Приобщение к народным традициям детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 20:55, курсовая работа

Описание

Цель - теоретически обосновать и раскрыть содержание приобретения детей дошкольного возраста к народным традициям.
Объект исследования – учебно-воспитательный процесс ДОУ направленный на приобщение детей к народным традициям.
Предмет исследования - традиции и обычаи своего народа, как средство приобщения ребенка к народной педагогике.
Гипотеза – приобщение детей дошкольного возраста к народным традициям в условиях ДОУ возможно будет более эффективным, если будет разработана программа «Традиции и обычаи башкирского народа».

Содержание

Введение…………………………………………………………………3
Глава 1. Анализ литературы по проблеме народной педагогики……6
Глава 2. Глава 2. Башкирская народная педагогика, традиции и обычаи башкирского народа………………………………………………….23
Глава 3. Глава 3. Методы диагностики и исследований башкирской культуры………………………………………………………………………..22
Заключение…………………………………………………………….27
Библиографический список…………………………………………..28

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.doc

— 133.50 Кб (Скачать документ)

       Нарастающий в обществе прагматизм, утрата общественных ценностей – интереса к знаниям, труду, ослабление института семьи, подвергающегося многочисленным испытаниям рыночной экономики, изменение ценностных ориентаций подрастающего поколения  – культ «успеха», погоня за удовольствиями, ограниченность духовной жизни – все эти явления общественной жизни отрицательно влияют на нравственное, психическое, физическое здоровье человека.

       Распад  духовных и нравственных ценностей  вызывают глубинные сдвиги в мироощущении, ориентации детей в сфере культуры и образования.

       Ослабляются, разрываются связи с родителями, семьей, родом, народной культурой, что  наносит непоправимый урон не только нравственному, патриотическому и  инерциальному становлению подрастающего поколения, но и  здоровью дошкольника. Семья, которая всегда была главным звеном в передаче традиционной культуры народа, утрачивают свою ведущую роль в силу чрезмерной занятости родителей.

       Преемственность поколений составляет одну из главных  заповедей народной педагогики.

       В народной педагогике учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей. В народных традициях имеют место  и своеобразные формы организации  жизни и самостоятельности детей : праздники, трудовые объединения и  так далее.

       Башкирская народная педагогика зародилась в глубокой древности. Она зафиксирована в устном народном творчестве: эпосе (Урал-батыр, Акбузат и др.), пословицах, поговорках, героических песнях и сказках, а также в материальной культуре башкир.

       Обращение к воспитательным традициям башкирского народа отражает глубинные процессы пробуждения национального самосознания башкир. Башкирский народ, компактно проживающий среди русскоязычного населения района, переживает в настоящее время один из сложнейших и ответственных этапов своей этнической истории, ему для сохранения своего этноса необходимо внимательно относиться к национальному бытию и историческому опыту, к народной культуре.

       В формировании личности, воспитании нравственных качеств подрастающего поколения народ в течение ряда веков руководствовался не писаными нормами, правилами, обычаями и традициями, сконцентрированными в устном творчестве. Эти нравственные регуляторы имеют огромное воспитательное значение, так кА они вобрали в себя и сохранили общечеловеческие нормы морали.

       У многих народов самым высоким  моральным качеством человека всегда было его трудолюбие. Трудовое воспитание – стержень народной педагогики. Данное утверждение характерно для педагогических идеалов трудящихся масс разных национальностей. Трудолюбие ценилось в народе очень высоко.

       В некоторых районах Челябинской области, в частности такой район как Аргаяшский, была принята программа национального возрождения башкирского народа, которая поставила образовательные структуры и практических работников перед необходимостью решать такие задачи, как разработка комплекса мер по созданию реальных условий для возрождения и развития культуры, традиций и других материальных и духовных ценностей башкирского народа, а также поиск оптимальных моделей и педагогических технологий воспитания, в том числе и дошкольников, путем приобщения к традициям башкирского народа.

         Приобщение к традициям народа  особенно значимо в дошкольные  годы. Ребенок является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие этноса через включение в культуру и социальную активность.

