Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 16:40, курсовая работа
Актуальность темы исследования. Индивидуальный подход к личности ребенка в истории педагогики связано с тем, что существование индивидуальных различий между людьми – факт очевидный. Необходимость индивидуального подхода вызвана тем обстоятельством, что любое воздействие на ребенка преломляется через его индивидуальные особенности, через «внутренние условия», без учета которых невозможен по-настоящему действенный процесс воспитания.
Введение
1.Основные подходы к проблеме индивидуального подхода к личности ребенка в истории педагогической мысли.
1.1 Особенности взглядов зарубежных мыслителей на проблему индивидуального подхода.
1.2.Отражении идеи индивидуального подхода в истории отечественной педагогики.
2. Развитие идеи индивидуального подхода в теории логической современной педагогической теории и практики.
2.1. Теоретические основы индивидуального подхода к личности ребенка в истории педагогики
2.2. Специфика организации подхода в образовательных системах.
2.3. Роль педагога в индивидуальном подходе к личности ребенка.
3. Заключение.
4. Список литературы.
Н.К.Крупская отмечала особое значение индивидуального подхода в развитии интересов и способностей детей. Прежде всего говорила она, необходимо развивать такие способности, которые будут играть большую роль в подготовке детей к жизни, к практической деятельности, которые необходимы для любой профессии. «Есть целый ряд способностей, -писала она, - которые нужны для громадного числа профессии, например , зрительная память, глазомер, развитии чувства осязания, умение координировать свои движения. » (№8.с.6). При этом она отмечала, что начинать развивать эти способности надо не в школьном, а главным образом , в дошкольном возрасте.
В работах Н.К.Крупская раскрывается значение индивидуального подхода для
всестороннего развития личности ребенка в условиях воспитания в коллективе,
развитие самого раннего возраста нравственных качеств, способностей,
интересов в соответствии с задачами подготовки детей к жизни, к труду. Ее
советы ориентируют
индивидуальности, стремление понять его сложный духовный мир.
А.С.Макаренко считал принцип
индивидуального подхода к
разрешении ряда педагогических проблем, например при организации и воспитании
детского коллектива, трудовом воспитании детей, в игре. Он пришел к выводу,
что, осуществляя общую программу воспитания личности, педагог должен вносить
в нее «коррективы» в соответствии
с индивидуальными
Общее и особенное в характере человека тесно переплетаются, образуя так
называемые «запутанные узлы». Этим определением А.С.Макаренко подчеркивал
сложность индивидуального подхода к детям. Он считал, что в процессе
воспитания и обучения необходимо ориентироваться на положительные качества
ребенка- это главная точка опоры в общей системе воспитания и в
индивидуальном подходе к детям. Поэтому у каждого ребенка, прежде всего,
нужно выявить положительные стороны характера и поступков и на этой основе
укреплять в нем веру в собственные силы и возможности. С самого раннего
возраста воспитание должно быть таким, чтобы оно развивало творческую
деятельность, активность, инициативу.
Предавая большое значение индивидуальному подходу, А.С.Макаренко не
рекомендовал какие-то специальные методы. Один и тот же метод или прием можно
использовать по-разному, в зависимости от определенных условий и
индивидуальных особенностей воспитанника. Педагог всегда должен выбирать
соответствующие средства, исходя из сложившейся ситуации, причем каждое
средство будет иметь значение лишь тогда, когда применяется не изолировано от
общей системы воспитания.
Огромная заслуга А.С.
и фактически осуществил в своей практической деятельности основные положения
индивидуального подхода к детям.
Развитие индивидуальности А.С.Макаренко связывал не только с особенностями
человека, но и с темпераментом, с чертами характера. Он считал, что учет
проявлений характера и темперамента сложен и должен быть очень тонок по своей
воспитательной инструментовки : «Цели индивидуального воспитания заключаются
в определении и развитии личных способностей и направленностей в области не
только знания, но и характера.» (№21.с.19).
Методологическое обоснование и теоретические положения в трудах Н.К.Крупская
и А.С.Макаренко, являются исходными для дальнейшего развития педагогике
проблемы индивидуального подхода к детям.
Вскрыв сущность индивидуального подхода в воспитании, установив его связь с
жизнью, они обосновали положение о том, что методы и подходы индивидуального
подхода в процессе воспитания и обучения зависят от общих целей и задач
воспитания, учета возрастных и индивидуальных особенностей и характера
деятельности ребенка. Индивидуальный подход к детям осуществлялся ими в плане
проектирования лучших качеств личности, а не только как процесс
перевоспитания и исправления недостатков.
Проблема индивидуального подхода к детям получила всестороннее развитие в
практическом опыте и в педагогическом учении В.А.Сухомлинского. Он
подчеркивал важность развития
индивидуального своеобразия
Путь изучения индивидуальных особенностей ребенка В.А.Сухомлинский считал
нужным начинать с его семьи, одновременно подчеркивая необходимость
педагогического просвещения родителей : «По моему глубокому убеждению,
педагогика должна стать наукой для всех.» (№8.с.9). При этом он отмечал, что
общие формы работы с родителями необходимо сочетать с индивидуальными, так
как в каждой семье свой уклад жизни, традиции и сложные взаимоотношения между
ее членами.
В.А.Сухомлинский находил интересные формы работы для развития
индивидуальности каждого ребенка при воспитании его эстетических чувств.
