Проблема выбора методов обучения иностранным языкам в начальной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 13:30, курсовая работа

Описание

Цель: выявить проблемы выбора методов обучения иностранным языкам в начальной школе.
Задачи исследования:
1.Анализ теоретической литературы по данной проблеме;
2. Изучить опыт работы учителей школ России выявить уровень осознанности и учета ими факторов, определяющих выбор методов обучения, оценить их компетентность в этой сфере педагогической деятельности, выявить общее и особенное в практике российских учителей.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
1.Теоретический обзор литературы по проблеме выбора методов обучения………………………………………………………………………….6
1.1.Понятие метода обучения……………………………………………..6
1.2.Общая классификация методов обучения……………………………7
2.Некоторые проблемы в изучении иностранных языков в начальной школе……………………………………………………………….19
3.Выбор методов обучения иностранным языкам…………………..24
3.1. Раннее обучение иностранным языкам……………………………..24
3.2.Выбор методов обучения иностранным языкам в начальной школе…………………………………………………………………………….25
Заключение ………………………………………………………………34

Работа состоит из  1 файл

курсовик.рабочий.doc

— 145.50 Кб (Скачать документ)

     3 Методы закрепления и повторения изученного материала:

    • вышеописанные методы: упражнения, практические и лабораторные работы;
    • беседа - словесный метод обучения, в ходе которого учитель с помощью прямых вопросов побуждает учащихся к активному воспроизведению освоенного ими материала с целью его более глубокого осмысления и долговременного запоминания;
    • повторение - процесс словесного или письменного воспроизведения выполняемых ранее или аналогичных им заданий. Психологические исследования показывают, что человек через сутки забывает от 20 до 40% усвоенного материала. Через 5 дней, если он не занимается активным повторением, у него остается лишь около 20%. Поэтому учителю необходимо уделять много внимания процессу повторения и закрепления учебного материала.

     4 Методы организации взаимодействия учащихся и накопления социального опыта:

    • освоение элементарных норм ведения разговора - первое, чему должен научиться ребенок в начальной школе. Сюда входят следующие правила: обращаться друг к другу по имени, смотреть на говорящего или на того, к кому обращаешься, выслушивать ответ собеседника до конца, не перебивать его, отвечать коротко и емко, оценку деятельности собеседника начинать с положительных моментов
    • метод взаимной проверки домашних и прочих заданий; ошибки подчеркиваются и обозначаются галочкой на полях;
    • прием взаимных заданий заключается в том, что на уроке учащиеся выполняют задания, придуманные соседями по парте. Разновидность - прием обсуждения взаимных заданий, в ходе которого вырабатывается наилучшее решение поставленной преподавателем проблемы;
    • временная работа в группах в последние годы считается одним из наиболее перспективных методов обучения и представляет собой работу учащихся в составе малых групп по выполнению небольших учебных заданий. Обычное число членов группы - 3-6 человек. В конце работы каждая группа выбирает представителя, и тот докладывает классу выработанные предположения;
    • создание ситуаций совместных переживаний суть совместная деятельность учащихся, которая содержит в себе элементы сильного позитивного эмоционального переживания. Для этого в ответе или подготовке к ответу участвует не один, а два или более учащихся;
    • организация работы учащихся-консультантов достаточно сложна, но имеет два неоспоримых преимущества: более активное овладение устной речью и формирование в классе системы взаимопомощи.
 

     Эффективность освоения любого вида деятельности зависит  от наличия у ребенка мотивации  к нему. На ее формирование и направлены методы стимулирования учебно-познавательной деятельности. Их можно классифицировать следующим образом:

     1 Методы эмоционального  стимулирования:

    • создание ситуаций успеха в обучении - создание цепочки ситуаций, в которых учащийся добивается хороших результатов, что ведет к возникновению у него чувства уверенности в своих силах и легкости процесса обучения. Одним из самых популярных приемов является подбор для учеников не одного, а небольшого ряда заданий нарастающей сложности; первое задание должно быть простым, чтобы ученики, нуждающиеся в стимулировании, смогли бы решить его и почувствовали себя уверенно; далее следуют более сложные упражнения;
    • поощрение и порицание в обучении - метод, требующий достаточного педагогического мастерства. В качестве поощрения может выступать похвала, повышенная оценка, одобрение выбранного направления; порицание и другие виды наказания должны быть исключением и применяться лишь в вынужденных ситуациях;
    • использование игр и игровых форм организации учебы. Можно выделить три группы игр:
      • короткие игры - предметные, сюжетно-ролевые и др., используемые для развития интереса к учебе и решения отдельных конкретных задач. Например, применяются игры наподобие "городов";
      • игровые оболочки - игровые формы организации учебной деятельности, как правило, более продолжительные; например, в гости в класс приходят три поросенка. Каждый из них выбирает по ряду и начинает строить замок, в ходе этого решая ряд задач;
      • длительные развивающие игры могут тянуться от нескольких дней до нескольких лет. Особенностью их выступают серьезность и деловитость; они больше похожи на ответственно выполняемое дело.
    • постановка системы перспектив - метод, тщательно разработанный А. С. Макаренко. Он считал, что перед учениками необходима постановка перспективы трех уровней: ближней, рассчитанной на время одного задания, урока, учебного дня; средней - на неделю, четверть или год, и дальней - на несколько лет или на всю жизнь;

