Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 16:40, курсовая работа
Актуальность темы исследования. Индивидуальный подход к личности ребенка в истории педагогики связано с тем, что существование индивидуальных различий между людьми – факт очевидный. Необходимость индивидуального подхода вызвана тем обстоятельством, что любое воздействие на ребенка преломляется через его индивидуальные особенности, через «внутренние условия», без учета которых невозможен по-настоящему действенный процесс воспитания.
Введение
1.Основные подходы к проблеме индивидуального подхода к личности ребенка в истории педагогической мысли.
1.1 Особенности взглядов зарубежных мыслителей на проблему индивидуального подхода.
1.2.Отражении идеи индивидуального подхода в истории отечественной педагогики.
2. Развитие идеи индивидуального подхода в теории логической современной педагогической теории и практики.
2.1. Теоретические основы индивидуального подхода к личности ребенка в истории педагогики
2.2. Специфика организации подхода в образовательных системах.
2.3. Роль педагога в индивидуальном подходе к личности ребенка.
3. Заключение.
4. Список литературы.
2. Фактический материал по изучению воспитания детей в семье дает возможность не только узнать условия жизни, но и установить причины формирования индивидуальных качеств детей, выявить связь между условиями воспитания, формированием особенностей поведения и спецификой их проявления.
3. Положительные результаты в работе с семьей могут быть достигнуты только в том случае, если между родителями и воспитателями достигнуто единство требований в отношении к детям и вся работа проводится по плану и систематично.
4. Необходимо давать родителям конкретные сведения по вопросу о возрастных и индивидуальных особенностей детей, учить их видеть в своих детях хорошее, и плохое анализировать их поступки.
5. Наряду с общей и индивидуальной формами работы с семьей можно проводить и работу с несколькими семьями, имеющими сходные условия воспитания детей.
6. Изучение особенностей семейного воспитания, так же как и изучение особенностей физического развития ребенка, является необходимым условием начала планомерной работы по осуществлению индивидуального подхода к детям в воспитании и обучении их, в различных видах деятельности.
1.5. Специфика организации индивидуального подхода.
1. В процессе трудового воспитания.
Совершенствование процесса трудового воспитания, начиная с дошкольной ступени - одна из важнейших задач.
В «Программе воспитания в детском саду» подчеркивается огромная роль трудового воспитания для всестороннего развития личности. Определенно содержание трудового воспитания : ознакомление с трудовой деятельностью взрослых, что имеет большое значение для формирования представления о роли труда в жизни общества.
В решении задач трудового воспитания принцип индивидуального подхода приобретает особо важное значение, потому что пробелы в трудовом воспитании ребенка неблагоприятно сказываются на его нравственном облике, волевых качествах, интерес к занятиям.
Правильная организация трудового воспитания ребенка с самого раннего детства служит надежной основой для его дальнейшего развития. В организации трудового воспитания детей младшего дошкольного возраста в подборе методов и наиболее эффективных приемов работы индивидуальный подход является закономерностью. И начинать его нужно с изучения индивидуальных особенностей всей детей группы, в данном случае – с изучения уровня трудовых навыков. Очень важно знать эти особенности, т.к. завышенные требования приводят к тому, что дети устают , теряют уверенность в свои силах и в связи с перегрузкой возникает негативное отношение к любому трудовому процессу.
Необходимо согласовывать требования к ребенку со стороны детского сада и семьи, чтобы они были едиными. Соблюдение этого условия во многом обеспечивает успех в правильном трудовом воспитании.
Для осуществления индивидуального подхода к детям в процессе трудового воспитания педагог должен хорошо знать не только практические умения и навыки каждого ребенка, но и его нравственные качества.
Изучение индивидуальных особенностей детей в трудовой деятельности показывает, с одной стороны, большое разнообразие их как в отношении интереса к различным видам труда, так и в уровне развития умений и навыков; с другой стороны, в индивидуальных проявлениях замечается не только разное, но и много общего.
Знание и учет индивидуальных особенностей детей всей группы дает возможность лучше организовать коллективную работу. Таким образом, осуществлению индивидуального подхода к старшим дошкольникам во многом помогает определенная организация их в процессе коллективного труда.
Большое значение для индивидуального подхода к детям в процессе трудового воспитания имеет контакт к семьей, единство требований к ребенку в детском саду и дома.
Индивидуальные проявления в трудовой деятельности - очень характерные качества, которые показывают не только отношение ребенка к труду, его умения и навыки, но и уровень нравственной воспитанности, его «общественное» лицо - готовность помочь товарищам, трудиться не только для себя, но и для других.
Индивидуальный подход оказывает положительное влияние на формирование личности каждого ребенка при условии, если он осуществляется в определенной последовательности и системе, как непрерывный, четко организованный процесс.
Приемы и методы индивидуального подхода не являются специфическими, они общепедагогические. Творческая задача воспитателя – отобрать из общего арсенала средств те, которые наиболее действенны в конкретной ситуации, отвечают индивидуальным особенностям ребенка.
При проведении индивидуальной
работы в процессе различной детской
деятельности педагог постоянно
должен опираться на коллектив, на коллективные
связи детей внутри группы. Коллектив
является той силой, которая укрепляет
в ребенке общественные начала. Невозможно
воспитать вне общения с
Работа педагога высококвалифицированная,
она требует постоянного
На всех ступенях системы
народного образования
2. В процессе игровой деятельности.
В игре проявляются и через нее формируются все стороны психической жизни ребенка. Через те роли, которые ребенок выполняется в игре, обогащается и его личность. Именно в игре воспитываются такие нравственные качества, как скромность, гуманность .
Индивидуальность ребенка
в играх проявляется в
замысла и умения организовать его игру, в настойчивости достижения поставленной цели. Для индивидуального подхода к детям в процессе игровой деятельности важно выяснить их отношение, интерес к игре и характер участия в различных играх.
Большое значение имеет индивидуальный подход при руководстве подвижными играми с правилами. Подвижные игры способствуют формированию таких нравственных проявлений , как дружелюбие, умение действовать вместе, дают ребенку возможность почувствовать себя членом коллектива.
В процессе проведения дидактических игр выясняется степень умственного развития детей, их сообразительность, смекалка, а также решительность или нерешительность, быстрая или медленная переключаемость с одного действия на другое.
Осуществляя индивидуальный подход к детям в игре, воспитатель должен развивать в них такие нравственные качества как доброжелательность, стремление принести пользу игровому коллективу.
Руководство воспитателей игрой
всегда должно сочетаться с индивидуальным
подходом к детям. Это две стороны
единого воспитательного
Зная индивидуальные особенности детей ,их способности и умения, нужно всегда использовать это в игре. Одни дети выразительно читают стихи, другие хорошо поют, танцуют. Есть ребята, умеющие хорошо строить, украшать свои постройки. В общей игре можно каждому найти дело.
