Проблема индивидуального подхода в дошкольном образовании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 16:40, курсовая работа

Описание

Актуальность темы исследования. Индивидуальный подход к личности ребенка в истории педагогики связано с тем, что существование индивидуальных различий между людьми – факт очевидный. Необходимость индивидуального подхода вызвана тем обстоятельством, что любое воздействие на ребенка преломляется через его индивидуальные особенности, через «внутренние условия», без учета которых невозможен по-настоящему действенный процесс воспитания.

Содержание

Введение
1.Основные подходы к проблеме индивидуального подхода к личности ребенка в истории педагогической мысли.
1.1 Особенности взглядов зарубежных мыслителей на проблему индивидуального подхода.
1.2.Отражении идеи индивидуального подхода в истории отечественной педагогики.
2. Развитие идеи индивидуального подхода в теории логической современной педагогической теории и практики.
2.1. Теоретические основы индивидуального подхода к личности ребенка в истории педагогики
2.2. Специфика организации подхода в образовательных системах.
2.3. Роль педагога в индивидуальном подходе к личности ребенка.
3. Заключение.
4. Список литературы.

Работа состоит из  1 файл

МОЯ КУРСОВАЯ.docx

— 121.81 Кб (Скачать документ)

Содержание :

Введение 

1.Основные подходы к проблеме  индивидуального подхода к личности  ребенка в истории педагогической  мысли.

1.1 Особенности взглядов зарубежных  мыслителей на проблему индивидуального  подхода.

1.2.Отражении идеи индивидуального подхода в истории отечественной педагогики.

2. Развитие идеи индивидуального  подхода в теории логической современной педагогической теории и практики.

2.1. Теоретические основы  индивидуального подхода к личности  ребенка в истории педагогики

2.2. Специфика организации  подхода в образовательных системах.

2.3. Роль педагога в  индивидуальном подходе к личности  ребенка.

3. Заключение.

4. Список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность темы исследования.  Индивидуальный подход к личности ребенка в истории педагогики связано с тем, что существование индивидуальных различий между людьми – факт очевидный. Необходимость индивидуального подхода вызвана тем обстоятельством, что любое воздействие на ребенка преломляется через его индивидуальные особенности, через «внутренние условия», без учета которых невозможен по-настоящему действенный процесс воспитания.

Личностное развитие человека несет на себе печать его возрастных и индивидуальных особенностей, которые  необходимо учитывать в процессе воспитания. С возрастом связан характер деятельности человека, особенности  его мышления, круг его запросов, интересов, а также социальные проявления. Вместе с тем каждому возрасту присущи свои возможности и ограничения  в развитии. Так, например, развитие мыслительных способностей и памяти наиболее интенсивно происходит в детские  и юношеские годы. Если же возможности  этого периода в развитии мышления и памяти не будут в должной  мере использованы, то в более поздние  годы уже трудно, а иногда и невозможно наверстать упущенное. В то же время  не могут дать эффекта и попытки  слишком забегать вперед в воздействии  на физическое, умственное и нравственное развитие ребенка, без учета его  возрастных возможностей.

Всестороннее развитие каждого  человека – программная цель нашего общества – предполагает в качестве важного условия выявление творческих потенций личности, формирование индивидуальности как высшего уровня ее развития . Каждый человек должен иметь возможности выявить, «выполнить» себя . в этом заинтересованы и отдельная личность, и все общество.

Возрастные роли человеческого  фактора в развитии нашего общества поставило вопрос об «индивидуальной работе как важной форме воспитания».             Индивидуальный подход никак не противостоит принципу коллективности – основному принципу не только воспитания, но и всего уклада нашей жизни. «Индивид есть общественное существо. Поэтому всякое проявление его жизни, – даже если оно и не выступает в непосредственной форме коллективного, - является появлением и утверждением общественной жизни». Научные исследования конкретно подтвердили это положение. «Я» возможно только потому, что есть «мы». Индивидуальность   выражается   в    индивидуальных    особенностях. Возникновение индивидуальных особенностей связано с тем, что каждый  человек проходит  свой  особый  путь   развития,   приобретая   на   нем   различные типологические особенности высшей первой деятельности. Последние  влияют  на своеобразие возникающих качеств.  К  индивидуальным  особенностям  относится: своеобразие ощущений, восприятия, мышления, памяти, воображения, особенности интересов, склонностей, способностей, темперамента, характера личности. Ими в значительной мере обусловлено формирование всех качеств.

Индивидуальный подход не есть разовое мероприятие. Он должен пронизывать всю систему воздействия  на ребенка, и именно потому это общий  принцип воспитания. Вместе с тем  в разных сферах воспитания и обучения этот подход проявляется в разной мере. Индивидуальный подход нацелен в первую очередь на укрепление положительных качеств и устранения недостатков. При умении и своевременном вмешательстве можно избежать нежелательного, мучительного процесса перевоспитания. Индивидуальный подход требует от педагога большого терпения, умения разобраться в сложных проявлениях поведения. Индивидуальный подход является органической частью педагогического процесса, он помогает вовлечь всех детей в активную деятельность по овладению программным материалом.

