Принципы и методы логопедического воздействия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2010 в 19:55, реферат

Описание

Под принципами логопедического воздействия подразумеваются такие исходные положения, которые помогают проводить комплексную диагностику, логопедические исследования и воздействовать на дефекты речевого развития с целью их коррекции.

В основные принципы логопедической деятельности входят различные теоретические положения, которые помогают руководствоваться специалисту-логопеду на практике[7].

Логопедия использует разнообразные методы — способы воспитания и обучения детей с речевой патологией.

Правильно разработанные теоретические принципы и грамотно выбранные методы логопедического воздействия способны помочь как в диагностике, так и в коррекции различных речевых нарушений. Этот вопрос остается актуальным до сих пор, как в нашей стране, так и за рубежом.

Содержание

Введение…………………………………………………………….……3

1.Принципы логопедического воздействия…………………….…5
2.Методы логопедического воздействия………………………….16
Заключение…………………………………………………………..…..22

Список литературы……………………………………………..……….28

Работа состоит из  1 файл

принципы и методы логовоздействия Абаниной И.В..docx

— 89.46 Кб (Скачать документ)

     При нарушениях чтения (дислексии) также  может наблюдаться внешне сходная  симптоматика, обусловленная различными механизмами. Искажения структуры  слова могут наблюдаться в  одних случаях вследствие несформированности звукового анализа и синтеза, в других — из-за недоразвития морфологического анализа и синтеза (искажения  префиксов, суффиксов, окончаний).

     Целью логопедической работы в этих случаях  будет не просто стимулирование и  активизация речевого процесса, а  формирование нормальных речевых механизмов[4].

     Принцип системного подхода предполагает необходимость  учета в логопедической работе структуры  дефекта, определения ведущего нарушения, соотношения первичных и вторичных  симптомов.

     Сложность структурно-функциональной организации  речевой системы обусловливает  расстройство речевой деятельности в целом при нарушении даже отдельных ее звеньев. Это и определяет значимость воздействия на все компоненты речи при устранении речевых расстройств.

     При дизартрии ведущим нарушением является расстройство фонетической стороны  речи из-за параличей и парезов  мышц речевого аппарата. Но при дизартрии  отмечается нарушение не только фонетической стороны, но и лексического запаса, а также грамматического строя  речи. Поэтому при дизартрии логопедическое воздействие направляется не только на коррекцию нарушений фонетической стороны, но и на развитие речи в  целом.

     Многие  речевые нарушения проявляются  в структуре различных психических  и нервно-психологических расстройств. Расстройства речи в большинстве  случаев представляют собой синдром, в структуре которого выделяются сложные и неоднозначные связи  между речевыми и неречевыми симптомами. Это определяет необходимость комплексного (медико-психолого-педагогического) воздействия, т. е. воздействия на весь синдром в целом, с учетом характера взаимодействия между отдельными речевыми и неречевыми симптомами и группами симптомов.

     Например, алалия возникает в результате избирательного органического поражения головного  мозга и проявляется целым  комплексом симптомов, речевых и  неречевых. Речевая симптоматика алалии выражается в трудностях усвоения языковых закономерностей и неправильном их использовании, в аграмматизмах, искажениях звукослоговой структуры  слова, нарушении звукопроизношения  и т. д. При моторной алалии наблюдается  неврологическая симптоматика, проявляются  особенности познавательной деятельности и других психических процессов, отклонения в формировании личности. Поэтому при устранении алалии необходимо комплексное воздействие[2].

     Заикание  представляет также сложный симптомокомплекс дизонтогенеза, при котором наблюдаются  как моторные симптомы, так и психические. Это и определяет комплексный  подход к устранению заикания, включающий лечебно-оздоровительную работу, психотерапию, работу над речью, воздействие на социальное окружение и др.

     Комплексное медико-психолого-педагогическое воздействие  очень важно при устранении всех сложных речевых нарушений, но особо  значимым оно является при устранении дизартрии, заикания, алалии, афазии.

