Проблема выбора методов обучения иностранным языкам в начальной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 13:30, курсовая работа

Описание

Цель: выявить проблемы выбора методов обучения иностранным языкам в начальной школе.
Задачи исследования:
1.Анализ теоретической литературы по данной проблеме;
2. Изучить опыт работы учителей школ России выявить уровень осознанности и учета ими факторов, определяющих выбор методов обучения, оценить их компетентность в этой сфере педагогической деятельности, выявить общее и особенное в практике российских учителей.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
1.Теоретический обзор литературы по проблеме выбора методов обучения………………………………………………………………………….6
1.1.Понятие метода обучения……………………………………………..6
1.2.Общая классификация методов обучения……………………………7
2.Некоторые проблемы в изучении иностранных языков в начальной школе……………………………………………………………….19
3.Выбор методов обучения иностранным языкам…………………..24
3.1. Раннее обучение иностранным языкам……………………………..24
3.2.Выбор методов обучения иностранным языкам в начальной школе…………………………………………………………………………….25
Заключение ………………………………………………………………34

Работа состоит из  1 файл

курсовик.рабочий.doc

— 145.50 Кб (Скачать документ)

     Поэтому в обучение ИЯ необходимо включать методические приемы в русле сознательного подхода с тем, чтобы обеспечить эффективность процесса усвоения иностранного языка. «Ребёнок научается…осознавать, что он делает, и, следовательно, произвольно оперировать своими собственными умениями. Его умение переводится из бессознательного автоматического плана в план произвольный, намеренный и сознательный» (Иванова Л.А.).

     Анализ  точек зрения психологов, психолингвистов  и методистов на понимание двух способов овладения иностранным языком «интуитивно» и «сознательно» позволяет сделать выводы, что они различаются:

     - степенью опоры на родной язык;

     - наличием или отсутствием перевода  при семантизации единиц языка;

     - степенью участия сознания при  овладении системой иностранного  языка и приемам умственной деятельности;

     - степенью развития познавательных  сил учащихся (памяти, мышления, воображения)  при овладении речью на иностранном  языке.

     Соответственно, можно выделить две технологии обучения применительно к раннему обучению ИЯ:

     - обучение, построенное преимущественно  на интуитивных способах овладения материалом, которое приемлемо для дошкольников пяти-шести лет в силу их психофизиологического уровня и их ведущего вида деятельности;

     - обучение, построенное на взаимодействии  методических приемов интуитивного характера с постепенным подключением сознательных способов овладения материалом.

     Использование данных технологий должно основываться на их разумно сбалансированном соотношении  в зависимости от возрастных особенностей учащихся и условий обучения. Такой подход обеспечит гибкий переход от обучения иностранному языку дошкольников к обучению младших школьников, и в то же время будет соблюдена преемственность в обучении ИЯ.

     Практика  показывает, что если в обучении ИЯ младших школьников использовать только приемы интуитивного плана, их речь остается элементарной, «некорректной» (Л.Ш. Гегечкори), так как недостатки сказываются, прежде всего, на грамматической стороне говорения. Дети не в состоянии при таком обучении контролировать и исправлять ошибки, поскольку в их сознании нет определенного эталона грамматического действия на ИЯ. Дети затрудняются строить более сложные и объёмные высказывания только с опорой на слуховую и зрительную память.[4]

     Этого можно избежать, включив в обучение ИЯ первоклассников методические приемы в русле сознательного подхода. Вопрос о целесообразности обучения грамматической стороне речи на английском языке с опорой на сознание, а именно на грамматическое моделирование в младшем школьном возрасте, был исследован М.З.Биболетовой и получил подтверждение еще в 80-е годы прошлого века.

     На  основе данного исследования был  разработан ныне действующий УМК  «Enjoy English».

