Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 10:58, курсовая работа
Цель курсового проекта: изучить проблему подросткового возраста в асоциальных семьях.
Данная цель может быть достигнута путем решения таких задач, как:
- изучить подробно работы авторов, изучавших данную проблему,
- провести экспериментальное исследование,
- проанализировать результаты- сделать выводы по работе.
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА В
АСОЦИАЛЬНЫХ СЕМЬЯХ (теоретические аспекты)………………….5
1.1 Аспекты социально-правовой защиты семьи в современной
России………………………………………………………………….5
1.2 Семья – один из основных институтов социализации подростка…..9
1.3 Особенности подросткового возраста……………………………….18
1.4 Девиантное поведение как результат становления личности
подростка в асоциальной семье…………………………………………...25
В американской психологии, пишет Бронфенбреннер, существует понятие "возрастная сегрегация", которое характеризует перемены, происходящие в последние годы в жизни подростков, особенно из асоциальных семей. Возрастная сегрегация проявляется в неспособности таких подростков найти место в жизни общества. При этом подросток чувствует себя оторванным от окружающих его людей и дел и даже враждебным к ним: он хочет заниматься своим собственным делом, но часто не знает точно, какое это дело и как им надо заниматься. Когда же молодой человек наконец находит его, практическая работа не приносит удовлетворения и интерес к ней быстро угасает. Этот факт оторванности подростков, вышедших из асоциальной семьи, от других людей и настоящего дела в американской психологии получил название отчуждения.
Корни отчуждения американские исследователи ищут в особенностях современной семьи. У. Бронфенбреннер обращает особое внимание на то обстоятельство, что большинство матерей работают. Характерно и то, что число других взрослых членов семьи, которые могли бы взять на себя обязанности по воспитанию ребенка в то время, когда матери работают, резко падает. Растет количество разводов, а, следовательно, и детей, воспитывающихся без отца. Естественно, что и материальный уровень жизни в этих семьях низкий. Однако с психологическим перенапряжением и неудачами приходится иметь дело не только семьям бедняков. У. Бронфенбреннер пишет, что в домах более обеспеченных семей "может не быть крыс, но и им приходится также участвовать в крысиной борьбе за существование". У. Бронфенбреннер пишет, что сегодня каждую семью, в которой взрослые либо постоянно работают, либо, находясь дома, проводят все время у телевизора или возле компьютера, можно назвать асоциальной, так как такая семья ломает нравственные ценности в корне, те которые должны впитываться «губкой-подростком».
Требования профессиональной деятельности, претендующие не только на рабочее, но и на свободное время матерей и отцов, приводят к тому, что подросток чаще проводит время с пассивными гувернантками, чем с родителями. Бронфенбреннер приводит яркий пример, демонстрирующий дефицит общения детей с отцами [18]. На вопросы анкет отцы — представители средних классов общества — ответили, что тратят на общение со своими детьми-подростками в среднем 15-20 мин. в день. Однако исследования, в которых велась запись отцовского голоса с помощью микрофона, прикрепленного к рубашке подростка, показали, что преувеличено даже это мизерное время: среднее число таких контактов в день — 2,7 раза, а их средняя продолжительность — 37,7 сек.
Затрудняют общение ребенка и взрослого и многие достижения цивилизации: появление дополнительных телевизоров в семье, наличие семейных комнат и отдельных спален, специальных комнат для игр и т.п. ведет к дальнейшему углублению изоляции между поколениями. Невольно приходят на память картины иной, патриархальной семейной жизни, когда вся большая семья, обычно все три поколения жили вместе и собирались хотя бы 3-4 раза в день за одним большим общим столом. Разумеется, в такой семье общение, забота и воспитание детей были непрерывными, а не дискретными. И главное, всегда рядом с ребенком был близкий человек. Современная цивилизация, подчеркивает Бронфенбреннер, все более отдаляется от условий, благоприятных для полноценного становления подростка, все больше углубляя изоляцию и увеличивая дефицит общения подростка с взрослым. Это асоциальная семья, и не обязательно при этом кто-то из родителей наркоман или алкоголик. Это вполне может быть трудоголик по словам Бронфенбреннер
Итак,
распад семьи, территориальное разделение
жилых и деловых районов в городах,
частые переезды с одного места жительства
на другое, прерывающие соседские и родственные
связи, поток телевизионных передач, работающая
мать и другие проявления "общественного
прогресса", согласно Бронфенбреннеру,
также являются признаками асоциальной
семьи и ведут к умиранию общества.