       В настоящее время накоплено значительное количество научных публикаций о  культуре башкирского народа. Это  труды историков, этнографов, фольклористов, искусствоведов, педагогов.

       Средством этнографической культуры является фольклор, народные игры, праздники, которые способствуют успешному приобщению новых поколений к национальной культуре, утверждают в качестве приоритетных ценностей духовность, помогают определить отношение к вещному и природному миру, к другим людям и к самому себе.

       Усвоение традиции башкирского народа у дошкольников  
рассматривается как приобретение представлений о традициях, развитие интереса к ним и реализация имеющихся представлений в самостоятельной деятельности.

       Семья и ДОУ должны взаимодействовать, чтобы каждая могла внести свою лепту  в формирование личности, свою долю в закалку характера растущего  человека, свой вклад в его духовный багаж.

       Если  ДОУ готовит ребенка больше к  общественной деятельности, то семья формирует сущность человека: его характер, жизнеспособность, жизнестойкость, человечность, вкусы, привязанности, притязания.

       Преимущество  народнопедагогических традиций заключается  в том, что они позволяют готовить ребенка к выполнению разнообразных социальных ролей, формировать необходимые человеческие качества. Это формирование начинается с колыбельных песен, совместных игр с ребенком, с рассказывания сказок и загадывания загадок, с разучиванием скороговорок и считалок, песен и плясок. Становление личности продолжается в беседах и обучении отдельным трудовым приемам, обращению со старшими, при учении самостоятельности, в совместном труде с ребенком.

       Самобытная  материальная и духовная культура башкирского  и других народов мира имеет длительную и богатую историю своего развития. Народное воспитание, составляя важную органическую часть духовной культуры башкирской нации, уходит своими корнями в далекую древность. Развитие каждой современной национальной культуры, в частности педагогической культуры, невозможно мыслить без опоры на многовековой фундамент народной цивилизации.

       Стержневая, доминирующая идея и цель воспитания в башкирской народной педагогике –  это воспитание глубоко нравственной личности, формирование честности и  справедливости, мужества и смелости, любви к Родине, уважительного отношения к прошлому и чувства оптимизма, гуманизма, внимательного и любовного отношения к мыслям, думам и чаяниям сотен ушедших поколений.

       В древнем башкирском обществе была развита  традиция взаимной помощи и родовой солидарности. Взаимность, возникшая и выросшая из родоплеменного требования равенства, сохраняет лишь формально.

       В жизни народа значительное место  занимали общественные праздники, массовые сборы, трапезы, которые в воспитательном плане являлись временем осуществления проверки и контроля над общим развитием народа, то есть в физическом, морально-волевом, нравственном, эстетическом и умственном. В них выражены образ жизни народа, специфика его быта и своеобразия его культуры.

       Современные праздники вобрали в себя немало элементов из прошлой праздничной обрядности и традиционного быта. Одновременно и старым и новым праздником является сабантуй. Старым потому, что он связан своим происхождением с традиционными торжествами. Сформировавшись на основе древних праздников, он вобрал в себя все те же их элементы структурного, организационного и, конечно же, воспитательного характера, которые соответствуют духу времени и образу жизни народа.

       Непременным элементом сабантуя сохранился его  воспитательный момент, праздник, являясь преимущественно спортивным, выявляя самых сильных, ловких и волевых людей, самых искусных исполнителей песен, плясок. К настоящему времени вполне окрепли организационные формы сабантуя. Но это еще не значит, что пресс совершенствования праздника исчерпал себя. Это поистине народный праздник как сложный комплекс различных спортивно-игровых бытовых действий является продуктом многовекового коллективного творчества народа.

       В связи с этим следует отметить несколько основных принципов использования народного опыта в современной практике воспитания.

