Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 20:13, курсовая работа
Преподавание права, и уголовного права в частности, в общеобразовательной школе на данном этапе развития общества представляет особую важность. Общей, ведущей целью правового образования является формирование правовой культуры. В научном определении правовой культуры выделяют объективные компоненты:
1) Нормы права;
2) Правоотношения;
3) Правовые учреждения,
Введение……………………………………………………………………….....3
Глава 1.ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРАВА В ШКОЛЕ…………..4
1.1. Цели и задачи школьного правового образования ……………………..4
1.2. Содержание правового образования в школе.………...…………………..9
1.3 Методы правового обучения в школе……………………………………...12
Глава 2. ПРЕПОДАВАНИЕ УГОЛОВНОГО ПРАВА В ШКОЛЕ …………..21
2.1 Наглядные средства в обучении уголовному праву.……………………...21
2.2 Программа учебного курса «Уголовное право» в школе.……….………..26
2.3 План урока по уголовному праву в школе на тему «Преступления против жизни и здоровья».…………………………...……………………………….....27
Заключение……………………………………………………………………….31
Литература………………
Общеправовой этап – этап базового образования школьников, которое представлено общеправовой подготовкой выпускников школы.
Профильный этап – этап профильного образования, которое представлено профильными и высшими образовательными учреждениями.
Подводя предварительные итоги, мы можем выделить, что содержание правового образования – это «содержание триединого целостного процесса, характеризующегося: отношением опыта предшествующих поколений; воспитанием типологических качеств личности; умственным и физическим развитием человека». [4, с.34]
Таким образом, важной особенностью процесса преподавания правовых знаний в школе, является доминирующий характер воспитательных целей и задач правового обучения. Речь идет о направленном воспитательном воздействии на ученика – правовом воспитании. А также необходимо отметить, что в процессе правового воспитания школьник воспринимает правовые механизмы разрешения конфликтов в обществе, развивает свое индивидуальное правосознание.
1.3 Методы правового обучения в школе.
Метод обучения — это взаимодействие учителя и учащихся, при котором учитель системой последовательных и упорядоченных действий, с помощью различных средств организует познавательную и практическую деятельность учащихся по усвоению учебного материала.
Методы правового обучения, отвечающие на вопрос, как изучать правовые знания,— это приемы, способы, подходы, используемые в процессе правового обучения для достижения целей правового образования.
Название метода обучения свидетельствует о специфическом дтя него способе усвоения и организации усвоения учебного материала.
Так, например, объяснительно-иллюстративный метод часто используется для организации первоначального усвоения знаний. Это способ усвоения новой и готовой информации. Он состоит в устном изложении юридической информации, в демонстрации наглядных пособий: диаграмм, карикатур и т. п. К приемам данного метода относят описание, то есть раскрытие внешних признаков, объяснение, повествование, демонстрацию.
Повествование — это последовательное изложение, которое может быть представлено аналитическим повествованием (объяснение, доказательство) или рассказом (образным повествованием, имеющим сюжет и фабулу).
Приемы объяснительно-иллюстративного метода бывают различными, но во всех случаях педагогическая сущность этого метода одинакова: ученик осознанно воспринимает предъявленную учителем готовую информацию.
Репродуктивный метод обеспечивает усвоение способов деятельности. Учитель конструирует задания на воспроизведение (репродуцирование) действий, например, просит ученика пересказать объяснение, изложить содержание фрагмента нормативно-правового акта после его прочтения, ответить на вопрос, не требующий поиска. Во всех этих случаях ученик повторяет то, что ему известно.
Сущность исследовательского метода состоит в организованном
усвоении опыта творческой деятельности, творческом усвоении и
применении знаний.
Существует мнение о том, что в отличие творчества от других способов деятельности, становящихся умениями, состоит в том, что последние, усвоение которых формирует умения и навыки, можно показать или изложить поэлементно, после чего другой человек может их повторить. Процедуры творческой деятельности показать нельзя. Их усвоение требует особых способов. Исследовательский метод формирует навыки, умения процедуры именно творческой деятельности. Примерами процедур творческой деятельности могут служить такие, как самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний и умений в новую ситуацию, видение альтернативы в решение проблемной задачи.
