Принципы и методы логопедического воздействия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2010 в 19:55, реферат

Описание

Под принципами логопедического воздействия подразумеваются такие исходные положения, которые помогают проводить комплексную диагностику, логопедические исследования и воздействовать на дефекты речевого развития с целью их коррекции.

В основные принципы логопедической деятельности входят различные теоретические положения, которые помогают руководствоваться специалисту-логопеду на практике[7].

Логопедия использует разнообразные методы — способы воспитания и обучения детей с речевой патологией.

Правильно разработанные теоретические принципы и грамотно выбранные методы логопедического воздействия способны помочь как в диагностике, так и в коррекции различных речевых нарушений. Этот вопрос остается актуальным до сих пор, как в нашей стране, так и за рубежом.

Содержание

Введение…………………………………………………………….……3

1.Принципы логопедического воздействия…………………….…5
2.Методы логопедического воздействия………………………….16
Заключение…………………………………………………………..…..22

Список литературы……………………………………………..……….28

Работа состоит из  1 файл

принципы и методы логовоздействия Абаниной И.В..docx

— 89.46 Кб (Скачать документ)

     3. Обучение детей самостоятельному  высказыванию. На основе сформированных  навыков использования различных  типов предложений вырабатывается  умение передавать впечатления  об увиденном, о событиях окружающей  действительности, в логической  последовательности пересказывать  содержание сюжетных картин и  их серий, составлять рассказ-описание. 
         Логопедические занятия (уроки) различаются по видам: фронтальные (групповые), подгрупповые и индивидуальные. Необходимость проведения занятий всех видов обусловливается едиными учебными программами, коррекционной направленностью логопедического воздействия и развитием индивидуальных способностей детей.

     Под фронтальными подразумеваются такие  занятия, когда все воспитанники группы (учащиеся класса) выполняют  одну и ту же работу.

     Подгрупповые  занятия предусматривают дифференцированные задания для подгруппы детей, имеющих сходство в структуре  дефекта.

     Индивидуальные  занятия проводятся логопедом или  воспитателем с одним ребенком. В  ходе индивидуальных занятий выполняются  индивидуализированные микропрограммы, разработанные логопедом на основании  результатов логопедического обследования ребенка в начале учебного года.

     С точки зрения дидактической классификации  все типы логопедических занятий (уроков) делятся на[6]:

занятие (урок) с целью  овладения новыми знаниями: при этом дети накапливают фактический материал, изучают языковые явления и процессы, что в дальнейшем обеспечивает формирование понятий;

занятие (урок) с целью  совершенствования, формирования практических умений и навыков: при этом предусматривается проведение упражнений, направленных на длительное и многократное повторение;

занятие (урок) с целью  обобщения знаний, умений и навыков: при этом систематизируются и воспроизводятся наиболее существенные вопросы из ранее пройденного материала, восполняются имеющиеся пробелы в знаниях детей; такие занятия проводятся в конце изучения отдельных тем и разделов программы;

занятие (урок) с целью  повторения, на котором, учитывая особенности психических процессов детей с речевой патологией, закрепляются приобретенные знания, умения и навыки;

занятие (урок) комбинированное, на котором одновременно решаются несколько дидактических и коррекционных задач. Данный тип занятия в логопедической практике применяется наиболее часто.

        Традиционно в структуре логопедического занятия выделяются: организационный момент, повторение пройденного, изложение логопедом или воспитателем нового материала, закрепление нового материала, обобщение изученного материала и задание на вторую половину дня.

          В зависимости от типа занятия, от коррекционных и воспитательных задач логопед и воспитатель, формируя структуру занятия, подбирают те или иные компоненты, как приведенные выше, традиционные, так и творчески переработанные, модифицированные с учетом структуры речевого дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей детей. Например, при планировании занятия по овладению новыми знаниями может быть намечена следующая его структура: воспроизведение и актуализация опорных знаний детей; сообщение темы, цели и задач занятия, мотивация деятельности; восприятие и первичное осознание нового материала; обобщение и систематизация знаний; подведение итогов занятия и сообщение задания на вторую половину дня[3].

       С целью повышения эффективности логопедических занятий необходимо обращать особое внимание на развитие коммуникативной функции речи, для чего при проведении занятий создаются специальные условия, стимулирующие общение детей (свободное размещение во время занятий - лицом друг к другу, полукругом).

     К логопедическим занятиям предъявляются  определенные требования. Логопед при  подготовке и проведении занятий  должен[5]:

- сформулировать  тему и цель занятия

- определить  поэтапность занятия, взаимозависимость  и целенаправленность каждого  этапа

- последовательно  усложнять лексический и грамматический  материал, предъявляемый детям

- разнообразить  занятие при помощи игр и  игровых приемов

- учитывать  зону ближайшего развития ребенка

- учитывать  индивидуальные и возрастные  особенности речи и личности

- формулировать  инструкции, даваемые детям, кратко  и четко

- использовать  красочный и яркий наглядный  материал

- уметь  создавать эмоциональный фон  занятия, планируя эмоциональные  подъемы с учетом увеличения  сложности излагаемого материала.

     Логопедическое  воздействие осуществляется различными методами. Метод обучения в педагогике рассматривается как способ совместной деятельности педагога и детей, направленный на освоение детьми знаний, навыков  и умений, на формирование умственных способностей, воспитание чувств, поведения  и личностных качеств[1].