1.3
Особенности подросткового возраста
Мы
рассмотрели точку зрения государства
и меры, предпринимаемые им к
данной проблеме. Мы изучили точки
зрения на вопрос об асоциальности
семьи и проблемах такой семьи
различных авторов –
Но рассмотрение теоретических аспектов вопроса будет неполным, если не изучить особенности данного возрастного периода.
Подростковый период выделяется не во всех обществах, а лишь с высоким уровнем цивилизации. Индустриальное развитие приводит к тому, что требуется все более продолжительное время для общественного и профессионального обучения детей и соответственно расширения рамок подросткового возраста.
В литературе данный возрастной период описан под разными названиями: подростковый, переходный, пубертальный, пубертатный, отрочество, подростничество, негативная фаза возраста полового созревания, возраст второй перерезки пуповины. Разные названия отражают разные стороны происходящих в жизни подростка перемен.
Возрастные рамки данного периода в среднем варьируют в пределах 13-19 лет, хотя некоторые авторы настаивают, что этот период длится до 16-17 лет [15]. В странах современной Европы, подростковый возраст считается с 16 до 21 года [17].
Наступление подросткового возраста со всей очевидностью проявляется в резком возмужании организма, внезапном увеличении роста и развитии вторичных сексуальных признаков. У девочек этот процесс начинается приблизительно на 2 года раньше и длится в течение более короткого времени (3-4 года), чем у мальчиков (4-5 лет). Этот возраст считается периодом выраженного увеличения сексуальных желаний и сексуальной энергии, особенно у мальчиков.
С фазами биологического созревания у подростков совпадают фазы развития интересов. С одной стороны, теряется интерес к вещам, которые его интересовали раньше (презрительное отношение к детским забавам, "россказням" и т.д.). При этом не утрачиваются ни навыки, ни сложившиеся механизмы поведения. С другой стороны, возникают новые интересы: новые [5] книги, в основном, эротического характера, острый сексуальный интерес.
Присутствует такой момент, когда кажется, что у подростка вообще отсутствует какой бы то ни было интерес. Эта разрушительная, опустошительная фаза расставания с детством и дала повод Л.Толстому назвать период "пустыней отрочества". Позже, в начале новой фазы, у ребенка появляется множество новых интересов. Из них путем дифференциации выбирается ядро интересов. Причем вначале это происходит под знаком романтических стремлений, под конец – реалистический и практический выбор одного устойчивого интереса, связанного с основной жизненной линией, избираемой подростком.
Ведущая деятельность – интимно-личностное общение со сверстниками. Эта деятельность является своеобразной формой воспроизведения между сверстниками тех отношений, которые существуют среди взрослых людей, формой освоения этих отношений. Отношения со сверстниками более значимы, чем со взрослыми, происходит социальное обособление подростка от своей генеалогической семьи.
Основные новообразования [12]:
- формирование "Мы"-концепции. Иногда оно принимает очень жесткий характер: "мы – свои, они – чужие". Поделены территории, сферы жизненного пространства. Это не дружба, отношения дружбы еще только предстоит освоить как отношения близости, увидеть в другом человеке такого же, как сам. Это, скорее, поклонение общему идолу.