Творчество — это умственная деятельность, с помощью особых процедур приводящая к созданию качественно нового объекта материального, практического, организационного, интеллектуального характера.
Учитель, применяющий этот метод, конструирует или подбирает по теме урока проблемы и проблемные задания, которые предъявляют ученику в определенной системе. Ученик выполняет эти задания самостоятельно. Например, школьник должен определить, можно предъявить адвокату обвинение в «недоносительстве», может ли адвокат быть свидетелем в суде, кто может и обязан хранить личную тайну и т. д. Чтобы ответить на эти вопросы, ученик должен высказать предположение и сверить его с фрагментами соответствующих статей закона. Исследовательский метод обучения создает условия для того, чтобы учащийся на доступном ему уровне смог приобретать навыки научного познания. Проблемные задачи могут конструироваться и на наглядной основе. Приведем фрагмент учебного пособия Я. В. Соколова, А. С. Прутченкова – «Президент — глава государства» [6, с. 101].
Когда говорят о выборах, имеют в виду, прежде всего, выборы президента. Не только в России, но и во многих других странах эти выборы считаются самыми важными. Это связано с тем, что президентам в демократических государствах принадлежит особая роль. Значительная часть власти — у президента. Он — глава государства. «Король-солнце» (так величали его придворные) — Людовик XIV — любил повторять: «Государство — это я». И он в значительной мере был прав.
Как вы думаете, чем отличается власть короля, который сам был государством, от власти президента, который является главой государства?
Президент — не король. Он — не государство. Но власть его в правовом государстве особая: он как бы объединяет все ветви власти, взаимодействует с ними.
Вспомните признаки правового государства. Просмотрите еще раз краткую характеристику принципа разделения властей (с. 88-89)».
Сущность эвристического (частично-поискового) метода обучения состоит в том, что учитель, поставив проблему, трудную для самостоятельного решения, делит ее на подпроблемы, а затем серией взаимосвязанных вопросов подводит ученика к решению. При таком методе обучения ученик самостоятелен лишь на отельных этапах учебного исследования.
Исследовательский и эвристический методы наряду с методом проблемного изложения, когда учитель ставит проблему и цепью суждений раскрывает ее решение, показывая при этом противоречивость и сложность процесса познания, составляют основу проблемного обучения.
Учитель, используя метод проблемного изложения, время от времени прерывает свой рассказ и предлагает ученикам высказать предположение, сформулировать вопрос, который был бы уместен в данный момент. Таким образом, создайся условия для того, чтобы ученики следили за движением мысли учителя, участвовали в его рассуждениях.
Методы состоят из приемов обучения. Характеристика дидактических методов дает учителю возможность осмыслить конкретный прием или их сочетание в целостной методике.
Необходимо более подробно остановится на приемах и средствах правового обучения.
В педагогической литературе на сегодняшний день нет однозначного определения понятия «средство обучения». Как правило, под средством обучения понимаются материалы и орудия учебного процесса, благодаря которым преподаватель достигает поставленных задач и целей обучения.
П.И. Пидкасистый выделяет материальные средства обучения и идеальные средства обучения. К материальным он относит учебники, дидактические материалы, средства наглядности. В качестве идеальных средств обучения выступают учебные компьютерные программы, методы, формы, приемы организации учебной деятельности, полученные ранее знания и умения, необходимые для усвоения новых знаний.
В дидактической литературе по субъекту деятельности различают средства учения и средства преподавания. Средствами преподавания пользуются учителя для объяснения и закрепления учебного материала, а средствами учения — учащиеся для усвоения новых знаний, умений и навыков. В результате средства обучены можно представить как средства объяснения нового материал средства закрепления учебного материала, средства повторения и контроля. М.Я. Адамский и Е.В. Яновицкая предлагают подразделить средства обучения на три своеобразные категории: индивидуальные, коллективные, личностные.
Виды средств обучения:
1) Индивидуальные - используются учеником (книги, приборы, макеты, тетради, карточки, ручки, карандаши, мел ит. п.);
2) Коллективные - работают сразу на всех учеников через зрение, слух, обоняние (классная доска, схемы, карты, таблицы, картины, магнитофонные записи);
3) Личностные - сам учитель, его речь жесты, костюм.
