Проблемы эстетического воспитания школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 16:17, курсовая работа

Описание

Цель работы – показать, как учитель может в процессе обучения повлиять на развитие эстетических чувств учащихся.
Задачи работы:
1) изучить понятие эстетического воспитания и определить его важность в современном мире;
2) рассмотреть проблемы данного воспитания и показать, как в процессе обучения в школе можно воспитать эстетически развитую личность.

Содержание

Введение 4
1 Теоретические основы эстетического воспитания
1.1 Понятие эстетического воспитания 5
1.2 Современные проблемы эстетического воспитания 9
2 Эстетическое воспитание в процессе обучения
2.2 Музыка в системе эстетического развития школьника 16
2.3 Развитие эстетической культуры школьников средствами
кино, телевидения, видео 20
Заключение 23
Библиографический список 24
Приложение 1 27
Приложение 2 29

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по педагогике.doc

— 128.50 Кб (Скачать документ)

    Школа же должна оценивать деятельность учителя  не только по тому, что (выучили и  запомнили) его ученики, но и по тому, полюбили ли они эту науку, испытывают ли они бескорыстную радость от самого процесса получения знаний.

    Непременным компонентом школьного образования, воспитания, обучения должна стать  целью «воспитание чувств», эмоционального возвышения входящих в жизнь молодых  людей, приобщения их к высокой культуре.

    Важным  компонентом эстетического воспитания является воспитание художественное – пре6подавание литературы, музыки, рисования, мировой художественной культуры. Совершенно очевидно, что нельзя считать их единственными носителями эстетического воспитания. Их роль состоит в целостно-всестороннем воспитании входящих в жизнь людей – нравственно-гражданственно-эстетическом. Так как искусство во всех его формах является продолжением реальной, практической жизни людей и приносит нам возможность таких переживаний, такого жизненного опыта, такого знания человеческой души и самопознания, какой не предоставляет нам узкий, ограниченный в пространстве и времени личный опыт /1/.

    Школа и должна воспитать отношение  к искусству не как к развлечению, забаве, заполнению досуга, но как к  дару дополнительной жизни вместе с  замечательными людьми – героями художественных произведений и их авторами.

    В настоящее время школа в массе  своей эти задачи не только не решает, но зачастую воспитывает в учениках отвращение к истинно художественному  – слову, звуку, образу.

    Изменения школьных программ по чтению и литературе осуществляются таким образом, что основным их результатом стало отсутствие не только потребности, но и навыка общения с литературным произведением /13/.

    Начальная школа ориентирована преимущественно  на техническую сторону: скорость чтения в ущерб эмоциональному и образному восприятию произведения.

    В средних классах (5 - 8) главная проблема – полная хаотичность в подборе  художественных произведений для чтения. Самые явные недостатки:

    1) не учитываются возрастные особенности  восприятия и понимания произведения    (в  5  классе   вместо    понятной   “Сказки  о  мёртвой  царевне”

А.С.Пушкина  ввели поэму “Руслан и Людмила”, в 6 классе предлагается “Снегурочка” Островского и т.д.), хотя очевидно: воспитание произведением без его  понимания – невозможно;

    2) исчез “мир детства” из круга  чтения, что связано с изъятием  из программы произведений советской  детской литературы; почти нет  произведений, где бы действовали  ровесники учеников, и совсем  нет персонажей – примеров  для подражания.

    В этом возрасте дети легче поддаются прямому воспитательному воздействию художественного произведения, а произведения, способные оказать такое воздействие, из программы убраны.

    Главная проблема программ по литературе в  старших классах (9 - 11) – в перегруженности именами и количеством изучаемых произведений, особенно в 11 классе, куда “впихивается” весь 20-й век. Если учесть, что идёт постоянное сокращение часов на литературу (усиливающееся в последнее время, когда часы отбираются в пользу зубрёжки “ключей” к тестам единого экзамена по русскому языку – там, где этот эксперимент проводится), то результатом стало то, что подростки перестали читать /6/.

    Отсутствие  потребности читать, то есть общаться с художественным произведением, есть результат существующего ныне подхода к преподаванию литературы. Так,   в   выпускном   классе   усиленно   насаждаются   следующие

работы:

    1) большое по объёму произведение  делится на главы между учениками,  прочитав которые, они бегло  пересказывают содержание товарищам;

    2) выполнение отдельными учениками рефератов по творчеству обозначенных в программе писателей или историко-литературных периодов.

