Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2010 в 19:55, реферат
Под принципами логопедического воздействия  подразумеваются такие исходные положения, которые помогают проводить  комплексную диагностику, логопедические исследования и воздействовать на дефекты  речевого развития с целью их коррекции. 
       В основные принципы логопедической деятельности входят различные теоретические положения, которые помогают руководствоваться специалисту-логопеду на практике[7].
       Логопедия использует разнообразные методы — способы воспитания и обучения детей с речевой патологией. 
       Правильно разработанные теоретические принципы  и грамотно выбранные методы логопедического воздействия способны помочь как в диагностике, так и в коррекции различных речевых нарушений. Этот вопрос остается актуальным до сих пор, как в нашей стране, так и за рубежом.
Введение…………………………………………………………….……3
1.Принципы логопедического воздействия…………………….…5
2.Методы логопедического воздействия………………………….16
Заключение…………………………………………………………..…..22
Список  литературы……………………………………………..……….28
При нарушениях чтения (дислексии) также может наблюдаться внешне сходная симптоматика, обусловленная различными механизмами. Искажения структуры слова могут наблюдаться в одних случаях вследствие несформированности звукового анализа и синтеза, в других — из-за недоразвития морфологического анализа и синтеза (искажения префиксов, суффиксов, окончаний).
Целью логопедической работы в этих случаях будет не просто стимулирование и активизация речевого процесса, а формирование нормальных речевых механизмов[4].
     Принцип 
системного подхода предполагает необходимость 
учета в логопедической работе структуры 
дефекта, определения ведущего нарушения, 
соотношения первичных и 
Сложность структурно-функциональной организации речевой системы обусловливает расстройство речевой деятельности в целом при нарушении даже отдельных ее звеньев. Это и определяет значимость воздействия на все компоненты речи при устранении речевых расстройств.
     При 
дизартрии ведущим нарушением является 
расстройство фонетической стороны 
речи из-за параличей и парезов 
мышц речевого аппарата. Но при дизартрии 
отмечается нарушение не только фонетической 
стороны, но и лексического запаса, 
а также грамматического строя 
речи. Поэтому при дизартрии 
     Многие 
речевые нарушения проявляются 
в структуре различных 
     Например, 
алалия возникает в результате избирательного 
органического поражения 
     Заикание 
представляет также сложный симптомокомплекс 
дизонтогенеза, при котором наблюдаются 
как моторные симптомы, так и психические. 
Это и определяет комплексный 
подход к устранению заикания, включающий 
лечебно-оздоровительную 
     Комплексное 
медико-психолого-
Система логопедической работы по устранению различных форм нарушений речи носит дифференцированный характер с учетом множества определяющих его факторов. Дифференцированный подход осуществляется на основе учета этиологии, механизмов, симптоматики нарушения, структуры речевого дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. В процессе коррекции нарушения речи учитываются общие и специфические закономерности развития аномальных детей.
     Логопедическая 
работа по коррекции нарушений речи 
у различных категорий 
Логопедическое воздействие представляет собой целенаправленный, сложно организованный процесс, в котором выделяются различные этапы. Каждый из них характеризуется своими целями, задачами, методами и приемами коррекции. Последовательно формируются предпосылки для перехода от одного этапа к другому. Например, работа по устранению дислалии включает следующие этапы: постановка, автоматизация, дифференциация звуков.
Логопед специфическими методами и приемами добивается правильного произнесения ребенком звука, автоматизации его. Основной задачей является закрепление навыка правильного произношения в процессе речевого общения. Дифференциация звуков необходима в тех случаях, когда звуки заменяются или смешиваются.
Логопедическое воздействие строится на основе онтогенетического принципа, с учетом закономерностей и последовательности формирования различных форм и функций речи.
Так, в тех случаях, когда у ребенка наблюдается большое количество нарушенных звуков, например, свистящие, шипящие, р, последовательность в работе определяется последовательностью их появления в онтогенезе (свистящие, шипящие, р). В процессе формирования синтаксиса устной речи при алалии учитывается последовательность появления различных типов предложений в онтогенезе.