     2 Методы развития  познавательного  интереса:

    • формирование готовности восприятия учебного материала - одно или несколько заданий или упражнений учителя, направленных на подготовку учащихся к выполнению основных заданий и упражнений урока;
    • выстраивание вокруг учебного материала игрового приключенческого сюжета - проведение в ходе урока игры, включающей в себя выполнение запланированных учебных действий; примером могут служить знакомые кадры из фильма "Джентльмены удачи";
    • метод стимулирования занимательным содержанием - подбор яркого, образного, занимательного учебного материала и добавление его к общему ряду учебных примеров и заданий;
    • -- метод создания ситуаций творческого поиска является наиболее сложным, так как, с одной стороны, для каждого ученика надо создать условия, позволяющие свободно и раскованно решать различные проблемы; с другой стороны, весь "свободный полет" мысли должен происходить в принятых школой рамках;

     3 Методы формирования ответственности и обязательности:

    • формирование понимания личностной значимости учения - метод формирования у учащегося осознания важности успешного обучения для его настоящей и будущей жизни. Следует обратить внимание на то, что младшим школьникам в силу возраста будут непонятны рассуждения о важности учебы для будущей жизни, поэтому, работая с ними, следует "нажимать" на эмоциональную составляющую;
    • предъявление учебных требований определяется правилами поведения, критериями оценки знания, правилами внутреннего распорядка, уставом образовательного учреждения;
    • оперативный контроль должен использоваться не как метод жесткого наказания за проступки, а как метод выявления наиболее сложных тем, вопросов, упражнений;

     4 Методы развития  психических функций, творческих способностей и личностных качеств:

    • творческое задание - учебное задание, содержащее творческий компонент, для решения которого учащемуся необходимо использовать знания, приемы или способы решения, никогда им ранее в школе не применяемые;
    • постановка проблемы или создание проблемной ситуации - представление учебного материала урока в виде доступно, образно и ярко излагаемой проблемы; более выгоден, чем предыдущий, в силу того, что сразу же создает у учеников мотивацию;
    • дискуссия - метод обучения, основанный на обмене мнениями по определенной проблеме; целесообразно использовать, когда учащиеся уже обладают значительной степенью самостоятельности в мышлении, умеют аргументировать, доказывать и обосновывать свою точку зрения, но закладывать основы нужно еще в начальной школе;
    • создание креативного поля - метод Богоявленской; ученикам предоставляется возможность на основе непосредственной учебной деятельности развернуть другую, более интересную - креативную деятельность. Таким образом, вместо узкой проторенной тропинки, предлагаемой в рамках общих подходов, перед учеником разворачивается креативное поле решений; это воспитывает нестандартный подход;
    • перевод игровой деятельности на творческий уровень - введение в хорошо известную и привычную игру новых элементов, дополнительного правила, нового обстоятельства, очередного задания.

     Для успешной организации процесса обучения учителя обычно проверяют и анализируют  несколько факторов. К ним относятся  качество усвоения учебного материала, интенсивность накопления ребенком социального опыта, освоение им навыков взаимодействия и уровень индивидуального развития учащихся. Чаще всего используются следующие методы контроля и диагностики:

    1. повседневное наблюдение за учебой позволяет преподавателю составить представление о том, как ведут себя ученики, как они воспринимают и осмысливают материал, насколько они реализуются творчески;
    2. устный опрос - наиболее распространенный метод, сущность которого заключается в том, что учитель задает вопросы по изученному материалу и, оценивая ответы, определяет степень его усвоения; при этом вопросы задаются большие, требующие много времени на ответ;
    3. фронтальный опрос - модификация предыдущего метода: учитель разбивает изученный материал на большое количество мелких частей и задает вопросы различным учащимся, чтобы проверить знания наибольшего количества учеников; метод необъективен, так как ответ на один-два мелких вопроса не дает целостной картины;
    4. выставление поурочного балла - модификация устного опроса, при которой учитель выставляет оценки нескольким ученикам, которые, хотя и не отвечали на вопросы, но активно участвовали в уроке, добавляли и поправляли отвечающих;
    5. письменный опрос в начальной школе используется редко, а в средней и высшей становится ключевым. Его преимущество состоит в том, что он позволяет за один урок оценить всех учащихся;
    6. контрольная работа должна выступать как завершающий аккорд в ряду нескольких письменных опросов, когда учитель убедился, что материал максимально отработан;
    7. проверка домашних работ дает лучшие результаты при ежедневном проведении и может выполняться с использованием нескольких приемов.
      • сбор тетрадей для просмотра и проверки - наиболее традиционный; он обладает высокой трудоемкостью и неоднозначностью: если для слабых учеников этот метод обязателен, то для сильных его можно проводить через раз или заменять другими приемами;
      • беглая проверка в ходе урока полученных дома результатов обязательно должна предусматривать время на работу со слабыми учениками;
      • взаимная проверка домашних работ.
    8. тестирование - постановка перед учащимися некоторой системы вопросов, отвечая на которые они проявляют уровни учебных знаний и умений, психического развития, социального опыта.
 
 
 
 
 
 

     2. Некоторые проблемы в изучении иностранного языка в начальной школе

     Современное образование должно ориентироваться на развитие личности учащихся, их познавательных и созидательных способностей; на формирование у школьников глубокого личностного мотива, стимула к получению образования. Важной является задача научить школьников учиться и хотеть учиться. Поэтому, уже начиная с младшего школьного возраста необходимо формировать такую познавательную мотивацию, которая придавала бы учёбе значимый для учащегося смысл. Для того чтобы повысить уровень познавательного интереса, необходима не только работа школы, но и сотрудничество школы и семьи. Школа и семья вместе способствуют созданию благоприятных условий для развития ребёнка.

     С момента прихода ребёнка в  школу, семья продолжает, оказывать  влияние на его учебную деятельность. Значительную часть времени ребёнок проводит в семье и поэтому она может взять на себя помощь в управлении процессом формирования мотивационной сферы (потребностей, целей и, конечно, интересов), которая является ядром личности, необходимым условием её активности.

     Суть  творческого сотрудничества педагогов и семьи школьника заключается в том, что обе стороны заинтересованы в изучении ребёнка, раскрытии и развитии в нём лучших качеств его личности. Это помогает педагогам и родителям объединять свои усилия в создании условий для формирования у ребёнка тех качеств и свойств, которые ему необходимы для самоопределения и самореализации.

     На  уроках иностранного языка сейчас требуется  быстрая смена видов речевой  деятельности. Для того чтобы поддерживать интерес учащихся, приходится использовать упражнения на речемыслительную деятельность: разыгрывать ситуации по ролям, использовать метод Квант, деформированные тексты, в пересказах текстов использовать возможность представить содержание от разных лиц. Важно вводить и такой компонент, как лингвострановедение: больше рассказывать на уроках о стране изучаемого языка, знакомить учащихся с культурой страны - ее музыкой, искусством, национальной кухней. Чем больше информации будут получать школьники, тем лучше. Важно только тщательно отбирать эту информацию, рекомендовать книги, фильмы, сайты.[7]

     На  наш взгляд, то, что иностранный язык изучается с начальной школы, а где-то и в дошкольном возрасте, явление положительное. Изучение языка и культуры поможет снизить агрессивность современных детей, так как их потребность в информации будет удовлетворяться.

     Что же даёт раннее обучение иностранному языку детям?

     Введение  иностранного языка в 1 классе начальной  школы как учебного предмета создаёт  основу для развития интереса к языку, формирует базовые навыки аудирования, говорения, чтения и письма. Отечественный и зарубежный опыт раннего обучения иностранному языку свидетельствует о восприимчивости младших школьников к усвоению предмета. Дети этого возраста обладают большими имитационными способностями и познавательными интересами, они имеют потребность в эмоциональных контактах как со взрослыми, так и со сверстниками.

     Первые  шаги, сделанные младшими школьниками в овладении языком обеспечат в дальнейшем условия для успешной реализации основной цели-формирования у учащихся коммуникативной компетенции со всеми составляющими ее видами: лингвистической, речевой, социолингвистической, социокультурной и стратегической.

Информация о работе Проблема выбора методов обучения иностранным языкам в начальной школе