    Таким образом, остальным читать не надо. Это – не лень учеников, это типичная школьная практика, идущая от учителя /14/.

    Следующая причина – усиленное издание книг типа “Вся русская литература в кратком изложении”, “Вся зарубежная литература” и т.п., которые учителя   рекомендуют   ученикам.  Такая   школьная  и  издательская  политика

сознательно воспитывает отвращение к художественному  слову. К тому же, в старших классах – явный перегиб с теоретизацией: перегруженность терминологией, игнорирование эмоциональной стороны в восприятии произведения, особенно лирического стихотворения.

       Аналогичная ситуация складывается  в преподавании и музыки, и изобразительного искусства: много теоретических аспектов, много сопутствующей фактологии и почти полное отсутствие навыка общения с художественным произведением.

       Результатом является то, что  ученики не воспитываются на  художественных образах в процессе обучения.

       Воспитание подрастающего поколения,  ориентированного на сохранение  Отечества, невозможно без восстановления  утраченных ценностей, духовности  нации. Народ сохраняется до  тех пор, пока сохранены традиции  его национальной культуры: язык, способы передачи культуры, система ценностей /2/.             

       В настоящее же время чётко  проводимая ломка нравственных  ценностей и моральных устоев, особенно интенсивная в последнее  десятилетие, привела к дезориентации  части молодых людей, способствовала вытравливанию у них чувства национальной гордости и патриотизма. Чуждые нашему народу ценности, насаждаемые извне средствами массовой информации и определёнными произведениями зарубежного искусства, лишают молодёжь духовности, разрушают исторические корни народного целомудрия, ведут к постепенной деградации нового поколения.

       Следует отметить, что литература, живопись, музыка, кинематограф как  вид искусства практически полностью  вытесняются тем, что получило  название “массовая культура”. Гигантский прилив низкопробной зарубежной культуры: музыка, кино, видео (мультфильмы, боевики, триллеры, порнофильмы), насаждающие жестокость, прославляющие грубую силу, индивидуализм и т.п /13/.

       Самое массовое влияние оказывает,  как известно, телевидение. Главные проблемы воспитания подрастающего поколения под воздействием детских передач,  мультсериалов,  фильмов,  компьютерных  игр и т.д.  в том,  что они

формируют явно негативные черты характера, искажают личность ребёнка, подростка, молодых людей.

       1) Агрессивность – в большинстве  кинофильмов и мультсериалов  герои сражаются, убивают и  умирают. Мотив смерти становится  ведущим. На уничтожении противника  построены и многочисленные компьютерные  игры – “стрелялки”. Даже  если видеоигра представляет собой автомобильные гонки, лыжные соревнования и т.д., то в её программу обязательно закладывается столкновение машин, взрывы, уничтожение спортсменов-соперников, аварии и т.п., то есть воспитывается глухота к боли, отсутствие сострадания: ведь всегда можно начать игру заново.

       2) Сознательное переворачивание  понятий “добро” и “зло”.  Герои многочисленных историй,  фильмов – привидения, ведьмы, мутанты,  хулиганы, “миленькие вампирята”, скелеты и т.д., постоянное общение  с которыми учит любить “силы зла”.

       3) Резкое снижение эстетического  уровня восприятия. Большинство  демонстрирующихся на ОРТ, РТР,  РЕН-ТВ и других каналах зарубежных  мультфильмов – низкого качества, их герои вызывающе некрасивы  (особенно любимая многими семейка  Симпсонов), из животного мира выбраны динозавры на смену оленёнку Бэмби, зайчикам, белочкам и другим. То же относится и к звуковому ряду – в большинстве фильмов оглушительно орут, визжат, громыхают. Почти не бывает нежной музыки, мягких голосов. Подобный грубый, диссонирующий звуковой фон не только притупляет слух, но и способствует нарастанию агрессивности.

       При этом полемика о ТВ для  детей явно уводится в сторону.  В статьях серьёзные публицисты  объявляют самым главным злодеем  “телепузиков” – действительно  туповатых героев примитивной передачи для самых маленьких (в условиях эмоционального вакуума её смотрели и дети постарше), в которой, однако, никого не убивают, не бьют и не кричат друг на друга /2/.

