Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 16:17, курсовая работа
Цель работы – показать, как учитель может в процессе обучения повлиять на развитие эстетических чувств учащихся.
Задачи работы:
1) изучить понятие эстетического воспитания и определить его важность в современном мире;
2) рассмотреть проблемы данного воспитания и показать, как в процессе обучения в школе можно воспитать эстетически развитую личность.
Введение 4
1 Теоретические основы эстетического воспитания
1.1 Понятие эстетического воспитания 5
1.2 Современные проблемы эстетического воспитания 9
2 Эстетическое воспитание в процессе обучения
2.2 Музыка в системе эстетического развития школьника 16
2.3 Развитие эстетической культуры школьников средствами
кино, телевидения, видео 20
Заключение 23
Библиографический список 24
Приложение 1 27
Приложение 2 29
Школа же должна оценивать деятельность учителя не только по тому, что (выучили и запомнили) его ученики, но и по тому, полюбили ли они эту науку, испытывают ли они бескорыстную радость от самого процесса получения знаний.
Непременным
компонентом школьного
Важным
компонентом эстетического
Школа и должна воспитать отношение к искусству не как к развлечению, забаве, заполнению досуга, но как к дару дополнительной жизни вместе с замечательными людьми – героями художественных произведений и их авторами.
В настоящее время школа в массе своей эти задачи не только не решает, но зачастую воспитывает в учениках отвращение к истинно художественному – слову, звуку, образу.
Изменения школьных программ по чтению и литературе осуществляются таким образом, что основным их результатом стало отсутствие не только потребности, но и навыка общения с литературным произведением /13/.
Начальная
школа ориентирована
В средних классах (5 - 8) главная проблема – полная хаотичность в подборе художественных произведений для чтения. Самые явные недостатки:
1)
не учитываются возрастные
А.С.Пушкина
ввели поэму “Руслан и Людмила”
2)
исчез “мир детства” из круга
чтения, что связано с изъятием
из программы произведений
В этом возрасте дети легче поддаются прямому воспитательному воздействию художественного произведения, а произведения, способные оказать такое воздействие, из программы убраны.
Главная проблема программ по литературе в старших классах (9 - 11) – в перегруженности именами и количеством изучаемых произведений, особенно в 11 классе, куда “впихивается” весь 20-й век. Если учесть, что идёт постоянное сокращение часов на литературу (усиливающееся в последнее время, когда часы отбираются в пользу зубрёжки “ключей” к тестам единого экзамена по русскому языку – там, где этот эксперимент проводится), то результатом стало то, что подростки перестали читать /6/.
Отсутствие потребности читать, то есть общаться с художественным произведением, есть результат существующего ныне подхода к преподаванию литературы. Так, в выпускном классе усиленно насаждаются следующие
работы:
1)
большое по объёму
2) выполнение отдельными учениками рефератов по творчеству обозначенных в программе писателей или историко-литературных периодов.
Таким образом, остальным читать не надо. Это – не лень учеников, это типичная школьная практика, идущая от учителя /14/.
Следующая причина – усиленное издание книг типа “Вся русская литература в кратком изложении”, “Вся зарубежная литература” и т.п., которые учителя рекомендуют ученикам. Такая школьная и издательская политика
сознательно воспитывает отвращение к художественному слову. К тому же, в старших классах – явный перегиб с теоретизацией: перегруженность терминологией, игнорирование эмоциональной стороны в восприятии произведения, особенно лирического стихотворения.
Аналогичная ситуация
Результатом является то, что ученики не воспитываются на художественных образах в процессе обучения.
Воспитание подрастающего
В настоящее же время чётко
проводимая ломка нравственных
ценностей и моральных устоев,
особенно интенсивная в
Следует отметить, что литература,
живопись, музыка, кинематограф как
вид искусства практически
Самое массовое влияние
формируют явно негативные черты характера, искажают личность ребёнка, подростка, молодых людей.
1) Агрессивность – в большинстве
кинофильмов и мультсериалов
герои сражаются, убивают и
умирают. Мотив смерти
2) Сознательное переворачивание понятий “добро” и “зло”. Герои многочисленных историй, фильмов – привидения, ведьмы, мутанты, хулиганы, “миленькие вампирята”, скелеты и т.д., постоянное общение с которыми учит любить “силы зла”.
3) Резкое снижение эстетического
уровня восприятия. Большинство
демонстрирующихся на ОРТ, РТР,
При этом полемика о ТВ для
детей явно уводится в сторону.
4)
Алчность и отсутствие
потребность получать “много и сразу” без труда и убеждающие в нормальности этого.
5) Индивидуализм и бесстыдство. Господством на экране таких игр и программ, как “Последний герой”, “Слабое звено”, “За стеклом” и т.п. ломаются здоровые нравственные устои, формируется иной менталитет не только подрастающего, но и более старшего поколения.
Иными словами, происходит ярко выраженное целенаправленное влияние традиций чужой культуры на российское общество.
В этих условиях особое внимание должно быть направлено как на возрождение традиционной системы ценностей (обращение к людям среднего поколения и к молодым родителям), так и на формирование системы ценностей (для подрастающего поколения) – через искусство, систему образования, средства массовой информации. Здесь особую значимость приобретает возвращение в культурный обиход подлинных ценностей национального и зарубежного искусства, их переосмысление и правильная интерпретация, осознание роли и способов воздействия произведений зарубежной массовой культуры и средств информации /14/.
Так
же одной из проблем эстетического
воспитания является неправильное построение
учителем эстетической беседы. Это
происходит из-за неясного представления
о сущности эстетической беседы. Надо
отметить, что эстетическая беседа – это
метод логически – последовательного
анализа эстетических явлений в жизни
и искусстве, направленный на формирование
эстетических чувств, понятий и суждений,
организацию эстетической деятельности.
На эстетических беседах есть возможность
средствами искусства ненавязчиво, но
убедительно раскрывать нравственные
ценности, опосредованно вовлекать учащихся
в движение ума и сердца по пути поставленной
цели. Существуют некоторые требования
к проведению эстетических бесед (см. Приложение
1).
2.1 Музыка в системе эстетического развития школьника
Музыка – одно из важных средств общения и сплочения людей в переживании прекрасного, утверждении великих идеалов эпохи, в формировании отношений человека к обществу, в осмыслении действительности. В системе эстетического воспитания музыка имеет особое значение. Отражая действительность в звуковых образах, музыка раскрывает внутренний мир человека, все богатство его мыслей и чувств.
Интерес композиторов прошлых
лет к наследию национальной
культуры – фольклору, к
Основой введения учащихся в мир музыкального искусства является
музыкальное воспитание, проводимое целенаправленно и систематически в большинстве школ. Содержание и методы музыкального воспитания, его направленность обусловлены задачами, стоящими перед школой: воспитать интерес и любовь к высокохудожественной музыке у детей, обогатить их знаниями законов музыкального искусства, необходимыми для его понимания, сформировать вкус и музыкальные способности, привить навыки и умения, которые позволят стать активными слушателями, умелыми исполнителями, а в отдельных случаях – и создателями музыки /7/.
Музыка глубоко затрагивает эмоциональную сферу человека. Как язык чувств, она может активно влиять на формирование нравственных и эстетических взглядов подрастающего поколения.
Важным компонентом процесса
музыкального воспитания
В восприятии музыкального
Информация о работе Проблемы эстетического воспитания школьников