Приобщение к народным традициям детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 20:55, курсовая работа

Описание

Цель - теоретически обосновать и раскрыть содержание приобретения детей дошкольного возраста к народным традициям.
Объект исследования – учебно-воспитательный процесс ДОУ направленный на приобщение детей к народным традициям.
Предмет исследования - традиции и обычаи своего народа, как средство приобщения ребенка к народной педагогике.
Гипотеза – приобщение детей дошкольного возраста к народным традициям в условиях ДОУ возможно будет более эффективным, если будет разработана программа «Традиции и обычаи башкирского народа».

Содержание

Введение…………………………………………………………………3
Глава 1. Анализ литературы по проблеме народной педагогики……6
Глава 2. Глава 2. Башкирская народная педагогика, традиции и обычаи башкирского народа………………………………………………….23
Глава 3. Глава 3. Методы диагностики и исследований башкирской культуры………………………………………………………………………..22
Заключение…………………………………………………………….27
Библиографический список…………………………………………..28

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.doc

— 133.50 Кб (Скачать документ)

       К.Д. Ушинский, Е.И. Водовозова, А.С. Симонович, П.Ф. Лесгафт также считали идею народности основой воспитания, развития, обучения детей.

       Великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский перекинул мост от Я.А.Коменского к новейшим педагогическим исканиям второй половины XIX в. Главную цель воспитания видел в духовном развитии человека, а достигнуть ее невозможно без опоры на культурно – исторические традиции народа, на особенности его национального характера. Его работы «Родное слово», «О необходимости сделать русские школы русскими», «Общий взгляд на возникновение наших народных школ», «О народности в общественном воспитании» как раз и посвящены рассмотрению этой проблемы. К.Д.Ушинский был вдохновителем педагогов тех народов, которые добивались своей, национальной школы. Это делало великого русского педагога народным просветителем всероссийского и мирового масштаба. Боясь за русскую национальную систему воспитания, он не провозглашал ее исключительной для России, а предполагал творческую переработку и применение ее к просвещению других народов. Исходя из общей теории Ушинского, все педагоги могли создавать свои национальные – украинскую, чукотскую, грузинскую, башкирскую, татарскую, якутскую, чувашскую и т.п. – системы просвещения. Он понимал важность духовного сотрудничества народов в составе единого государства. Прекрасно зная обычаи, обряды, традиции родного народа, Ушинский глубоко проникал в его духовную жизнь. Великий педагог обращает внимание на симпатичные ему черты национальных характеров. Детально анализирует этнографические труды. Ушинский особо выписывал из этнографических работ национальные характеристики народностей, в его критических статьях нашлось место и большим, и малым народам. Он до сих пор продолжает оставаться вдохновляющим примером в воспитании у молодежи общероссийского патриотизма, высокой культуры межнациональных отношений, гуманности в отношениях между людьми независимо от их национальности. К.Д. Ушинский писал: «Воспитание, если оно не хочет быть бессмысленным, должно быть народным.… Только народное воспитание является живым органом в историческом процессе народного организма». Он считал, что у каждого народа есть «своя собственная национальная система воспитания, своя особая цель и свои особые средства к достижению этой цели».

       По  мнению Льва Николаевича Толстого самым важным в образовании является соблюдение условий свободы воспитания и обучения на основе религиозно – нравственного учения. Он высоко ценил народную педагогику, защищал в своих педагогических статьях принцип народности в воспитании детей, подчеркивал важность здорового семейного уклада.

       Значение  и роль идей и опыта народного  воспитания в развитии педагогической мысли отмечали советские ученые Ш.И.Ганелин, Е.Н.Медынский, И.А.Константинов, П.П.Блонский, С.Т.Шацкий, М.Ф.Шабаев, И.Т.Огородников, Г.С.Виноградов, Г.Н.Волков, А.Ш.Гашимов, В.Ф.Афанасьев, А.Э.Измайлов, Н.С.Сафаров, К.Пирлев, Я.И.Ханбиков, Ш.А.Мирзоев, З.Г.Нигматов и др. Традиции народной педагогики были творчески использованы Н.К.Крупской, А.В.Луночарским, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинским. Они различают в идеях и опыте народной педагогики наряду с прогрессивными негативные, реактивные черты и традиции, объясняя историческую обусловленность тех и других. Различают обычаи, традиции, народные праздники и приметы, фольклор, быт, элементы архитектуры и интерьера жилищ. Естественно, что все это накладывает свой отпечаток на социализацию детей, подростков, юношей в каждом регионе.