В развитии индивидуальных особенностей детей большое значение имеет дидактические игры. Они способствуют расширению представления в окружающем, о живой и неживой природе, о пространстве и времени, о качестве и форме предметов и т.д. В дидактических играх развивается зрительное восприятие, наблюдательность, способность к обобщению. В процессе их проведения ярко выявляются индивидуальные особенности детей, эти игры помогают воспитанию сосредоточенности, внимания, усидчивости. Это особенно важно для детей с повышенной возбудимостью.
Таким образом, в игровой деятельности, в правильной организации ее заложены большие возможности для эффективного индивидуального педагогического воздействия на детей. И воспитатель, совместно с семьей, должен постоянно использовать их для всестороннего развития каждого ребенка.
Используемые термины :
1. Ведущая деятельность – деятельность, определяющая характер психического развития на определенном этапе онтогенеза.
2. Внимание – направленность и сосредоточенность психической деятельности на значимом объекте при отвлечении от незначимых.
3. Воля – способность человека действовать в направлении сознательно поставленной цели, преодолевая при этом внутренние и внешние препятствия.
4. Воспитание – целенаправленное и систематическое воздействие на воспитываемого с целью формирования у него определенный форм поведения, мировоззрения, характера и умственных способностей.
5. Деятельность – активное отношение к окружающей деятельности, выражающейся в воздействие на нее.
6. Игровая деятельность – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, характеризующийся в основном воспроизведением в специфической форме действий и отношений взрослых.
7. Индивидуальность – неповторимое своеобразие отдельного человека, совокупность только присущих особенностей.
8. Индивидуальный подход - осуществление педагогического процесса с учетом индивидуальных особенностей детей (темперамента, характера, способностей и склонностей, мотивов и интересов.)
9. Личность – человек как продукт общественно-исторических отношений, имеющий определенные индивидуальные качества.
10. Мышление – процесс обобщенного и опосредованного отражения существенных свойств, связей и отношений между объектами.
11. Обучение – целенаправленное и систематическое воздействие на обучаемого с целью передачи ему определенных знаний, умений и навыков.
12. Общение - взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего материального или духовного результата.
13. Память – психический познавательный процесс, состоящий в отражении прошлого опыта.
14. Способности – это индивидуально – психологические особенности человека, определяющие успешность деятельности и легкость ее освоения.
15. Темперамент – это совокупность индивидуально – психологических свойств, характеризующих человека со стороны его динамических способностей.
16. Трудовое воспитание – воспитание положительного отношения к труду и психологических качеств, необходимых для трудовой деятельности.
17. Характер – совокупность наиболее устойчивых отличительных черт личности человека, проявляющихся во всех его поступках, действиях, отношении к себе, к другим людям, к труду.
18. Целеполагание – способность порождения новых целей в деятельности человека.
19. Цель – объект, на который направлено действие.
Огромный вклад в развитие отечественной
педагогики внес К.Д.Ушинский (1824-1870). Характер
его педагогических идей и взглядов
хорошо обозначен уже в названиях
его важнейших работ: "О пользе
педагогической литературы" (1857), "О
народности в общественном воспитании"
(1857), "Человек как предмет
Исключительно велика роль целей воспитания в практической воспитательной деятельности учителя. К.Д.Ушинский отмечал, что как архитектору при проектировании здания нужно знать, для чего оно должно быть предназначено, так и педагог не может целенаправленно осуществлять воспитание, если он не в состоянии ясно и точно определить... цели своей воспитательной деятельности".
Оригинальные педагогические идеи
выдвигал Л.Н.Толстой. В своем имении
Ясная Поляна он открыл начальную
школу для крестьянских детей, в
которой реализовывал свои мысли
об обучении и воспитании. Придерживаясь
идеи свободного воспитания, он обращал
внимание на развитие любознательности
и познавательных интересов детей,
формирование у них самостоятельности
и творческих способностей, создал
учебник для начальной школы "Азбука".
1 2 3 4
|
5.1 О роли
воспитания, его целях и задачах.
Взгляды Коменского на ребенка, его развитие
и воспитание коренным образом отличались
от средневековых представлений. Вслед
за гуманистами эпохи Возрождения Коменский
отвергал религиозные измышления о греховности
природы человека, хотя и не освободился
еще от влияния религии. Так, он полагал,
что те способности, которыми все дети
обладают от рождения,— это “дары божьи”,
но в то же время он правильно указывал,
что развиваются они только в процессе
воспитания. Коменский верил в огромную
роль воспитания в развитии человека и
утверждал, что благодаря воспитанию “из
всякого ребенка можно сделать человека”,
что все дети при умелом "к ним педагогическом
подходе могут стать воспитанными и образованными.
Взгляды Коменского на ребенка как на
существо развивающееся, его вера в силу
и возможности воспитания были прогрессивными,
это подтверждено историей.
Хотя Коменский считал, что земная жизнь
является “только подготовлением к вечной
жизни”, и стремился воспитать верующего
христианина, его идеалом, соответствующим
прогрессивным требованиям нового времени,
являлся человек, способный “знать, действовать
и говорить”. Поэтому он полагал необходимым
с ранних лет планомерно развивать в детях
все их физические и духовные силы, помогать
им постоянно совершенствоваться.
^ 5.2 Принцип природосообразности воспитания
Правильное воспитание, по Коменскому,
должно быть природосообразным. Борясь
с распространенными тогда схоластическими
методами обучения, великий педагог призывал
в искусстве “учить всех всему”, исходить
из указаний природы, учитывать индивидуальные
особенности ребенка.
Следуя установившимся в эпоху Возрождения
взглядам на человека, Коменский считал
его частью природы и утверждал, что все
в природе, включая и человека, подчинено
единым и универсальным законам. Коменский
помышлял о создании “всеобщего естественного
метода”, который вытекает из “природы
вещей и основывается, по его словам, “на
самой человеческой природе”. Поэтому,
обосновывая свои педагогические положения,
он часто прибегал к ссылкам на явления
природы и примеры человеческой деятельности.
Например, желая доказать, что преподавание
следует начинать с общего ознакомления
с предметом, с целостного восприятия
его детьми, а уже затем переходить к изучению
отдельных его сторон, Коменский говорил,
что природа все начинает с самого общего
и кончает частным: так, при образовании
из яйца птицы сначала возникает общее
ее очертание и только затем постепенно
развиваются отдельные члены. Подобно
этому, по словам Коменского, действует
и художник, который сначала делает общий
набросок изображаемого предмета, а потом
уже вырисовывает отдельные его части.
Но следует иметь в виду, что частые ссылки
на природу и деятельность людей были
у Коменского лишь своеобразным приемом
для подтверждения правильности его педагогических
положений. Подобные примеры помогали
ему обосновать его собственный богатый
педагогический опыт и современную ему
передовую педагогическую практику.
Коменский глубоко проникал в природу
процесса обучения. В противовес схоластической
школе, которая не считалась с психикой
детей, он стремился построить обучение
на знании законов развития человека,
рассматриваемого им как часть природы.
Природосообразным, по Коменскому, является
только такое обучение, которое строится
с учетом возрастных особенностей детей.
