Проблемы эстетического воспитания школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 16:17, курсовая работа

Описание

Цель работы – показать, как учитель может в процессе обучения повлиять на развитие эстетических чувств учащихся.
Задачи работы:
1) изучить понятие эстетического воспитания и определить его важность в современном мире;
2) рассмотреть проблемы данного воспитания и показать, как в процессе обучения в школе можно воспитать эстетически развитую личность.

Содержание

Введение 4
1 Теоретические основы эстетического воспитания
1.1 Понятие эстетического воспитания 5
1.2 Современные проблемы эстетического воспитания 9
2 Эстетическое воспитание в процессе обучения
2.2 Музыка в системе эстетического развития школьника 16
2.3 Развитие эстетической культуры школьников средствами
кино, телевидения, видео 20
Заключение 23
Библиографический список 24
Приложение 1 27
Приложение 2 29

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по педагогике.doc

— 128.50 Кб (Скачать документ)

272 с.

17     Эстетическое воспитание в школе:  Учеб. пособие. – М., 1980. – 136 с.

18     Эстетическое воспитание школьника:  Учеб. пособие. – М., 1988. – 103 с.    

19     Эстетическое воспитание школьников/ Под ред. Бурова. – М., 1974.–195 с.

20     Эстетическое воспитание учащихся: Учеб. пособие. – М., 1998. – 173 с.

21     Эстетика: Учеб. пособие/ Под ред.  А.А. Радугина. – М., 1998. – 238 с.

22    Эстетическое развитие и воспитание  молодёжи/ Под ред. О.В. Лармина.  – М., 1978. – 215 с.

23     Эстетическое сознание и процесс  его формирования: Учеб. пособие. – М., 1981. – 150 с.

24     Эстетическое   воспитание   учащихся:   обмен   опытом   работы:   Учеб. пособие. – М., 1961. – 187 с. 

25     Эстетическая культура и эстетическое  воспитание: Учеб. пособие. – М., 1983. – 304 с.

26     Яковлев Е.Г. Эстетика: Учеб. пособие/ Е.Г. Яковлев. – М., 2000. – 464 с. 

27     Яковлев Е.Г. Эстетический вкус  как категория эстетики/ Е.Г. Яковлев.  – М., 1986. – 390 с.

28     Яковлев П.Ф. Эстетическое воспитание  учащихся в труде/ П.Ф. Яковлев.  – М., 1961. – 303 с.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

П р и л о ж  е н и е

     Приложение 1
        Памятка учителю  об эстетической  беседе

    Некоторые учителя относят к эстетической беседе только такую, где разговор идет об искусстве. Но это более широкая  форма. Поскольку цель эстетического воспитания – научить ребенка различать прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, комическое и трагическое, прежде всего в самой жизни, то все явления действительности – трудовой процесс, проявления морали, культура, природа, искусство – могут быть объектом для эстетических бесед.

    Длительность  ее – от 15 – 20 минут до 45 минут  в средних классах и 1,5 часа в  старших.

    К эстетической беседе готовится не только учитель. Он должен позаботиться, чтобы  в ходе подготовки ученики читали по теме литературу, посещали выставки, смотрели кинофильмы и телепередачи и т.д. Так как неподготовленность аудитории рождает соблазн перевести эстетическую беседу на рельсы морализирования относительно «неблагодарности нынешнего поколения» и т.п.

    Чтобы беседа прошла на высоком педагогическом и эстетическом уровне, следует соблюдать ряд требований.

        1)Содержание беседы строить в  соответствии с общей воспитательной  целью, поставленной перед классом.  Например, знакомя юных слушателей  с биографией композитора, художника, скульптора, не увлекайтесь деталями, не имеющих отношения к воспитательной цели, порекомендуйте ученикам книги, постарайтесь обеспечить их доступность, и если беседа дойдет до сердца, они будут прочитаны.

    2) Изложение материала в ходе  беседы должно быть предельно эмоциональным. Внимание учащихся должно поддерживаться интересным содержанием, художественным изложением, доверительностью, а не замечаниями типа: «Кому  я говорю? Кому это надо?» Нигде так не вредны раздражение учителя и менторский тон, как на эстетической беседе.

