Приобщение к народным традициям детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 20:55, курсовая работа

Описание

Цель - теоретически обосновать и раскрыть содержание приобретения детей дошкольного возраста к народным традициям.
Объект исследования – учебно-воспитательный процесс ДОУ направленный на приобщение детей к народным традициям.
Предмет исследования - традиции и обычаи своего народа, как средство приобщения ребенка к народной педагогике.
Гипотеза – приобщение детей дошкольного возраста к народным традициям в условиях ДОУ возможно будет более эффективным, если будет разработана программа «Традиции и обычаи башкирского народа».

Содержание

Введение…………………………………………………………………3
Глава 1. Анализ литературы по проблеме народной педагогики……6
Глава 2. Глава 2. Башкирская народная педагогика, традиции и обычаи башкирского народа………………………………………………….23
Глава 3. Глава 3. Методы диагностики и исследований башкирской культуры………………………………………………………………………..22
Заключение…………………………………………………………….27
Библиографический список…………………………………………..28

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.doc

— 133.50 Кб (Скачать документ)
ustify">       Стимульный  материал: заранее предметно-развивающая  среда дополняется атрибутами для  подвижных народных игр, тряпичная кукла-младенец, предметы народной деревянной и глиняной посуды в угол для сюжетно-ролевой игры «Семья».

       В. Наблюдение в книжном уголке.

       Цель: выявить интерес к книгам с  текстами башкирских народных сказок, загадок, песенок, потешек и способы  проявления интереса к ним у детей.

       Стимульный  материал: заранее предметно-развивающая  среда дополняется книгами соответствующей  тематики: «Сборник башкирских народных сказок», «Сборник малых форм фольклора», «Сборник народных загадок» и т. п.

       Критерии  анализа особенностей развития интереса детей среднего дошкольного возраста к башкирской традиционной культуре.

       - Интерес детей к истории своего  народа, к некоторым составляющим  ее материальной и духовной  культуры.

       - Представления детей 4-7 лет о  традиционных предметах быта, народной башкирской одежде, знание народных игр и игрушек, сказок, колыбельных песен, потешек, пословиц.

       - Желание детей отражать представления  в разных видах деятельности: игровой, изобразительной, театрализованной.

       - Самостоятельность суждений.

       В целом диагностические задания способствуют выявлению особенностей отношения детей 4-5 лет к традициям башкирской культуры. 

       Экспериментальная ситуация «Узнай праздник».

       Цель: выявить особенности представлений  детей об основных обрядовых праздниках башкирского народа.

       Стимульный  материал: подборка иллюстраций с  изображением обрядовых праздников.

       Предъявление  задания:

       «Рассмотрим иллюстрации! На них изображены 4 самых  известных башкирских народных праздника.

       - Разложи картинки. Назови праздники.

       - Как ты узнал, что на этих картинках изображено празднование «Сабантуя»? Расскажи, что ты знаешь об этом празднике. Зачем его празднуют? Празднуется ли он в детском саду? Как? Празднуется ли он у тебя дома? Как?

       - Как ты узнал, что на других  картинках изображено? Расскажи, что ты знаешь об этом празднике. Зачем его празднуют.

       - Какой из праздников больше  нравится? почему?

       Критерии:

       - Ребенок называет названия праздников, может объяснить и рассуждать  по поводу этого праздника.

       -  Ребенок называет праздники, но объяснить не может.

       - Ребенок не знает названия  праздников, не имеет представления,  не может рассказать о празднике. 

       Экспериментальная ситуация «Посели детей в домики».

       Цель: изучить своеобразие представлений  о традиционных предметах быта и  народной одежды башкирских детей.

       Стимульный  материал: картинки с изображением башкирской юрты и современного дома, а так же отдельно выраженные фигурки мальчика и девочки в народной одежде и в современной одежде, а также предметы, пары предметов традиционного народного и современного быта, разные виды игрушек.

