Принципы и методы логопедического воздействия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2010 в 19:55, реферат

Описание

Под принципами логопедического воздействия подразумеваются такие исходные положения, которые помогают проводить комплексную диагностику, логопедические исследования и воздействовать на дефекты речевого развития с целью их коррекции.

В основные принципы логопедической деятельности входят различные теоретические положения, которые помогают руководствоваться специалисту-логопеду на практике[7].

Логопедия использует разнообразные методы — способы воспитания и обучения детей с речевой патологией.

Правильно разработанные теоретические принципы и грамотно выбранные методы логопедического воздействия способны помочь как в диагностике, так и в коррекции различных речевых нарушений. Этот вопрос остается актуальным до сих пор, как в нашей стране, так и за рубежом.

Содержание

Введение…………………………………………………………….……3

1.Принципы логопедического воздействия…………………….…5
2.Методы логопедического воздействия………………………….16
Заключение…………………………………………………………..…..22

Список литературы……………………………………………..……….28

Работа состоит из  1 файл

принципы и методы логовоздействия Абаниной И.В..docx

— 89.46 Кб (Скачать документ)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО

«КЕМЕРОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ  ФАКУЛЬТЕТ

Кафедра социальной психологии и психосоциальных технологий

РЕФЕРАТ

по  логопедии

Тема: Принципы и методы логопедического воздействия 
 

Выполнила:

студентка 5 курса П – 061

специальность « психология»

Абанина И.В.

Проверил:

к.п.н., доцент

Симкин  М.Ф.  

Кемерово 2010 

     Оглавление

Введение…………………………………………………………….……3

  1. Принципы логопедического воздействия…………………….…5
  2. Методы логопедического воздействия………………………….16

Заключение…………………………………………………………..…..22

Список  литературы……………………………………………..……….28

Приложения……………………………………………………..……….29

Приложение 1 «Основные формы логопедического воздействия» …29

Приложение 2 «методы логопедического воздействия» …………….30 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     Логопедия стоит в ряду других специальных  наук: сурдопедагогики, олигофренопедагогики, тифлопедагогики, воспитания и обучения детей с двигательными нарушениями; она имеет общую с ними методологическую основу и общую специальную задачу: максимальное преодоление дефектов у детей (и у взрослых), страдающих нарушением (в данном случае речи), и  подготовка их к трудовой деятельности.

     Логопедическое воздействие - это педагогический процесс, осуществляемый с помощью следующих средств: обучения, воспитания, коррекции, компенсации, адаптации, профилактики речевых нарушений.

     Рассмотрим  каждое из средств логопедического  воздействия.

     Обучение - процесс усвоения определенных знаний, умений и навыков под руководством специального лица (учителя, логопеда, воспитателя), включающий активную познавательную деятельность детей.

     Воспитание - процесс систематического и целенаправленного  воздействия на духовное и физическое развитие личности в соответствии с  потребностями общества.

     Коррекция нарушений речи - это исправление  недостатков речи, преодоление речевых  нарушений.

     Компенсация - это восстановление или замещение  утраченных функций посредством  их перестройки или использования  сохранных функций.

     Адаптация - приспособление ребенка с патологией к условиям общества.

     Профилактика  речевых нарушений - совокупность предупредительных  мер, направленных на сохранение речевой  функции и предупреждение ее нарушений[5](прил.1).

     Под принципами логопедического воздействия  подразумеваются такие исходные положения, которые помогают проводить  комплексную диагностику, логопедические исследования и воздействовать на дефекты  речевого развития с целью их коррекции.

       В основные принципы логопедической деятельности входят различные теоретические положения, которые помогают руководствоваться специалисту-логопеду на практике[7].

       Логопедия использует разнообразные методы — способы воспитания и обучения детей с речевой патологией.