Главное дидактическое назначение средств обучения — ускорить процесс усвоения учебного материала. Эффективное использование средств обучения достигается при оптимальном сочетании их с содержанием и методами обучения, а также методическими приемами как составной частью метода.
Методический прием — это действия, направленные на решение конкретной задачи. Например, к приемам устного изложения теоретического материала относят: объяснение, рассуждение, характеристику, повествование, описание. Объяснение детально раскрывает сущность юридических понятий, явлений, событий. Рассуждение является вариантом
объяснения. Обычно этот прием начинается постановкой вопроса, ответ на который дается путем сопоставления фактов и мнений.
В одних случаях учитель прибегает к конспективному повествованию, а в других — к сюжетному повествованию. Конспективное повествование — это краткое перечисление основных положений неглавного содержания. С помощью сюжетного повествования учитель эмоционально излагает по сюжетной линии содержание юридических фактов. Для того чтобы дать оценку правовым явлениям, фактам, нормативно-правовым актам, учитель обращается к приему характеристики. Сравнительная характеристика позволяет выделить существенные, сопоставительные признаки, найти общее, особенное, единичное. Итогом сравнения будет служить вывод. Пользуясь описанием, особенно аналитическим, учитель передает существенные, но в основном внешние признаки, черты и детали.
К приемам организации познавательной деятельности можно отнести разнообразные приемы работы с учебным текстом — составление плана, текста и аннотаций, рецензирование, составление словаря изученной темы, схематичной модели текста.
Особо выделяют приемы формирования учебных умений. Необходимо остановится подробнее на феномене умение.
Умение — это сознательное владение мыслительными операциями, приемами деятельности. Различают умения информационные, организационные, мыслительные.
И.Я. Лернер предлагает следующие задания, позволяющие усвоить нормы правильного мышления:
1. Полностью воспроизвести воспринимаемый устный или письменный текст.
2. Изложить его кратко.
3. Озаглавить текст или его части.
4. Сформулировать определение по описанию.
5. Выделить отдельные признаки явления по описанию.
6. Воспроизвести сравнение сходных объектов.
7. Обобщить признаки и свойства явлений.
8. Расчленить объект на его элементы по описанию.
9. Воспроизвести систематизацию однотипных или разнотипных явлений.
10. Воспроизвести раскрытие общего на основе конкретных явлений, конкретизировать общее.
11. Систематизировать приведенные учителем или в тексте доказательства.
Данное задание можно использовать и для того, чтобы обучаемые лучше усваивали правовую литературу.
Отечественные ученые в каждой предметной области традиционно выделяют специальные (предметные) умения. Остановимся более подробно на специальных умениях, формируемых посредством определенных приемов в правовом обучении:
• умение объяснять значение юридических терминов, называть важнейшие признаки юридических понятий;
• умение комментировать юридические тексты;
• умение применять юридические знания для анализа конкретных жизненных ситуаций;
• умение формулировать и аргументировать свою точку зрения при разборе ситуации с позиции права;
• умение осуществлять свои законные права и свободы на практике в различных сферах;
• умение составлять некоторые официальные бумаги (заявления, жалобы, расписки, доверенности);
• умение проектировать правомерное поведение в юридически значимых ситуациях, давать оценку поступков людей, собственных действий с позиции права.
Для того чтобы перейти к изучению уголовного права на наш взгляд необходимо сформировать специальное умение, так как данный вид умений позволяет лучше усваивать нормы уголовного права.
В данном контексте перейдем к рассмотрению соотношения специальных умений и формирующих их методических приемов.
Специальные умения, которые необходимо развивать:
1. Научить читать юридическую литературу, анализировать ее,
ориентироваться в основных юридических источниках.
Возможные методические приемы: во время уроков необходимо демонстрировать кодексы и другие нормативно-правовые акты, источники права, объяснить, каким образом в них можно найти необходимую информацию. Во время самостоятельной работы по решению юридических задач разрешать учащимся пользоваться справочной литературой.
2. Стимулировать чтение юридической литературы.
Возможные методические приемы: Организовывать в кабинете права (в школьной библиотеке) тематические выставки нравственно-правовой литературы по программе правоведческого курса. Организовывать выступления библиотекаря о новых поступлениях юридической литературы. Дать задания каждому учащемуся подготовить аннотацию на одну из прочитанных книг юридического содержания.