Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2010 в 19:55, реферат
Под принципами логопедического воздействия подразумеваются такие исходные положения, которые помогают проводить комплексную диагностику, логопедические исследования и воздействовать на дефекты речевого развития с целью их коррекции.
В основные принципы логопедической деятельности входят различные теоретические положения, которые помогают руководствоваться специалисту-логопеду на практике[7].
Логопедия использует разнообразные методы — способы воспитания и обучения детей с речевой патологией.
Правильно разработанные теоретические принципы и грамотно выбранные методы логопедического воздействия способны помочь как в диагностике, так и в коррекции различных речевых нарушений. Этот вопрос остается актуальным до сих пор, как в нашей стране, так и за рубежом.
Введение…………………………………………………………….……3
1.Принципы логопедического воздействия…………………….…5
2.Методы логопедического воздействия………………………….16
Заключение…………………………………………………………..…..22
Список литературы……………………………………………..……….28
При нарушениях чтения (дислексии) также может наблюдаться внешне сходная симптоматика, обусловленная различными механизмами. Искажения структуры слова могут наблюдаться в одних случаях вследствие несформированности звукового анализа и синтеза, в других — из-за недоразвития морфологического анализа и синтеза (искажения префиксов, суффиксов, окончаний).
Целью логопедической работы в этих случаях будет не просто стимулирование и активизация речевого процесса, а формирование нормальных речевых механизмов[4].
Принцип
системного подхода предполагает необходимость
учета в логопедической работе структуры
дефекта, определения ведущего нарушения,
соотношения первичных и
Сложность структурно-функциональной организации речевой системы обусловливает расстройство речевой деятельности в целом при нарушении даже отдельных ее звеньев. Это и определяет значимость воздействия на все компоненты речи при устранении речевых расстройств.
При
дизартрии ведущим нарушением является
расстройство фонетической стороны
речи из-за параличей и парезов
мышц речевого аппарата. Но при дизартрии
отмечается нарушение не только фонетической
стороны, но и лексического запаса,
а также грамматического строя
речи. Поэтому при дизартрии
Многие
речевые нарушения проявляются
в структуре различных
Например,
алалия возникает в результате избирательного
органического поражения
Заикание
представляет также сложный симптомокомплекс
дизонтогенеза, при котором наблюдаются
как моторные симптомы, так и психические.
Это и определяет комплексный
подход к устранению заикания, включающий
лечебно-оздоровительную
Комплексное
медико-психолого-
Система логопедической работы по устранению различных форм нарушений речи носит дифференцированный характер с учетом множества определяющих его факторов. Дифференцированный подход осуществляется на основе учета этиологии, механизмов, симптоматики нарушения, структуры речевого дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. В процессе коррекции нарушения речи учитываются общие и специфические закономерности развития аномальных детей.
Логопедическая
работа по коррекции нарушений речи
у различных категорий
Логопедическое воздействие представляет собой целенаправленный, сложно организованный процесс, в котором выделяются различные этапы. Каждый из них характеризуется своими целями, задачами, методами и приемами коррекции. Последовательно формируются предпосылки для перехода от одного этапа к другому. Например, работа по устранению дислалии включает следующие этапы: постановка, автоматизация, дифференциация звуков.
Логопед специфическими методами и приемами добивается правильного произнесения ребенком звука, автоматизации его. Основной задачей является закрепление навыка правильного произношения в процессе речевого общения. Дифференциация звуков необходима в тех случаях, когда звуки заменяются или смешиваются.
Логопедическое воздействие строится на основе онтогенетического принципа, с учетом закономерностей и последовательности формирования различных форм и функций речи.
Так, в тех случаях, когда у ребенка наблюдается большое количество нарушенных звуков, например, свистящие, шипящие, р, последовательность в работе определяется последовательностью их появления в онтогенезе (свистящие, шипящие, р). В процессе формирования синтаксиса устной речи при алалии учитывается последовательность появления различных типов предложений в онтогенезе.
