Принципы и методы логопедического воздействия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2010 в 19:55, реферат

Описание

Под принципами логопедического воздействия подразумеваются такие исходные положения, которые помогают проводить комплексную диагностику, логопедические исследования и воздействовать на дефекты речевого развития с целью их коррекции.

В основные принципы логопедической деятельности входят различные теоретические положения, которые помогают руководствоваться специалисту-логопеду на практике[7].

Логопедия использует разнообразные методы — способы воспитания и обучения детей с речевой патологией.

Правильно разработанные теоретические принципы и грамотно выбранные методы логопедического воздействия способны помочь как в диагностике, так и в коррекции различных речевых нарушений. Этот вопрос остается актуальным до сих пор, как в нашей стране, так и за рубежом.

Содержание

Введение…………………………………………………………….……3

1.Принципы логопедического воздействия…………………….…5
2.Методы логопедического воздействия………………………….16
Заключение…………………………………………………………..…..22

Список литературы……………………………………………..……….28

Работа состоит из  1 файл

принципы и методы логовоздействия Абаниной И.В..docx

— 89.46 Кб (Скачать документ)

     Авторитетность  в глазах ребенка достигается  общей манерой поведения, четкостью  своих заданий и требований, в  отношении родителей и воспитателей логопед также должен быть ровным и терпеливым, вести квалифицированно, но доступно разъяснение своих требований и своих заданий.

     Логопед должен уметь тонко наблюдать  для того, чтобы хорошо знать тех, с кем он работает, тем более  что в процессе работы их речевой  уровень все время изменяется, а в связи с этим изменением соответственно меняются и трудности  и задачи логопедической работы. (Так, в работе с моторным алаликом на первом этапе наиболее трудно преодолеть его речевой негативизм, на втором и третьем этапах нарастают трудности в области словаря и грамматического строя и появляется опасность возникновения заикания.)

     Логопед должен хорошо знать основные речевые  нарушения и их течение, должен быть знаком с современным пониманием их механизмов, должен знать методику начального обучения грамоте и математике, так как именно ему приходится начинать обучение детей с тяжелыми речевыми нарушениями (дизартрия, алалия, ринолалия и др.).

     Начальное обучение при многих речевых нарушениях имеет специфические трудности, кроме того, оно очень часто  является вспомогательным средством  исправления дефектной речи.

     Недостаточность единых программ, пособий требует  творческого отношения логопеда к своей работе и тщательной предварительной  подготовки к каждому занятию.

     Логопедические  занятия проводятся со специально подобранными группами или индивидуально.

     Организация небольших (от 3-4 до 5-6 человек) подобранных  групп (по характеру и тяжести  нарушения, по возрасту, по интеллекту) дает больше возможностей для проведения различных игр и упражнений, для  воспитательного и психотерапевтического  воздействия как на наиболее робких и застенчивых, так и на расторможенных и негативных.

     Для успешного ведения работы в группе (дошкольников, школьников разных классов) должна быть дисциплина, что лучше  всего обеспечивается четким продуманным  планом работы всей группы и индивидуальных требований для всех, входящих в  группу.

     Групповая работа не исключает и необходимости  индивидуальной работы, которая ведется  или временно (как подготовка наиболее "тяжелых" детей к работе в  группе), или параллельно (в дополнение к работе в группе отдельных детей), или целиком (если у логопеда нет  соответствующей группы).

     Речь  логопеда должна быть образцом для  подражания во всех отношениях: по своему темпу, дикции, благозвучности, правильности выражений и произношения. Таким  образом, логопед не может быть ни заикающимся, ни косноязычным, он должен уметь говорить свободно и выразительно.

     Работа  логопеда должна быть хорошо оснащена различными пособиями. В качестве пособий  в логопедической работе служат игрушки, картинки (предметные, сюжетные, серии  последовательных картинок), настольные игры (типа лото, домино "Кто быстрее"), книги (буквари, книги для чтения, художественная литература, учебники), таблицы по русскому языку. Все указанные пособия логопед использует в зависимости от той непосредственной задачи, которую он ставит перед собой в связи с характером нарушения, этапом работы, интеллектом и общим развитием занимающегося. В связи с этим игрушки, картинки, тексты должны быть специально подобраны и сгруппированы[3].

     В заключении, хотелось бы заметить, что  сложность освещения основных принципов и методов логопедического воздействия заключается в том, что в логопедической помощи нуждаются люди самых разных возрастов (дошкольники, школьники, взрослые); нарушения речи очень многообразны, столь же разнообразны причины их возникновения, их роль и значение для полноценности коммуникативной функции речи человека, для его общего развития и обучения, формирования характера и для его участия в трудовой и общественной жизни.

     Список  литературы

1.  Беккер К. П., Совак М. Логопедия. — М., 1981.

2. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: Учеб. для студ. высш. учеб, заведений. - М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 272 с.

3.  Грибова О. Е. Технология организации логопедического обследования:

Методическое  пособие.— М.: Айрис-пресс, 2005.— 96 с.

4. Логопедия. Учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических высших учебных заведений / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской . – 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ВЛАДОС, 2003.

5. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений / М.Ф.Фомичева, Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутепова и др.; Под ред. Т. В. Воло-совец. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 200 с.

6. Правдина О. В.  Логопедия. Учеб. пособие для студентов дефектолог. фак-тов пед. ин-тов. Изд. 2-е, доп. и перераб. – М., «Просвещение», 1973. – 272 с с ил.

7.  Хватцев М. Е. Логопедия. — М., 1959.

8. Хрестоматия по логопедии / Под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова — М., 1997. — Ч. I, II. 
 
 

Приложение 1  «Основные формы логопедического воздействия»

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение 2

Методы  логопедического  воздействия

  

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Принципы и методы логопедического воздействия