Индивидуальный подход –  один их главных принципов педагогики. Сама проблема индивидуального подхода  носит творческий характер, но существуют основные моменты при осуществлении  дифференцированного подхода к  детям :

-      знание и понимание детей.

-      любовь к детям.

-      основательный теоретический баланс.

-      способность педагога размышлять и умение анализировать.

В педагогической теории  индивидуальный подход рассматривается как один из важнейших принципов обучения. Он понимается как значимость индивидуального подхода как одного из общепедагогических и дидактических принципов. Во-первых, принцип индивидуального подхода, в отличие от других дидактических принципов, подчеркивает необходимость систематического учета не только социально-типического, но и индивидуально-неповторимого в личности каждого ребенка. Во-вторых, в индивидуальном подходе нуждается каждый ребенок без исключения. Этот признак рассматриваемого принципа вытекает из положения о гуманном подходе к личности ребенка. В-третьих, индивидуальный подход является активным, формирующим, развивающим принципом.

Следует отметить, что актуальность центрального принципа советской педагогики - формирование коллективного сознания и поведения - нередко выражался в формировании конформистского сознания и поведения. Поэтому задача заключается в том, чтобы восстановить понятие всесторонне и гармонично развитой личности в контексте индивидуальности. Без этого важного дополнения само понятие личности деформируется, и она превращается в стандартизированного носителя социальных норм, эталонов и моделей поведения. Острота проблемы индивидуальности человека, выражающейся в несходстве его с другими людьми, связана с необходимостью формирования у него такой системы ценностей, которая даст ему возможность сочувствовать и сопереживать, сорадоваться другим, сознавая самоценность каждой личности. Только в этом случае человек может почувствовать себя свободным и не считать, что свобода других людей ущемляет его собственную.

Отечественная педагогика традиционно  предполагает активное влияние на процесс  развития ребенка, поэтому мы считаем  актуальной на сегодняшний день разработку воспитательной системы развития индивидуальности дошкольника. Дошкольный возраст попадает в центр исследуемой проблемы, потому что социально значимые отличия  от других людей еще только намечаются и могут развиваться в направлениях, приводящих к изолированности или  общественному признанию. Развитие индивидуальных качеств личности зависит  от того, какие из них будут востребованы социумом и использованы им. Индивидуальность должна быть признана, а не нивелирована коллективом (Л.В.Петровский).

Сейчас  в истории педагогики ставятся все те же методы и задачи индивидуального подхода в развитие личности, основываясь на прошлом педагогическом опыте, а с помощью новых и современных методик применяемых в наше время принцип индивидуального подхода должен пронизывать все звенья воспитательной и учебной работы с детьми разных возрастов. Сущность его выражается в том, что общие задачи воспитания, которые стоят перед педагогом, работающим с коллективом детей, решаются им посредством педагогического воздействия на каждого ребенка, исходя из знания его психических особенностей.

 

Проблемой данной темы занимались отечественные и зарубежные исследователи, позволяющие сформулировать понятие «индивидуальность», определить его место в проблемах человекознания, соотнести с другими понятиями, подойти к определению понятия «развитие индивидуальности», в том числе и в дошкольном возрасте (Б.Г.Ананьев, В.Д.Шадриков, С.Л.Рубинштейн, Б.М.Теплов, В.С.Мерлин, С.Кверкегор, М.Штарнер). В частности, В.С.Мерлин указывает, что «индивидуальность ребенка в начале представляет диффузное и динамично изменяющееся сочетание индивидуальных проявлений, которые лишь в более поздних возрастах мы относим к разным иерархическим уровням» (158, стр.141). Далее, этот автор отмечает, что возрастное развитие индивидуальности заключается в возникновении новых связей между индивидуальными свойствами. Он различает два типа закономерностей развития индивидуальных свойств, из которых нам наиболее интересен тот тип, где новые индивидуальные свойства возникают в процессе активной деятельности в зависимости от ее общественного значения. В частности, это могут быть, на наш взгляд, связи между склонностями, интересами к определенной деятельности и взаимоотношениями людей.

Я   считаю,   что   воспитание   должно   максимально   опираться   на

индивидуальность. Индивидуальный подход заключается в управлением  человека, основанном на глубоком знании черт  его  личности  и  его  жизни.  Когда мы говорим об индивидуальном подходе, то имеем в виду не  приспособление  целей и  основного   содержания   и   воспитания   к   отдельному   ребенку,   а приспособление форм и методов педагогического воздействия  к  индивидуальным особенностям с тем,  чтобы  обеспечить  запроектированный  уровень  развития личности. Индивидуальный подход создает наиболее  благоприятные  возможности для развития познавательных сил, активности, склонности и дарований  каждого ребенка.   В   индивидуальном   подходе      нуждаются    каждая развивающаяся личность ребенка, которой общество должно помочь стать самостоятельной и более развитой, предавая ему свой опыт.

