Преподавание уголовного права в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 20:13, курсовая работа

Описание

Преподавание права, и уголовного права в частности, в общеобразовательной школе на данном этапе развития общества представляет особую важность. Общей, ведущей целью правового образования является формирование правовой культуры. В научном определении правовой культуры выделяют объективные компоненты:
1) Нормы права;
2) Правоотношения;
3) Правовые учреждения,

Содержание

Введение……………………………………………………………………….....3
Глава 1.ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРАВА В ШКОЛЕ…………..4
1.1. Цели и задачи школьного правового образования ……………………..4
1.2. Содержание правового образования в школе.………...…………………..9
1.3 Методы правового обучения в школе……………………………………...12
Глава 2. ПРЕПОДАВАНИЕ УГОЛОВНОГО ПРАВА В ШКОЛЕ …………..21
2.1 Наглядные средства в обучении уголовному праву.……………………...21
2.2 Программа учебного курса «Уголовное право» в школе.……….………..26
2.3 План урока по уголовному праву в школе на тему «Преступления против жизни и здоровья».…………………………...……………………………….....27
Заключение……………………………………………………………………….31
Литература………………

Работа состоит из  1 файл

преподавание права в школе.doc

— 368.50 Кб (Скачать документ)

Общеправовой этап – этап базового образования школьников, которое представлено общеправовой подготовкой выпускников школы.

Профильный этап – этап профильного образования, которое представлено профильными и высшими образовательными учреждениями.

Подводя предварительные итоги, мы можем выделить, что содержание правового образования – это «содержание триединого целостного процесса, характеризующегося: отношением опыта предшествующих поколений; воспитанием типологических качеств личности; умственным и физическим развитием человека». [4, с.34]

Таким образом, важной особенностью процесса преподавания правовых знаний в школе, является доминирующий характер воспитательных целей и задач правового обучения. Речь идет о направленном воспитательном воздействии на ученика – правовом воспитании. А также необходимо отметить, что в процессе правового воспитания школьник воспринимает правовые механизмы разрешения конфликтов в обществе, развивает свое индивидуальное правосознание.

 

 


1.3 Методы правового обучения в школе.

 

 

Метод обучения — это взаимодей­ствие учителя и учащихся, при кото­ром учитель системой последователь­ных и упорядоченных действий, с помощью различных средств органи­зует познавательную и практическую деятельность учащихся по усвоению учебного материала.

Методы правового обучения, отвечающие на вопрос, как изу­чать правовые знания,— это приемы, способы, подходы, ис­пользуемые в процессе право­вого обучения для достижения целей правового образования.

Название метода обучения свидетельствует о специфическом дтя него способе усвоения и организации усвоения учебного материала.

Так, например, объяснительно-иллюстративный метод часто используется для организации первоначального усвоения знаний. Это способ усвоения новой и готовой информации. Он состоит в уст­ном изложении юридической информации, в демонстрации на­глядных пособий: диаграмм, карикатур и т. п. К приемам данного метода относят описание, то есть раскрытие внешних признаков, объяснение, повествование, де­монстрацию.

Повествование — это последовательное изложение, которое может быть представлено аналитическим повествованием (объяс­нение, доказательство) или рассказом (образным повествованием, имеющим сюжет и фабулу).

Приемы объяснительно-иллюстративного метода бывают раз­личными, но во всех случаях педагогическая сущность этого мето­да одинакова: ученик осознанно воспринимает предъявленную учителем готовую информацию.

Репродуктивный метод обеспечивает усвоение способов деятель­ности. Учитель конструирует задания на воспроизведение (репро­дуцирование) действий, например, просит ученика пересказать объяснение, изложить содержание фрагмента нормативно-право­вого акта после его прочтения, ответить на вопрос, не требующий поиска. Во всех этих случаях ученик повторяет то, что ему известно.

Сущность исследовательского метода состоит в организованном
усвоении опыта творческой деятельности, творческом усвоении и
применении знаний.

Существует мнение о том, что в отличие творчества от других способов деятельности, становящихся умениями, состоит в том, что последние, усвоение   которых   формирует умения и навыки, можно показать или изложить поэлементно, после чего другой человек может их повторить. Процедуры творческой деятельности показать нельзя. Их усвоение требует особых способов. Исследовательский метод формирует навыки, умения процедуры именно творческой деятельности. Примерами процедур творческой деятельности могут служить такие, как самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний и умений в новую ситуацию, видение альтернативы в решение проблемной задачи.

