Приобщение к народным традициям детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 20:55, курсовая работа

Описание

Цель - теоретически обосновать и раскрыть содержание приобретения детей дошкольного возраста к народным традициям.
Объект исследования – учебно-воспитательный процесс ДОУ направленный на приобщение детей к народным традициям.
Предмет исследования - традиции и обычаи своего народа, как средство приобщения ребенка к народной педагогике.
Гипотеза – приобщение детей дошкольного возраста к народным традициям в условиях ДОУ возможно будет более эффективным, если будет разработана программа «Традиции и обычаи башкирского народа».

Содержание

Введение…………………………………………………………………3
Глава 1. Анализ литературы по проблеме народной педагогики……6
Глава 2. Глава 2. Башкирская народная педагогика, традиции и обычаи башкирского народа………………………………………………….23
Глава 3. Глава 3. Методы диагностики и исследований башкирской культуры………………………………………………………………………..22
Заключение…………………………………………………………….27
Библиографический список…………………………………………..28

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.doc

— 133.50 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное Образовательное Учреждение

Высшего Профессионального Образования

«Челябинский  Государственный Педагогический Университет»

(ГОУ  ВПО «ЧГПУ») 
 
 
 
 

Факультет дошкольного образования

Кафедра педагогики и психологии детства 
 

Приобщение  к народным традициям детей дошкольного  возраста

Курсовая  работа  
 
 

                                                                        
 
 
 
 

                                        

    Челябинск 2010

       Содержание:

         Введение…………………………………………………………………3

       Глава 1. Анализ литературы по проблеме народной педагогики……6

       Глава 2. Глава 2. Башкирская народная педагогика, традиции и обычаи башкирского народа………………………………………………….23

       Глава 3. Глава 3. Методы диагностики и исследований башкирской культуры………………………………………………………………………..22

       Заключение…………………………………………………………….27

       Библиографический список…………………………………………..28

                                                                                                                                                               
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

            Роль народных систем воспитания относится к актуальнейшим вопросам педагогики. Ребенок, становясь взрослым, своеобразно становится отражением своей страны. Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания. Сохранение и развитие традиций каждого народа актуально для нашей многонациональной страны. Приобщение к народным традициям обеспечивает духовное и нравственное развитие личности. Вовлечение новых поколений к национальной культуре становится актуальным вопросом современности, так как каждый народ хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности. Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания.

          В конвенции о правах ребенка указано: «признавая должным образом важность традиций и культурных ценностей каждого народа для защиты и гармоничного развития ребенка». В конвенции модернизации российского образования на период 2010 года отмечается, что «образовательная политика России учитывает значительное расширение масштабов межкультурного взаимодействия, в связи, с чем особую важность приобретают факторы коммуникабельности и толерантности. А также учитывается потенциал образования, который должен быть в полной мере использован для преодоления этнонациональной напряженности и социальных конфликтов на началах приоритета прав личности. Многонациональной российской школе предстоит проявить свою значимость в деле, сохраняя и развития русского и родного языков, формирования российского самопознания и самоидентичности.

       В фундаментальных работах отечественных  ученых по этнопедагогике отражено народное воспитание. В них отражена проблема использования традиций в воспитании детей. Это такие ученые как В.Ф.Афанасьев, Г.Н.Волков, А.Ш.Грачева, А.З.Измайлова, Г.Б.Корнетова, В.С Мухина, Я.И.Ханбиков и другие. Они освещают педагогические взгляды народов, дают детальный анализ фольклора, обычаев, традиций, накладывающих отпечаток на формирование личности ребенка.

       Проблема  использования традиций в воспитании детей нашла отражение в трудах выдающихся педагогов прошлого. Об этом писали Я.А.Коменский, И.Г.Писталоцци, К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой.

       Изучение  народной педагогики и детского фольклора  в качестве самостоятельной задачи этнографии и фольклористики выдвинули  Г.С.Виноградов и О.И.Капица.