     Система логопедической работы по устранению различных форм нарушений речи носит  дифференцированный характер с учетом множества определяющих его факторов. Дифференцированный подход осуществляется на основе учета этиологии, механизмов, симптоматики нарушения, структуры  речевого дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. В процессе коррекции нарушения речи учитываются общие и специфические закономерности развития аномальных детей.

     Логопедическая  работа по коррекции нарушений речи у различных категорий аномальных детей (умственно отсталых, с задержкой  психического развития, с церебральными  параличами, слабослышащих, слабовидящих, слепых и др.) имеет свою специфику, обусловленную особенностями их сенсомоторного и психического развития. В процессе логопедического воздействия  необходимо учитывать уровень развития речи, познавательной деятельности, особенности  сенсорной сферы и моторики ребенка.

     Логопедическое  воздействие представляет собой  целенаправленный, сложно организованный процесс, в котором выделяются различные  этапы. Каждый из них характеризуется  своими целями, задачами, методами и  приемами коррекции. Последовательно  формируются предпосылки для  перехода от одного этапа к другому. Например, работа по устранению дислалии включает следующие этапы: постановка, автоматизация, дифференциация звуков.

     Логопед специфическими методами и приемами добивается правильного произнесения ребенком звука, автоматизации его. Основной задачей является закрепление  навыка правильного произношения в  процессе речевого общения. Дифференциация звуков необходима в тех случаях, когда звуки заменяются или смешиваются.

     Логопедическое  воздействие строится на основе онтогенетического  принципа, с учетом закономерностей  и последовательности формирования различных форм и функций речи.

     Так, в тех случаях, когда у ребенка  наблюдается большое количество нарушенных звуков, например, свистящие, шипящие, р, последовательность в работе определяется последовательностью их появления в онтогенезе (свистящие, шипящие, р). В процессе формирования синтаксиса устной речи при алалии учитывается последовательность появления различных типов предложений в онтогенезе.

     Формирование  правильных речевых навыков, форм и  функций речи осуществляется и в  онтогенезе, от простых к сложным, от конкретных к более абстрактным, от продуктивных форм к непродуктивным, от ситуативной речи к контекстной, от усвоения семантических отношений  к усвоению формальных признаков  речевых (языковых) единиц.

     Большое место в логопедической работе занимает коррекция и воспитание личности в целом, учитываются особенности  формирования личности у детей с  различными формами речевых расстройств, а также возрастные особенности.

     Особое  значение имеет учет личностных особенностей при коррекции расстройства речевой  деятельности, связанных с нарушением головного мозга (алалия, афазия, заикание, дизартрия). В этом случае в симптоматике нарушения отмечаются выраженные особенности  формирования личности, которые носят  как первичный характер, обусловленный  органическим поражением мозга, так  и характер вторичных наслоений.

     Так, у заикающихся детей наблюдается  дисгармоничное развитие личности, неравномерное  развитие отдельных ее сторон, нарушение  межличностных отношений.

     Воздействие на ребенка с речевым нарушением связывается с нормализацией  социальных контактов с окружающими  людьми[6].

     Коррекция нарушений речи проводится с учетом ведущей деятельности. У детей  дошкольного возраста она осуществляется в процессе игровой деятельности, которая становится средством развития аналитико-синтетической деятельности, моторики, сенсорной сферы, обогащения словаря, усвоения языковых закономерностей, формирования личности ребенка.

     В школьном возрасте ведущей деятельности является учебная, которая становится основой коррекционно-логопедической работы при устранении нарушений  речи у детей этого возраста[5].

     В процессе преодоления алалии, афазии большое значение имеет создание новых функциональных систем на базе сохранных звеньев.

     При формировании высших психических функций (в том числе и речи) в процессе онтогенеза принимают участие различные  афферентации и анализаторы. В начале своего становления функция полирецепторна, она опирается на комплекс различных  видов афферентации. Так, процесс  звукоразличения в раннем онтогенезе осуществляется с участием слуховой, зрительной, кинестетической афферентации. Позднее в процессе звукоразличения  ведущей становится акустическая.