Формирование правильных речевых навыков, форм и функций речи осуществляется и в онтогенезе, от простых к сложным, от конкретных к более абстрактным, от продуктивных форм к непродуктивным, от ситуативной речи к контекстной, от усвоения семантических отношений к усвоению формальных признаков речевых (языковых) единиц.
Большое место в логопедической работе занимает коррекция и воспитание личности в целом, учитываются особенности формирования личности у детей с различными формами речевых расстройств, а также возрастные особенности.
Особое значение имеет учет личностных особенностей при коррекции расстройства речевой деятельности, связанных с нарушением головного мозга (алалия, афазия, заикание, дизартрия). В этом случае в симптоматике нарушения отмечаются выраженные особенности формирования личности, которые носят как первичный характер, обусловленный органическим поражением мозга, так и характер вторичных наслоений.
Так,
у заикающихся детей
Воздействие на ребенка с речевым нарушением связывается с нормализацией социальных контактов с окружающими людьми[6].
Коррекция нарушений речи проводится с учетом ведущей деятельности. У детей дошкольного возраста она осуществляется в процессе игровой деятельности, которая становится средством развития аналитико-синтетической деятельности, моторики, сенсорной сферы, обогащения словаря, усвоения языковых закономерностей, формирования личности ребенка.
В
школьном возрасте ведущей деятельности
является учебная, которая становится
основой коррекционно-
В процессе преодоления алалии, афазии большое значение имеет создание новых функциональных систем на базе сохранных звеньев.
При
формировании высших психических функций
(в том числе и речи) в процессе
онтогенеза принимают участие различные
афферентации и анализаторы. В начале
своего становления функция
В логопедической работе при нарушении слуховой дифференциации осуществляется опора на сохранные звенья.
Например,
восстановление звукоразличения при
сенсорной афазии осуществляется как
бы в обход пораженного
С учетом ведущей деятельности ребенка в процессе логопедической работы моделируются различные ситуации речевого общения. Для закрепления правильных речевых навыков в условиях естественного речевого общения необходима тесная связь в работе логопеда, учителя, воспитателя, семьи. Логопед информирует педагогов, родителей о характере речевого нарушения у ребенка, о задачах, методах и приемах работы на данном этапе коррекции, добивается закрепления правильных речевых навыков не только в логопедическом кабинете, но и на уроках, во внеклассное время под контролем педагогов и родителей.
При
устранении речевых нарушений ведущим
является логопедическое воздействие,
основными формами которого являются
воспитание, обучение, коррекция, компенсация,
адаптация, реабилитация[4].
Логопедия использует разнообразные методы - способы воспитания и обучения детей с речевой патологией. Методы логопедии как педагогической науки в основном совпадают с теми, которые применяет общая дошкольная педагогика. Но в процессе коррекционно-воспитательной работы изменяются и сами методы, и их сочетания.
По форме воздействия на ребенка можно выделить следующие методы: словесные, наглядные и практические.
Словесные методы представляют собой инструкцию, рассказ, беседу, сообщение, описание и т. п.
Наглядные методы - наблюдение и обследование предметов и "явлений окружающего мира при помощи анализаторов.
Практические методы представляют собой разные способы организации детской деятельности [2].
Организация
логопедического воздействия
В
ходе решения этих задач у детей
с патологией речи происходит обобщение
ранее накопленного жизненного опыта,
развитие познавательных способностей,
активизация умственной деятельности,
формирование и развитие личности в
целом. В данном процессе различают
внешнюю и внутреннюю стороны. Изложение
материала логопедом или
Логопедическое воздействие реализуется на логопедических занятиях (уроках). Основными задачами логопедических занятий, как они сформулированы Т. Б. Филичевой и Г. В. Чиркиной, являются[8]:
1.
Развитие понимания речи; воспитание
умения наблюдать и
2.
Формирование правильного
Информация о работе Принципы и методы логопедического воздействия