     Вышеизложенные  факты подтверждают, что в процессе обучения ИЯ учащихся первых классов  представляется вполне приемлемым подключать следующие методические приемы сознательного характера: учет РЯ; проведение звуко -буквенного анализа; проведение интонационного анализа; соотнесение лексической единицы с картинкой; логическая группировка; классификация лексических единиц; использование моделирования для формирования утвердительных, отрицательных, вопросительных предложений и структуры высказывания на английском языке.

     Включение методических приемов в русле  сознательного подхода в обучении обеспечит прочные знания и, в  то же время, более полное развитие психологических возможностей (память, лингвистическое мышление, интеллектуальные процессы и т.д.). Опора на РЯ и его сопоставление  с ИЯ снимет отрицательное влияние РЯ на изучаемый (В.В.Боховкина).

     В то же время, как было отмечено ранее, дети, приходящие в первый класс, отличаются друг от друга не только характером, темпераментом, различным видом восприятия окружающего мира, воспитанием, но и разницей в возрасте, различным уровнем готовности к школе, а также разной языковой подготовкой. Поэтому, чтобы процесс адаптации проходил безболезненно, необходимо, чтобы положительный успех дошкольного обучения «нивелировался».

     Следовательно, в начале обучения ИЯ первоклассников (примерно в течение 1 четверти/полугода) представляется целесообразным применять преимущественно методические приемы в русле интуитивного подхода, подобные тем, которые используются при обучении ИЯ дошкольников. А по мере адаптации детей к условиям школьного обучения постепенно вводить определенные методические приемы сознательного характера, набор которых предстоит выяснить. Рассматриваемый подход дает возможность рационально использовать потенциальные возможности ребенка младшего школьного возраста на переходном этапе от дошкольного к школьному образованию.

     В методике преподавания иностранных языков в настоящее время все острее встает вопрос заинтересованности учащихся в учебном вопросе, в их реальном участии в различных мероприятиях во время урока и во внеурочное время. Многие известные психологи, занимающиеся исследованиями детской психологии, такие, как Запорожец, Леонтьев, Эльконин, считают игру ведущей деятельностью детей младшего школьного возраста.

     Использование игровых моментов на уроке – очень  эффективный метод обучения, позволяющий  повысить мотивацию, снизить утомляемость и в то же время увеличить темп ведения урока. Существует огромное количество самых разнообразных игр различных категорий и разновидностей: устных и письменных, грамматических и орфографических, лексических и фонетических, игры на совместную речевую деятельность и коммуникативное взаимодействие, деловые игры, индивидуальные и командные, спокойные и подвижные.[3]

     Нет универсальных игр для обучения чтению, аудированию, устной и письменной речи, но можно любое упражнение, текст, статью, любой тематический фильм, рекламу или афишу превратить в игру.

     Игровые упражнения не только оживляют занятия  иностранного языка, но и способствуют овладению языком в занимательной  форме, воспитывают внимание, память, быстроту реакции, эстетические чувства, доставляя при этом ученикам и учителям большое удовольствие. Учащиеся раскрепощаются, происходит их само- и взаимообучение, у них появляется возможность проявить такие качества, как толерантность, доброжелательность, взаимопомощь, дружеская поддержка, уважение к мнению товарищей, активность и креативность. А это значит, что учащиеся смогут овладеть новым средством коммуникации, то есть приобрести навыки и умения общения с помощью изучаемого языка.

     Не  так важно количество игр, которые  вы придумаете или узнаете, сколько постоянное взаимодействие с учениками, прямой обмен информацией, искренние, дружеские отношения.

     Канадский преподаватель Джерри Стайнберг  пишет: «…играть можно в любое  время, если это пойдет на пользу вашим  ученикам. Игры делают процесс обучения, порой трудный и утомительный, весёлым, а это усиливает мотивацию к учению». [3] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

     При обучении ИЯ младших школьников педагоги сталкиваются с трудностями психологического и методического характера. Причиной этого является отсутствие нормативных документов, единых образовательных программ, образовательных программ в обучении ИЯ дошкольников, в то время как ДОУ проводятся занятия по ИЯ.