    4) Алчность и отсутствие трудолюбия. Большая любовь нынешних детей – телевизионные  игры  типа “Как стать миллионером” и другие, воспитывающие

потребность получать “много и сразу” без труда  и убеждающие в нормальности этого.

    5) Индивидуализм и бесстыдство.  Господством на экране таких  игр и программ, как “Последний герой”, “Слабое звено”, “За стеклом” и т.п. ломаются здоровые нравственные устои, формируется иной менталитет не только подрастающего, но и более старшего поколения.

    Иными словами, происходит ярко выраженное целенаправленное влияние традиций чужой культуры на российское общество.

    В этих условиях особое внимание должно быть направлено как на возрождение  традиционной системы ценностей (обращение  к людям среднего поколения и  к молодым родителям), так и  на формирование системы ценностей (для подрастающего поколения) – через искусство, систему образования, средства массовой информации. Здесь особую значимость приобретает возвращение в культурный обиход подлинных ценностей национального и зарубежного искусства, их переосмысление и правильная интерпретация, осознание роли и способов воздействия произведений зарубежной массовой культуры и средств информации /14/.

    Так же одной из проблем эстетического  воспитания является неправильное построение учителем эстетической беседы. Это  происходит из-за неясного представления о сущности эстетической беседы. Надо отметить, что эстетическая беседа – это метод логически – последовательного анализа эстетических явлений в жизни и искусстве, направленный на формирование эстетических чувств, понятий и суждений, организацию эстетической деятельности. На эстетических беседах есть возможность средствами искусства ненавязчиво, но убедительно раскрывать нравственные ценности, опосредованно вовлекать учащихся в движение ума и сердца по пути поставленной цели. Существуют некоторые требования к проведению эстетических бесед (см. Приложение 1).  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1.  ЭСТЕТИЧЕСКОЕ  ВОСПИТАНИЕ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

          

       2.1 Музыка в системе эстетического развития школьника 

       Музыка – одно из важных средств общения и сплочения людей в переживании прекрасного, утверждении великих идеалов эпохи, в формировании отношений человека к обществу, в осмыслении действительности. В системе эстетического воспитания музыка имеет особое значение. Отражая действительность в звуковых образах, музыка раскрывает внутренний мир человека, все богатство его мыслей и чувств.

       Интерес композиторов прошлых  лет к наследию национальной  культуры – фольклору, к старинной  музыке, где запечатлены духовные  идеалы народа, его нравственные  ценности, сложившиеся на протяжении веков, объясняется повышением воспитательной функции музыки, усилением ее эстетической направленности /11/.      

       Основой   введения   учащихся   в   мир   музыкального   искусства является

музыкальное воспитание, проводимое целенаправленно и систематически в большинстве школ. Содержание и методы музыкального воспитания, его направленность обусловлены задачами, стоящими перед школой: воспитать интерес и любовь к высокохудожественной музыке у детей, обогатить их знаниями законов музыкального искусства, необходимыми для его понимания, сформировать вкус и музыкальные способности, привить навыки и умения, которые позволят стать активными слушателями, умелыми исполнителями, а в отдельных случаях – и создателями музыки /7/.

      Музыка глубоко затрагивает эмоциональную сферу человека. Как язык чувств, она может активно влиять на формирование нравственных и эстетических взглядов подрастающего поколения.

       Важным компонентом процесса  музыкального воспитания является  формирование эмоционально осознанного восприятия музыки, лежащего в основе любой музыкальной деятельности, - хорового пения, игры на музыкальных инструментах, слушания музыки, музыкального творчества. При этом необходимо учитывать, что восприятие музыкального произведения требует слухового внимания, подготовки. Для эмоционально осознанного восприятия музыки школьниками большое значение имеет музыкальное мышление, тесно связанное с эмоциональной сферой.

       В восприятии музыкального образа  эмоциональный отклик и мыслительные процессы, связанные с определением характера музыки, средств выразительности, неразрывны. От кратких словесных характеристик воспринимаемой, разучиваемой музыки учащиеся постепенно переходят к более развернутым суждениям о ней на основе целостного анализа музыкального произведения. Поэтому главная задача музыкального воспитания – не только в том, чтобы научить детей петь в хоре, разучивать песни по нотам, играть на музыкальных инструментах, внимательно слушать музыку, но и в такой подготовке, которая позволит эмоционально воспринимать высокохудожественную, ощущать потребность в систематическом общении с ней /3/.

Информация о работе Проблемы эстетического воспитания школьников