       Правильно разработанные теоретические принципы  и грамотно выбранные методы логопедического воздействия способны помочь как в диагностике, так и в коррекции различных речевых нарушений. Этот вопрос остается актуальным до сих пор, как в нашей стране, так и за рубежом.  
 
 
 
 
 

      

  1. Принципы  логопедического  воздействия

     Логопедическое  воздействие строится на дидактических  и специфических принципах. Они  связаны между собой и определяют единство воспитания, развития и коррекции  функциональных систем людей с речевыми расстройствами.

     В теоретической основе принципов  диагностики и организации коррекционных  методик речевых нарушений лежит  учение о закономерностях компенсаторных и резервных возможностей ребенка, а также о движущих силах его  речевого и психомоторного развития. Немалая роль в развитии теоретической  логопедии принадлежит таким  ученым, как Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, С. Л. Рубинштейн, А. В. Запорожец. Под влиянием основных теоретических  принципов специалист-логопед должен уметь поставить перед собой  необходимую цель, применить все  новейшие диагностические методы и  осуществить необходимую коррекцию  речевого нарушения[5]

     К общедидактическим принципам относят: Принцип систематичности является обязательным и для всего логопедического комплекса мероприятий, используемых в отношении лиц с различной речевой патологией. Систематичность заключается в непрерывности, регулярности, планомерности коррекционного процесса, определенного для развития, воспитания и перевоспитания тех или иных функций при различных речевых расстройствах (двигательной сферы, мимических мышц, тонкой произвольной моторики, слухового внимания, речевого слуха, просодических компонентов речи и т.д.) [8].

     Ежедневное  выполнение в определенное время  различных по своему характеру упражнений приучает детей и взрослых к установленному режиму. Под влиянием регулярных логопедических занятий в организме и психомоторике происходит положительная перестройка различных систем, например, дыхательной, двигательной, речедвигательной, сенсорной и др.

     Логопедическая коррекция требует повторения вырабатываемых двигательных навыков. Только при многократных систематических повторениях образуются здоровые двигательные динамические стереотипы. Для эффективного повторения необходимо усвоенное сочетать с новым, чтобы процесс повторения носил вариативный характер: изменение упражнения, условий выполнения, разнообразие приемов, различия в содержании занятий. Вариативность упражнений вызывает ориентировочно-исследовательский рефлекс, интерес, эмоции, повышает внимание.

     Включение новых раздражителей в выработанный динамический стереотип следует  производить без резких изменений, при условии соблюдения постепенности. И.П. Павлов подчеркивал, что в педагогике (а значит, и в логопедии) постепенность и упражняемость (тренировку) следует считать основным физиологическим правилом[7].

     Принцип сознательности и  активности. В процессе логопедического воспитания и перевоспитания лиц с речевыми расстройствами важно опираться на сознательное и активное отношение ребенка, взрослого к своей деятельности. Самостоятельная, активная деятельность ребенка находится в зависимости от возникающего интереса к предлагаемому заданию, сознательного его восприятия, понимания цели и способа выполнения.

     Активность  детей дошкольного возраста на логопедических занятиях стимулируется эмоциональностью педагога, образностью музыки, различными играми или игровыми приемами и упражнениями. В школьном и взрослом возрасте, помимо этого, используются прямые инструкции (команды, элементы соревнования, поощрение и т.п.) [1].

     Принцип наглядности обусловливает широкое взаимодействие показателей всех анализаторов, непосредственно связывающих человека с окружающей действительностью. Любое познание начинается с чувственного восприятия. Формирование движений в сочетании со словом и музыкой, изучение их взаимосвязи осуществляется с показателями всех рецепторов: органов зрения, слуха, вестибулярного, проприоцептивного, двигательного аппаратов и др. Взаимосвязь показателей различных рецепторов обогащает образ движения, его восприятие, его связи с речью и музыкой. При нарушенных функций, в целях коррекции, принцип наглядности осуществляется путем показа педагогом движения. Непосредственная зрительная наглядность рассчитана на возникновение эстетического восприятия, конкретного представления движения, правильного двигательного ощущения и желания его воспроизведения[2].

