3
Методы закрепления
и повторения изученного
материала:
- вышеописанные
методы: упражнения, практические и лабораторные
работы;
- беседа - словесный
метод обучения, в ходе которого учитель
с помощью прямых вопросов побуждает учащихся
к активному воспроизведению освоенного
ими материала с целью его более глубокого
осмысления и долговременного запоминания;
- повторение
- процесс словесного или письменного
воспроизведения выполняемых ранее или
аналогичных им заданий. Психологические
исследования показывают, что человек
через сутки забывает от 20 до 40% усвоенного
материала. Через 5 дней, если он не занимается
активным повторением, у него остается
лишь около 20%. Поэтому учителю необходимо
уделять много внимания процессу повторения
и закрепления учебного материала.
4
Методы организации
взаимодействия учащихся
и накопления социального
опыта:
- освоение
элементарных норм ведения разговора
- первое, чему должен научиться ребенок
в начальной школе. Сюда входят следующие
правила: обращаться друг к другу по имени,
смотреть на говорящего или на того, к
кому обращаешься, выслушивать ответ собеседника
до конца, не перебивать его, отвечать
коротко и емко, оценку деятельности собеседника
начинать с положительных моментов
- метод взаимной
проверки домашних и прочих заданий; ошибки
подчеркиваются и обозначаются галочкой
на полях;
- прием взаимных
заданий заключается в том, что на уроке
учащиеся выполняют задания, придуманные
соседями по парте. Разновидность - прием
обсуждения взаимных заданий, в ходе которого
вырабатывается наилучшее решение поставленной
преподавателем проблемы;
- временная
работа в группах в последние годы считается
одним из наиболее перспективных методов
обучения и представляет собой работу
учащихся в составе малых групп по выполнению
небольших учебных заданий. Обычное число
членов группы - 3-6 человек. В конце работы
каждая группа выбирает представителя,
и тот докладывает классу выработанные
предположения;
- создание
ситуаций совместных переживаний суть
совместная деятельность учащихся, которая
содержит в себе элементы сильного позитивного
эмоционального переживания. Для этого
в ответе или подготовке к ответу участвует
не один, а два или более учащихся;
- организация
работы учащихся-консультантов достаточно
сложна, но имеет два неоспоримых преимущества:
более активное овладение устной речью
и формирование в классе системы взаимопомощи.
Эффективность
освоения любого вида деятельности зависит
от наличия у ребенка мотивации
к нему. На ее формирование и направлены
методы стимулирования учебно-познавательной
деятельности. Их можно классифицировать
следующим образом:
1
Методы эмоционального
стимулирования:
- создание
ситуаций успеха в обучении - создание
цепочки ситуаций, в которых учащийся
добивается хороших результатов, что ведет
к возникновению у него чувства уверенности
в своих силах и легкости процесса обучения.
Одним из самых популярных приемов является
подбор для учеников не одного, а небольшого
ряда заданий нарастающей сложности; первое
задание должно быть простым, чтобы ученики,
нуждающиеся в стимулировании, смогли
бы решить его и почувствовали себя уверенно;
далее следуют более сложные упражнения;
- поощрение
и порицание в обучении - метод, требующий
достаточного педагогического мастерства.
В качестве поощрения может выступать
похвала, повышенная оценка, одобрение
выбранного направления; порицание и другие
виды наказания должны быть исключением
и применяться лишь в вынужденных ситуациях;
- использование
игр и игровых форм организации учебы.
Можно выделить три группы игр:
- короткие
игры - предметные, сюжетно-ролевые и др.,
используемые для развития интереса к
учебе и решения отдельных конкретных
задач. Например, применяются игры наподобие
"городов";
- игровые оболочки
- игровые формы организации учебной деятельности,
как правило, более продолжительные; например,
в гости в класс приходят три поросенка.
Каждый из них выбирает по ряду и начинает
строить замок, в ходе этого решая ряд
задач;
- длительные
развивающие игры могут тянуться от нескольких
дней до нескольких лет. Особенностью
их выступают серьезность и деловитость;
они больше похожи на ответственно выполняемое
дело.
