Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 10:58, курсовая работа
Цель курсового проекта: изучить проблему подросткового возраста в асоциальных семьях.
Данная цель может быть достигнута путем решения таких задач, как:
- изучить подробно работы авторов, изучавших данную проблему,
- провести экспериментальное исследование,
- проанализировать результаты- сделать выводы по работе.
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА В
АСОЦИАЛЬНЫХ СЕМЬЯХ (теоретические аспекты)………………….5
1.1 Аспекты социально-правовой защиты семьи в современной
России………………………………………………………………….5
1.2 Семья – один из основных институтов социализации подростка…..9
1.3 Особенности подросткового возраста……………………………….18
1.4 Девиантное поведение как результат становления личности
подростка в асоциальной семье…………………………………………...25
е) базальная потребность возраста – понимание. Чтобы ребенок был открыт для понимания, должны быть удовлетворены предыдущие потребности.
Описаны
несколько типов отношений
Ряд зарубежных авторов называют семьи с подобными взаимоотношениями асоциальными, поскольку они направляют процесс социализации подростка в неверное русло.
Сами подростки оптимальной моделью воспитания считают демократичное воспитание, когда нет превосходства взрослого.
Подростковый возраст – манифестация тех аномалий личностного развития, которые в дошкольном периоде существовали в латентном состоянии. Отклонения в поведении свойственны почти всем подросткам. Характерные черты этого возраста - чувствительность, частая резкая смена настроения, боязнь насмешек, снижение самооценки. У большинства детей со временем это проходит само собой, некоторым же нужна помощь психолога.
Расстройства бывают поведенческие и эмоциональные. Эмоциональные преобладают у девочек, особенно ярко выражены у представительниц асоциальных семей. Это депрессия, страхи и тревожные состояния. Причины обычно социальные. Нарушения в поведении в четыре раза чаще бывают у мальчиков.
И наиболее важным аспектом в данном разделе будет рассмотрение явления кризиса юношеского возраста.
Кризис юношеского возраста напоминает кризисы 1 года (речевая регуляция поведения) и 7 лет (нормативная регуляция). В 17 лет происходит ценностно-смысловая саморегуляция поведения. Если человек научится объяснять, а следовательно, регулировать свои действия, то потребность объяснить свое поведение волей-неволей приводит к подчинению этих действий новым законодательным схемам. То о чем мы говорили выше, ценностные ориентации определенной направленности, именно в этот период берут верх. По прошествии этого кризиса предпринять уже что-то по исправлению ситуации крайне сложно. Позже только удачно выбранная пара и хорошие друзья могут повлиять на изменения состоявшейся личности.
У молодого человека наблюдается философская интоксикация сознания, он оказывается поверженным в сомнения, раздумья, мешающие его активной деятельной позиции.
Иногда
состояние переходит в
1.4
Девиантное поведение как
Как результат становления личности подростка в условиях асоциальной семьи возникает девиантное поведение у подростков.
Девиантным поведением считается любое по степени выраженности, направленности или мотивам поведение, отклоняющееся от критериев той или иной общественной нормы [4]. При этом критерии обусловливаются нормами следования правовым указаниям и регламентациям (нормы законопослушания), моральным и нравственно - этическим предписаниям (так называемым общечеловеческим ценностям), этикету. Некоторые из данных норм имеют абсолютные и однозначные критерии, расписанные в законах и уставах, другие - относительные, которые передаются из уст в уста, транслируются в виде традиций, верований или семейных, профессиональных и общественных регламентаций.
В зависимости от способов взаимодействия с реальностью и нарушения тех или иных норм общества девиантное поведение разделяется на пять типов:
- делинквентное,
является разновидностью преступного (криминального) поведения человека и являет собой отклоняющееся поведение, в крайних своих проявлениях представляющее уголовно наказуемое деяние. Отличия делинквентного от криминального поведения коренятся в тяжести правонарушений, выраженности антиобщественного их характера. Правонарушения делятся на преступления и проступки. Суть проступка заключается не только в том, что он не представляет существенной общественной опасности, но и в том, что отличается от преступления мотивами совершения противоправного действия [13].
.
- аддиктивное - одна из форм девиантного поведения с формированием стремления к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксацией внимания на определенных видах деятельности, что направлено на развитие и поддержание интенсивных эмоций (Ц. П. Короленко, Т. А. Донских) [6]. Основным мотивом личностей, склонных к аддиктивным формам поведения, является активное изменение не удовлетворяющего их психического состояния, которое рассматривается как «серое», «скучное», «монотонное», «апатичное». Такому человеку не удается обнаружить в реальной действительности какие-либо сферы деятельности, способные привлечь надолго его внимание, увлечь, обрадовать или вызвать иную существенную и выраженную эмоциональную реакцию. Жизнь видится ему не интересной, в силу ее обыденности и однообразности.