     В логопедической работе при нарушении  слуховой дифференциации осуществляется опора на сохранные звенья.

     Например, восстановление звукоразличения при  сенсорной афазии осуществляется как  бы в обход пораженного акустического  компонента дифференциации звуков, с  опорой на зрительную (оральный образ  звука) и кинестетическую афферентацию (кинестетические сигналы, поступающие  при артикулировании) [3].

     С учетом ведущей деятельности ребенка  в процессе логопедической работы моделируются различные ситуации речевого общения. Для закрепления правильных речевых  навыков в условиях естественного  речевого общения необходима тесная связь в работе логопеда, учителя, воспитателя, семьи. Логопед информирует педагогов, родителей о характере речевого нарушения у ребенка, о задачах, методах и приемах работы на данном этапе коррекции, добивается закрепления правильных речевых навыков не только в логопедическом кабинете, но и на уроках, во внеклассное время под контролем педагогов и родителей.

     При устранении речевых нарушений ведущим  является логопедическое воздействие, основными формами которого являются воспитание, обучение, коррекция, компенсация, адаптация, реабилитация[4]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Методы  логопедического  воздействия

     Логопедия использует разнообразные методы - способы воспитания и обучения детей  с речевой патологией. Методы логопедии  как педагогической науки в основном совпадают с теми, которые применяет  общая дошкольная педагогика. Но в  процессе коррекционно-воспитательной работы изменяются и сами методы, и  их сочетания.

     По  форме воздействия на ребенка  можно выделить следующие методы: словесные, наглядные и практические.

     Словесные методы представляют собой инструкцию, рассказ, беседу, сообщение, описание и  т. п.

     Наглядные методы - наблюдение и обследование предметов и "явлений окружающего  мира при помощи анализаторов.

     Практические  методы представляют собой разные способы  организации детской деятельности [2].

     Организация логопедического воздействия предусматривает  планомерность, поэтапность и целенаправленность. Логопедическое воздействие - это сложно организованный, целенаправленный процесс, в котором реализуются коррекционные, профилактические, образовательные  и воспитательные задачи.

     В ходе решения этих задач у детей  с патологией речи происходит обобщение  ранее накопленного жизненного опыта, развитие познавательных способностей, активизация умственной деятельности, формирование и развитие личности в  целом. В данном процессе различают  внешнюю и внутреннюю стороны. Изложение  материала логопедом или воспитателем, различного рода указания к предлагаемым заданиям, а также восприятие детьми излагаемого материала, ответы на вопросы, выполнение заданий и инструкций - все это составляет внешнюю сторону логопедического воздействия, т.е. то, что можно непосредственно наблюдать. Внутренняя сторона данного процесса, его сущность - это овладение детьми знаниями, умениями и навыками в их единстве, формирование и развитие речи и личности. Внутренняя и внешняя стороны логопедического воздействия взаимосвязаны и взаимообусловлены[6].

     Логопедическое  воздействие реализуется на логопедических занятиях (уроках). Основными задачами логопедических занятий, как они  сформулированы Т. Б. Филичевой и  Г. В. Чиркиной, являются[8]:

     1. Развитие понимания речи; воспитание  умения наблюдать и осмысливать  предметы и явления окружающей  действительности, что дает возможность  уточнить и расширить запас  конкретных представлений ребенка;  формирование обобщающих понятий;  формирование практических навыков  словообразования и словоизменения; воспитание умения употреблять  простые распространенные предложения  и некоторые виды сложных семантических  структур.

     2. Формирование правильного произношения  звуков; развитие фонематического  слуха и восприятия; закрепление  навыков произнесения слов различной  звукослоговой структуры; контроль  за внятностью и выразительностью  речи; подготовка к усвоению элементарного  звукового анализа и синтеза.

Информация о работе Принципы и методы логопедического воздействия