     Таким образом, выявляется ряд серьезных  проблем, с которыми сталкивается начальная  школа, одной из которых является осуществление преемственности в обучении дошкольников и младших школьников.

       Эффективность любой деятельности, в том числе и педагогической, зависит не только от ясного понимания целей и задач, но и от того, какие средства мы выбираем для их достижения. Даже самые значимые цели теряют свою привлекательность, если процесс обучения не доставляет удовольствия ни ученику, ни учителю, вызывает скуку, не приносит счастья познания себя и окружающего мира.

     Для того чтобы определить, какие же подходы целесообразнее применять в обучении ИЯ младших школьников, необходимо рассмотреть их психологические особенности с точки зрения их учета при выработке технологии обучения.

       В первый класс дети приходят с разным уровнем готовности к обучению в школе. По мнению М.И.Степановой, успешно справиться с учебной нагрузкой ребенок может лишь в том случае, если он:

     - обладает способностью анализировать  и синтезировать полученную информацию;

     - имеет достаточно высокий уровень  развития второй сигнальной системы,  или, говоря иначе, восприятия речи.

     В соответствии с этим можно выделить две технологии обучения применительно  к раннему обучению ИЯ:

     - обучение, построенное преимущественно   на интуитивных способах овладения  материалом, которое приемлемо для  дошкольников пяти-шести лет в силу их психофизиологического уровня и их ведущего вида деятельности;

     - обучение, построенное на взаимодействии  методических приемов интуитивно  характера с постепенным подключением  сознательных способов овладения  материалом.

     Таким образом, перед учителем встает очень трудная задача использования данных технологий, основываясь на их разумно сбалансированном соотношении в зависимости от возрастных особенностей учащихся и условий обучения.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  литературы

  1. Безруких М.М. Цена школьных успехов – здоровье ребенка//педагогический калейдоскоп. – 1997.-  №37.
  2. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. – М.,1956.
  3. Давыдова З.М. Игра как метод обучения иностранным языкам.//Иностранные языки в школе - 2010 - №6.- С. 34 – 38
  4. Иванова Л.А. Как обучать первоклассников иностранному языку в новых условиях.//Иностранные языки в школе - 2010 -  №6. – С. 51- 56.
  5. Китайгородская Г.А. Методика интенсивного обучения иностранным языкам. М., 1986.
 
  1.   Клементенко А.Л. и др. Теоретические основы методики обучения иностранным языкам. М., 1981.
 
  1. Методические  рекомендации по организации дополнительного  образования детей в общеобразовательных  школах г. Москвы (проект)/ Нормативно-правовая база дополнительного образования  детей (сборник нормативных документов и методических материалов)// Серия: «Педагогика дополнительного образования детей». Сост. Л.Н. Буйлова – М.:Центр «Школьная книга», 2006
  2. Основные направления в методике преподавания иностранных языков в XIX-XX вв. / Под ред. М.В. Рахманова. М., 1972.
  3.   Пассов Е.И. Основы методики обучения иностранным языкам. М., 1977
 
  1. Рогова  Г.В., Рабинович Ф.М., Сахарова Т.Н. Методика обучения иностранным языкам в школе. Л., Просвещение, 1991.
 
  1. Степанова М.И. Что такое школьная зрелость? Взгляд гигиениста//Начальное образование. – 2003.- №3.
  2. Соловова Е.Н. Практикум к базовому курсу методики обучения иностранным языкам: Учеб. пособие для вузов.- М. : Просвещение, 2004.- 192 с.
  3. Соловцова Э.И. Образовательная область «Иностранный язык» и её актуальные проблемы.//Сб.: Тезисы докладов к конференции «Языковое образование в национально-культурном наследии России: исторические традиции, современность, взгляд в будущее» - М.:АПК и ПРО, 2001, с.9-12.
  4. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. Пособие для учителя - М.: АРКТИ, 2000.

Информация о работе Проблема выбора методов обучения иностранным языкам в начальной школе