“Мы,— говорил он,— решили везде идти
за природой, и как та выявляет свои силы
одни за другими, так и мы должны следить
за последовательным порядком развития
умственных способностей”.
Но понимание Коменским принципа природосообразности
воспитания было исторически ограниченным:
в то время он не мог еще понять своеобразия
развития человека как существа общественного
и ошибочно полагал, что это развитие определяется
только естественными законами.
^ 5.3 Всеобщее обучение.
Считая, что все дети способны воспринять
знания, Коменский хотел “учить всех всему”.
Он требовал всеобщего обучения, которое
должно распространяться как на богатых,
так и на бедных, как на мальчиков, так
и на девочек: все должны получать образование,
“вплоть до ремесленников, мужиков, носильщиков
и женщин". Эта идея всеобщего обучения
детей обоего пола, несомненно, была передовым,
демократическим требованием, отвечавшим
интересам народных масс.
Коменский полагал, что школа должна давать
детям всестороннее образование, которое
развивало бы их ум, нравственность, чувства
и волю. Веря в силу человеческого разума,
он мечтал о такой школе, которая была
бы “истинной мастерской людей, где умы
учащихся озаряются блеском мудрости”.
Коменский решительно осуждал школы, в
которых процесс обучения состоял в зубрежке
непонятных детям религиозных текстов,
называл их “пугалом для мальчиков и застенком
для умов и требовал их коренного преобразования.
^ 5.4 Система школ. Содержание образования
Исходя из принципа природосообразности,
Коменский установил следующую возрастную
периодизацию. Он определил четыре периода
в развитии человека: детство, отрочество,
юность, возмужалость; каждому периоду,
охватывающему шесть лет, соответствует
определенная школа. Для детей от рождения
до 6 лет Коменский предлагал особую материнскую
школу, т. е. воспитание и обучение малышей
под руководством матери. Все дети от 6
до 12 лет обучаются в школе рваного языка,
которая должна быть открыта в каждой
общине, селении, местечке. Подростки и
юноши от 12 до 18 лет, обнаружившие наклонность
к научным занятиям, посещают латинскую
школу, или гимназию, создаваемую в каждом
большом города, и, наконец, для молодых
людей в возрасте от 18 до 24 лет, готовящихся
стать учеными, Коменский предлагал организовать
в каждом государстве академию. Образование
должно завершаться путешествием.
Демократ Коменский мечтал об установлении
стройной и единой системы школ, преемственной
на всех ступенях, которая должна обеспечить
всестороннее воспитание молодого поколения.
Для всех ступеней (кроме академии) Коменский
подробно разработал содержание обучения.
Он считал, что преподавание каждого предмета
следует начинать “с простейших элементов
II знания детей от ступени к ступени должны
расширяться и углубляться подобно дереву,
которое год от года, пуская новые корни
и ветви, все более укрепляется, разрастается
и приносит больше плодов.
В те времена, когда обучение велось еще
на латинском языке, весьма прогрессивным
было требование Коменского сделать начальную
школу школой родного языка. Великий педагог
руководствовался при этом демократическим
стремлением сделать науку доступной
народу. В начальной школе, считал Коменский,
дети должны научиться свободно читать
и писать, познакомиться с арифметикой
и некоторыми элементами геометрии, получить
элементарные знания по географии и естествоведению.
Хотя Коменский в разработанной им программе
школы родного языка отводил еще большое
место религиозному обучению, она была,
несомненно, прогрессивной для его времени,
когда начальная школа давала крайне убогие
знания. Очень ценным было мнение Коменского
о том, что учащиеся должны “ознакомиться
со всеми более общими ремесленными приемами
отчасти с той только целью, чтобы не оставаться
невеждами ни в чем, касающемся человеческих
дел, отчасти даже и для того, чтобы впоследствии
легче обнаружилась их природная наклонность,
к чему кто чувствует преимущественное
призвание”.
^ 5.5 Дидактические требования.
Задавшись целью создать “всеобщее искусство
всех учить всему”, преобразовать современную
ему школу, Коменский выдвинул новые дидактические
требования, которые имели большое значение
для дальнейшего развития педагогической
мысли и школьной практики.
Опираясь на положения материалистической
философии, Коменский утверждал, что “ничего
нет в интеллекте, чего бы не было прежде
в ощущениях”. Исходя из этого, он в основу
познания и обучения поставил чувственный
опыт и теоретически обосновал и подробно
раскрыл принцип наглядности. О наглядности
при обучении говорили и до Коменского,
например педагоги гуманисты эпохи Возрождения,
но именно он первый стал понимать наглядность
не только-как зрительное восприятие вещей
и явлений, но и как восприятие их с привлечением
всех органов чувств.
Великий чешский педагог установил “золотое
правило дидактики, согласно которому
следует “все, что только можно, предоставлять
для восприятия чувствам, а именно: видимое
— для восприятия зрением; слышимое —
слухом; запахи — обонянием; подлежащее
вкусу — вкусом; доступное осязанию —
путем осязания. Если какие-либо предметы
сразу можно воспринимать несколькими
чувствами, пусть они сразу схватываются
несколькими чувствами”. Принцип наглядности
следует осуществлять путем непосредственного
ознакомления детей с предметами. Нужно,
писал Коменский, чтобы люди “черпали
свою мудрость не из книг, но из созерцания
земли и неба, дуба и бука”; в том случае,
если это почему-либо невозможно, следует
обращаться к картинкам, изображающим
предметы, или к их моделям. Непременным
условием усвоения учащимися материала
Коменский считал наличие у них интереса
и внимания к учению. Он предлагал всеми
средствами возбуждать в учениках жажду
знаний и давал по этому вопросу ряд конкретных
указаний: следует разъяснять ученикам
значение того, что они изучают, пользу,
которую им принесут их знания, нужно поощрять
детскую любознательность, стараться
делать обучение легким, приятным для
учащихся.
Для того чтобы знания были доступны учащимся,
Коменский рекомендовал идти в обучении
от простого к сложному, от конкретного
к абстрактному, от фактов к выводам, от
легкого к трудному, от близкого к далекому.
Примеры он советовал предпосылать правилам.
Много внимания уделял Коменский последовательности
обучения. Занятия, по его мнению, должны
быть построены таким образом, чтобы “предшествующее
пролагало путь к последующему”, т. е.
новый материал должен быть преподнесен
лишь после того, как усвоен предыдущий,
а изучение нового должно в свою очередь
содействовать закреплению предыдущего.
Коменский впервые обосновал необходимость
классно-урочной системы занятий, при
которой один учитель одновременно работает
со всем классом по определенному учебному
материалу. Учебный год, по мнению Коменского,
должен для всех учащихся начинаться и
кончаться одновременно, занятия последовательно
чередоваться с отдыхом. Учебный день
должен быть строго регламентирован в
соответствии с возрастными возможностями
учащихся разных классов.
Большое значение Коменский придавал
внешнему виду школы. Он говорил, что школьное
помещение должно быть просторным, светлым,
чистым, украшенным картинами; при школе
нужно посадить сад, чтобы он ласкал взоры
детей деревьями, цветами, травами; в школе
должна господствовать атмосфера бодрого,
радостного, полезного труда.
