Проблема подросткового возраста в асоциальных семьях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 10:58, курсовая работа

Описание

Цель курсового проекта: изучить проблему подросткового возраста в асоциальных семьях.
Данная цель может быть достигнута путем решения таких задач, как:
- изучить подробно работы авторов, изучавших данную проблему,
- провести экспериментальное исследование,
- проанализировать результаты- сделать выводы по работе.

Содержание

ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА В
АСОЦИАЛЬНЫХ СЕМЬЯХ (теоретические аспекты)………………….5
1.1 Аспекты социально-правовой защиты семьи в современной
России………………………………………………………………….5
1.2 Семья – один из основных институтов социализации подростка…..9
1.3 Особенности подросткового возраста……………………………….18
1.4 Девиантное поведение как результат становления личности
подростка в асоциальной семье…………………………………………...25

Работа состоит из  1 файл

курсовая отчет.doc

— 141.00 Кб (Скачать документ)

    С учетом изложенного следует отметить, что влияние такого механизма государственного регулирования, как социально-правовая защита, на семейные ценности, на полноценное функционирование семьи как социального института в рамках семейной политики государства все еще недостаточно изучено в российской социологической науке, что обусловливает несомненную научную актуальность и практическую значимость социологического анализа социально-правовой защиты семьи в современном российском обществе, особенно в условиях реализации с января 2005 г. федерального закона № 122 о замене натуральных льгот монетизацией, негативные социальные последствия которого на сегодня очевидны [7]. С учетом сказанного объектом настоящего исследования является современная российская семья. 
 

    1.2 Семья – один из основных  институтов социализации подростка 

    Институт  семьи с древних времен считался самым важным аспектом социализации подрастающего члена общества. Для того чтобы разобраться с понятием «семья» нами были  рассмотрены разные точки зрения на этот счет.

    Анализ  показывает, что единого понимания специфики семьи до сих пор не существует. Нет и четкого юридического определения семьи. В разных сферах встречаются разные определения семьи как малой социальной группы. По этой точке зрения, семья есть «основанная на браке и кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью и моральной ответственностью» [5, 21].

    С другой стороны, семья - это основанное на частной собственности и общесемейной деятельности объединение людей, связанных отношениями родительства - супружества - родства, приводящими в соответствие удовлетворение личных потребностей с выполнением социальных функций по рождению, содержанию и социализации детей [2, 113].

    Наконец, по словам Питирима Сорокина, «семья - организованный и обычно солидарный коллектив. Поэтому семейная группировка является очень важной...» [7, 237]

    С социально-правовой точки зрения семья  главным образом выступает институциональным  образованием, в которой «группа  лиц имеет между собой предусмотренные законом права и обязанности» [11, 244].

    Попав в сферу правового регулирования, семья приобретает статус социального института, что дает возможность включить в ее определение как социальные, так и правовые признаки.

    Но  с какой стороны не рассматривай институт семьи, всегда его основной функцией будет формирование ценностей подрастающего поколения в процессе становления их личности.

    Проблема  асоциальных семей состоит именно в том, что подросток видит и принимает те ценности, которыми живут его родители. Но прежде, чем мы заговорим о ценностях, разберем, что же представляет собой асоциальная семья.

    Изучив  множество литературных источников, мы вынуждены констатировать тот факт, что четкого определения ему так и не нашли. Но, проанализировав ту информацию, которая приведена в совершенно небольшом количестве в имеющейся литературе, мы сделали вывод:

    асоциальная семья – это та семья, члены  которой частично или полностью игнорируют исполнение взаимных обязанностей друг перед другом, при этом всегда имеются такие члены семьи, которые не могут воспользоваться своими правами. К такой категории может относиться любой член семьи, права которого попираются другими членами семьи. Например, это пожилой человек, или кто-то из супругов или же ребенок.

    Однако  кто бы в семье ни находился в подобном положении, однозначно всегда это отрицательно влияет на формирование личности ребенка, особенно подростка, т.к. именно в этом возрасте ребенок неосознанно копирует роль взрослого, претворяя эту роль в жизнь и принимая ее за свою собственную. Поэтому именно в этом возрасте необходимо особенно следить взрослым за своими взаимоотношениями, за отношением к пожилым людям, к животным, к миру, к жизни. Ведь именно в этом возрасте формируются те ценности, которые ложатся на подсознание подростка и в дальнейшей жизни именно такой шаблон поведения и отношения будет им претворен. Именно эти ценности понесет он через всю жизнь.

