Проблемные ситуации, возникающие при деловом общении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 21:41, курсовая работа

Описание

Этика делового общения основывается на таких правилах и нормах поведения партнеров, которые в конечном счете способствуют развитию сотрудничества, т.е. укрепляют сущностную основу деловых отношений. Смысл этих правил и норм – укрепление взаимного доверия, постоянное информирование партнера о своих намерениях и действиях, исключение обмана и дезориентация партнера. Практика делового общения разработала немало кодексов чести предпринимателя, профессиональных кодексов банкиров и т.п.

Содержание

Введение
Деловое общение: закономерности и тактика
Анализ общения
Общение и его функции
Виды межличностных отношений
Фазы общения
Средства общения
Этикет и культура общения
Деловой этикет
Современные взгляды на место этики в деловом общении
Общее этические принципы и характер делового общения
Искажение информации.
Проблемы делового общения.
Заключение
Список литературы
Практическая часть.

Работа состоит из  1 файл

контрольная.docx

— 59.45 Кб (Скачать документ)

   - психологические барьеры – индивидуальные особенности личности (замкнутость, застенчивость, назойливость, вздорность и др.); психологические отношения общающихся (взаимная симпатия,  неприязнь, несовместимость и др.); отсутствие необходимых навыков общения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

          Социально-психологический   анализ общения 

                              Общение и его  функции 

    Общение является одним из  важнейших понятий в психологии. В ней более разнообразно раскрываются  индивидуальные особенности всех  участников этого процесса.

    Общение имеет свои функции,  средства, виды и типы, каналы  и фазы.   

    Исследование психологов и социологов  показывают, что до 70% управленческих  решений принимаются руководителями  в устной форме в процессе  делового взаимодействия. Без преувеличения  можно сказать, что характер  деловых контактов оказывает  решающее влияние на эффективность  совместной деятельности, на успешность  проведения бесед, деловых совещаний  и переговоров, пресс-конференций,  торгов и презентаций.

    Даже в век ЭВМ главным инструментом  общения людей является слово.  Тот, кто в совершенстве овладел  навыками в процессе общения,  получает возможность жить по  принципу «пришел, увидел, уговорил».  Общение – это чрезвычайно  тонкий и деликатный процесс.  В нем говориться о прямом  и косвенном общении, непосредственном  и опосредованном.

    Под непосредственном общении  понимается естественный контакт  «лицом к лицу» при помощи  вербальных (речевых) и невербальных  средств (жесты, мимика, пантомима,  пространственные (расстояние, приближение,  удаление, повороты «к» и «от»), временные (раньше, позже)). Следует  подчеркнуть практическую важность  умения «читать» невербальную  информацию. Темпы речи, громкость,  изменение высоты и темпа окраски  голоса – все это средства  передачи эмоционального состояния  человека, его отношения к передаваемому  сообщению.

    Человек не может сознательно  контролировать всю сферу своего  общения, поэтому часто даже  то, что он хочет скрыть, проявляется,  например, через движения рук,  положение ног, выражение глаз  и т.д. Только учтя весь аккомпанемент,  сопровождающий речь, можно правильно  воспринять партнера по общению.

     Опосредованное общение может  рассматриваться как неполный  психический контакт при помощи  письменных или технических устройств,  затрудняющих или отделяющий  во времени получение обратной  связи между участниками общения.  Очевидно, что появление различных  технических коммуникативных устройств  значительно увеличило число  источников человеческого опыта,  но и многократно усложнило  систему человеческого общения.

    Типы общения. Общение на уровне  социальных ролей (ролевое общение)  – начальник-подчиненный, продавец-покупатель, учитель-ученик, диктуется исполняемой  ролью, фиксируется то место,  которое занимает человек в  системе общественных социальных  отношений.

    Под межличностным отношением  подразумевается (наиболее встречающаяся  модель общения) участие двух  конкретных личностей, обладающих  уникальными качествами, которые  раскрываются другому по ходу  общения и организации совместных  действий.

    Деловое общение можно легко  выделить из функционально-ролевого. Деловое общение – это вид  межличностного общения, направленного  на достижение какой-то предметной договоренности. В деловом общении (в отличии, например, от светского) всегда есть цель.

    Типы общения определяют по  тем правилам, выполнение которых  подразумевается. Так, если правила  «светского» общения основаны  на кодексе вежливости, то в  основе деловых отношений лежит  кодекс, основанный на принципах  кооперативности. Он содержит  следующие правила:

  1. Правило необходимости и достаточности информации. (Говори не больше и не меньше, чем требуется в данный момент.)
  2. Правило качества информации.
  3. Правило соответствия (не отклоняйся от темы).
  4. Правило стиля (выражайся ясно).
  5. Правило коммуникативного этикета.

     По своему значению общение  многофункционально. Можно выделить  пять основных функций общения.

  1. Связующая роль – важнейшее условие объединения людей в процессе любой деятельности.
  2. Формирующая роль. Здесь общение выступает как важнейшее условие формирования и изменения психического облика человека (особенно в ранних стадиях).
  3. Подтверждающая функция. В процессе общения с другими людьми человек получает возможность как бы подтвердить себя, утвердиться в том, что он есть. Еще У. Джеймс отмечал, что для человека «не существует более чудовищного наказания, чем быть представленным в обществе самому себе и остаться абсолютно незамеченным». Это состояние человека фиксируется в понятии «неподтверждения». Причем, в отличие от отрицания, которое может быть выражено словами «Ты не прав» или «Ты плохой» и предполагает известную долю подтверждения, пусть и с негативной оценкой, неподтверждения означает «Тебя здесь нет», «Ты не существуешь».