-
формирование референтных
- Чувство взрослости. Объективной взрослости у подростка еще нет. Субъективно она проявляется в развитии чувства взрослости и тенденции к взрослости:
а) эмансипация от родителей. Ребенок требует суверенности, независимости, уважения к своим тайнам. В возрасте 10-12 лет дети еще пытаются найти взаимопонимание у родителей. Однако разочарование неизбежно, так как ценности их различны. Но взрослые снисходительны к ценностям друг друга, а ребенок – максималист и не принимает снисхождения к себе. Разногласия происходят в основном по поводу стиля одежды, прически, ухода из дому, свободного времени, школьных и материальных проблем. Однако в самом главном дети все же наследуют ценности родителей. "Сферы влияния" родителей и сверстников разграничены. Обычно от родителей передается отношение к фундаментальным аспектам социальной жизни. Со сверстниками же советуются по части "сиюминутных" вопросов. Именно поэтому столь важен изучаемый в данной работе аспект асоциальности семей и проблем, возникающих у подростков в таких семьях.
б) новое отношение к учению. Подросток стремится к самообразованию, причем часто становится равнодушным к отметкам. Порой наблюдается расхождение между интеллектуальными возможностями и успехами в школе: возможности высокие, а успехи низкие.
в) взрослость проявляется в романтических отношениях со сверстниками другого пола. Здесь имеет место не столько факт симпатии, сколько форма отношений, усвоенная от взрослых (свидания, развлечения).
г) Внешний облик и манера одеваться.
Подростковый возраст считается периодом бурных внутренних переживаний и эмоциональных трудностей. По результатам опроса, проведенного нами среди подростков из асоциальных семей (мы брали представителей всех пяти, представленных нами в классификации, групп), половина 14-летних временами чувствуют себя настолько несчастными, что плачут и хотят бросить всех и все. Четверть сообщила, что им кажется иногда, что люди смотрят на них, говорят о них, смеются над ними. Каждому 12-му в голову приходили идеи самоубийства.
Эти данные не сильно отличаются от группы подростков, которую мы условно отнесли к благополучным семьям. Однако налицо гипертрофированность переживаний и восприятия происходящего. Мысли о самоубийстве у основной группы приходят в 3 раза чаще, чем у вспомогательной (из благополучных семей).
Типичные школьные фобии, которые исчезли в 10-13 лет, теперь снова появляются в слегка измененной форме. Преобладают социальные фобии. Подростки становятся застенчивыми и придают большое значение недостаткам своей внешности и поведения, что приводит к нежеланию встречаться с некоторыми людьми. Иногда тревожность парализует социальную жизнь подростка настолько, что он отказывается от большинства форм групповой активности. Появляются страхи открытых и закрытых пространств.
д) Еще один очень важный аспект. У подростка фантазия связана с новыми потребностями – с созданием любовного идеала. Творчество выражается в форме дневников, сочинения стихов, причем стихи пишут в это время даже люди без всякой крупицы поэзии. "Фантазирует отнюдь не счастливый, а только неудовлетворенный". Фантазия становится на службу эмоциональной жизни, является субъективной деятельностью, дающей личное удовлетворение. Фантазия обращена в интимную сферу, которая скрывается от людей. Ребенок не скрывает своей игры подросток прячет фантазии как сокровенную тайну и охотнее признается в проступке, чем обнаружит свои фантазии.
Есть еще второе русло – объективное творчество (научные изобретения, технические конструкции). Оба русла соединяются, когда подросток впервые нащупывает свой жизненный план. В фантазии он предвосхищает свое будущее. Именно в этом ракурсе опасны взаимоотношения в асоциальных семьях. Подросток фантазирует здесь, отнюдь, не самые прекрасные ценности и ощущения. Он фантазирует извращенно, поскольку доброго и хорошего, настоящего и искреннего он не знает, а в его представлениях все гипертрофированно, то и фантазии его также направлены в ошибочном направлении. Самым страшным будет последствие, когда такие искаженные фантазии во взрослой жизни он начнет претворять в реальность. Это, как следствие, рост преступности и деградация общества. Ведь власть в современной России – это ни для кого не секрет, - в руках именно таких людей, в прошлом, подростков с искаженной фантазией. С каждым годом такие подростки выходят в жизнь, а те, которые из благополучных семей стараются любым способом покинуть страну, где такое господство. Именно таким образом общество деградирует (конечно же, это лишь один из аспектов).
Информация о работе Проблема подросткового возраста в асоциальных семьях