В противовес распространенному в то время
пренебрежительному отношению к учителям
Коменский высоко оценивал общественное
значение их деятельности, “Им,— писал
он,— вручена превосходная должность,
выше которой ничего не может быть под
этим солнцем”. Он считал, что именно от
учителя, который должен быть мастером
своего дела и в совершенстве владеть
искусством обучения, зависит успех работы
школы; наиболее умелые и опытные учителя
должны заниматься с начинающими, так
как очень важно направить первые шаги
ученика; учитель должен быть примером
для своих учеников, как в отношении внешнего
вида, так и в отношении духовного облика
и поведения, поэтому нужно, чтобы учителями
становились люди честные и деятельные,
которые любят свою профессию и постоянно
заботятся о самосовершенствовании.
Коменский считал, что в каждом классе
для учащихся следует составлять специальные
учебники, в которые включать весь необходимый
материал по предмету, изложенный в системе.
Учебники должны быть написаны точным
и понятным языком и служить “вернейшей
картиной мира”; нужно, чтобы и их внешний
вид был привлекательным для детей. Коменский
сам создал ряд замечательных учебных
книг. Одной из таких книг является его
“Мир чувственных вещей в картинках”.
Этот учебник, предназначенный как для
обучения детей латинскому языку в школе,
так и для первоначальных занятий родным
языком в семье и школе, был впервые в истории
учебной-литературы снабжен многочисленными
иллюстрациями: в нем 150 рисунков, исполненных
самим Коменским с большим художественным
мастерством. Эта книга произвела в свое
время переворот в постановке преподавания
родного и латинского языков. Учебник
был переведен на многие языки и в течение
более чем полутора столетий служил образцом
книги для первоначального обучения детей
в семье и школе.
В России учебные книги Коменского, в том
числе “Мир чувственных вещей в картинках”,
начади использовать в конце XVII в.; ими
пользовались в учебных заведениях Москвы
и Петербурга и в начале XVIII в. К этому времени
относится первый русский рукописный
перевод-учебных книг Коменского. Первое
печатное издание “Мира чувственных вещей
в картинках было осуществлено во второй
половине XVIII в. Московским университетом.
^ 5.6 Учение Коменского о материнской школе.
Коменский был одним из первых педагогов,
занимавшихся подробной разработкой вопросов
дошкольного воспитания.
Для детей от рождения до 6 лет он предназначал
материнскую школу, под которой подразумевал
не общественное учреждение, а своеобразную
форму семейного воспитания. Материнской!
школе Коменский посвятил большую главу
своей “Великой дидактики и специальное
сочинение под названием “Материнская
школа”. Этой ступени воспитания он придавал
очень большое значение, рассматривая
ее как первую и важнейшую часть всей разработанной
им системы воспитания и образования подрастающего
поколения.
В материнской школе должны закладываться
основы физического, нравственного и умственного
развития детей. При этом Коменский напоминал,
что физические и духовные силы ребенка
развиваются постепенно. Он не мог еще
в то время подробно раскрыть возрастные
особенности детей, но ценно, что пред-дошкольный
и дошкольный возрасты не представляются
ему чем-то единым. Наряду с требованием
учитывать возрастные особенности детей
Коменский предлагал считаться и с их
индивидуальными различиями. Он указывал,
что одни способны воспринять определенные
знания и умения на третьем-четвертом
году жизни, для других же они становятся
доступными только в пяти-шестилетнем
возрасте. Коменский уделял много внимания
вопросам физического воспитания детей.
Он призывал родителей, в частности матерей,
заботиться с величайшей тщательностью
о здоровье своего ребенка и давал конкретные
указания об уходе за малышом, о том, каким
должно быть его питание, одежда, режим.
Очень важным было требование Коменского
о кормлении младенцев непременно молоком
матери, его советы обеспечить детям как
можно больше движений — давать им возможность
бегать, играть, резвиться.
Игру Коменский справедливо рассматривал
как необходимую для ребенка форму деятельности.
Он требовал, чтобы родители не мешали
детским играм, а сами принимали в них
участие, направляя их в правильное русло:
“Пусть они (дети) будут теми муравьями,
которые всегда заняты: что-нибудь катают,
несут, тащат, складывают, перекладывают;
нужно только помогать детям, чтобы все,
что происходит, происходило разумно”.
Подчеркивая образовательное значение
детской игры, Коменский писал: “Во время
игры ум все-таки чем-либо напряженно занят
и часто даже изощряется”. Он указывал
и на воспитательную роль игры в деле сближения,
ребенка с его сверстниками и рекомендовал
родителям организовывать и поощрять
совместные игры и развлечения детей друг
с другом.
Наставления Коменского в области нравственного
воспитания имели религиозную основу,
но отдельные его указания относительно
задач и средств нравственного воспитания
были новыми для того времени и весьма
положительными. Так, Коменский советовал
воспитывать в детях с раннего возраста
стремление к деятельности, правдивость,
мужество, опрятность, вежливость, почтительность
к старшим. Много внимания он уделял воспитанию
у них любви и привычки к труду, который
должен быть посильным и тесно связанным
с их игровой деятельностью. Средствами
нравственного воспитания Коменский считал
разумные наставления и упражнения детей
в положительных, с точки зрения нравственности,
поступках, а также положительный пример
взрослых. В то время как в практике семенного
воспитания широко применялись физические
наказания, он предлагал воздействовать
на детей в случае их дурного поведения
или проступка, прежде всего увещанием
и порицанием, прибегая к наказаниям лишь
в самых крайних случаях.
В области умственного воспитания Коменский
ставил перед материнской школой задачу
способствовать накоплению детьми с помощью
органов чувств возможно большего запаса
конкретных представлений об окружающем
мире, развивать их мышление и речь, с тем
чтобы подготовить их к дальнейшему систематическому
обучению в школе. Коменский полагал, что
в первые шесть лет жизни ребенок должен
узнать из области естествознания, что
такое огонь, воздух, вода и земля, дождь,
снег, лед, свинец, железо и т. д.; из области
астрономии он должен узнать, что называется
небом, солнцем, луной и звездами; из географии
— место, где он родился и где он живет
(деревню, город, крепость или замок); а
также представлять себе, что такое гора,
долина, река, город, деревня и пр. Кроме
того, ему следует знать некоторые единицы
времени и времена года (час, день, неделя,
месяц, год, весна, лето, осень, зима). Таким
образом, Коменский имел в виду дать ребенку
дошкольного возраста первые представления
об окружающих его предметах и явлениях
природы на основе наблюдения их.
В программу материнской школы Коменский
включал также ознакомление детей с явлениями
общественной жизни: в доступной для их
понимания форме им следует сообщать некоторые
сведения из истории, экономики, политики.
Он полагал, что ребенку нужно знать, что
произошло вчера, сегодня, в прошлом году;
знать, кто составляет его семью; иметь
представление о различных должностных
лицах.
