Проблема выбора методов обучения иностранным языкам в начальной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 13:30, курсовая работа

Описание

Цель: выявить проблемы выбора методов обучения иностранным языкам в начальной школе.
Задачи исследования:
1.Анализ теоретической литературы по данной проблеме;
2. Изучить опыт работы учителей школ России выявить уровень осознанности и учета ими факторов, определяющих выбор методов обучения, оценить их компетентность в этой сфере педагогической деятельности, выявить общее и особенное в практике российских учителей.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
1.Теоретический обзор литературы по проблеме выбора методов обучения………………………………………………………………………….6
1.1.Понятие метода обучения……………………………………………..6
1.2.Общая классификация методов обучения……………………………7
2.Некоторые проблемы в изучении иностранных языков в начальной школе……………………………………………………………….19
3.Выбор методов обучения иностранным языкам…………………..24
3.1. Раннее обучение иностранным языкам……………………………..24
3.2.Выбор методов обучения иностранным языкам в начальной школе…………………………………………………………………………….25
Заключение ………………………………………………………………34

Работа состоит из  1 файл

курсовик.рабочий.doc

— 145.50 Кб (Скачать документ)

     Содержание

     Введение……………………………………………………………………3

     1.Теоретический обзор литературы по проблеме выбора методов обучения………………………………………………………………………….6

     1.1.Понятие метода обучения……………………………………………..6

     1.2.Общая классификация методов обучения……………………………7

     2.Некоторые проблемы в изучении иностранных языков в начальной школе……………………………………………………………….19

     3.Выбор  методов обучения  иностранным языкам…………………..24

     3.1. Раннее обучение иностранным языкам……………………………..24

     3.2.Выбор методов обучения иностранным языкам в начальной школе…………………………………………………………………………….25

     Заключение  ………………………………………………………………34 
 
 
 
 
 
 
 

“Чем  раньше мы начнём преподавать 
иностранный язык детям, тем раньше 
познакомим их с миром детей,  
говорящих на других языках”

Р.Фройденштайн  

     Введение 

     На  современном этапе развития общества образование является одним из его ведущих социальных институтов. Как утверждают многие российские ученые (М.С. Алиев, B.C. Барулин, А.В. Соколов, И.О. Щербакова, В.Е. Чиркин, В.П. Янкевич), очевидным становится понимание значимости развития системы образования именно как существенного антикризисного фактора, способного в условиях переходного общества за короткое время содействовать созданию ресурсной базы для повышения уровня жизни людей, гуманизации социальной среды. Это обстоятельство делает особо актуальными исследования, направленные на изучение предпосылок и механизмов, не только влияющих на повышение эффективности функционирования сложившейся системы образования, но и обеспечивающих ее развитие. Идея гуманизации образования, получившая широкое распространение в мировом сообществе, является не просто отображением ведущих тенденций изменяющегося мира, но и одной из внутренних предпосылок становления новой школы. О необходимости появления «новых школ» ведутся активные дискуссии как в Российском образовании. Таким образом, меняющаяся социокультурная ситуация в России подводит к необходимости теоретического осмысления данной проблемы в современной образовательной практике страны. Наиболее ярко влияние социокультурных факторов на процесс обучения проявляется в ситуации принятия учителем решения при выборе модели образования и соответствующих методов обучения для ее реализации. Сегодня уже никого не надо убеждать в том, что раннее обучение иностранному языку способствует не только более прочному и свободному практическому владению им, но и несёт в себе большой интеллектуальный, нравственный потенциал. Существует пословица: “Сколько языков ты знаешь, столько раз ты человек”.

     Согласно  концепции о переходе на двенадцатилетнее обучение учебный предмет “Иностранный язык” включён в число дисциплин начального цикла образования. Предмет “Иностранный язык” будет представлен в компоненте содержания начального образования под названием “Словесность”, в котором задаются общие цели языкового образования в современной школе.[7]

     Цели  и задачи образования должен решать методически грамотный учитель, владеющий современными технологиями обучения иностранному языку, знающий  психолого-педагогические особенности  учащихся младшего школьного возраста. Начиная общение со 2-го класса очень важно, чтобы процессы воспитания и развития учеников шли в русле современных методик. Проблема выбора методов обучения являлась предметом изучения многих российских дидактов (Ю.К. Бабанский, М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер и др.). Наибольший вклад в решение данной проблемы внес Ю.К. Бабанский, однако его исследование было ограничено изучением психолого-педагогических факторов, определяющих выбор учителем методов обучения.