       Народная  педагогика, опирающаяся на житейскую  мудрость, на «обыкновенный здравый  смысл», в творчестве Антона Семеновича Макаренко представлена чрезвычайно широко. Для Макаренко родной язык – проблема не только и не столько дидактическая, сколько политическая, общекультурная, морально – этическая, педагогическая, эстетическая. Он утверждает величайшее значение народной педагогики в новых условиях. Он призывает внимательно изучать не только коллективный педагогический опыт народа, но и чутко прислушиваться к голосу талантливых педагогов из среды трудового народа, т.е. для него закономерно и современное функционирование народной педагогики. При этом никакая наука не в состоянии связаться с педагогическим гением народа. Не отказываться от старого в разумной и полезной его части – такова установка Макаренко. Не разрушение традиций, а их переосмысление и наполнение новым содержанием – вот что необходимо, по его мнению, педагогам – гуманистам. Большое внимание как фактору воспитания Макаренко уделял народным играм и танцам.

       Василий Александрович Сухомлинский был  одним из образованнейших педагогов  своего времени. Он  решительным  образом требует самого бережливого отношения к духовным сокровищам народа, решающими из которых он считает традиции воспитания подрастающих поколений. В последних книгах Сухомлинского проходит мысль о необходимости возрождения прогрессивных педагогических традиций народа, о широком внедрении их в семью и школу.

       Крупнейший  русский философ  конца XIX в. В.А.Соловьев, был убежден, что любовь и добро являются корнем проявления духовности, развития человечества. В одной этой фразе соединены различные, но неразделимые определения культуры как культа предков и духовности как главного, без чего культура народа попросту гибнет. 

       Попытку своеобразного итога решения  смысла жизненных проблем личности представлена в работах князя  Н. Трубецкого. Решение вопроса о  смысле жизни, о цели человеческого существования Е. Н. Трубецкому видится в рамках культурного духовного синтеза, в котором этнокультурный опыт воспитания выступает как главный носитель взаимосвязи прошлого и будущего через настоящее.

       На  рубеже XIX-XX вв. в России обострился интерес к национальной русской школе.

       Преподавание  во всех школах, отмечал П.И. Ковалевский  должно непременно вестись на русском  языке. При этом П.И. Ковалевский  говорил, о том, что не следует  оскорблять детей других наций, входящих в состав России. Нужно относиться к ним дружески и любовно, как к братьям. Однако, концепция П. И. Ковалевского смешивала этнокультурные и социальные подходы. Так, тезис о том, что всем жителям России нерусского происхождения необходимо превратиться с помощью школьного воспитания в русских опровергается другой установкой, нацеленной на воспитание детей в соответствии истории, характеру и особенностям данной народности.

       Целостная концепция приоритетности общечеловеческого над национально особенным в содержании воспитательного идеала была разработана П. Ф. Каптеревым. Он исходил из идеи единой человеческой природы: «… общечеловеческое и народное неразрывно соединены, живут и действуют в каждом народе». 

       Современные идеи приобщения детей к народным традициям активно разрабатываются современными исследователями, что находит свое отражение во многих исследованиях. Проблема развития этнокультурного воспитания привлекает внимание все большее число специалистов.

       Г.Ф. Гильмутдиновой в статье «Этнокультурное воспитание детей дошкольного возраста» рассматривает отношение к татарской культуре. В основу работы были положены концепция национального образования Республики Татарстан, которая была ориентирована на  развитие родного языка, национальной культуры. Г.Ф. Гильмутдинова выделила вопросы, на основе которого была определена проблема исследования. Также выделила этапы состояния проблемы, где внедрялись программы, направленные на этнокультурное развитие дошкольников. Основой для воспитания стали: народные традиции, символика, национальные промыслы и др. Целью являлось приобщение к национальной культуре.

       С точки зрения Л.В. Любимовой, значение народной культуры в личном развитии дошкольника обусловлено ее специфическими особенностями, имеющих место во всех структурных компонентах. Традиционная культура рассматривается нами как совокупность материальных и духовных ценностей, создаваемых, передаваемых и творимых народом.