Коменский считал, что в материнской школе
нужно не только учить детей “знать”,
но и “действовать и говорить”. Он выделил
те умения, которые должен последовательно,
год за годом, приобрести ребенок.
Очень ценны указания Коменского по развитию
речи у детей. Он советовал до третьего
года учить детей под руководством матерей
правильно, не картаво произносить отдельные
звуки и целые слова. Детям четвертого,
пятого, шестого года жизни он предлагал
задавать вопросы, которые бы побуждали
их называть своим именем все, что они
видят дома и чем занимаются, и требовать
от них при этом четкой связной речи. Занятия
по развитию речи Коменский рекомендовал
проводить также в форме игры.
Наряду с выработкой у детей умения правильно
говорить на родном языке материнская
школа должна положить начало развитию
их мышления, которое, по словам Коменского,
“проявляется уже в этом возрасте и пускает
свои ростки”. Он считал необходимым приучать
детей правильно ставить вопросы и точно
отвечать на то, о чем их спрашивают, “а
не так, чтобы на вопрос о чесноке рассказывать
о луке”.
^ 6.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ АНГЛИЙСКИХ И
ФРАНЦУЗСКИХ ПРОСВЕТИТЕЛЕЙ
6.1 Педагогическая
теория Джона Локка
В своих трудах Локк стремился обосновать
новое государственное устройстве в Англии.
Он отстаивал договорную теорию происхождения
государства и теорию естественного права.
Локк доказывал, что все люди сначала были
свободны и равны. Свои естественные права
они добровольно передали правителям
для того, чтобы они защищали их жизнь,
свободу и имущество. Отсюда следовало,
что носителем верховной власти является
народ, который может взять обратно власть,
переданную им когда-то монарху, если тот
не выполняет своих обязанностей.
В своем основном философском труде “Опыт
о человеческом разуме Локк доказывал,
что в сознании человека нет “врожденных
идей и представлений, душа ребенка подобна
“чистой доске (tabula rasa). Отсюда—высокая
оценка им роли воспитания в развитии
человека. Учение Локка о происхождении
знаний и идей из чувственного опыта вооружало
буржуазию в ее борьбе против феодальной
аристократии, проповедовавшей врожденность
идей, “рыцарских качеств”, способности
к управлению государством, особые права
знати на образование.
Философия Локка дуалистична. С одной
стороны, он утверждал, что представления
приходят в наше сознание через ощущения,
через органы чувств. Таким образом, здесь
он стоял на позициях материалистического
сенсуализма. Однако, с другой стороны,
кроме внешнего опыта, считал он, существует
опыт внутренний, являющийся собственной
деятельностью рассудка. Это уже элементы
идеализма, которые подчеркиваются и утверждениями,
что истина заключается не в отражении
в нашем сознании объективной действительности,
а в согласовании представлений и понятий
друг с другом. Исходя из этих положений,
Локк разработал ряд вопросов эмпирической
психологии, базирующейся на самонаблюдении.
Он признавал особое значение разума человека,
который оценивает наш выбор, определяет
то, что доставляет человеку счастье и
пользу. Поэтому воспитание разума приобретает
особую роль.
На отрицании врожденных моральных идей
основывается этика Локка. Добро — это
то, что может доставить или увеличить
удовольствие, уменьшить страдание и уберечь
от зла. А зло — то, что может причинить
или увеличить страдания, уменьшить удовольствие,
лишить блага. Эти положения Локка были
направлены против феодальной религиозной
этики, утверждавшей, что земные страдания
очищают душу и являются необходимым испытанием
для вечного райского блаженства. Но Локк
не отрицал наличия бога как творца и создателя
всех вещей и считал, что следует очень
рано запечатлеть в душе ребенка понятия
о нем.
Свои педагогические взгляды Локк изложил
в книге «Мысли о воспитании» (1693).
Из всех людей, с которыми мы встречаемся,
девять десятых являются тем, что они есть
— добрыми или злыми, полезными или нет
— благодаря своему воспитанию, утверждал,
Локк. Роль воспитания огромна. Локк хотел
воспитывать не простого человека, а джентльмена,
умеющего “вести свои дела толково и предусмотрительно”,
для чего должен обладать качествами буржуазного
дельца и отличаться “утонченностью в
обращении”.
Джентльмен должен получить физическое,
нравственное и умственное воспитание,
но не в школе, ибо школа, считал Локк,—
это учреждение, где собрана “пестрая
толпа дурно воспитанных порочных мальчиков
всякого состояния”. Настоящий джентльмен
воспитывается дома, ибо “даже недостатки
домашнего воспитания несравненно полезнее
приобретаемых в школе знаний и умений”.
Огромное значение Локк придавал физическому
воспитанию. “Здоровье необходимо нам
для профессиональной деятельности и
счастья”,— говорил он и предлагал тщательно
разработанную, стоявшую на уровне науки
того времени систему. Необходимо, считал
он, с раннего детства закалять ребенка,
добиться того, чтобы он легко переносил
усталость, невзгоды, перемены. Локк подробно
обосновал значение строгого режима в
жизни ребенка, давал советы, как нужно
его одевать, кормить, протестовал против
изнеживания детей. Правильное физическое
воспитание способствует и выработке
мужества и настойчивости. “Джентльмен
должен быть воспитан так, чтобы во всякое
время быть готовым надеть оружие и стать
солдатом”,— писал Локк.
Локк выводил мораль из принципа пользы
и интересов личности. Настоящий джентльмен,
считал он,— это тот, кто умеет достичь
собственного счастья, но в то же время
не препятствует в этом другим. Поведение
джентльмена должно быть разумно, он должен
уметь руководить своими страстями, быть
дисциплинированным, уметь подчинять
себя велениям рассудка. Но в трактовке
Локка “буржуазный рассудок есть нормальный
человеческий рассудок...”. Выработка
характера, развитие воли, нравственное
дисциплинирование — важнейшие задачи
воспитания. Нельзя потворствовать ребенку,
но нельзя и не удовлетворять его законных
пожеланий. Первоначально власть воспитателю
над ребенком дадут “страх и уважение”,
а затем, в более зрелые годы, эту власть
будут поддерживать “любовь и дружба”.
Главными воспитательными средствами
всегда будут не рассуждения, а пример,
среда, окружение ребенка. “Примите за
несомненную истину,— говорил Локк,—
что... наибольшее влияние на его поведение
будет все-таки оказывать компания, в которой
он находится, и образ действий тех, кто
ходит за ним”.
Особенно важно воспитание у детей устойчивых
положительных привычек. “Если вы считаете
необходимым приучить их к чему-нибудь,
укорените это посредством практики всякими
раз, как представится случай, и, если возможно,
сами создайте случай”. Воспитание привычек
должно начинаться с самого раннего возраста.
Нельзя добиться положительных результатов
грубостью, насилием; необходимый результат
дадут ласковые слова, кроткое внушение.
Нельзя прививать несколько привычек
одновременно. Нужно закрепить сначала
одну, а затем уже перейти к воспитанию
другой привычки.