- постановка
системы перспектив - метод, тщательно
разработанный А. С. Макаренко. Он считал,
что перед учениками необходима постановка
перспективы трех уровней: ближней, рассчитанной
на время одного задания, урока, учебного
дня; средней - на неделю, четверть или
год, и дальней - на несколько лет или на
всю жизнь;
2
Методы развития
познавательного
интереса:
- формирование
готовности восприятия учебного материала
- одно или несколько заданий или упражнений
учителя, направленных на подготовку учащихся
к выполнению основных заданий и упражнений
урока;
- выстраивание
вокруг учебного материала игрового приключенческого
сюжета - проведение в ходе урока игры,
включающей в себя выполнение запланированных
учебных действий; примером могут служить
знакомые кадры из фильма "Джентльмены
удачи";
- метод стимулирования
занимательным содержанием - подбор яркого,
образного, занимательного учебного материала
и добавление его к общему ряду учебных
примеров и заданий;
- -- метод создания
ситуаций творческого поиска является
наиболее сложным, так как, с одной стороны,
для каждого ученика надо создать условия,
позволяющие свободно и раскованно решать
различные проблемы; с другой стороны,
весь "свободный полет" мысли должен
происходить в принятых школой рамках;
3
Методы формирования
ответственности и обязательности:
- формирование
понимания личностной значимости учения
- метод формирования у учащегося осознания
важности успешного обучения для его настоящей
и будущей жизни. Следует обратить внимание
на то, что младшим школьникам в силу возраста
будут непонятны рассуждения о важности
учебы для будущей жизни, поэтому, работая
с ними, следует "нажимать" на эмоциональную
составляющую;
- предъявление
учебных требований определяется правилами
поведения, критериями оценки знания,
правилами внутреннего распорядка, уставом
образовательного учреждения;
- оперативный
контроль должен использоваться не как
метод жесткого наказания за проступки,
а как метод выявления наиболее сложных
тем, вопросов, упражнений;
4
Методы развития
психических функций,
творческих способностей
и личностных качеств:
- творческое
задание - учебное задание, содержащее
творческий компонент, для решения которого
учащемуся необходимо использовать знания,
приемы или способы решения, никогда им
ранее в школе не применяемые;
- постановка
проблемы или создание проблемной ситуации
- представление учебного материала урока
в виде доступно, образно и ярко излагаемой
проблемы; более выгоден, чем предыдущий,
в силу того, что сразу же создает у учеников
мотивацию;
- дискуссия
- метод обучения, основанный на обмене
мнениями по определенной проблеме; целесообразно
использовать, когда учащиеся уже обладают
значительной степенью самостоятельности
в мышлении, умеют аргументировать, доказывать
и обосновывать свою точку зрения, но закладывать
основы нужно еще в начальной школе;
- создание
креативного поля - метод Богоявленской;
ученикам предоставляется возможность
на основе непосредственной учебной деятельности
развернуть другую, более интересную -
креативную деятельность. Таким образом,
вместо узкой проторенной тропинки, предлагаемой
в рамках общих подходов, перед учеником
разворачивается креативное поле решений;
это воспитывает нестандартный подход;
- перевод игровой
деятельности на творческий уровень -
введение в хорошо известную и привычную
игру новых элементов, дополнительного
правила, нового обстоятельства, очередного
задания.
Для
успешной организации процесса обучения
учителя обычно проверяют и анализируют
несколько факторов. К ним относятся
качество усвоения учебного материала,
интенсивность накопления ребенком
социального опыта, освоение им навыков
взаимодействия и уровень индивидуального
развития учащихся. Чаще всего используются
следующие методы контроля и диагностики:
- повседневное
наблюдение за учебой позволяет преподавателю
составить представление о том, как ведут
себя ученики, как они воспринимают и осмысливают
материал, насколько они реализуются творчески;
- устный опрос
- наиболее распространенный метод, сущность
которого заключается в том, что учитель
задает вопросы по изученному материалу
и, оценивая ответы, определяет степень
его усвоения; при этом вопросы задаются
большие, требующие много времени на ответ;
- фронтальный
опрос - модификация предыдущего метода:
учитель разбивает изученный материал
на большое количество мелких частей и
задает вопросы различным учащимся, чтобы
проверить знания наибольшего количества
учеников; метод необъективен, так как
ответ на один-два мелких вопроса не дает
целостной картины;
- выставление
поурочного балла - модификация устного
опроса, при которой учитель выставляет
оценки нескольким ученикам, которые,
хотя и не отвечали на вопросы, но активно
участвовали в уроке, добавляли и поправляли
отвечающих;
- письменный
опрос в начальной школе используется
редко, а в средней и высшей становится
ключевым. Его преимущество состоит в
том, что он позволяет за один урок оценить
всех учащихся;
- контрольная
работа должна выступать как завершающий
аккорд в ряду нескольких письменных опросов,
когда учитель убедился, что материал
максимально отработан;
- проверка
домашних работ дает лучшие результаты
при ежедневном проведении и может выполняться
с использованием нескольких приемов.
