Проблема подросткового возраста в асоциальных семьях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 10:58, курсовая работа

Описание

Цель курсового проекта: изучить проблему подросткового возраста в асоциальных семьях.
Данная цель может быть достигнута путем решения таких задач, как:
- изучить подробно работы авторов, изучавших данную проблему,
- провести экспериментальное исследование,
- проанализировать результаты- сделать выводы по работе.

Содержание

ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА В
АСОЦИАЛЬНЫХ СЕМЬЯХ (теоретические аспекты)………………….5
1.1 Аспекты социально-правовой защиты семьи в современной
России………………………………………………………………….5
1.2 Семья – один из основных институтов социализации подростка…..9
1.3 Особенности подросткового возраста……………………………….18
1.4 Девиантное поведение как результат становления личности
подростка в асоциальной семье…………………………………………...25

Работа состоит из  1 файл

курсовая отчет.doc

— 141.00 Кб (Скачать документ)

      Федеральное агентство по образованию и науке

      Российской  Федерации

ГОУ ВПО  «Российский Государственный Профессионально-Педагогический Университет»

      Социальный  институт

      Факультет социальной работы и социальной педагогики

Кафедра социальной педагогики 
 
 
 

Контрольная работа

по дисциплине

Возрастная  анатомия

по теме:

«Проблема подросткового возраста в  асоциальных  семьях» 
 

Выполнил:

студентка группы

ЗСПДО 113с

Орлова  А.А.

Проверил: 
 
 
 

Екатеринбург

2009 

ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА В 

АСОЦИАЛЬНЫХ СЕМЬЯХ (теоретические аспекты)………………….5

1.1 Аспекты  социально-правовой защиты семьи в современной

    России………………………………………………………………….5

1.2 Семья  – один из основных институтов  социализации подростка…..9

1.3 Особенности  подросткового возраста……………………………….18

1.4 Девиантное поведение как результат становления личности

подростка в асоциальной семье…………………………………………...25 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

    Интерес к изучению института семьи не ослабевает, а напротив, возрастает в наши дни. Проблеме возникновения, развития и помощи семье посвящена обширная литература. Экономические и политические трансформации, которым подвергается российское общество на протяжении последних пятнадцати лет, безусловно, оказывают существенное влияние на жизнь семьи. Многие из российских семей оказались на грани выживания, в буквальном смысле этого слова. Перемены в стране в первую очередь влияют на жизнедеятельность семьи, на формирование подрастающего поколения.

    Всем  известным фактом, подтвержденным различными научными направлениями как психологии, так и других наук является то, что в период подросткового возраста личность претерпевает определенные переживания, которые связаны с целым рядом факторов, как физиологических, так и психологических. Поэтому, даже вполне социально-адаптированная семья с хорошим психологическим климатом и нормальными моральными устоями испытывает определенные трудности во взаимоотношениях с подростком в силу его повышенной возбудимости, некоторой неадекватности в восприятии получаемой от взрослых информации и ощущения взрослости, когда он еще таковым не является. При хороших взаимоотношениях в семье и положительном примере родителей острые углы подобного рода сглаживаются. В противоположность же этому, напротив, в асоциальных семьях, подростки, еще не имея достаточной физиологической и адаптированной психологической развитости, вынуждены обстоятельствами рано повзрослеть. И в силу вынужденной необходимости выживать, рано осознав возможность получения легкой «наживы», они становятся на путь преступности. Не имея образования, не имея положительного примера, не имея представления о благочестивости и порядочности, но имея острую необходимость в выживании, они не знают и не видят иных путей, как путь преступности.

    Таким образом, можно увидеть яркую  и четкую обозначенность актуальности выбранной темы для изучения. Сегодня эта актуальность касается уже не только семей с низким достатком, но и семей с очень высоким достатком, когда на путь преступности становятся подростки, у которых есть все и они не представляют к чему еще можно стремиться. Пропадает интерес к жизни. В нашей работе данная категория подростков будет рассматриваться отдельно. К сожалению, в процессе подготовки к написанию данной курсовой работы мы выяснили, что именно данный аспект проблемы практически не освещен. Возможно, это связано с новизной этого явления в российском обществе. По данному вопросу мы провели исследование и сделали определенные выводы, которые будут представлены  в заключительной части работы.

    Цель  курсового проекта: изучить проблему подросткового возраста в асоциальных семьях.

    Данная  цель может быть достигнута путем  решения таких задач, как:

    - изучить подробно работы авторов,  изучавших данную проблему,

    - провести экспериментальное исследование,

    - проанализировать результаты- сделать  выводы по работе.

    В работе использован ряд психологических  методов исследования, как то: наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, проективные методики.

    Объект  исследования: подросток.

    Предмет исследования: проблемы подростков в  асоциальных семьях.

    Результаты, полученные в результате данного исследования можно использовать при разработке программы оказания помощи подросткам из асоциальных семей. 
 
 
 

ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА В АСОЦИАЛЬНЫХ СЕМЬЯХ (теоретические аспекты)

    1.1 Аспекты социально-правовой защиты семьи в современной России 

    Современные представления о социально-правовой защите семьи проистекают из особенностей семейной политики государства и опираются на теоретические представления о семье и ее взаимодействии с государством как в правовом, так и в социальном аспектах. В контексте рассматриваемой темы семья изучается не только как социальный институт, но также как объект социально-правовой защиты государства. Данный подход предполагает удовлетворение базовых потребностей семьи, связанных с ее материальным благосостоянием, охраной здоровья, получением образования, обеспечением безопасности и др.

