Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 16:17, курсовая работа
Цель работы – показать, как учитель может в процессе обучения повлиять на развитие эстетических чувств учащихся.
Задачи работы:
1) изучить понятие эстетического воспитания и определить его важность в современном мире;
2) рассмотреть проблемы данного воспитания и показать, как в процессе обучения в школе можно воспитать эстетически развитую личность.
Введение 4
1 Теоретические основы эстетического воспитания
1.1 Понятие эстетического воспитания 5
1.2 Современные проблемы эстетического воспитания 9
2 Эстетическое воспитание в процессе обучения
2.2 Музыка в системе эстетического развития школьника 16
2.3 Развитие эстетической культуры школьников средствами
кино, телевидения, видео 20
Заключение 23
Библиографический список 24
Приложение 1 27
Приложение 2 29
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему: Проблемы
эстетического воспитания школьников
Выполнила: студентка 3 курса
факультета иностранных языков
Богуш О.А.
кафедры педагогики
Санабасова
Р.К.
Благовещенск 2005
1 Теоретические
основы эстетического
1.1 Понятие эстетического
1.2 Современные проблемы
2 Эстетическое воспитание в процессе обучения
2.2 Музыка в системе
2.3 Развитие эстетической
кино, телевидения, видео
Заключение
Библиографический
список
Приложение
1
Приложение 2
Для написания курсовой работы было исследовано и использовано много литературы, касающейся данной проблематики. Среди основных источников были задействованы книги и учебные пособия авторов как 20 века, так и более современных. А также периодические издания, такие как “Педагогика”, “Воспитание школьников”, “Искусство в школе” и другие.
1.1 Понятие эстетического воспитания
Природа не терпит пустоты. И если юная душа не заполняется целенаправленно истинными духовными ценностями, в нее свободно просочится любая дрянь.
Гармоничное
развитие личности многие педагоги понимают
как суммированно-
Школа может многое сделать, если не будет пренебрегать системой эстетического воздействия на ученика.
Система эстетического воспитания основывается на формировании чувств, понятий, суждений и эстетической деятельности. Она дает учащимся сумму знаний, развивает эстетический вкус, а главное порождает стремление к самообразованию в сфере искусства, формирует эстетический идеал через претворение в жизнь четко определенных целей, задач и разнообразных форм деятельности /19/.
Эстетика детской жизни складывается из многочисленных отношений ребенка к людям, к обществу в целом, природе, труду, искусству. Эти отношения основываются на общении с прекрасным или безобразным с ранних лет.
К сожалению, ребенок в семье не всегда соприкасается с лучшими
образцами культуры народа: вместо колыбельной песни слышит эстрадные, зачастую низкопробные. Далеко не все родители приобщают ребенка к книжке, а не отсылают его к телевизору, разводят акварельные краски и учат переносить их на бумагу, не боясь, что он испачкается, находят время послушать музыкальную сказку, восхищаются на прогулке красивым камешком, цветком, осенним листом /4/.
Ребенок не готовится жить – он живет каждый миг, и каким он вырастет – злым или добрым, завистливым или щедрым, веселым или замкнутым, трудолюбивым или лентяем – во многом зависит от эстетической среды, его окружающей, прежде всего дома и в школе.
Эстетическое воспитание невозможно выделить в особую сферу. Но настолько тесно переплетено со всеми сторонами воспитания, что невнимание к нему наносит ущерб всему делу формирования гармоничной личности.
Требуя от учащихся выполнения гигиенических норм, соблюдения аккуратности в одежде, приучая их к порядку и чистоте, формируя навыки и привычки культурного поведения, одновременно заботимся об их эстетическом воспитании. Неряшливые наглядные пособия, используемые на уроке, небрежные записи на доске, оскорбительный тон в разговоре с учениками, пренебрежение к своему внешнему виду независимо от нашего желания наносят ущерб эстетическому воспитанию.
Особое место в эстетическом воспитании занимает искусство, являющееся средством не только художественного, но и идеологического воспитания. Впечатления, оставленные искусством. Именно через них растущий человек видит и учится различать добро и зло, любовь и бескорыстие, обогащает нравственные чувства, стремится делать доброе и пресекать безобразное.