Формирование правильных речевых навыков, форм и функций речи осуществляется и в онтогенезе, от простых к сложным, от конкретных к более абстрактным, от продуктивных форм к непродуктивным, от ситуативной речи к контекстной, от усвоения семантических отношений к усвоению формальных признаков речевых (языковых) единиц.
Большое место в логопедической работе занимает коррекция и воспитание личности в целом, учитываются особенности формирования личности у детей с различными формами речевых расстройств, а также возрастные особенности.
Особое значение имеет учет личностных особенностей при коррекции расстройства речевой деятельности, связанных с нарушением головного мозга (алалия, афазия, заикание, дизартрия). В этом случае в симптоматике нарушения отмечаются выраженные особенности формирования личности, которые носят как первичный характер, обусловленный органическим поражением мозга, так и характер вторичных наслоений.
     Так, 
у заикающихся детей 
Воздействие на ребенка с речевым нарушением связывается с нормализацией социальных контактов с окружающими людьми[6].
Коррекция нарушений речи проводится с учетом ведущей деятельности. У детей дошкольного возраста она осуществляется в процессе игровой деятельности, которая становится средством развития аналитико-синтетической деятельности, моторики, сенсорной сферы, обогащения словаря, усвоения языковых закономерностей, формирования личности ребенка.
     В 
школьном возрасте ведущей деятельности 
является учебная, которая становится 
основой коррекционно-
В процессе преодоления алалии, афазии большое значение имеет создание новых функциональных систем на базе сохранных звеньев.
     При 
формировании высших психических функций 
(в том числе и речи) в процессе 
онтогенеза принимают участие различные 
афферентации и анализаторы. В начале 
своего становления функция 
В логопедической работе при нарушении слуховой дифференциации осуществляется опора на сохранные звенья.
     Например, 
восстановление звукоразличения при 
сенсорной афазии осуществляется как 
бы в обход пораженного 
С учетом ведущей деятельности ребенка в процессе логопедической работы моделируются различные ситуации речевого общения. Для закрепления правильных речевых навыков в условиях естественного речевого общения необходима тесная связь в работе логопеда, учителя, воспитателя, семьи. Логопед информирует педагогов, родителей о характере речевого нарушения у ребенка, о задачах, методах и приемах работы на данном этапе коррекции, добивается закрепления правильных речевых навыков не только в логопедическом кабинете, но и на уроках, во внеклассное время под контролем педагогов и родителей.
     При 
устранении речевых нарушений ведущим 
является логопедическое воздействие, 
основными формами которого являются 
воспитание, обучение, коррекция, компенсация, 
адаптация, реабилитация[4]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Логопедия использует разнообразные методы - способы воспитания и обучения детей с речевой патологией. Методы логопедии как педагогической науки в основном совпадают с теми, которые применяет общая дошкольная педагогика. Но в процессе коррекционно-воспитательной работы изменяются и сами методы, и их сочетания.
По форме воздействия на ребенка можно выделить следующие методы: словесные, наглядные и практические.
Словесные методы представляют собой инструкцию, рассказ, беседу, сообщение, описание и т. п.
Наглядные методы - наблюдение и обследование предметов и "явлений окружающего мира при помощи анализаторов.
Практические методы представляют собой разные способы организации детской деятельности [2].
     Организация 
логопедического воздействия 
     В 
ходе решения этих задач у детей 
с патологией речи происходит обобщение 
ранее накопленного жизненного опыта, 
развитие познавательных способностей, 
активизация умственной деятельности, 
формирование и развитие личности в 
целом. В данном процессе различают 
внешнюю и внутреннюю стороны. Изложение 
материала логопедом или 
Логопедическое воздействие реализуется на логопедических занятиях (уроках). Основными задачами логопедических занятий, как они сформулированы Т. Б. Филичевой и Г. В. Чиркиной, являются[8]:
     1. 
Развитие понимания речи; воспитание 
умения наблюдать и 
     2. 
Формирование правильного 
Информация о работе Принципы и методы логопедического воздействия