Для достижения положительных результатов
в воспитании следует внимательно изучать
индивидуальные особенности ребенка,
наблюдать за ним, когда он ничего не подозревает,
чтобы “заметить его преобладающие страсти
и господствующие наклонности”; надо
выявлять у детей различные качества,
“сообразно различиям этих качеств должны
различаться и ваши методы”, писал Дж.
Локк.
Он считал необходимым бороться с детскими
капризами и ленью, ни в крем случае не
удовлетворять настойчивые желания ребенка,
если они сопровождаются плачем. Надо
быть внимательным к малышу, понять, чем
вызван каприз, установить, чем обусловлена
его леность. Чтобы привлечь ребенка к
занятиям, воспитатель должен найти, что
именно может заинтересовать его.
Локк выступал противником телесных наказаний,
считая, что “рабская дисциплина создает
и рабский характер”. Но в случаях упорства
и открытого неповиновения он допускал
телесные наказания.
Как человек своего времени Локк придавал
большое значение религиозному воспитанию,
но считал, что главное — не приучать детей
к обрядам, а вызывать любовь и почтение
к богу как высшему существу.
Умственное воспитание джентльмена, по
мнению Локка, следует подчинить выработке
необходимых деловому человеку качеств.
“Добродетельный, разумный и искусный
в ведении своих дел человек гораздо предпочтительнее,
чем великий ученый, не обладающий указанными
качествами”,— говорил он. Джентльмена
надо обучить чтению, письму, рисованию,
родному языку, французскому языку, географии,
арифметике, геометрии, астрономии, этике,
дать основные сведения по истории и законоведению,
обучить бухгалтерии, верховой езде и
танцам. Эта программа решительно порывала
со средневековыми традициями. Каждый
из предлагаемых Локком предметов должен
принести ребенку определенную пользу,
подготовить его к жизни. Локк рекомендовал
также занять воспитанника каким-либо
ремеслом (столярным, токарным, плотничьим)
или садоводством и сельским хозяйством,
парфюмерным делом, лакированием, гравированием.
Необходимость трудового воспитания он
мотивировал главным образом тем, что
труд на свежем воздухе полезен для здоровья,
а знание ремесел может пригодиться деловому
человеку, предпринимателю, к тому же труд
предотвращает возможность вредной праздности.
Чтобы привлечь ребенка к занятиям, следует
широко использовать детское любопытство,
ибо из него вырастает стремление к знаниям,
но надо также приучить его заниматься
и неинтересным.
Большое значение имеют детские вопросы,
к которым надо относиться со всем вниманием,
не давать лживых и уклончивых ответов.
Необходимо развивать у детей способность
к самостоятельным суждениям.
Воспитанный таким образом джентльмен,
по мнению Локка, будет тем новым человеком,
которому суждено крепить могущество
буржуазной Англии.
Выше уже отмечалось резко отрицательное
отношение Локка к школам. Он считал необходимым
изолировать будущего джентльмена от
влияния “грубой массы”, от детей простолюдинов.
Нескрываемое презрение Локка к народу
отчетливо выражено в его записке о рабочих
школах для Комиссии по делам промышленности
и колоний. Комиссия, кроме чисто экономических
вопросов, разрабатывала “метод привлечения
бедных королевства к труду”.
Итак, педагогическая теория Локка четко
определила цели и характер воспитания
джентльмена, представителя пришедшей
к власти буржуазии, в ней подробно разработаны
вопросы его физического, нравственного
и умственного воспитания. В то же время
детям трудящихся Локк предлагал давать
только трудовое и религиозное воспитание.
Своими философскими трудами, своей теорией
договорного происхождения государства
и естественного права Локк оказал весьма
значительное влияние на французских
просветителей.
^ 6.2 Педагогическая теория Жан-Жака Руссо
Жан-Жак Руссо (1712—1778)—глубокий мыслитель,
гуманист и демократ — придерживался
теории естественного права. Он утверждал,
что в первоначальном, или “естественном
состоянии”, люди были равны между собой,
они отличались чистотой нравов и были
счастливы. Но возникшая в дальнейшем
частная собственность разделила мир
на богатых и бедных, что привело к неравенству
в обществе, к порче нравов. Этому способствовало
также развитие культуры и науки феодального
общества. В целом Руссо не отрицал положительного
значения культуры в истории человечества,
но он стремился доказать, что деятельность
ученых и художников может быть плодотворной,
станет полезной народу, если она подчинена
общественным целям.
В своем произведении “Общественный договор
(1762) Руссо провозглашал демократическую
идею верховной власти народа. Основную
причину социального зла он видел в частной
собственности, но был только против крупной
собственности, приобретенной нетрудовым
путем, а собственность, добытую личным
трудом, объявлял священной и неприкосновенной.
В этом заключается основное противоречие
социальной позиции Руссо, выражавшего
интересы мелкобуржуазных слоев населения.
Руссо стремился найти пути восстановления
утраченного равенства; но в силу объективных
причин, будучи не в состоянии вскрыть
законы общественного развития, он возлагал
все надежды на просвещение и воспитание.
Развивая идеалистическую теорию договорного
происхождения государства, выдвинутую
Локком, Руссо доказывал, что во Франции
власти нарушили первоначальный договор
и, следовательно, народ имеет право их
ниспровергнуть.
Как и все французские просветители XVIII
в., Руссо полагал, что улучшить общественные
отношения можно путем правильно поставленного
воспитания.
В 1762 г. Руссо издал свой роман-трактат
“Эмиль, или О воспитании”, где подверг
уничтожающей критике воспитание, осуществляемое
в "феодальном обществе, и начертал
план формирования нового человека.,
Руссо верил в существование бога как
первопричины мира, в бессмертие души,
однако, придерживаясь “естественной
религии”, он резко разоблачал религиозное
лицемерие, паразитизм и ханжество духовенства.
Разгневанные церковники добились того,
что его труд “Эмиль, или О воспитании
по приговору французского парламента
был публично сожжен на одной из площадей
Парижа, а его автор вынужден был бежать
от преследовании.
Вернулся во Францию он много позже, разбитый
физически и морально.
Произведения Руссо сыграли особенно
важную роль в идеологической подготовке
французской буржуазной революции они
получили широкую известность во всем
мире.
Основу педагогических взглядов Руссо
составляет теория естественного воспитания,
которая тесно связана с его социальными
взглядами, с его учением о естественном
праве Руссо утверждал, что человек родится
совершенным, но современные общественные
условия, существующее воспитание уродуют
природу ребенка. Воспитание будет содействовать
его развитию только в том случае, если
приобретет естественный, природосообразный
характер.
В воспитании, полагал Руссо, участвуют
природа, люди и вещи. “Внутреннее развитие
наших способностей и наших органов есть
воспитание, получаемое от природы,— писал
он,— обучение тому, как пользоваться
этим развитием, есть воспитание со стороны
людей, а приобретение нами собственного
опыта относительно предметов, дающих
нам восприятия, есть воспитание со стороны
вещей”. Воспитание выполняет свою роль
тогда, считал Руссо, когда все три определяющих
его фактора будут действовать согласованно.