    В рамках семейной политики, руководствуясь социальными и правовыми нормами, разработанными Российским государством, правительством и другими органами государственной и муниципальной  власти, призваны обеспечивать полноценное функционирование семьи. Социально-правовая защита с этой точки зрения является сложным нормотворческим и правоприменительным процессом, включающим в себя не только издание нормативных правовых актов (кодексов, законов, указов, постановлений и др.), но и исполнение всей совокупности нормативных правовых установлений и других политических, экономических, нравственных, иных норм и мер. Среди последних к числу приоритетных относятся принципы, методы, формы и способы осуществления семейной политики. Вышеизложенное обусловливает научную актуальность социологического анализа содержания социально-правовой защиты семьи как системного образования в единстве всех его важнейших составляющих.

      В особой мере сказанное касается  современной России, в которой  цивилизованные элементы социально-правовой защиты семьи начали складываться только после принятия новой Конституции страны (декабрь 1993).

    Вместе  с тем, научная актуальность нашего исследования обусловливается также ситуацией, сложившейся в России на рубеже веков, которая ограничивает потенциал социального развития семьи и общества и характеризуется следующим [17]:

    - современная семья не справляется  с присущими ей традиционно  репродуктивными, социально-экономическими и воспитательными функциями;

    - ростом социального сиротства,  которое ложится дополнительным  бременем на государственный бюджет, создает условия для криминализации детей и подростков;

    - усилением деградации первичной  социализации детей, закладывающей основу будущего иждивенчества и девиантного поведения значительной массы людей;

    - преобладанием патриархатно-патерналистской  позиции государства по отношению к семье, которая не соответствует современной социально-экономической ситуации;

    - отсутствием постоянного социологического  и социального сопровождения реформирования семейной и социальной политики;

    - ориентацией семейной политики  государства лишь на защиту  аномальных и маргинальных семей;

    - несовершенством нормативно-правовой базы социальной защиты семьи и в особенности крайней неэффективностью практики исполнения (правоприменения) изданных нормативных правовых актов.

    Вышеизложенное  дает основание для акцентирования положения, согласно которому эффективное применение действующего законодательства и его адекватное исполнение, включающее также разработку новых направлений в области социально-правовой защиты семьи, призвано улучшить социально-правовую защиту семьи и в целом социальное положение российских семей. Последнее обусловливает необходимость научного поиска путей и эффективных мер усиления социально-правовой защиты семьи и укрепления института семьи в России. Показателями действенности таких мер в перспективе, как свидетельствует мировая практика, являются повышение уровня рождаемости до простого замещения поколений и дальнейшая стабилизация этого процесса, а также значительное уменьшение числа абортов, уменьшение разводов и доли неполных семей.

    Сказанное наглядно подтверждает научную актуальность и практическую значимость социологической разработки проблем теории и практики социально-правовой защиты семьи в современной России.

    С учетом вышеизложенного отдельного рассмотрения заслуживает степень разработанности темы.

    В конце XX столетия обозначилась тенденция  к расширению рамок демографического подхода к семейно-ориентированным исследованиям. В советский период активно занимались этими проблемами А.Г. Харчев, М.С. Мацковский и др., которые акцентировали внимание на социальных и демографических аспектах [11,14].

    Впоследствии такой подход был поддержан и такими социологами, как А.И.Антонов, А.Г.Волков, С.И.Голод, В.А.Сысенко, Б.Ц.Урланис и другими [7; 1; 19].

    Помимо  демографического подхода к изучению семейно-брачных отношений стали развиваться и другие концепции, представляющие новые взгляды на эту проблему. В частности, большое внимание начали уделять взаимодействию семьи и личности, супругов, родителей и детей, братьев и сестер, а также взаимодействию семьи с обществом, социальными институтами и неформальными образованиями. К интересным социологическим направлениям следует отнести исследования процессов (внутрисемейных и внешнего влияния) семейно-брачных отношений, представленные в работах М.Г.Панкратова, Н.Г.Аристовой, Т.А.Гурко, З.М. Алигаджиевой и др. [16]

    По  мнению названных ученых, одним из инструментов воздействия на семью выступает семейная политика властей. Подобную точку зрения высказывала также Г.А. Заикина, в работах которой прослеживается интерес к анализу внутрисемейных отношений, проблемам рождаемости и воспитания детей, а также к «женскому вопросу».

    Изменение научных взглядов в этой области  произошло в начале 90-х годов  XX столетия, и было связано с тем, что государство начало осуществлять семейную политику, что обусловило более активное социологическое изучение семьи: как социального института и малой социальной группы. Анализ семьи как малой социальной группы представлен в работах А.И.Антонова, С.В.Дармодехина, Н.М.Римашевской и т.д. [12]

    Что касается социологического анализа основ государственной семейной политики, то существенный вклад в их разработку внесли А.Г. Вишневский, С.И. Голод, О.Н. Волжина, В.В. Елизаров, Г.И. Климантова, А.И. Ковалева, О.Б. Осколкова и др. [10]

    Анализу влияния социальной политики на жизнедеятельность  семьи посвящены работы таких авторов, как З.М. Алигаджиев, Н.Г. Арметов, А.Г.Волков, Т.А.Гурко. Г.А. Заикин, М.С. Мацковский, В.П. Милецкий, Г.И. Осадчая, М.Г. Панкратов, А.Б. Синельников. В.А. Сысенко, Л.В. Сморгунов, Б.Ц. Урланис, А.Г. Харчев и др. [8]

Информация о работе Проблема подросткового возраста в асоциальных семьях