       Предъявление  задания:

       «Посели героев (мальчиков и девочек) в  их домики вместе с предметами, которые  им подходят. Объясни, почему ты именно так расположил предметы, назови их».

       Критерии:

       - Ребенок может поселить героев  в домик вместе с предметами, которые им подходят. И объясняет свой выбор.

       - Ребенок может поселить героев  домик, объясняет, но допустимы  небольшие ошибки в его выборе.

       - Ребенок путает расположение предметов. Не может объяснить.

       Выводы  к третьей главе

       Таким образом, этнокультурное образование дошкольников представляет одно из направлений образовательной работы ДОУ. Для приобщения детей к народной культуре необходимо создание определенных педагогических условий, разработка методики, обеспечивающей активное освоение детьми этнокультурного наследия, реализация принципа диалога культур взрослых и детей, тесное взаимодействие и сотрудничество. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

       Народная  педагогика представляет собой целостную  систему с ясными целями, с материалистической мировоззренческой основой, с взаимосвязанными и взаимодополняющими элементами. Она развивается и совершенствуется вместе с развитием и изменением условий жизнедеятельности народа. Она самоуправляема, ее самоконтроль и самокорректировка достигаются через педагогические отношения между людьми в общностях, где функционирует народная педагогика.

       Культуроосвоение  является одним из этапов социализации и предполагает активное приобщение детей к народной культуре. Люди накопили богатый опыт воспитания, который учит подрастающее поколение любви к отчему дому, к Отечеству, формирует культуру межнационального общения.

       Воспитательные  системы, оторванные от народной педагогики, нежизнеспособны. Использование фольклора во всех его проявлениях (сказки, песенки, пословицы и так далее), вмещает в себя все ценности народной культуры. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Библиографический список

  1. Ахияров, К.Ш. Башкирская народная педагогика и воспитание подрастающего поколения [Текст] / К.Ш. Ахияров. – Башк. пет-т. – Уфа, 1996. – 242с.
  2. Бабунова, Е.С. Познавательная игротека как форма приобщения детей предшкольного возраста к народной традиционной культуре [Текст] / Е.С. Бабунова // Начальная школа плюс До и После. - 2009. - №7.- С. 54-58
  3. Бабунова, Е.С. Этнокультурное образование дошкольников [Текст] /
  4. Бережнова, Л.Н. Этнопедагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.Н. Бережнова, И.Л. Набок, В.И. Щеглов.  – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 240 с.
  5. Васильцова, З.П. Мудрые заповеди народной педагогики [Текст] / З.П. Васильцова. – М.: Педагогика, 1988. – 160 с.
  6. Волков, Г.Н. Этнопедагогика: учеб. для студ. сред. и высш. учеб. заведений [Текст] / Г.Н. Волков. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 168 с.
  7. Губский, Е.Ф. Философский энциклопедический словарь [Текст] / Е.Ф. Губский.- М.: Инфра - м, 2007.
  8. Грекулова, О.Д. Педагогический энциклопедический словарь
  9. История дошкольной педагогики [Текст] / под ред. Л.Н. Литвина. – М.: Просвещение, 1989. – 352 с.
  10. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ в. [Текст] / Под. ред. А.И. Пискунова. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 512с.
  11. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь
  12. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика [Текст] / С.А. Козлова; Т.А.Куликова.- М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 416с.
  13. Литвин, Л.М. История дошкольной педагогики [Текст] / Л.Н. Литвин. – М.: Просвещение, 1989. – 352 с.
  14. Прохоров, А.М. Большой энциклопедический словарь [Текст] / А.М. Прохоров.- Санкт-Петербург: «Норинг», 2000.
  15. Скорлуповская, Е.В. Толковый словарь [Текст] / Е.В. Скорлуповская. – М.: «Новая волна» 2003.

Информация о работе Приобщение к народным традициям детей дошкольного возраста