Понимание Руссо естественного, природосообразного
воспитания отличается от трактовки его
Коменским В отличие от чешского педагога
Руссо полагал, что воспитывать природосообразно
— значит следовать естественному ходу
развития природы самого ребенка. Он требовал
тщательного изучения ребенка, хорошего
знания его возрастных и индивидуальных
особенностей.
Признавая, что человеческая природа является
совершенной, Руссо идеализировал природу
ребенка и считал необходимым позаботиться
о создании условий, в которых все присущие
ему от рождения задатки могли бы беспрепятственно
развиваться Воспитатель не должен навязывать
ребенку свои взгляды и убеждения, готовые
нравственные правила, а должен предоставлять
ему возможность расти и развиваться свободно,
сообразно его природе и по возможности
устранять все. то, что этому может помешать.
Естественное воспитание — это и свободное
воспитание.
По Руссо, воспитателю нужно действовать
так, чтобы детей убеждала сила необходимости,
логика естественного хода вещей, т. е.
нужно широко применять метод “естественных
последствий”, сущность которого заключается
в том, чтобы ребенок сам ощущал результат
своих неправильных действий, неотвратимо
возникающие из-за этого вредные для него
последствия. Фактически Руссо ставил
ребенка в зависимость и от вещей, и от
постоянно находящегося при нем наставника.
За воспитанником сохранялась лишь видимость
свободы, так как всегда он должен был
поступать в соответствии с желанием воспитателя
“Без сомнения, — писал Руссо, — он должен
хотеть только то, что вы хотите заставить
его делать”. Таким образом, именно воспитатель,
воздействуя на своего воспитанника косвенным
образом, побуждает его к разностороннему
проявлению активности и самодеятельности.
Воспитатель, которому Руссо отводил большую
роль в формировании нового человека,
должен ясно представлять себе стоящую
перед ним цель. Он должен дать воспитаннику
не сословное, не профессиональное, а общечеловеческое
воспитание. Это требование во времена
Руссо было, несомненно, прогрессивным.
Естественное воспитание, описанное Руссо
в его произведении “Эмиль...”, осуществляется
на основе предложенной им возрастной
периодизации. Отправляясь от характерных
признаков, свойственных детской природе
на различных ступенях естественного
развития, Руссо установил четыре возрастных
периода в жизни ребенка. Определив ведущее
начало для каждой ступени развития, он
в соответствии с этим указывал, на что
должно быть направлено основное внимание
воспитателя.
Эта возрастная периодизация представляла
собой шаг вперед по сравнению с периодизацией,
установленной Коменским. Впервые Руссо
пытался выявить внутренние закономерности
развития ребенка, однако при этом он не
занимался глубоким изучением особенностей
определенных этапов детства. Субъективное
выпячивание в качестве основной какой-либо
одной особенности, присущей каждому возрасту,
придавало надуманный, искусственный
характер его периодизации.
Описанию естественного воспитания в
каждый из указанных периодов посвящены
особые части (книги) романа-трактата “Эмиль,
или о воспитании”.
В первой книге «Эмиля...» Руссо дал ряд
конкретных указаний о воспитании в раннем
детстве (до двух лет), касающихся в основном
ухода за ребенком: его питания, гигиены,
закаливания и т. д. Первые заботы о ребенке,
считал он, должны принадлежать матери,
которая, если это возможно, сама вскармливает
его своим молоком. “Нет матери, нет и
ребенка! — восклицал он. С первых дней
жизни малыша она предоставляет ему свободу
движений, не затягивая его туго свивальником;
проявляет заботу о его закаливании. Руссо
— противник изнеживания детей. “Приучайте,—
писал он,— детей к испытаниям... Закаляйте
их тела против непогоды, климатов, стихий,
голода, жажды, усталости”.
Укрепляя тело ребенка, удовлетворяя его
естественные потребности, не следует,
однако, потворствовать его капризам,
так как выполнение любых желаний ребенка
может превратить его в тирана. Дети, по
словам Руссо, “начинают с того, что заставляют
себе помогать, и кончают, тем, что заставляют
себе служить”.
С двух лет наступает новый период жизни
ребенка, теперь уже главное внимание
следует уделять развитию органов чувств.
Как сторонник сенсуализма Руссо полагал,
что сенсорное воспитание предшествует
умственному. “Все, что входит в человеческое
мышление, проникает туда при посредстве
чувств...— писал он.— Чтобы научиться
мыслить, надо, следовательно, упражнять
наши члены, наши чувства, наши органы,
которые являются орудиями нашего ума”.
Во второй книге «Эмиля...» Руссо обстоятельно
описал, как, по его мнению, следует упражнять
отдельные органы чувств. Рекомендованные
им разнообразные упражнения для развития
осязания, зрения, слуха он предлагал проводить
в естественной обстановке.
Поскольку, считал Руссо, разум ребенка
в этом возрасте еще спит, то осуществлять
обучение преждевременно и вредно. Он
был против того, чтобы искусственно форсировать
и развитие речи детей, так как это может
привести к дурному произношению, а также
к непониманию ими того, о чем они говорят;
между тем очень важно добиться, чтобы
они говорили только о том, что действительно
знают
Руссо искусственно разобщил развитие
ощущений и мышления и высказал несоответствующее
действительности предположение, что
дети до 12 лет якобы неспособны к обобщениям
и потому их учение следует отсрочить
до 12-летнего возраста.
Он допускал, конечно, что ребенок может
научиться читать и вне школы. Но тогда
первой и единственной пока книгой должна
быть “Робинзон Крузо Д. Дефо — книга,
в наибольшей степени отвечающая педагогическим
замыслам Руссо.
Руссо полагал, что до 12 лет недопустимо
не только учить ребенка, но и давать ему
нравственные наставления, так как у него
еще нет соответствующего жизненного
опыта. В этом возрасте, считал он, наиболее
эффективным будет применение метода
“естественных последствии”, при котором
ребенок имеет возможность на собственном
опыте испытать отрицательные последствия
своих проступков. Например, если он сломает
стул, не следует сразу заменять его новым:
пусть он почувствует, как неудобно обходиться
без стула; если он разобьет стекло в окне
своей комнаты, не нужно торопиться вставлять
его: пусть почувствует, как стало неуютно
и холодно. “Лучше схватить, ему насморк,
чем вырасти безумным”.
Заслуга Руссо в том, что он отвергал скучное
морализирование с детьми, а также широко
применявшиеся в то время суровые методы
воздействия на них. Однако рекомендуемый
им как универсальный метод “естественных
последствий не может заменить все разнообразные
методы, прививающие ребенку умения и
навыки обращения с вещами, общения с людьми.
В возрасте от 2 до 12 лет дети должны познакомиться
на основе личного опыта с природными
и некоторыми общественными явлениями,
развивать свои внешние чувства, проявлять
активность в процессе игр и физических
упражнений, выполнять посильные сельскохозяйственные
работы.