    Известный английский психиатр  Р. Д. Лейнг видел в неподтверждении  универсальный источник многих  психических заболеваний, прежде  всего – шизофрении.

    Повседневный опыт человеческого  общения изобилует процедурами,  организованными по принципу  простейшей «подтверждающей терапии»: ритуалы знакомства, приветствия,  именования, оказания различных  знаков внимания. Они, говоря научным  языком, направлены на поддерживание  у человека «минимума подтвержденности».

  1. Четвертая функция состоит в организации и поддержании межличностных отношений на уровне определяемых эмоциональных контактов.
  2. Пятая функция общения – внутриличностная, т.е. общение человека с самим собой.
 

Виды  межличностных отношений 

     В отечественной социальной психологии  выделяют три различных вида  межличностного общения: императив,  манипуляцию и диалог.

     Императивное общение – это  авторитарное, директивная форма  воздействия на партнера по  общению с целью достижения  контроля за его поведением, принуждение  его к определенным действиям.  Особенность императива в том,  что конечная цель общения – принуждение партнера – не завуалирована. В качестве средств оказания влияния используются приказ, указания, предписания и требования.

    Можно назвать группу социальных  видов деятельности, в которых  использование императивного вида  общения вполне оправданно и  с целевой, и с этической  точек зрения. К ним относятся  военные уставные отношения, отношения  «начальник-подчиненный», в сложных  и экстремальных условиях.

    Вместе с тем можно определить  и те сферы межличностных отношений,  где применение императива неуместно  и даже неэтично. Прежде всего  речь идет об интимно-личностных  отношениях, супружеских и детско-родительских. Известно, что с помощью команд, приказов и безусловных запретов  можно добиться внешнего послушания  и выполнения каких-либо требований. Однако они не становятся частью  внутренних убеждений человека, его интровертной мотивацией.

     Манипуляция – это распространенная  форма межличностного общения,  предполагающая воздействие на  партнера с целью достижения  своих скрытых намерений. Как  и императив, манипулятивное общение  предполагает воздействие на  партнера с целью достижения  своих целей. Коренное же отличие  состоит в том, что партнер  не информируется об истинных  целях общения. Они либо скрываются, либо подменяются другими.

    В отношении манипуляции также  можно сказать, что есть области  человеческого взаимодействия, где  она вполне уместна, а где  практически недопустима. Сферой  «разрешенной манипуляции» несомненно, является бизнес и деловые  отношения вообще. Символом такого  отношения давно стала концепция  общения Д. Карнеги и его  многочисленных последователей. Вместе  с тем есть опасность переноса  таких навыков овладения средствами  манипулятивного воздействия на  других людей в сфере деловой  и в остальные области человеческих  взаимоотношений, контроль над  собой и своей жизнью.

      Сравнение императивного и манипулятивного  видов общения позволяет 

выявить их глубокое внутреннее сходство. Объединив  их вместе,  можно 

охарактеризовать  как различные виды монологического  общения. Человек, рассматривая другого  как объект своего воздействия, по сути дела общается сам с собой, со своими целями и задачами, как бы игнорируя  своего собеседника.

      В качестве реальной альтернативы  такому типу отношений между  людьми может быть рассмотрено  диалоговое общение, позволяющее  перейти к установке на собеседника.  Диалог строится на принципиально  других началах, чем монологическое  общение. Он возможен лишь в  случае соблюдения следующих  непреложных правил взаимодействия:

    1. Психологический настрой на  актуальное состояние собеседника  и собственное актуальное психологическое  состояние.

    2. Безоценочное восприятие партнера, априорное доверие к его намерениям.

   3. Восприятие партнера как равного,  имеющего право на собственное  мнение и собственное решение.

   4. Персонификация общения – разговор  от своего имени, без ссылки  на мнения и авторитеты, презентация  своих истинных чувств и желаний.

    Анализ общения показывает насколько  этот процесс сложен и разнообразен  в своих проявлениях и функциях, что связано с его ролью  и значением как в жизни  отдельного человека, так и общества  в целом.

    Столь же сложной является  внутренняя структура самого  общения. В ней можно выделить  три взаимосвязанных стороны:  коммуникативную, перцептивную и  интерактивную.

      Коммуникативная сторона общения  состоит в обмене информации  между партнерами по общению,  передаче и приеме знаний, идей, мнений и чувств. Интерактивная  сторона общения (от слова «интеракция» - взаимодействие) заключается в  обмене действиями между общающимися  сторонами, т.е. организация межличностного  взаимодействия. Наконец, перцептивная  сторона общения есть процесс  воспитания и познания людьми  друг друга с последующим установлением  на этой основе определенных  межличностных отношений. 

                                  Фазы общения 

     Из всех фаз общения наиболее  ответственная фаза подготовки, если она оказывается возможной.  Общение нужно планировать, правильно  выбрать место и время, определить  для себя установки на результаты  общения. Первая фаза общения  – вхождение в контакт. Здесь  важна самонастройка, важно почувствовать  состояние, настройку партнера, освоиться  самому. Важно расположить партнера  к себе и обеспечить ровное  начало. Этот период завершается  установлением психологического  контакта.

     Далее идет фаза концентрации  внимания на чем-то, какой-то проблеме,

задаче  сторон и разработке тем, затем –  мотивационный зондаж. Цель его –  понять мотивы собеседника и его  интересы. Потом следует фаза аргументации и убеждения, если есть расхождения  во мнениях. И, наконец, фаза фиксации результата. Это всегда критический момент в  отношениях. В противоположность  перерыву, разрыв отношений – это  конец контактов. И ошибка в этой фазе иногда может полностью изменить результат многочасовой беседы. Надо всегда завершать общение так, чтобы  была перспектива продолжения. 

Информация о работе Проблемные ситуации, возникающие при деловом общении