     Существуют  различные классификации методов  обучения. В логопедической работе используются различные методы: практические, наглядные и словесные. Выбор и использование того или иного метода определяется характером речевого нарушения, содержанием, целями и задачами коррекционно-логопедического воздействия, этапом работы, возрастными, индивидуально-психологическими особенностями ребенка и др. На каждом из этапов логопедической работы эффективность овладения правильными речевыми навыками обеспечивается соответствующей группой методов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

     Актуальной  проблемой логопедической работы является поиск путей повышения ее эффективности. Высокая пластичность центральной  нервной системы, социальная сущность речи, выбор правильных средств, методов  и другие факторы определяют в  основном благоприятную перспективу  процесса устранения речевых нарушений.

     Эффективность логопедического воздействия обусловлена  следующими факторами:

• уровнем  развития логопедии как науки;

• связью теории и практики;

• характером дефекта и степенью выраженности симптоматики нарушения;

• возрастом  человека, состоянием его здоровья;

• психическими особенностями человека, его активностью  в процессе устранения речевого нарушения;

• сроками  начала логопедической работы и ее продолжительностью;

• реализацией  основных принципов коррекционно-логопедической работы, особенно принципа комплексного воздействия;

• мастерством  и личностными качествами логопеда.

          Дальнейшая разработка принципов и методов логопедического воздействия повысит его эффективность. По мере развития логопедии как науки и развития системы специальных учреждений возрастает актуальность разработки частных методик и общих принципов логопедического воздействия.

     Система логопедических воздействий может  быть сформулирована в виде следующих  положений[6]:

     1. Логопедическая работа должна  проводиться с учетом личности  логопата, как ее отрицательных  сторон, которые должны быть перевоспитаны,  так и положительных, которые  должны быть использованы в  процессе компенсации; в частности,  учитывая взаимообусловленность  и связь деятельности всех  анализаторов, используется привлечение  здоровых анализаторов для компенсации  деятельности неполноценных.

     2. В логопедическую работу вовлекается  речь человека в целом: логопед  должен создавать словарь, грамматический  строй и звуковую сторону речи (моторная алалия) даже при самом  легком речевом нарушении, когда  имеются дефекты произношения  только некоторых звуковых групп  и отдельных звуков, он не может  ограничить свою работу только  созданием правильного изолированного  звука, а с точки зрения произношения  этого звука переработать и  словарь (не лука, а рука, не  коска, а кошка) и фразу не  я хотю кусять, а я хочу кушать). Логопед должен не только добиться  правильного произношения мягких  и твердых согласных или звонких  и глухих, но и их различения, т. е. подготовить основу для  правильной письменной речи.

     3. В центре внимания логопедической  работы все время должно оставаться  наиболее пострадавшее звено  данного нарушения (первично нарушенный  компонент речи). Так, например, при  дислалии и дизартрии это будет  звукопроизношение, при алалии-словарь,  при заикании-спокойное, плавное  течение речи и т. д.

     4. В зависимости от этапов речевого  развития логопед должен изменять  свои целевые методические установки.

     5. В правильно построенном логопедическом  процессе должны быть учтены  закономерности и последовательность  нормального как речевого, так  и общего психического развития.

     6. Организация, форма работы, привлекаемый  материал должны соответствовать  возрасту логопата: в работу со  школьником желательно быстрее  включать программный материал  и проводить занятия в виде  школьных, а с дошкольником использовать  в основном игровые формы, но  все же строить свою работу  в виде организованных и плановых  занятий.

     7. Трудности логопедической работы  и сроки ее будут зависеть  от характера каждого речевого  нарушения и от его степени.  Например, постепенность развития  звукопроизношения при дизартрии  связана с постепенным усложнением  артикуляционных укладов звуков  данного языка и с постепенным  переходом от менее пораженных  движений к более пораженным.

     При моторной алалии постепенное развитие речи схематически может быть охарактеризовано следующими основными направлениями: а) от звукоподражания и лепетных слов ко все более сложным по своей  словесной структуре словам; б) от самых конкретных по своему смысловому содержанию слов и грамматических категорий  ко все более отвлеченным; в) от самых  простых предложений ко все более  развернутым и сложным.

     8 Вся работа логопеда должна  быть проникнута психотерапией,  которая основана на понимании  трудностей логопата, на понимании  того, что большинство плохо говорящих  тяжело переживает свою речевую  недостаточность- насмешки окружающих, неудачи в учебе; многие из  них уже сомневаются в том,  что они смогут преодолеть  свои трудности.

     9. Воспитание и перевоспитание  речи происходит под целенаправленным  воздействием логопеда, в значительной  степени на основе подражания логопеду, поэтому личность логопеда и, в частности, его речь приобретают очень большое значение Кропотливая, вдумчивая работа возможна только в том случае, если логопед искренне любит свою работу и детей.

     Все поведение логопеда должно быть ровным, благожелательным по отношению к  своему питомцу; его эмоциональный  фон должен быть окрашен радостным, но спокойным и деловым оживлением Логопед должен быть требовательным, но в то же время его требовательность должна быть разумной, понимающей и  учитывающей все трудности логопата истощаемость, замедленность заново формирующихся речевых навыков, их нестойкость и зависимость  от самочувствия, от окружающей обстановки (заикающийся опять начинает заикаться  при появлении незнакомых людей, путает уже отработанные звуки при  требовании пересказать трудную  для него статью и т п ).

     Очень важна авторитетность логопеда как  для детей, так и для их родителей  и воспитателей, так как сравнительно короткая работа логопеда должна подкрепляться  дополнительной работой дома или  в детском учреждении.

Информация о работе Принципы и методы логопедического воздействия