Третий возрастной период, от 12 до 15 лет,
по мнению Руссо, лучшее время для обучения,
так как у воспитанника появляется излишек
сил, которые следует направить на приобретение
ими знаний. Так как период этот очень
короткий, то из многочисленных наук нужно
выбрать те, которые ребенок сможет изучить
с наибольшей для него пользой. Руссо полагал
также, что подростку, которому еще мало
знакома область человеческих отношений,
недоступны гуманитарные науки, в частности
история, и потому он предлагал изучать
науки о природе: географию, астрономию,
физику (природоведение).
Целью умственного воспитания Руссо считал
пробуждение у подростка интереса и любви
к наукам, вооружение его методом приобретения
знаний. В соответствии с этим он предлагал
коренным образом перестроить содержание
и методику обучения на основе развития
самодеятельности и активности детей.
Ребенок приобретает знания по географии,
знакомясь с окрестностями той деревни,
в которой он живет; изучает астрономию,
наблюдая звездное небо, восход и заход
солнца; овладевает физикой, ставя опыты.
Он отвергал учебники и всегда ставил
воспитанника в положение исследователя,
который открывает научные истины. “Пусть
он,— говорил Руссо,— достигает знания
не через вас, а через самого себя; пусть
он не заучивает науку, а выдумывает ее
сам”. Это требование Руссо выражало его
страстный протест против феодальной
школы, оторванной от жизни, от опыта ребенка.
Настойчивые рекомендации Руссо развивать
у детей наблюдательность, любознательность,
активность, стимулировать выработку
у них самостоятельных суждений были,
несомненно, исторически прогрессивными.
Но вместе с тем во взглядах Руссо на образование
содержатся и ошибочные положения: он
не сумел связать ограниченный личный
опыт ребенка с опытом, накопленным человечеством
и отраженным в науках; рекомендовал начинать
умственное воспитание детей в очень позднем
возрасте.
В 12—15 лет подросток, наряду с обучением,
должен получать и трудовое воспитание,
начало которому было положено еще в предшествующий
период. Демократ Руссо рассматривал труд
как общественную обязанность каждого
человека. По его словам, всякий праздный
гражданин — богатый или бедный, сильный
или слабый — есть плут.
Руссо полагал, что участие подростка
в трудовой деятельности взрослых даст
ему возможность разобраться в современных
общественных отношениях, - возбудит у
него уважение к труженикам, презрение
к людям, живущим на чужой счет. В труде
он видел также действенное средство для
умственного развития ребенка. (Эмиль
должен работать, как крестьянин, а думать,
как философ, говорил Руссо.) Руссо считал,
что подростку нужно овладеть не только
некоторыми видами сельскохозяйственного
труда, но и приемами ремесла. Наиболее
подходящим в данном случае, говорил он,
является столярное ремесло: оно достаточно
упражняет тело, требует ловкости и изобретательности,
столяр делает полезные для всех вещи,
а не предметы роскоши. Научившись столярному
ремеслу как основному, ребенок может
затем познакомиться и с другими ремеслами.
Делать это следует в естественной трудовой
обстановке, в мастерской ремесленника,
приобщаясь к жизни трудового народа,
сближаясь с ним.
15 лет — это возраст, когда нужно уже воспитывать
юношу для жизни среди людей того социального
слоя, в котором ему в дальнейшем придется
жить и действовать. Руссо ставил три основные
задачи нравственного воспитания: выработку
добрых чувств, добрых суждений и доброй
воли. На первый план он выдвигал развитие
положительных эмоций, которые, по его
мнению, способствуют возбуждению у юноши
гуманного отношения к людям, воспитанию
доброты, сострадания к обездоленным и
угнетенным Средствами “воспитания сердца
у Руссо служат не нравоучения, а непосредственное
соприкосновение с человеческим орём
и несчастьем, а также хорошие примеры.
Мысли Руссо о воспитании женщины (невесты
Эмиля) определялись его взглядами на
природу женщины ее социальное назначение.
Оно состоит, по мнению Руссо, в том, чтобы
быть матерью, вести хозяйство, создавать
семейный уют, нравиться и быть полезной
мужу. Поэтому естественное воспитание
девушки, считал он, коренным образом должно
отличаться от воспитания юноши, в девушке
нужно воспитывать повиновение и покорность,
готовность усвоить чужие взгляды, даже
если они не совпадают с ее собственными.
Чтобы женщина могла родить здоровых и
крепких детей, чтобы она приобрела естественную
красоту и грацию, необходимо соответствующее
физическое воспитание. Никаких серьезных
умственных занятий ей не нужно. Руссо
крайне ограничивал образование невесты
Эмиля, но считал, что уже с детства следует
начинать обучать ее религии; взгляды
девушки в этой области всецело определяются
авторитетом людей, в подчинении которых
она находится. Всякая девушка, по словам
Руссо, должна исповедовать религию своей
матери, и всякая жена — религию мужа.
Таким образом, ставя цель воспитать из
мальчика свободного самостоятельного
гражданина, Руссо одновременно отказывал
женщине в самостоятельности.
Взгляды Руссо на назначение женщины в
обществе и ее воспитание весьма консервативны.
Восставая против развращенных нравов,
которые господствовали в его время среди
высшего дворянства и духовенства Франции,
Руссо возводил в идеал скромную, благонравную
женщину, принадлежащую к третьему сословию,
но он неправомерно противопоставлял
воспитание юноши и девушки.
Несмотря на ряд противоречий и ошибочных
положений, которые присущи педагогическим
идеям Руссо, последние имели исторически
прогрессивное значение и оказали большое
влияние на последующее развитие педагогической
мысли.
Руссо подверг сокрушительной критике
отживающую феодальную систему воспитания,
подавляющую личность ребенка: сословные
ограничения в области образования, словесное
обучение, догматизм и зубрежку, палочную
дисциплину, телесные наказания.
Выражая взгляды передовых людей своего
времени, он выступил со страстным призывом
освободить человека от феодального гнета,
защитить права детства. Руссо призывал
с любовью относиться к ребенку, внимательно
изучать его возрастные и индивидуальные
особенности, считаться с его потребностями.
Он особо подчеркивал необходимость воспитывать
органы чувств детей, развивать их наблюдательность,
стимулировать развитие у детей самостоятельного
мышления, творческих сил.
Очень важными были требования Руссо придать
образованию реальный характер, связать
его с жизнью, развивать в процессе обучения
активность и самодеятельность детей,
подготавливать их к труду как общественной
обязанности каждого гражданина.
Вместе с тем не все высказывания Руссо
мы можем признать правильными, например:
его требование индивидуального «свободного
воспитания», отрицание необходимости
разнообразных педагогических воздействий,
кроме косвенных, противопоставление
личного опыта ребенка опыту всего человечества,
недооценка систематических знаний, умаление
роли женщины в обществе и вытекающие
отсюда реакционные взгляды на ее воспитание.
И все же идеи Руссо о воспитании активного,
мыслящего, свободного человека оказали
огромное положительное влияние на развитие
педагогической теории и практики во многих
странах.
Информация о работе Проблема индивидуального подхода в дошкольном образовании