- сбор тетрадей
для просмотра и проверки - наиболее традиционный;
он обладает высокой трудоемкостью и неоднозначностью:
если для слабых учеников этот метод обязателен,
то для сильных его можно проводить через
раз или заменять другими приемами;
- беглая проверка
в ходе урока полученных дома результатов
обязательно должна предусматривать время
на работу со слабыми учениками;
- взаимная
проверка домашних работ.
- тестирование
- постановка перед учащимися некоторой
системы вопросов, отвечая на которые
они проявляют уровни учебных знаний и
умений, психического развития, социального
опыта.
2.
Некоторые проблемы
в изучении иностранного
языка в начальной школе
Современное
образование должно ориентироваться на
развитие личности учащихся, их познавательных
и созидательных способностей; на формирование
у школьников глубокого личностного мотива,
стимула к получению образования. Важной
является задача научить школьников учиться
и хотеть учиться. Поэтому, уже начиная
с младшего школьного возраста необходимо
формировать такую познавательную мотивацию,
которая придавала бы учёбе значимый для
учащегося смысл. Для того чтобы повысить
уровень познавательного интереса, необходима
не только работа школы, но и сотрудничество
школы и семьи. Школа и семья вместе
способствуют созданию благоприятных
условий для развития ребёнка.
С
момента прихода ребёнка в
школу, семья продолжает, оказывать
влияние на его учебную деятельность.
Значительную часть времени ребёнок проводит
в семье и поэтому она может взять на себя
помощь в управлении процессом формирования
мотивационной сферы (потребностей, целей
и, конечно, интересов), которая является
ядром личности, необходимым условием
её активности.
Суть
творческого сотрудничества педагогов
и семьи школьника заключается в том, что
обе стороны заинтересованы в изучении
ребёнка, раскрытии и развитии в нём лучших
качеств его личности. Это помогает педагогам
и родителям объединять свои усилия в
создании условий для формирования у ребёнка
тех качеств и свойств, которые ему необходимы
для самоопределения и самореализации.
На
уроках иностранного языка сейчас требуется
быстрая смена видов речевой
деятельности. Для того чтобы поддерживать
интерес учащихся, приходится использовать
упражнения на речемыслительную деятельность:
разыгрывать ситуации по ролям, использовать
метод Квант, деформированные тексты,
в пересказах текстов использовать возможность
представить содержание от разных лиц.
Важно вводить и такой компонент, как лингвострановедение:
больше рассказывать на уроках о стране
изучаемого языка, знакомить учащихся
с культурой страны - ее музыкой, искусством,
национальной кухней. Чем больше информации
будут получать школьники, тем лучше. Важно
только тщательно отбирать эту информацию,
рекомендовать книги, фильмы, сайты.[7]
На
наш взгляд, то, что иностранный язык изучается
с начальной школы, а где-то и в дошкольном
возрасте, явление положительное. Изучение
языка и культуры поможет снизить агрессивность
современных детей, так как их потребность
в информации будет удовлетворяться.
Что
же даёт раннее обучение иностранному
языку детям?
Введение
иностранного языка в 1 классе начальной
школы как учебного предмета создаёт
основу для развития интереса к языку,
формирует базовые навыки аудирования,
говорения, чтения и письма. Отечественный
и зарубежный опыт раннего обучения иностранному
языку свидетельствует о восприимчивости
младших школьников к усвоению предмета.
Дети этого возраста обладают большими
имитационными способностями и познавательными
интересами, они имеют потребность в эмоциональных
контактах как со взрослыми, так и со сверстниками.
Первые
шаги, сделанные младшими школьниками
в овладении языком обеспечат в дальнейшем
условия для успешной реализации основной
цели-формирования у учащихся коммуникативной
компетенции со всеми составляющими ее
видами: лингвистической, речевой, социолингвистической,
социокультурной и стратегической.