Выделяются
следующие психологические
1.сниженная
переносимость трудностей
2.
скрытый комплекс
3. внешняя социабельность, сочетающаяся со страхом перед стойкими эмоциональными контактами;
4. стремление говорить неправду;
5. стремление обвинять других, зная, что они невиновны;
6.
стремление уходить от
7. стереотипность, повторяемость поведения;
8. зависимость;
9. тревожность.
Основными, в соответствии с имеющимися критериями, особенностями индивида со склонностью к аддиктивным формам поведения является рассогласованность психологической устойчивости в случаях обыденных отношений и кризисов [2].
- патохарактерологическое - поведение, обусловленное патологическими изменениями характера, сформировавшимися в процессе воспитания. К ним относятся так называемые расстройства личности (психопатии) и явные, выраженные акцентуации характера. Дисгармоничность черт характера приводит к тому, что изменяется вся структура психической деятельности человека. В выборе своих поступков он часто руководствуется не реалистичными и адекватно обусловленными мотивами, а существенно измененными «мотивами психопатической самоактуализации». Сущностью данных мотивов является ликвидация личностного диссонанса, в частности рассогласования между идеальным «Я» и самооценкой. По данным Л. М. Балабановой, при эмоционально–неустойчивом расстройстве личности (возбудимой психопатии) наиболее частым мотивом поведения является стремление к реализации неадекватно завышенного уровня притязаний, тенденция к доминированию и властвованию, упрямство, обидчивость, нетерпимость к противодействию, склонность к самовзвинчиванию и поискам поводов для разрядки аффективного напряжения [1].
- психопатологическое - основывается на психопатологических симптомах и синдромах, являющихся проявлениями тех или иных психических заболеваний. Как правило, мотивы поведения психически больного остаются непонятными до тех пор, пока не будут обнаружены основные признаки психических расстройств. Пациент может проявлять отклоняющееся поведение в силу нарушения восприятия - галлюцинаций или иллюзий (например, затыкать уши или к чему-то прислушиваться, искать несуществующий объект, разговаривать с собой), нарушений мышления (высказывать, отстаивать и пытаться добиваться поставленных целей на основе бредового истолкования действительности, активно ограничивать сферы своего общения с окружающим миром в силу навязчивых идей и страхов), совершать нелепые поступки или месяцами бездействовать, совершать стереотипные вычурные движения или надолго застывать в однообразной позе из-за нарушений волевой активности. Разновидностью патохарактерологического, психопатологического и аддиктивного типов девиантного поведения является саморазрушающее (аутодеструктивное) поведение.
- девиантное поведение на базе гиперспособностей, т.е. выходящих за рамки обычного, нормального. В подобных случаях говорят о проявлениях одаренности, таланта, гениальности в какой-либо одной из деятельностей человека. Отклонение в сторону одаренности в одной области часто сопровождается девиациями в обыденной жизни. Такой человек оказывается часто неприспособленным к «бытовой, приземленной» жизни. Он неспособен правильно понимать и оценивать поступки и поведение других людей, оказывается наивным, зависимым и неподготовленным к трудностям повседневной жизни. Если при делинквентном поведении наблюдается противоборство во взаимодействии с реальностью, при патохарактерологическом и психопатологическом - болезненное противостояние, то при поведении, связанном с гиперспособностями - игнорирование реальности. Человек существует в реальности («здесь и теперь») и одновременно как бы живет в собственной реальности, не размышляя о необходимости «объективной реальности», в которой действуют другие окружающие люди.
Можно выделить пять основных факторов, обусловливающих девиантное поведение:
Таким образом, девиантное поведение предстает как нормальная реакция на ненормальные для ребенка или группы подростков условия (социальные или микросоциальные), в которых они оказались, и в то же время как язык общения с социумом, когда другие социально приемлемые способы общения исчерпали себя или недоступны [15].
Подводя итог первой главе, можно сделать вывод о том, что проблема подростка в асоциальной семье стоит в современном российском обществе наиболее остро, чем когда бы тонибыло. В эпоху технического прогресса люди забывают о главном, что подросток – это будущее нации, будущее планеты. Нельзя махнуть рукой и кинуть все силоы на удовлетворение собственных интересов и потребностей. Любой родитель, имеющий в доме подростка, какими бы вредными привычками и занятостью не обладал, должен помнить, что именно эти 2-3-4 года формируется не только будущий член общества, формируется его собственное будущее, его, родителя.
Информация о работе Проблема подросткового возраста в асоциальных семьях