«Любая идеология, любое понимание, ценностей жизни активнее всего проникает в среду молодежи через легкодоступные эстрадные формы музыки и через декоративно-прикладное искусство… Можно и нужно средствами искусства формировать у молодежи определенные критерии к жизненным явлениям – формировать их мировоззрение» /17/.
Без эстетического воспитания, в котором большая роль отводится такому мощному средству как искусство, нельзя надеяться на полноценное гармоническое развитие личности.
Осуществление процесса эстетического воспитания требует решения ряда задач. Первую из них можно назвать задачу формирования эстетических чувств, тесно связанных с переживаниями: радостью, восторгом, печалью, гневом, восхищением. Человек с развитыми эстетическими чувствами не только наслаждается прекрасным, но и включается в борьбу с безобразным.
Вторая задача – развитие способности к эстетическому суждению, эстетической оценке. Научить детей объективно оценивать явления действительности на основе эстетических понятий и искусствоведческих знаний – вот ее смысл.
Третья задача – развитие художественных задатков. Решение ее заключается в пробуждении у учащихся интереса к художественной деятельности, которая поможет выявить природные задатки ребенка.
Четвертая задача – выработка у каждого ученика стремления и практических умений «творить мир по законам красоты /15/.
По мнению И. Ф. Анненского именно на школе должна лежать сложная задача осуществления эстетического развития учащихся через преподавание пения, музыки, рисования, родного языка и литературы. При этом само обучение должно соответствовать общей цели, которую он видел в «развитии логического мышления и фантазии» учеников /3/.
Эстетическое чувство развивается активно и пассивно. Это положение является главным в концепции И. Ф. Анненского. «Активный момент эстетического образования детей и юношества, - писал педагог, - состоит в технике искусств: детей учат петь, играть на каком – либо инструменте, рисовать… Трудно быть не только хорошим критиком, но даже хорошим любителем музыки или живописи, если сам не умеешь ни играть, ни рисовать». Пассивный момент, по его мнению, заключается, во-первых, в «создании эстетической обстановки», то есть в обеспечении интенсивного притока художественных впечатлений из сферы разных искусств, во-вторых, в курсе теории и истории искусств. Иными словами, наполнить душу ученика эстетическими впечатлениями и дать средства для сознательного наслаждения искусством /26/.
По
мнению И.Ф. Анненского, способность
к сознательному эстетическому
наслаждению, к сотворчеству не может
быть дана только обучением технике
искусств. Необходим серьезный
Все
изложенное выше позволяет сделать
вывод о том, что такое эстетическое
воспитание. Эстетическое воспитание
– вовлечение ребенка в сферу эстетического
проявления ценностного отношения между
человеком и миром и в область художественной
деятельности людей, целью которого является
научить ребенка различать прекрасное
и безобразное, возвышенное и низменное,
комическое и трагическое, прежде всего
в самой жизни /21/.
1.2 Современные проблемы эстетического воспитания
Если в последние десятилетия было важно лишь, чтобы ученик знал основы математики, физики, химии, биологии, истории и т.п., то сегодня задачи образования по необходимости должны быть связаны с задачами воспитания – нравственного, эстетического, художественного. И если возможности воспитания нравственного и художественного относительно ограничены теми предметами, которые непосредственно рассматривают человеческую жизнь и художественное творчество, то эстетическое воспитание может и должно осуществляться в преподавании всех без исключения дисциплин. Это связано с тем, что красота в тех или иных ее проявлениях – универсальное ценностное свойство бытия, рождающееся при контакте с ним человека, и универсальное свойство самой деятельности человека (когда она совершенна) – как практической, так и познавательной. Совершенное преподавание и заключается в раскрытии перед учениками не только законов изучаемых наук, но и красоты мира во всех ее проявлениях: природы, человека, отношений, познания, действий /2/.
Преподавание должно включать в себя целенаправленное формирование отношения учеников и к познавательному миру, и к самой науке, его
изучающей.
Подготовка такого учителя требует изменения системы обучения в педагогических вузах. Будущего учителя следует готовить не как узкого «предметника», владеющего некоторыми дидактическими приемами, а как эстетически развитого человека, относящегося эстетически к собственной деятельности и умеющего передавать это отношение ученикам /8/.
Информация о работе Проблемы эстетического воспитания школьников