 

Следовательно, данную тему  я  выбрала,  чтобы  показать  актуальность

данной проблемы и необходимость  осуществления  индивидуального  подхода  ко всем детям, как отдельным личностям.

 

Объект :

Индивидуальный подход в процесс воспитания личности детей в истории педагогики.

Предмет :

Методы и приемы, применяемые индивидуальным подходом к детям в процессе воспитания в истории педагогики

Цель исследования :

Теоретически обосновать и практически подтвердить влияние  индивидуального воздействия на воспитание и развитие личности ребенка.

Задачи :

1.     Теоретически обосновать значение и роль индивидуального подхода в воспитании и обучении личности ребенка.

2.     Раскрыть роль взрослого в осуществлении индивидуального подхода.

3.    Доказать необходимость и значение единства в осуществлении индивидуального подхода в социуме (детский сад и семья).

4.    Выявить индивидуально-психологические особенности ребенка.

5.    Предложить методические рекомендации по  формированию волевых проявлений с учетом темперамента.

Методологическая основа исследования: философское представление о человеке как общественном существе, о диалектическом единстве в нем единичного, особенного и общего.

Реализация этих положений в отечественной психологии и педагогике: понимание личности как индивидуального бытия общественных отношений; изучение общения со сверстникам: как необходимого для развития личности ребенка, его отношений с окружающими, раскрытия творческого потенциала каждого; обоснованости целенаправленного воспитания и обучения детей дошкольного'' возраста для становления индивидуальности, ее благоприятного развития в социальной среде.

Научная новизна и теоретическое значение, в исследовании рассмотрено понятия "индивидуальный" подход, определено влияние индивидуального подхода на становление гуманной направленности, индивидуальности личности.

Научная новизна результатов исследования состоит в следующем:

1.Выявлены различные трактовки использования эволюционного подхода в обучении и воспитании детей западными и отечественными педагогами и психологами в исследуемый период. Показано, что многие прогрессивные отечественные педагоги, подвергая критике идею полного переноса биогенетического закона в чистом виде в педагогику и психологию, усматривали в ней положительные элементы, которые могут быть успешно использованы в теории и практике обучения и воспитания детей.

2.Показаны взгляды ученых на проблему изучения и формирования личности ребенка с точки зрения эволюционного подхода. Найдены точки соприкосновения и сформулированы общие выводы, сделанные П..П. Блонским и Л.С. Выготским при исследовании ребенка в педологической и культурно-исторической концепциях.

Теоретическое значение проведенного исследования заключается в следующем:

• раскрыты особая значимость и педагогические достоинства использования  индивидуального подхода в процессе формирования личности;

• выявлена сущность индивидуального подхода к обучению, воспитанию и развитию ребенка в истории педагогики.

• показана важность учета  существовавших в отечественной  и зарубежной педагогике того времени  различных позиций относительно диагностики, структуры, форм и методов  работы педагога с ребенком, обозначены возможности использования этих знаний на современном этапе развития теории и практики образовательной  деятельности.

 

1.Основные подходы к  проблеме индивидуального подхода  к личности ребенка в истории  педагогической мысли.

1.1 Особенности взглядов  зарубежных мыслителей на проблему  индивидуального подхода.

Проблеме индивидуального  подхода в воспитании детей уделяли  внимание многие представители прогрессивной  педагогики, как русской, так и  зарубежной. Уже в педагогической системе Я.А.Коменского – великого чешского педагога – четко обозначены положения о том, что весь процесс  обучения и воспитания детей необходимо строить с учетом их возрастных и  индивидуальных особенностей и выявлять эти особенности путем систематических  наблюдений.

Замечательный русский педагог  К.Д.Ушинский разработал обширную методику приемов индивидуального подхода  к детям, основы профилактической работы по воспитанию полезных привычек. В  то же время он высказал мнение, что  в сложном процессе индивидуального  подхода  к ребенку нельзя давать какие-то определенные рецепты, тем самым, подчеркнув творческий характер решения проблемы.

Педагоги и общественные деятели дореволюционной России уделяли внимание разработки теоретических  положений индивидуального подхода  к детям дошкольного возраста , внедрению их в практику. Так, Е.Н.Водовозова указывала на необходимость знания воспитателями и родителями научных основ психологии и физиологии ребенка, для того чтобы уметь всесторонне анализировать его поступки. В воспитании детей она отводила большую роль труду, считал его самым действенным, самым лучшим воспитательным средством. Вместе с тем она также предупреждала, что невозможно выработать единые правила подхода ко всем детям, без исключения, так как дети по своим индивидуальным  особенностям очень разные.

Информация о работе Проблема индивидуального подхода в дошкольном образовании