     Помимо  непосредственной наглядности, большую  роль играет опосредованная наглядность, когда необходимо пояснить отдельные  детали и механизмы движения, которые  скрыты от непосредственного восприятия (например, использование кинофильмов, графиков движений, магнитофонных записей  музыкальных произведений в работе со взрослыми заикающимися, больными с афазией). Большое значение имеет  образное слово, которое связано  с двигательными представлениями  и вызывает конкретный образ движения. Такая взаимосвязь форм наглядности  определяется единством чувственной  и логической ступеней познания, взаимодействием  первой и второй сигнальных систем [3].

     Принцип доступности и  индивидуализации предусматривает учет возрастных особенностей и возможностей лиц с речевыми нарушениями. Он обусловлен разным развитием физиологии и биомеханики взрослых и детей, разным методическим подходом к построению логопедического занятия, разными средствами, формами воздействия и т.д. Оптимальная мера доступности определяется возрастными и двигательными возможностями лиц с речевыми расстройствами, влиянием речевого нарушения на их личность и степенью трудности заданий.

     Одним из условий доступности является преемственность. Практически это  достигается правильным распределением материала на занятиях в течение  коррекционного курса.

     Необходимым условием для соблюдения принципа индивидуализации является предварительное выяснение  характера патологического процесса: этиопатогенетическое, симптоматическое, диагностическое обследования, а  также уточнение реабилитационного  потенциала занимающегося. Индивидуальный подход предполагает также учет типа высшей нервной деятельности, возраста, пола, профессии, двигательного статуса[8].

     Все рассмотренные общедидактические  принципы могут быть реализованы  лишь при условии их взаимосвязи[1].

     Логопедическое  воздействие опирается и на специальные  принципы: этиопатогенетический (учета  этиологии и механизмов речевого нарушения), системности и учета  структуры речевого нарушения, комплексности, дифференцированного подхода, поэтапности, развития, онтогенетический, учета  личностных особенностей, деятельностного  подхода, использования обходного  пути, формирования речевых навыков  в условиях естественного речевого общения.

     При устранении речевых нарушений необходимо учитывать совокупность этиологических факторов, обусловливающих их возникновение. Это внешние, внутренние, биологические  и социально-психологические факторы.

     Так, при дислалии неправильный прикус предрасполагает  к искажению артикуляции звуков, недоразвитию артикуляторной моторики. В этом случае логопедическое воздействие сочетается с ортодонтическим вмешательством по нормализации прикуса.

     Дислалия  может быть вызвана и недостаточным  вниманием окружающих к речи ребенка, т. е. социальным фактором. В этом случае логопедическая работа направляется на нормализацию речевых контактов  ребенка с социальным окружением, на развитие речевой моторики, фонематического  восприятия[4].

     В зависимости от характера этиологических факторов по-разному строится работа по устранению заикания. При функциональном характере основное внимание уделяется  нормализации речевой коммуникации заикающихся, воздействию на социальное окружение, устранению психогенной  симптоматики. При органическом характере  воздействие направлено в большей  степени на нормализацию моторных симптомов.

     Логопедическое  воздействие в ряде случаев сочетается с разными видами медицинского воздействия (медикаментозного, психотерапевтического  и др.).

     Содержание  логопедического воздействия зависит  от механизма речевого нарушения. При  одинаковой симптоматике нарушений  речи возможны различные механизмы.

     Замены  звуков при дислалии могут быть обусловлены  неточностью слуховой дифференциации, неразличением звуков на слух или  заменой этих звуков вследствие недоразвития тонких артикуляторных движений. При  устранении дислалии основным является воздействие на ведущее нарушение  — несформированность слуховой дифференциации или недоразвитие артикуляторной моторики.

Информация о работе Принципы и методы логопедического воздействия