Творчество — это умственная деятельность, с помощью особых процедур приводящая к созданию качест­венно нового объекта материального, практического, организационного, ин­теллектуального характера.

Учитель, применяющий этот метод, конструирует или подбирает по теме урока проблемы и проблемные задания, которые предъявляют ученику в определенной системе. Ученик выполняет эти задания самостоятельно. Например, школьник должен определить, можно предъявить адвокату обвинение в «недоносительстве», может ли адво­кат быть свидетелем в суде, кто может и обязан хранить личную тай­ну и т. д. Чтобы ответить на эти вопросы, ученик должен высказать предположение и сверить его с фрагментами соответствующих статей закона. Исследовательский метод обучения создает условия для того, чтобы учащийся на доступном ему уровне смог приобретать навыки научного познания. Проблемные задачи могут конструироваться и на наглядной основе. Приведем фрагмент учебного пособия Я. В. Соко­лова, А. С. Прутченкова – «Президент — глава государства» [6, с. 101].

Когда говорят о выборах, имеют в виду, прежде всего, выборы президента. Не только в России, но и во многих других странах эти выборы считаются самыми важными. Это связано с тем, что президентам в демократических государствах принадлежит особая роль. Значительная часть власти — у президента. Он — глава госу­дарства. «Король-солнце» (так величали его придворные) — Людовик XIV — любил повторять: «Государство — это я». И он в значитель­ной мере был прав.

Как вы думаете, чем отличается власть короля, который сам был государством, от власти президента, который является главой государства?

Президент — не король. Он — не государство. Но власть его в правовом государстве особая: он как бы объединяет все ветви вла­сти, взаимодействует с ними.

Вспомните признаки правового государства. Просмотрите еще раз краткую характеристику принципа разделения властей (с. 88-89)».

Сущность эвристического (частично-поискового) метода обуче­ния состоит в том, что учитель, поставив проблему, трудную для самостоятельного решения, делит ее на подпроблемы, а затем се­рией взаимосвязанных вопросов подводит ученика к решению. При таком методе обучения ученик самостоятелен лишь на от­ельных этапах учебного исследования.

Исследовательский и эвристический методы наряду с методом проблемного изложения, когда учитель ставит проблему и цепью суждений раскрывает ее решение, показывая при этом проти­воречивость и сложность процесса познания, составляют основу проблемного обучения.

Учитель, используя метод проблемного изложения, время от времени прерывает свой рассказ и предлагает ученикам высказать предположение, сформулировать вопрос, который был бы уместен в данный момент. Таким образом, созда­йся условия для того, чтобы ученики следили за движением мысли учителя, участвовали в его рассуждениях.

Методы состоят из приемов обучения. Характеристика дидактических методов дает учителю возможность осмыслить конкретный прием или их сочетание в целостной методике.

Необходимо более подробно остановится на приемах и средствах правового обучения.

В педагогической литературе на сегодняшний день нет однозначного определения понятия «средство обучения». Как правило, под средством обучения понимаются материалы и орудия учебного процесса, благодаря которым преподаватель достигает поставлен­ных задач и целей обучения.

П.И. Пидкасистый выделяет матери­альные средства обучения и идеальные средства обучения. К материальным он относит учебники, дидактические материалы, средства наглядности. В качестве идеальных средств обучения выступают учебные компьютерные программы, методы, формы, приемы ор­ганизации учебной деятельности, полученные ранее знания и уме­ния, необходимые для усвоения новых знаний.

В дидактической литературе по субъекту деятельности различа­ют средства учения и средства преподавания. Средствами преподавания пользуются учителя для объяснения и закрепления учебного материала, а средствами учения — учащиеся для усвоения новых знаний, умений и навыков. В результате средства обучены можно представить как средства объяснения нового материал средства закрепления учебного материала, средства повторения и контроля. М.Я. Адамский и Е.В. Яновицкая предлагают подразделить средства обучения на три своеобразные категории: индивидуальные, коллективные, личностные.

Виды средств обучения:

1) Индивидуальные - используются учени­ком (книги, приборы, макеты, тетради, кар­точки, ручки, каран­даши, мел ит. п.);

2) Коллективные - работают сразу на всех учеников через зрение, слух, обоняние (клас­сная доска, схемы, кар­ты, таблицы, картины, магнитофонные записи);

3) Личностные - сам учитель, его речь жесты, костюм.