       Л.Н. Галкина попыталась дать научно-обоснованую  характеристику народного искусства  в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками. В своей статье «Устное народное творчество в воспитании дошкольников» она отмечает одну из важнейших задач в настоящее время, это нравственное возрождение, которое невозможно осуществить без культурно-исторического опыта народа, создаваемого многими поколениями, веками. Из этого следует, что использование устного народного творчества в педагогическом процессе рассматривается как одно из средств умственного, нравственного, патриотического и эстетического воспитания. Устное народное творчество включает в себя жанры: сказки, пословицы, потешки, частушки, колыбельные песни и т. д.

       Таким образом, через устное народное творчество ребенок овладевает родным языком, осваивает его красоту, приобщается к культуре своего народа, несет формы общественного сознания, общения, устанавливается преемственность между прошлым и современностью.

       Все больше внимания в настоящее время  уделяется проблемами развития родного  языка и культуры, вопросам сохранения  развития естественной этнокультурной среды.

       Э.Р. Садртдинова рассматривает этнокультурную компетентность как педагогическую проблему. Национальное образование является главным социальным институтом, призванным обеспечить не только сохранение, но и развитие национальных культур. Дошкольный возраст, как считает Э.Р. Садртдинова, является важным периодом в становлении личности, в появлении предпосылок гражданских качеств, основы мировосприятия и мировоззрения, интенсивном формировании самосознания. В системе дошкольного воспитания недостаточно уделяется внимания этнокультурному воспитанию, формирующему этническую идентичность. Выбор возраста детей в исследовании Э.Р. Сартдиновой, обусловлен, реальны расширением детских возможностей, характеризующихся существенными изменениями в мотивационном, когнитивном, эмоциональном, поведенческом аспектах, в общении  с окружающими, в развитии нравственной, умственной и физической сфер. Таким образом, этнокультурная компетентность детей дошкольного возраста является центральной проблемой современного образования.

       З.А. Булатова рассматривает проблему народных традиций в семейном воспитании. Она сочла целесообразной изучить отношение родителей к проблеме нравственного воспитания на традициях народной педагогики в домашних условиях. Семья, являясь ближайшим социальным окружением ребенка, была и остается в новых условиях носителем национальной культуры, традиций народной педагогики, общечеловеческих ценностей.

       Е.М. Карачурина подчеркивает, что наметившиеся тенденции роста национально-культурных, регионально-этнических ценностей в воспитании подрастающего поколения, в развитии этнокультурного самосознания требуют не формального, эпизодичного, а продуманного, системного подхода.

       Из  всего вышеизложенного следует, что приобщение к народным традициям  – это нравственное возрождение, которое осуществляется с помощью культурно – исторического опыта народа.

       Выводы по первой главе.

       Таким образом, выдающие педагоги прошлого, советские и современные ученые отмечают, что формы  народного  воспитания неразрывно связаны с  традициями, обычаями, обрядами, нормами общественного поведения. Эти нормы регламентируют отдельные поступки и поведение и поведение, проектируют и направляют развитие и формирование подрастающей личности, вырабатывая у нее определенный жизненный опыт и механизм поведения. Чем глубже человек знаком со своей родной культурой, тем легче ему будет понять культуру другого народа.

       Народная  педагогика пронизывает все стороны  жизни ребенка и требует постоянный контроль, постоянную корректировку. Контроль и корректировка достигаются приемами народной педагогики через педагогические отношения.

       Народная  педагогика относится к каждому  человеку как к элементу вечности, к живому звену в бесконечной  веренице человеческих судеб, идущих с  незапамятных времен и уходящих в  грядущее. 
 
 

              Глава 2. Башкирская народная педагогика, традиции и обычаи башкирского народа.

       Воспитание  – искусство древнее, как и  сам народ. Воспитательные идеи башкирского  народа и практика воспитания подрастающего  поколения передавалась из поколения в поколение на протяжении длительного исторического времени, преимущественно в устной форме. Любой жанр башкирского устнопоэтического творчества в той или иной степени непременно содержит воспитательную идею, несет мощный этический заряд.

       Воспитательные идеи, трудовые и нравственные представления каждого народа находят отражение как в его материальной, так и в духовной культуре.

       Социально-политические реалии нынешнего переходного этапа  нашего общества – распад традиционных экономических, политических, общественных структур, межнациональные конфликты и войны, кризис политической власти, ориентация экономики на рыночные отношения, идеологический вакуум – вызвали мощный накал социальных проблем, кризисные симптомы в духовной жизни общества, семьи, отдельного человека.

Информация о работе Приобщение к народным традициям детей дошкольного возраста