       Во-первых, используется именно то позитивное в воспитании, что благодаря своему прогрессивному социальному звучанию и общечеловеческому содержанию имеет актуальное значение и в наши дни. Во-вторых, идеи воспитания народной педагогики прошлого используется в сравнении с трактовкой того или иного вопроса в наши дни. Обращение к истокам народного воспитания, осмысление трудового пути, пройденного народом, является серьезным стимулом формирования мировоззрения, имеет большой политический и нравственный смысл. В-третьих, идеи народного воспитания, нашедшие свое отражение в устном поэтическом творчестве, используется с целью воспитания нравственных, эстетических, умственных и других качеств детей. Народные пословицы, поговорки, сказки, предания и т. д., воздающие хвалу людям труда и осмеивающие бездельников, богачей, лентяев – благоприятный материал для воспитания у детей трудолюбия, других нравственных качеств.

       В современных условиях важно не только то, что в башкирских семьях бытует народные традиции и обычаи, но и насколько аргументированно и доказательно ведется борьба против пережиточных явлений, как в ДОУ понимают и представляют суть положительного опыта народного воспитания, руководствуется этим знаниям в той или конкретной педагогической ситуации.

       Народная  педагогика основывается на полных данных о человеке, поэтому она не делает акцента, не стрижет всей людей под  одну гребенку, ребенок развивается  и формируется в силу своих  природных данных. Народная педагогика опирается не на знания отдельных педагогов, то есть формирует личности не через специальных воспитателей-учителей, когда эффективность воспитания зависит от возможностей каждого педагога, а через традиции, эффективность воспитательного мероприятия зависит не от желания, багажа знаний, воли, душевности, а от качеств одновременно множества людей.

       У народной педагогике есть ясная мировоззренческая  основа. Все приемы, средства, элементы народной педагогики стоят на реальной почве, направлены на формирование личности, способной функционировать в среде и взаимодействовать со средой и другими личностями.

       Все элементы народной педагогики взаимосвязаны  и взаимно дополняют друг друга. Влияние сказок, пословиц, поговорок  больше проявляются в нравственном воспитании, загадок – в умственном, песен и плясок – в эстетическом и так далее.

       Современная концепция развития личности ребенка  в ДОУ предполагают включение  отдельных элементов народной культуры в процесс развития ребенка

           Выводы ко второй главе

       Таким образом, башкирское народное воспитание – это фактор, имеющее решающее значение в становлении башкирской народности и ставший самым влиятельным условием ее развития. Оно имеет свой перемет, сущность которого является создание условий подрастающему поколению для усвоения социального опыта, т.е. для укрепления социальных связей, социализации личности, для обеспечения обмена информацией между разными поколениями в процессе развития.

       Окружение ребенка предметами национального  характера поможет детям с самого раннего возраста понять, что они – часть народа.

       Термин  «башкирская народная педагогика»  означает опыт воспитания, родившиеся в нем обычаи, традиции, знания, идеи. Наследие народа содержит ценные идеи и опыт воспитания. 
 

        

           
 
 
 

             Глава 3. Методы диагностики и исследований башкирской культуры

       Наблюдение  за детской деятельностью.

       Цель: выявить желание детей отражать имеющиеся представления о башкирской народной культуре в разных видах  деятельности: игровой, изобразительной, театрализованной.

       А. Наблюдение в уголке художественно-изобразительной  деятельности.

       Задача: выявить наличие интереса к предметам  народного быта и игрушкам, выраженного  в желании раскрыть изображения  определенных видов.

       Стимульный  материал: заранее в уголок изобразительной деятельности вносят: раскраски с изображением девушки в башкирском народном костюме, юношей в башкирском народном костюме, реалистичной девочки, мальчика, силуэты игрушек, реалистичное изображение лошадей, изображение народной классических музыкальных инструментов, цветные карандаши.

       Б. Наблюдение за игровой деятельностью  детей в течение дня.

       Цель: выявить наличие у детей интереса к народным подвижным играм, наличие  игровых умений и характер использования  стихотворных текстов в играх, а так же выявить желание и возможности использовать тексты народных потешек, колыбельных песен в самостоятельных сюжетных играх.

Информация о работе Приобщение к народным традициям детей дошкольного возраста