Главное дидактическое назначение средств обучения — уско­рить процесс усвоения учебного материала. Эффективное исполь­зование средств обучения достигается при оптимальном сочетании их с содержанием и методами обучения, а также методическими приемами как составной частью метода.

Методический прием — это действия, направленные на реше­ние конкретной задачи. Например, к приемам устного изложения теоретического материала относят: объяснение, рассуждение, ха­рактеристику, повествование, описание. Объяснение детально рас­крывает сущность юридических понятий, явлений, событий. Рас­суждение является вариантом

объяснения. Обычно этот прием начинается постановкой вопроса, ответ на который дается путем сопоставления фактов и мнений.

В одних случаях учитель прибегает к конспективному повествованию, а в других — к сюжетному повествованию. Конспективное по­вествование — это краткое перечисление основных положений не­главного содержания. С помощью сюжетного повествования учитель эмоционально излагает по сюжетной линии содержание юридичес­ких фактов. Для того чтобы дать оценку правовым явлениям, фак­там, нормативно-правовым актам, учитель обращается к приему ха­рактеристики. Сравнительная характеристика позволяет выделить существенные, сопоставительные признаки, найти общее, особен­ное, единичное. Итогом сравнения будет служить вывод. Пользуясь описанием, особенно аналитическим, учитель передает существен­ные, но в основном внешние признаки, черты и детали.

К приемам организации познавательной деятельности можно от­нести разнообразные приемы работы с учебным текстом — со­ставление плана, текста и аннотаций, рецензирование, составление словаря изученной темы, схематичной модели текста.

Особо выделяют приемы формирования учебных умений. Необходимо остановится подробнее на феномене умение.

Умение — это сознательное вла­дение мыслительными операциями, приемами деятельности. Разли­чают умения информационные, организационные, мыслительные.

И.Я. Лернер предлагает сле­дующие задания, позволяющие усвоить нормы правильного мышления:

1. Полностью воспроизвести воспринимаемый устный или письменный текст.

2.   Изложить его кратко.

3.   Озаглавить текст или его части.

4.   Сформулировать определение по описанию.

5.   Выделить отдельные признаки явления по описанию.

6.   Воспроизвести сравнение сходных объектов.

7.   Обобщить признаки и свойства явлений.

8.   Расчленить объект на его элементы по описанию.

9. Воспроизвести систематизацию однотипных или разнотипных явлений.

10. Воспроизвести раскрытие общего на основе конкретных явлений, конкретизировать общее.

11. Систематизировать приведенные учителем или в тексте доказательства.

Данное задание можно использовать и для того, чтобы обучаемые лучше усваивали правовую литературу.

Отечественные ученые в каждой предметной области традиционно выделяют специальные (предметные) умения. Остановимся более подробно на специальных умениях, формируемых посредством определенных приемов в правовом обучении:

• умение объяснять значение юридических терминов, называть важнейшие признаки юридических понятий;

• умение комментировать юридические тексты;

• умение применять юридические знания для анализа конкретных жизненных ситуаций;

• умение формулировать и аргументировать свою точку зрения при разборе ситуации с позиции права;

• умение осуществлять свои законные права и свободы на практике в различных сферах;

• умение составлять некоторые официальные бумаги (заявления, жалобы, расписки, доверенности);

• умение проектировать правомерное поведение в юридически значимых ситуациях, давать оценку поступков людей, собственных действий с позиции права.

Для того чтобы перейти к изучению уголовного права на наш взгляд необходимо сформировать специальное умение, так как данный вид умений позволяет лучше усваивать нормы уголовного права.

В данном контексте перейдем к рассмотрению соотношения специальных умений и формирующих их методических приемов.

Специальные умения, которые необходимо развивать:

1.      Научить читать юридическую литера­туру, анализировать ее,

ориентиро­ваться в основных юридических источниках.

Возможные методические приемы: во время уроков необходимо демонстрировать кодексы и другие нормативно-правовые акты, источ­ники права, объяснить, каким обра­зом в них можно найти необходи­мую информацию. Во время само­стоятельной работы по решению юридических задач разрешать уча­щимся пользоваться справочной литературой.

2.      Стимулировать чтение юридической литературы.

Возможные методические приемы: Организовывать в кабинете права (в школьной библиотеке) тематичес­кие выставки нравственно-правовой литературы по программе правоведческого курса. Организовывать выступления библиотекаря о новых поступлениях юридической литера­туры. Дать задания каждому учаще­муся подготовить аннотацию на одну из прочитанных книг юридиче­ского содержания.

Информация о работе Преподавание уголовного права в школе