    С выбором ценностей непосредственно  связана проблема нравственного воспитания подростка, которая всегда является одной из важнейших проблем всех народов, ибо будущее народа определяется уровнем сознания и нравственными устоями людей, вступающих во взрослую самостоятельную жизнь.

    Здесь нелишним было бы сказать о силе СМИ на формирование подростка. Практически во всех современных обществах существуют официально признанные наукой термины, обозначающие образец для подражания, пропагандируемый средствами массовой информации для подростка. Так, например, во французской социологии говорят о "направляющих образах" и об "идеалах личности". В английских исследованиях встречаются такие выражения, как "человеческий образ, представляющий предмет притязаний", "идеальный тип человека в данной культуре", "образ, вызывающий восхищение". Немцы пользуются словом "образец", а также выражением "идеальный тип группы". К сожалению, адекватных выражений в нашей сегодняшней социально- философской науке не выработано, тогда как аналогичные термины советского периода оказались отброшены. Конкретный анализ сущности нравственной культуры убедительно опровергает точку зрения тех, кто пытается умалить сегодня ее ценностное значение, выдвигая на первый план лишь ценности, связанные с достижением материального благополучия.

    Именно  в этом ракурсе, в рамках нашего курсового  проекта мы хотим представить  в качестве одной из групп асоциальных семей – богатые семьи.

    Таким образом, мы предлагаем следующую классификацию  асоциальных семей:

    - неблагополучная семья, где родители  имеют хотя бы один из видов  зависимости. Здесь подросток принимает как факт, что другой жизни быть не может, и если даже он попытается выйти из данного круга социального окружения, то на нем клеймом повиснет его социальное происхождение. Предприняв некоторые попытки в подростковом возрасте, которые не увенчались успехом (особенно сегодня, когда происходит резкое расслоение на бедных и богатых при отсутствии как такового среднего класса, поскольку умные люди стараются покинуть страну и выехать на ПМЖ в любую из стран мира, где стабильная экономика), подросток принимает как аксиому, что для него другой жизни быть и не может, что образования он никогда не получит, а значит и достойной профессии у него не будет. И, принимая за основу способ выживания таких родителей как один единственно возможный, а порой, чтобы уйти от ужасающей реальности, подростки повторяют судьбу своих родителей;

    - внешне благополучная семья, где  присутствует скрытое насилие  по отношению хотя бы к одному из членов семьи. Если это  физическое или моральное насилие  по отношению к старикам – то подросток становится бесчувственным и через некоторое время начинает подобно же относиться к своим родителям. Если любого рода насилие обращено к матери, то мальчик будет также относиться к женскому полу, либо противоположное – «возгорит» ненавистью к своему родному отцу, даже если тот к нему внимателен и ласков. Если это девочка, то она не будет иметь опыта нормальных взаимоотношений с противоположным полом, а значит будет позволять всю оставшуюся жизнь понукать собой, либо опять же , будет испытывать ненависть к одному из родителей и постоянное осуждение. В случае насилия в адрес само подростка – ребенок превратится в хронического «бегунка», либо наоборот в будущего насильника или извращенца, который будет получать сексуальное удовлетворение лишь от сцен насилия либо от участия в таковом;

    - «новая русская семья». Здесь подросток ощущает либо полный диктат со стороны родителей либо полную безнаказанность. Но даже под давлением диктата он усваивает на всю жизнь, что «то, что нельзя купить за деньги – можно купить за очень большие деньги, а что нельзя купить за очень большие деньги – можно взять при помощи силы». Это искалеченное поколение так называемых «братков», которым «море по колено». Они без правил рассекают на иномарках последней модели и абсолютно уверены, что им ничего не будет, а в любой аварии будет виноват не он. Это в будущем люди, для которых существует единственная ценность – деньги  и сила. И они лишь решают, что же поставить на первое место. При чем власть – это лишь следствие первых двух, так как «Прав не тот, кто прав, а у кого прав больше».

