жизни и здоровья».

 

 

Тема:  «Преступления против жизни и здоровья» (Урок-лекция).

 

Цели:

1)    Ознакомить учащихся с базовыми понятиями темы (жизнь, здоровье);

2)     Обучить школьников работе с нормативно-правовой базой;

3)  Воспитать у школьников уважение к жизни и здоровью как к высшей ценности человека.

 

 

 

Вопросы

Ход урока

Содержание урока

1. Понятие   преступлений против  жизни.

 

 

 

 

Обучающимся школьникам задается вопрос: «Что такое жизнь? Ваше мнение» Учащиеся должны привести свои варианты понимания.

 

Под термином «Жизнь» в уголовном праве подразумевается отрезок времени от момента отделения плода от матери и до биологической смерти человека.

Здоровье – физическое и психологическое состояние человека.

К преступлениям против жизни относятся такие преступления как: убийство, причинение смерти по неосторожности, доведение до самоубийства.

 

2. Виды преступлений против жизни.

Школьникам задается вопрос: «В каком нормативно-правовом акте гарантируется право на жизнь в Российской Федерации?»

Убийство -  это противоправное  умышленное  причинение  смерти  другому  человеку  независимо  от его  возраста  и состояния  здоровья (ч.1  ст.105  УК РФ)

Особенностями  состава преступления являются: объективная  сторона,  субъективная сторона и характер   потерпевшего  исключают   отягчающие (ч.2 ст.105) и смягчающие (ст.106-108 УК РФ)  признаки,  закрепленные  в иных  уголовно-правовых  нормах.

Субъект  данного  преступления:  лицо, достигшее  14 лет.

 

Причинение смерти по  неосторожности   не относится к видам  убийства,  а является   отдельным самостоятельным  преступлением. Основное отличие от   убийства заключается   в иной форме вины   по отношению   к наступлению смерти.  Причинение смерти   по неосторожности  может быть совершено   по легкомыслию   или по небрежности. По легкомыслию    причинение смерти будет считаться тогда, когда виновный предвидел   возможность   наступления смерти  от своих действий (бездействия), хотя при необходимой  внимательности и предусмотрительности должно было   и могло предвидеть ее наступление.

Доведение до самоубийства

Суть данного вида преступления   заключается в доведении  лица до самоубийства  или до покушения  на самоубийство путем  угроз,  жестокого  обращения   или  систематического  унижения  человеческого достоинства  потерпевшего.

Объект данного  преступления:  непосредственный  объект-жизнь человека.

Объективная сторона преступления  характеризуется  доведением  другого  до самоубийства  или  покушения  на самоубийство  путем   угроз,   жестокого  обращения  или систематического  унижения человеческого  достоинства потерпевшего. 

Закон не раскрывает содержание угрозы, не ограничивает   его  какими-либо   рамками  и поэтому можно сказать, что характер угрозы   может быть самым различным: применением  физического насилия,  ограничением  или лишением свободы,  лишением  средств  к существованию и  т.д.

Жестокое обращение  с потерпевшим  выражается  в нанесении   ему побоев,  истязании,  причинении телесных повреждений, лишении его пищи,  тепла,  ограничения  свободы  и т.п.

Систематическое  унижение  человеческого  достоинства   потерпевшего  имеет место  тогда, когда  виновный    цинично обращается   с потерпевшим,  унижает  его личное достоинство,  зло насмехается   над его недостатками,   издевается над ним,  распространяет   о нем позорящие   его сведения  и т.д.   Причем, эти факты   должны быть не единичными,  а систематическими,  т.е.  более двух раз.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Виды преступлений против здоровья.

 

 

 

Учащимся задается вопрос: «Ваше понимание термина «здоровье».

Причинение вреда здоровью. 