Проблема индивидуального подхода к детям не может быть успешно решена без
знаний педагогом психологии.
Советские психологи А.В.
А.А.Люблинская, Д.Б.Эльконин и другие занимались проблемой индивидуального
подхода в связи с решением задач формирования личности. Современная
психология выделяет следующие существенные признаки понятия личности :
личность – индивидуальность, то есть неповторимое сочетание физических и
психологических особенностей, присущих конкретному человеку и отличающих его
от всех людей ; в мировоззрении, устремлении, делах личности проявляется
человек как гражданин ; чем богаче его духовный мир, тем прогрессивнее его
взгляды, тем большую пользу принесет он обществу своим трудом.
Для формирования личности имеют большое значение особенности высшей нервной
деятельности человека : темперамент сказывается на активности,
работоспособности, легкости приспособления к изменяющимся условиям,
уравновешенности поведения.
Проблема формирования личности включает учение о характере, и советские
психологи уделяли большое внимание воспитанию характера.
Характер – совокупность наиболее устойчивых отличительных черт личности
человека. Формируется в процессе его воспитания и обучения, в трудовой и
общественной деятельности.
Характер не является врожденным,
его нужно воспитывать и
следует отметить, что основными
условиями становления
одной стороны, целенаправленная деятельность, с другой – единые требования к
поведению ребенка как в детском саду и школе, так и в семье.
Проблеме воспитания навыков организованного, произвольного
поведения уделяли большое
внимание советские психологи Б.Г.
А.В.Запорожец, А.В.Суровцева, С.Л.Рубинштейн и другие. Особое внимание они
обращали на индивидуальный подход в воспитании у детей нравственных качеств
личности, поискам адекватных
приемов воспитательного
Деятельность – важнейшая форма проявления жизни человека, его активного
отношения к окружающей действительности. В деятельности обязательно должна
быть поставлена определенная
цель, что придает действиям
осознанность. Основными видами деятельности ребенка являются игра, а также
посильный труд, как физический, так и умственный, учебная деятельность.
В активной деятельности развиваются психические процессы, формируются
умственные, эмоциональные и волевые качества личности, ее способности и
характер. Проблема индивидуального подхода, поэтому не может рассматриваться вне деятельности, без учета отношения ребенка к окружающим, его интересов.
Необходимым условием осуществления
индивидуального подхода
органическое сочетание дифференцированного подхода к каждому ребенку с
воспитанием и формированием коллектива. Очень важным условием эффективности индивидуального подхода является опора на положительный характер, в свойствах личности ребенка.
Индивидуальный подход требует большого терпения от педагога, умения
разобраться в сложных проявлениях. Во всех случаях необходимо найти причину
формирования тех или иных индивидуальных особенностей ребенка.
Одним из условий правильного осуществления индивидуального подхода к ребенку является единство требований к нему как работников детского сада и школы, так и родителей.
Осуществляя индивидуальный подход к детям, педагог должен помнить, что его
задача не только развивать те положительные качества, которые уже есть у
ребенка, но и формировать качества личности.
В основе индивидуального
подхода лежит выявление
Великий русский педагог К.Д.Ушинский в своем труде «Человек как предмет
воспитания» писал : «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех
отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях»
(№8.с.13).
Личностное развитие человека несет на себе печать его возрастных и
индивидуальных особенностей, которые необходимо учитывать в процессе
воспитания. С возрастом связан характер деятельности человека, особенности
его мышления, круг его запросов, интересов, а также социальные проявления.
Вместе с тем каждому возрасту присущи свои возможности и ограничения в
развитии. Так, например, развитие мыслительных способностей и памяти наиболее
интенсивно происходит в детские и юношеские годы. Если же возможности этого
периода в развитии мышления и памяти не будут в должной мере использованы, то
в более поздние годы уже трудно, а иногда и невозможно наверстать упущенное.
В то же время не могут дать эффекта и попытки слишком забегать вперед в
воздействии на физическое, умственное и нравственное развитие ребенка, без
учета его возрастных возможностей.
Многие педагоги обращали внимание на необходимость глубокого изучения и
правильного учета возрастных и индивидуальных особенностей детей учитывать в
процессе воспитания. Эти вопросы, в частности, ставили Л.А.Коменский, Д.Ж
.Локк, Ж.Ж.Руссо, а позже К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой и другие. Более того,
некоторые из них разрабатывали педагогическую теорию, исходя из идеи
природосообразности воспитания, то есть учета природных особенностей
возрастного развития, хотя эта идея и интерпретировалась ими по-разному.
Коменский, например, в понятие природосообразности вкладывал мысль об учете в
процессе воспитания тех закономерностей развития ребенка, которые присущи
природе человека, а именно : врожденного человеку стремления к знанию, к
труду, способности к многостороннему развитию и т.д. Ж.Ж.Руссо, а затем
Л.Н.Толстой трактовали этот вопрос иначе. Они исходили из того, что ребенок
от природы является существом совершенным и что воспитание не должно нарушать
это природное совершенство, а идти за ним, выявляя и развивая лучшие качества
детей. Однако все они сходились в одном, что нужно внимательно изучать
ребенка, знать его особенности и опираться на них подхода в процессе
воспитания.
Индивидуальный подход требует
большого терпения от педагога, умения
разобраться в сложных
Информация о работе Проблема индивидуального подхода в дошкольном образовании