    - богатая семья. Ребенок воспитывается в полной изоляции от окружающего мира. Его ценности формируются лишь, глядя на пышные приемы, и на жизнь по телевизору. Он не понимает, как это возможно, если кто-то вдруг говорит о том, что его обидели, а он простил, его попросили и он сделал бесплатно – такому ребенку данные ценности не понятны, но, при этом, он прекрасно осознает, что друзей нужно заводить таких, которые тебе в будущем пригодятся, что за услугу нужно заплатить как можно меньше и как можно позже.. Такой ребенок не знает истинного понятия «бескорыстная дружба» и вообще «бескорыстие», он не понимает – зачем существуют такие понятия. И если и делает какое-то благо, то исключительно с целью…

    - семья, где присутствует гиперопека  или гипоопека. Ребенок в данном случае либо не в состоянии принимать самостоятельно решения, либо наоборот любое свое решение сопровождает всю оставшуюся жизнь повышенной эмоциональной возбудимостью. В будущем - это либо диктатор, либо «недотепа», который не в состоянии и шага сделать. При гипоопеки – ощущение брошенности, при гиперопеке – ощущение безысходности. И в том и  в другом случае – в будущем агрессивная личность, а в подростковом возрасте – акцентуированная. Этот пункт может быть следствием предыдущих двух, но мы их ставим порознь, так как в предыдущих двух случаях вполне может присутствовать хорошее отношение к самому ребенку, но при этом у ребенка формируется искаженное восприятие мира. А для подростка это очень опасно, так как это фундамент для его будущих ценностей и мировоззрения.

    Любой из данных типов асоциальной семьи  может привести как результат к акцентуации характера подростка. Ниже нами будут рассмотрены особенности подросткового возраста для того, чтобы понять причины возникновения акцентуаций характера, как следствия формирования личности подростка в условиях асоциальной семьи.

    Но  прежде еще два слова о ценностях  и ценностных ориентациях.

    Перестроечно-реформистский  период в нашей стране способствовал  не только значительному усложнению и так достаточно сложных социальных отношений и связей, но и обострил многие общественные противоречия. Появилась и продолжает усиливаться диспропорция между культурой и нравственностью как общечеловеческими ценностями, с одной стороны, и социально-групповой поляризацией ценностных ориентации - с другой. Изменение экономических отношений привело к тенденции формирования разных культур внутри одного общества. Более того, даже внутри одного и того же социального слоя или группы можно наблюдать подобную тенденцию.

    Сказанное вполне относится как в целом к обществу, так и к жизни подростков, такой активной и перспективной части подрастающего поколения, в котором будущее нашего общества, а значит, и каждого из нас.

    Отличительной чертой нашей страны, по сравнению с вышеназванными, является тот факт, что у нас процесс перестройки школы сопровождался снижением финансирования средних и высших учебных заведений. При этом произошло резкое разделение среди учащихся. И проявилось это резко именно среди подростков, так как именно в этом возрасте дети моделируют то, что происходит в обществе. Эти обстоятельства не могли не влиять на сознание и социальное самочувствие подростков. Падение экономики, ухудшение материального положения средней школы и вуза негативно сказывается во всех сферах духовной жизни общества. Падают возможности и влияние культурно-просветительской работы, значительная часть подростков теряет ясные и четкие нравственные ориентиры. Важнейшие культурно-нравственные общечеловеческие ценности оказываются невостребованными определенной частью подростков. И вес этой части начинает катастрофически возрастать. Можно уверенно констатировать, что в настоящее время, как результат разрушения советской системы ценностей, на первый план выступила денежно-финансовая проблема. Сегодня из средства развития личности деньги превращаются в самоцель, зачастую поглощая все свободное время, необходимое для самовоспитания и творческого развития.

    Такие проявления высокой нравственности, как сострадание, соучастие, сопереживание, уважение к другим и к самому себе, отходят на второй план, становятся не главными, не существенными. К этому фактору необходимо добавить средства массовой информации. В сознание уже подростков, а, затем, молодежи внедряются сомнения по поводу прошлых успехов нашей страны в разных областях жизни. Вследствие этого растет отчужденность многих студентов от культурно-исторического прошлого, разрушается привлекательность нравственных идеалов, носителями которых выступали их отцы и деды и даже далекие предки. Следствием является трагический разрыв между поколениями.

    Перечисленные обстоятельства с неизбежностью  ставят вопрос о разработке новой системы формирования нравственной культуры подростков вообще, и особенно из асоциальных семей. Это важная составляющая процесса становления будущей личности.

    Представители третьего поколения американской теории социального научения уделяют особое внимание анализу структуры асоциальной семьи и других социальных институтов как важнейших факторов развития поведения подростка из асоциальной семьи. Одно из интересных направлений в изучении этих факторов разработано У. Бронфенбреннером [2;11;20].

Информация о работе Проблема подросткового возраста в асоциальных семьях