Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2010 в 19:55, реферат
Под принципами логопедического воздействия подразумеваются такие исходные положения, которые помогают проводить комплексную диагностику, логопедические исследования и воздействовать на дефекты речевого развития с целью их коррекции.
В основные принципы логопедической деятельности входят различные теоретические положения, которые помогают руководствоваться специалисту-логопеду на практике[7].
Логопедия использует разнообразные методы — способы воспитания и обучения детей с речевой патологией.
Правильно разработанные теоретические принципы и грамотно выбранные методы логопедического воздействия способны помочь как в диагностике, так и в коррекции различных речевых нарушений. Этот вопрос остается актуальным до сих пор, как в нашей стране, так и за рубежом.
Введение…………………………………………………………….……3
1.Принципы логопедического воздействия…………………….…5
2.Методы логопедического воздействия………………………….16
Заключение…………………………………………………………..…..22
Список литературы……………………………………………..……….28
3.
Обучение детей
Логопедические
занятия (уроки) различаются по видам:
фронтальные (групповые), подгрупповые
и индивидуальные. Необходимость проведения
занятий всех видов обусловливается едиными
учебными программами, коррекционной
направленностью логопедического воздействия
и развитием индивидуальных способностей
детей.
Под фронтальными подразумеваются такие занятия, когда все воспитанники группы (учащиеся класса) выполняют одну и ту же работу.
Подгрупповые
занятия предусматривают
Индивидуальные
занятия проводятся логопедом или
воспитателем с одним ребенком. В
ходе индивидуальных занятий выполняются
индивидуализированные
С точки зрения дидактической классификации все типы логопедических занятий (уроков) делятся на[6]:
занятие (урок) с целью овладения новыми знаниями: при этом дети накапливают фактический материал, изучают языковые явления и процессы, что в дальнейшем обеспечивает формирование понятий;
занятие (урок) с целью совершенствования, формирования практических умений и навыков: при этом предусматривается проведение упражнений, направленных на длительное и многократное повторение;
занятие (урок) с целью обобщения знаний, умений и навыков: при этом систематизируются и воспроизводятся наиболее существенные вопросы из ранее пройденного материала, восполняются имеющиеся пробелы в знаниях детей; такие занятия проводятся в конце изучения отдельных тем и разделов программы;
занятие (урок) с целью повторения, на котором, учитывая особенности психических процессов детей с речевой патологией, закрепляются приобретенные знания, умения и навыки;
занятие (урок) комбинированное, на котором одновременно решаются несколько дидактических и коррекционных задач. Данный тип занятия в логопедической практике применяется наиболее часто.
Традиционно в структуре логопедического занятия выделяются: организационный момент, повторение пройденного, изложение логопедом или воспитателем нового материала, закрепление нового материала, обобщение изученного материала и задание на вторую половину дня.
В зависимости от типа занятия, от коррекционных и воспитательных задач логопед и воспитатель, формируя структуру занятия, подбирают те или иные компоненты, как приведенные выше, традиционные, так и творчески переработанные, модифицированные с учетом структуры речевого дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей детей. Например, при планировании занятия по овладению новыми знаниями может быть намечена следующая его структура: воспроизведение и актуализация опорных знаний детей; сообщение темы, цели и задач занятия, мотивация деятельности; восприятие и первичное осознание нового материала; обобщение и систематизация знаний; подведение итогов занятия и сообщение задания на вторую половину дня[3].
С целью повышения эффективности логопедических занятий необходимо обращать особое внимание на развитие коммуникативной функции речи, для чего при проведении занятий создаются специальные условия, стимулирующие общение детей (свободное размещение во время занятий - лицом друг к другу, полукругом).
К логопедическим занятиям предъявляются определенные требования. Логопед при подготовке и проведении занятий должен[5]:
- сформулировать тему и цель занятия
- определить
поэтапность занятия,
- последовательно
усложнять лексический и
- разнообразить занятие при помощи игр и игровых приемов
- учитывать
зону ближайшего развития
- учитывать индивидуальные и возрастные особенности речи и личности
- формулировать инструкции, даваемые детям, кратко и четко
- использовать красочный и яркий наглядный материал
- уметь
создавать эмоциональный фон
занятия, планируя
Логопедическое воздействие осуществляется различными методами. Метод обучения в педагогике рассматривается как способ совместной деятельности педагога и детей, направленный на освоение детьми знаний, навыков и умений, на формирование умственных способностей, воспитание чувств, поведения и личностных качеств[1].
Существуют
различные классификации
Заключение
Актуальной проблемой логопедической работы является поиск путей повышения ее эффективности. Высокая пластичность центральной нервной системы, социальная сущность речи, выбор правильных средств, методов и другие факторы определяют в основном благоприятную перспективу процесса устранения речевых нарушений.
Эффективность
логопедического воздействия
• уровнем развития логопедии как науки;
• связью теории и практики;
• характером дефекта и степенью выраженности симптоматики нарушения;
• возрастом человека, состоянием его здоровья;
• психическими особенностями человека, его активностью в процессе устранения речевого нарушения;
• сроками начала логопедической работы и ее продолжительностью;
• реализацией
основных принципов коррекционно-
• мастерством и личностными качествами логопеда.
Дальнейшая разработка принципов и методов логопедического воздействия повысит его эффективность. По мере развития логопедии как науки и развития системы специальных учреждений возрастает актуальность разработки частных методик и общих принципов логопедического воздействия.
Система логопедических воздействий может быть сформулирована в виде следующих положений[6]:
1.
Логопедическая работа должна
проводиться с учетом личности
логопата, как ее отрицательных
сторон, которые должны быть
2.
В логопедическую работу
3.
В центре внимания
4.
В зависимости от этапов
5.
В правильно построенном
6.
Организация, форма работы, привлекаемый
материал должны
7.
Трудности логопедической
При моторной алалии постепенное развитие речи схематически может быть охарактеризовано следующими основными направлениями: а) от звукоподражания и лепетных слов ко все более сложным по своей словесной структуре словам; б) от самых конкретных по своему смысловому содержанию слов и грамматических категорий ко все более отвлеченным; в) от самых простых предложений ко все более развернутым и сложным.
8
Вся работа логопеда должна
быть проникнута психотерапией,
9.
Воспитание и перевоспитание
речи происходит под
Все
поведение логопеда должно быть ровным,
благожелательным по отношению к
своему питомцу; его эмоциональный
фон должен быть окрашен радостным,
но спокойным и деловым оживлением
Логопед должен быть требовательным,
но в то же время его требовательность
должна быть разумной, понимающей и
учитывающей все трудности
Очень важна авторитетность логопеда как для детей, так и для их родителей и воспитателей, так как сравнительно короткая работа логопеда должна подкрепляться дополнительной работой дома или в детском учреждении.
Информация о работе Принципы и методы логопедического воздействия