       Наиболее  полно и всесторонне проблему народной педагогики исследовал Г.Н.Волков. Его труды сыграли большую роль в формировании концепции народной педагогики. Он выясняет педагогические возможности старых традиций и обычаев в современных условиях и определяет целесообразность новых обычаев, содействующих воспитанию человека. Исследователи народного искусства М.А.Некрасова, Н.П.Сакулина, Т.Л. Шпикалова, Е.А.Флерина и другие отмечают, что именно включение ребенка дошкольного возраста в различные виды деятельности, основанные на материале народного творчества, являются одним из главных условий полноценного нравственно- эстетического воспитания ребенка и развития его художественно – творческих способностей. Говоря о народном искусстве, Н.П.Сакулина писала: «Народное декоративное искусство отвечает интересам детей дошкольного возраста, дает богатую пищу их художественному восприятию, содействует развитию их эстетических переживаний и первых эстетических суждений.

       Цель - теоретически обосновать и раскрыть содержание приобретения детей дошкольного возраста к народным традициям.

       Объект  исследования – учебно-воспитательный процесс ДОУ направленный на приобщение детей к народным традициям.

       Предмет исследования - традиции и обычаи своего народа, как средство приобщения ребенка к народной педагогике.

       Гипотеза – приобщение детей дошкольного возраста к народным традициям в условиях ДОУ возможно будет более эффективным, если будет разработана программа «Традиции и обычаи башкирского народа».

    Задачи:

    1. Осмысление задачи народной педагогики.
    2. Раскрытие положения гипотезы.
    3. Подобрать диагностический инструментарий к экспериментальной работе.

       Таким образом, приобщение детей к народной культуре является средством формирования их патриотических чувств и духовности. Люди тысячелетиями воспитывали детей. За это время формировались у каждого народа своеобразные обычаи и добрые традиции.

              Новое в воспитании! Это хорошо. Это нужно. Но что оно без старого это новое? 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

            
 

           

            Глава I. Анализ литературы по проблеме народной педагогики.

            Логика нашего исследования предполагает обратиться к термину. Рассмотрим данное понятие в словарях, так философский энциклопедический словарь Е.Ф.Губской, Г.В.Кораблевой и В.А.Лутченко определяет, что традиция - это передача духовных ценностей от поколения к поколению; на традиции основана культурная жизнь. В толковом словаре Е.В.Скорлуповской и Г.П.Снетова, традиция – это исторически сложившаяся и передаваемая из поколения в поколение практика в какой – либо области общественной жизни; установившиеся обычаи, нормы поведения, взгляды, вкусы и т. п.

       Анализ  словарей позволил нам определиться с понятием традиция. За основу мы берем  понятие Г.М.Коджаспировой, А.Ю.Коджаспирова. Традиция – это исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение знания, формы деятельности и поведения, а также сопутствующие им обычаи, правила, ценности, представления.

       Народная  педагогика – совокупность знаний и навыков воспитания, передающаяся в этнокультурных традициях, народном поэтическом и художественном творчестве, устойчивых формах общения и взаимодействия детей друг с другом и с взрослыми.

       В России интерес к этнической проблематике в определенной мере стимулировался знакомством с экзотическими культурами. В процессе колонизации Севера, Сибири и Дальнего Востока, начавшиеся в XVI в., русские путешественники столкнулись с большим числом древних народов и культур, не укладывавшихся в рамки привычных представлений. Одной из первых работ, созданных в соответствии с принципами этнографического описания, считается труд Г.И.Новицкого «Краткое описание о народе остяцком», одном из коренных малочисленных народов Севера, принадлежащем к семье финноугорских народов, - хантах.

       Ретроспективный анализ историко-педагогических идей по вопросу этнокультурного образования показывает, что интерес к вопросам национального воспитания имеет продолжительную историю, с того самого момента, когда чешский ученый и философ – гуманист XVII в. Ян Амос Коменский первым в истории обосновал принцип, согласно которому объективно существующее природное равенство людей и одинаковая потребность каждого индивида в умственном и нравственном развитии есть залог успехов всего человечества, уделил большое внимание педагогике взаимодействия культур.