     Основные  функции иностранного языка как  школьного учебного предмета заключаются в развитии общей речевой способности школьника в его самом элементарном филологическом образовании, в формировании способностей и готовности использовать именно иностранный язык как средство общения, как способ приобщения к другой национальной культуре. Все эти функции учебного предмета реализуются с первых шагов обучения.

     Цель: выявить проблемы выбора методов обучения иностранным языкам в начальной школе.

     Задачи  исследования:

      1.Анализ теоретической литературы  по данной проблеме;

     2. Изучить опыт работы учителей школ России  выявить уровень осознанности и учета ими факторов, определяющих выбор методов обучения, оценить их компетентность в этой сфере педагогической деятельности, выявить общее и особенное в практике российских учителей.

     Объект: деятельность учителя по организации учебного процесса.

     Предмет: социально-педагогические факторы и механизмы, влияющие на обучение иностранным языкам в начальной школе.

     Гипотезы  исследования 1. на процесс обучения иностранным языкам в начальных классах влияют  социально-педагогические факторы и механизмы, уровень компетенции учителя и использование современных инновационных технологий.

     2. Выбор учителем системы методов обучения можно считать обоснованным, если выполняются следующие условия: — действие выбора методов обучения реализуется учителем через целеполагание, поиск, оценку и отбор; осмысливается им как важнейший компонент проектировочной деятельности в структуре педагогической; — при этом им учитывается весь комплекс социально-педагогических факторов в их взаимодействии; — у учителя сформирована компетентность, обеспечивающая продуктивный выбор методов обучения.

     1. Теоретический обзор  литературы по  проблеме выбора  методов обучения

     1.1. Понятие метода  обучения

     В переводе с греческого methodos означает "путь исследования, теория", иначе - способ достижения какой-либо цели или решения конкретной задачи. И. Ф. Харламов понимает под методами обучения "способы обучающей работы учителя и организации учебно-познавательной деятельности учащихся по решению различных дидактических задач, направленных на овладение изучаемым материалом". Н. В. Савин считает, что "методы обучения - это способы совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на решение задач обучения". Современные достижения компьютерной техники убедительно доказывают нам, что под методами обучения можно понимать и "способ организации познавательной деятельности учащихся" (Т. А. Ильина) вообще без участия учителя. Таким образом, на современном этапе развития педагогики наиболее адекватным представляется следующее определение:

     Методы  обучения - это способы организации учебно-познавательной деятельности ученика с заранее определенными задачами, уровнями познавательной активности, учебными действиями и ожидаемыми результатами для достижения дидактических целей. Часто используется и словосочетание "прием обучения". Прием обучения - это составная часть или отдельная сторона метода. Например, метод работы учащегося с книгой включает в себя следующие приемы: конспектирование, составление плана, цитирование, написание глоссария, составление схемы. Отдельные приемы могут входить в состав разных методов; один и тот же способ может выступать и как прием, и как самостоятельный метод. Например, объяснение является самостоятельным методом обучения. Но если оно используется эпизодически в ходе практической работы, оно переходит в категорию приемов. Наконец, метод и прием могут меняться местами. В ходе метода объяснения учитель может обращать внимание на текст или иллюстрации для большего запоминания. Если же используется метод работы с книгой, то возможны дополнительные объяснения.

     1.2. Общая классификации методов обучения

     Поскольку ученые еще не пришли к единому  пониманию самого понятия "метод", вполне естественно, что нет и  единой классификации. Познакомимся с  важнейшими подходами.

     Е. Я. Голант предложил классификацию  по уровню активности учащихся, разделив все методы на пассивные и активные. К пассивным он отнес те методы, при которых ученики только слушают  и смотрят, а к активным - методы, организующие самостоятельную работу учащихся.