    3) В процессе эстетической беседы  не следует анализировать больше  трех-четырех художественных произведений. Перенасыщение может привести  к непредсказуемым результатам.

    4) Особое внимание на эстетической  беседе следует уделять анализу  художественного произведения. Часто учителя делают это неправильно, следуя логике разума, а не чувств ребенка. «Кто создал это произведение?» - спрашивают учителя в первую очередь. Иногда сердятся на «бестолковость» своих учеников. Это вопросы «от ума». А надо спросить от сердца: «Какое настроение, или какие чувства, или какие переживания вызывает у нас это произведение?» Такой вопрос направлен на пробуждение чувств, оказание помощи ребенку в определении его собственных чувств. Когда он начинает внедряться в глубь своей души, перед ним раскрывается красками или звуками произведение искусства. Не надо спешить. Надо дать ученику вслушаться, всмотреться, вникнуть в то настроение, которое владело мастерством, создававшим произведение. Второй вопрос должен быть направлен на развитие эстетических и художественных понятий, суждений и оценок: каким образом, какими средствами автору удалось выразить это настроение? Здесь очень полезно брать произведения, где изображаемое противоречит предлагаемому логически настроению. Например, «Грачи прилетели» Саврасов. Весна, пробуждение природы, - а картина грустна. Почему?

    5) для формирования умений эстетического  анализа произведений искусства  или окружающей реальности следует  вводить в словарный запас  каждого ученика определенные  искусствоведческие понятия, которые помогут ему оценить явление, и объяснить свою оценку, что очень важно.

    6) нельзя проводить эстетическую  беседу в грязном помещении,  неприбранном классе, на фоне  исписанной мелом доски. Убранство  класса, внешний вид учителя, его речь, заинтересованность предметом разговора оказывают большое эстетическое воздействие на учащихся.  
 

     Приложение 2

         Эстетические требования  к личности учителя

      Учитель – постоянно под внимательным взглядом учеников. Его художественный вкус – источник формирования вкуса учеников. А показатель вкуса – чувство меры. Эстетическое воспитание не ограничено рамками специальных предметов, а потому от каждого учителя зависит уровень эстетической воспитанности учеников. Доброта и приветливость учителя, уравновешенный и требовательный характер, любовь к ученикам воспринимаются школьниками как эталон красоты. Поэтому, несомненно, существуют эстетические требования, предъявляемые к любому учителю:

     1) неряшливый учитель не может  отчитывать за неряшливость ученика. Ученик просто не поймет, за что его ругают.

     2) внешний вид – чаще всего  выражение эстетических воззрений  и норм. Учитель не может быть  изолирован от моды, но быть  экстравагантным не имеет права.

     3) умеренная косметика, освежающая  лицо, эстетическое сочетание всех деталей одежды, цветовое их соотношение в стиле требований моды – наглядные средства формирования эстетического вкуса, пример для подражания.

     4) нельзя в целях успешности  воспитания забывать об эстетике  учительского поведения: фамильярность с учениками, с коллегами на глазах учеников, вульгарность, узкий педагогический кругозор, минимальный интерес или полное отсутствие такового к искусству, к увлечениям своих учеников, не владение жестом, голосом, мимикой – всем, что называется педагогическим искусством.

     5) внешний вид – уважение к  своему рабочему месту и показатель  профессионализма, это определенное  настроение, а, следовательно, и  работоспособность.

     6)  все, что приносит в класс  учитель на урок или беседу  должно быть художественно оформлено, и соответствовать требованиям эстетики. Рваные карты, обтрепанные края таблиц, облупленные приборы, небрежный расчет в тетрадях – все это подавляет радость познания нового, рождает унылую скуку уроков. Это потеря эстетического потенциала в процессе познания.

     7) учитель – образец для подражания, делом он учит, воспитывает больше, чем словом. Трудно выполнять  требования учителя, если они  строятся по принципу «делай  так, как тебе говорят, а  не так, как я».    


Информация о работе Проблемы эстетического воспитания школьников