       В главном своем труде «Великая дидактика» Я.А. Коменский особо  настаивал на серьезном, глубоком изучении родного языка, видя в нем прочный фундамент, на котором основывался универсальный метод обучения у всех народов. Новый язык он предлагал изучить именно на основе и при помощи родного, Я.А. Коменский считал, что национальные  и общечеловеческие начала  должны органически  сочетаться в обучении и воспитании. Родное слово, по Я.А. Коменскому, было началом всех начал. Именно в школе родного языка он видел один из путей подъема национального самосознания народа и развития национальной культуры. При обосновании принципа «природосообразности» он также опирался на народный опыт. Содержание образования пансофической  школы, по Я.А. Коменскому, состоит в  следующем: рассказы на моральные  темы, могущие быть заимствованными из устного народного творчества; проведению состязаний по отгадыванию загадок; изучению обычаев народа, его прошлого пути развития.

       Я.А. Коменский много сил и ума положил для объединения народов Европы вокруг идей гуманизма и демократии. Его патриотическая преданность своему народу побудила к внимательному изучению народных традиций воспитания и к их творческому использованию в создании научной теории педагогики. Он всесторонне изучал жизнь народа, писал его историю, исследовал географию, составил карту Родины.

       Во  второй половине XVIII в. лейтмотивом трудов русских просветителей, таких как М.В.Ломоносов, Н.М.Карамзин, была тема национального достоинства, национальной гордости. Они занимались проблемой воспитания в духе народности.

       М.В. Ломоносов сыграл важную роль в становлении  принципа народности, который подчеркивал важность установления приобщения детей к родным местам, традициям своего народа. Им проводились первые краевые исследования с участием местного населения, в том числе и детей. М.В. Ломоносов выступал за образование детей на родном языке, с учетом особенностей национальной культуры, науки и просвещения.

       В работах Н.И. Новикова, В.Г. Белинского, А.И. Герцена отмечалась огромная роль «родиноведения», «отечествоведения» в воспитании и образовании подрастающего поколения. Ими отмечалось разностороннее влияние на родную культуру, сочетающей в себя обучающие, воспитывающие и развивающие возможности. В.Г. Белинский подчеркивал необходимость единства общечеловеческого и  национального народного элемента. Так, он писал: «народность обыкновенно выпускается из плана воспитания. Давайте детям больше и больше созерцания общего, человеческого, мирового, но преимущественно старайтесь знакомить их с этим через родные и национальные явления». Прогрессивные деятели конца XVIII и начала XIX вв. подчеркивали необходимость критического использования ценнейших достижений других народов мира. Так, В.Г. Белинский писал: «Народы начинают осознавать, что они члены великого семейства человечества, и начинают братски делиться друг с другом духовными сокровищами своей национальности».

       Социально–нравственное воспитание, по мнению Н.Г Чернышевского, Н.А.Добролюбова, предполагает активное использование примера взрослых, ознакомление с биографией великих людей, чтение детских книг и журналов, проведение бесед с детьми о лучших людях родины, о родной природе.  

       В XIX в. появился термин «этнос». С особой остротой стояла проблема достижения национальной самобытности, создания национальной культуры, развития литературы и искусства. 

       Проблема  воспитания в духе народности, которая  волновала умы прогрессивных  деятелей мировой культуры, науки  и педагогики, таких как М.В.Ломоносов, Л.Н.Толстой, К.Э.Циолковский, Н.И.Лобачевский, Д.И.Менделеев, В.И.Вернандский, Н.И.Пирогов, А.Н.Радищев, В.Г.Белинский, А.Н.Добролюбов, К.Д.Ушинский, Я.А.Коменский, И.Г.Песталоцци. Прогрессивные мыслители прошлого, отразившие передовые педагогические идеи своего времени, широко опирались на народный опыт воспитания, на весь комплекс народной мудрости. В их наследии содержатся не просто общие мысли, идеи, предложения, но и в значительной мере развитые научно и практически обоснованные педагогические концепции.

Информация о работе Приобщение к народным традициям детей дошкольного возраста