     М. Н. Скаткин и И. Я. Лернер разработали  классификацию по уровню включения  в творческую деятельность, выделив  следующие методы:1. информационно-рецептивный - учитель сообщает готовую информацию, а ученики ее воспринимают и запоминают; 2. репродуктивный - ученики работают по определенному алгоритму; 3. проблемного изложения изучаемого материала - учитель ставит проблему и показывает путь ее решения; 4. эвристический - учитель расчленяет проблему на части, а учащиеся осуществляют поисх их решения; 5. исследовательский - учащиеся полностью самостоятельно решают проблему. Е. И. Перовскому и Д. О. Лордкипанидзе принадлежит популярная классификация по источникам получения знаний. Согласно этой классификации, методы бывают: 1. словесными; 2. наглядными и 3. практическими. Наиболее практичной признана разработанная Ю. К. Бабанским организационная классификация, выделяющая: 1. методы организации учебно-познавательной деятельности; 2. методы стимулирования учебно-познавательной деятельности; 3. методы контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности. Наиболее крупной является группа методов организации учебно-познавательной деятельности. К ней относятся:

     I. Методы получения новых знаний:

  1. вербальные методы:
    • рассказ - это метод повествовательного изложения учителем содержания изучаемого материала. К рассказу предъявляется ряд педагогических требований: он должен обеспечивать достижение дидактических целей, содержать только достоверные факты, включать достаточное количество ярких и убедительных примеров, иметь четкую логику изложения, быть эмоциональным, излагаться простым и доступным языком, отражать элементы личного отношения учителя к излагаемым фактам;
    • объяснение - это словесное истолкование различных положений излагаемого материала;
    • лекция - это продолжительное устное изложение учебного материала в сочетании с приемами активизации познавательной деятельности учащихся (конспектирование, составление схемы материала). В начальной школе не проводится;
    • беседа - диалогический метод обучения, при котором учитель путем постановки тщательно продуманной системы вопросов побуждает учащихся рассуждать и подводит учеников к пониманию нового материала или проверяет усвоение уже изученного. Ее мастерски использовал Сократ, разработав так называемую "сократическую беседу". Выделяют несколько видов беседы: вводная, сообщающая, эвристическая, индивидуальная, групповая, фронтальная etc. К педагогическим требованиям относится краткость, предельная четкость вопросов, а также минимизация альтернативных (требующих ответа "да" или "нет") вопросов.

     2.  наглядные методы:

    • иллюстрация предполагает показ ученикам иллюстрированных пособий, плакатов, карт, таблиц, рисунков
    • демонстрация - синтез вербальных (рассказа, объяснения) и наглядных приемов, связанных с демонстрацией диафильмов, кинофильмов.

     3.  методы полусамостоятельной  работы:

    • работа с книгой. Сущность этого метода в том, что ученик приобретает новые знания, параллельно получая опыт работы с литературой. Требования к педагогу: отобрать посильный для учеников материал; всякую работу с учебником и учебной литературой вообще начинать с обстоятельного вступительного объяснения; в процессе выполнения задания наблюдать за действиями учащихся и фиксировать тех, у кого не получается, помогая им преодолевать сложившиеся проблемы; работа с учебником не должна занимать весь урок, а в начальной школе не должна превышать по продолжительности 10-15 минут; после выполнения задания обязательно необходима проверка;
    • организация наблюдения - один из самых простых и доступных для дошкольников и младших школьников методов. Метод заключается в том, что учащиеся наблюдают какое-либо явление или предмет и под управлением учителя выделяют его наиболее существенные черты.

     2. Методы выработки учебных умений и накопления опыта учебной деятельности:

    • упражнения - многократное повторное выполнение умственного или письменного действия с целью углубления своих знания и выработки соответствующих умений и навыков. Выделяют воспроизводящие (воспроизведение известного с целью закрепления), творческие (применение знаний в новых условиях), а также комментированные (с проговариванием вслух) упражнения. Можно также подразделять упражнения на устные, письменные, графические и практические. Выделяют 4 этапа выполнения упражнения: 1) учитель, опираясь на имеющиеся у учеников знания, объясняет им цели и задачи предстоящей деятельности; 2) учитель показывает, как нужно выполнять задание; 3) первоначальное воспроизведение сильными учащимися учебных действий; 4) многократное тренировочное повторение.
    • лабораторные работы - это проведение учащимися по заданию учителя опытов с использованием приборов, инструментов и других технических приспособлений; иначе говоря, это изучение учащимися каких-либо явлений с помощью специального оборудования. Второй целью лабораторных работ является формирование у учащихся навыков обращения с приборами. Работы могут носить исследовательский или иллюстративный характер. Как разновидность может выступать сбор различных экспонатов.
    • практические работы - осуществление учащимися предметной деятельности с целью накопления опыта использования уже имеющихся знаний и получения новых, относящихся к использованию предмета знаний. Практические работы проводятся обычно после изучения крупных разделов или тем и носят обобщающий характер.

Информация о работе Проблема выбора методов обучения иностранным языкам в начальной школе