Виды умышленного причинения  вреда здоровью (в зависимости  от  характера  наступивших последствий) следующие:

- тяжкое - это повреждение, которое само  по себе  угрожает  жизни потерпевшего в момент  нанесения  или при обычном  его течении  заканчивается смертью;

- средней тяжести - это повреждение, не являющееся  опасным  для жизни  в момент  причинения  и исключающее  последствия, предусмотренные ст.111 УК РФ;

- легкое - сопровождается  кратковременным  расстройством здоровья или незначительной  стойкой  утратой  общей трудоспособности.

Побои и истязания.

Побои -  это нанесение  многократных  ударов  по телу  потерпевшего, его избиение. Удары при этом  наносятся  твердым тупым   орудием многократно.

Для признания  наличия  состава  побоев  или совершения иных  насильственных  действий  требуется  причинение  физической  боли потерпевшему. Последний  при этом  может  испытывать    и психические страдания, но они  самостоятельного  влияния  на оценку  содеянного не оказывают.

Целью побоев  и иных  насильственных  действий  является  причинение  физической  боли потерпевшему. В качестве мотива  при этом  могут выступать  месть, ревность, неприязненные  отношения и др.

Под истязанием следует понимать причинение  потерпевшему  физических   или психических страданий, включая систематическое   нанесение побоев, а также иные   насильственные способы, как-то: лишение сна, пищи, воды,  запирание    в холодное помещение, укусы,  порка, связывание.

Для признания  действий   истязанием важно установить  систематический  характер таких  действий  виновного,    для которых срок  давности  для привлечения  к уголовной ответственности не истек либо постановление   о применении  административных мер взыскания не отменено.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

              Проведя теоретический анализ отечественной литературы по проблематике преподавания права в целом и уголовного права в частности  можно сделать следующие выводы:

1. Целью правового образования в школе является передача правовых ценностей новым поколениям в учебном процессе. При этом задачей правового образования является формирования самостоятельной формы сознания – правосознания как совокупности представлений и чувств, выражающих отношение людей к праву, правовым явлениям в общественной жизни.

2. Важной особенностью процесса преподавания правовых знаний в школе, является доминирующий характер воспитательных целей и задач правового обучения. Речь идет о направленном воспитательном воздействии на ученика – правовом воспитании. Необходимо отметить, что в процессе правового воспитания школьник воспринимает правовые механизмы разрешения конфликтов в обществе, развивает свое индивидуальное правосознание.

3. Во время уроков необходимо демонстрировать кодексы и другие нормативно-правовые акты, источ­ники права, объяснить, каким обра­зом в них можно найти необходи­мую информацию. Во время само­стоятельной работы по решению юридических задач разрешать уча­щимся пользоваться справочной литературой. Это необходимо делать, для того, чтобы научить читать юридическую литера­туру, анализировать ее, ориентиро­ваться в основных юридических источниках.

4. Необходимо организовывать в кабинете права (в школьной библиотеке) тематичес­кие выставки нравственно-правовой литературы по программе правоведческого курса. Организовывать выступления библиотекаря о новых поступлениях юридической литера­туры. Дать задания каждому учаще­муся подготовить аннотацию на одну из прочитанных книг юридиче­ского содержания. Данные методы позволят стимулировать чтение юридической литературы.

5.Для того, что бы научить учащихся определять, явля­ется ли данная ситуация юридичес­кой, видеть в жизненных ситуациях правовые проблемы, необходимо дать задание написать рецензию на «правовой» спектакль, кинофильм, книгу; прочитать газетную статью, проанализировать ее и дать оценку описанным в ней событиям с пози­ции законодательства. Регулярно использовать на уроках альтерна­тивные упражнения, содержащие вопрос: «Какая из двух ситуаций юридическая, а какая моральная?»

6. Для того, что бы научить школьников ориентироваться в отраслях российского права, можно предложить учащимся решить «правовой» кроссворд; написать «правовой» диктант, опре­делить отрасль права по специально подготовленному для этого плакату, видеосюжету, иллюстрации; отве­тить, нормами какой отрасли права регулируются события, описывае­мые в книге.

Информация о работе Преподавание уголовного права в школе