Проблемы эстетического воспитания школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 16:17, курсовая работа

Описание

Цель работы – показать, как учитель может в процессе обучения повлиять на развитие эстетических чувств учащихся.
Задачи работы:
1) изучить понятие эстетического воспитания и определить его важность в современном мире;
2) рассмотреть проблемы данного воспитания и показать, как в процессе обучения в школе можно воспитать эстетически развитую личность.

Содержание

Введение 4
1 Теоретические основы эстетического воспитания
1.1 Понятие эстетического воспитания 5
1.2 Современные проблемы эстетического воспитания 9
2 Эстетическое воспитание в процессе обучения
2.2 Музыка в системе эстетического развития школьника 16
2.3 Развитие эстетической культуры школьников средствами
кино, телевидения, видео 20
Заключение 23
Библиографический список 24
Приложение 1 27
Приложение 2 29

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по педагогике.doc

— 128.50 Кб (Скачать документ)

       И. Ф. Анненский, говоря о  музыкальном наслаждении, писал,  что его испытывает тот, «кто  с полной ясностью сознания  относится к звукам, которые воспринимает, …кто посылает свое воображение вслед композитору, бежит за его мыслью, гонится за его фантазией, опережает его намерения, торжествует, если угадал их, блаженствует, когда случится ему быть пораженным непредвиденной новизною» /25/. 

       От того, как поставлено музыкальное  воспитание на уроках музыки, особенно в начальных классах,  звучит ли на уроках интересная  для детей высокохудожественная  музыка, сумел ли учитель вызвать  у детей любовь к уроку музыки, зависит и развитие у школьников музыкальной потребности. Фактически именно в начальной школе должен закладываться фундамент музыкальной культуры школьников.

       Перед общеобразовательной школой  стоит задача большой важности  – средствами музыки сформировать  у учащихся эстетические, идейные, нравственные качества личности, что урок музыки должен нести в себе специфические черты урока искусства, что различные виды музыкальной деятельности на уроке должны быть тесно взаимосвязаны.

       Надо отметить, в школе недостаточно  четко определены объем знаний учащимися закономерностей музыкального языка, развития их певческой и слушательской культуры; слишком мало внимания уделяется развитию восприятия, творческих способностей школьников; во многом устарел репертуар. Все это не соответствует сегодняшним задачам музыкально – эстетического воспитания современных школьников/18/.

        А так же в школе существуют  поурочные разработки без четко  сформулированных музыкальных знаний, умений и навыков, которые учащиеся  должны приобретать в каждом  классе. По существу, в программе отсутствует обучение учащихся певческим навыкам и умениям. Исключена из программы нотная грамота, а это не только средство для   пения   по   нотам,   но    и    метод    для    более    глубокого    постижения 

закономерностей музыкального искусства /16/.

       Требования к музыкальному воспитанию  учащихся характеризуются следующими  основными положениями:

       1) педагогический процесс, направленный  на постижение школьниками подлинно  художественной музыки, должен исходить из содержательной стороны музыки, непосредственно влияющей на формирование личности;

       2) необходимо с первого класса  формировать у школьников представления  о музыкальном искусстве как  своеобразной форме отражения  действительности.

       Указанные положения лежат в основе целостного подхода к музыкальному воспитанию и обучению, объединяющего различные виды музыкальной деятельности: хоровое пение, движение под музыку, слушание музыки, ее анализ /10/.

       Надо понимать, что музыка рождает  чувства и поэтому ребенка надо учить слушать не только популярную музыку, но и классическую. К сожалению, ни в семейной, ни в школьной практике данная задача чаще всего не находит удовлетворительного решения.  Школьное обучение музыке не реализуется из-за отсутствия квалифицированных специалистов-педагогов, нехватки инструментов и из-за недопонимания школьного начальства важности музыкального образования и воспитания вообще /15/. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       2.2 Развитие эстетической культуры школьников средствами кино, телевидения, видео

       Экранные искусства (кино, телевидение,  видео) создают в бытовых условиях  информационно-эстетическую среду,  которая формирует ценностные  ориентации школьника в области  искусства, культуры быта, эстетической  организации среды, деятельности, отношений, экологии.

       Задача школы, родителей упорядочить  по возможности это воздействие,  формируя у школьника критическое  отношение к поступающей экранной  информации, самостоятельность эстетических  оценок, суждений. Это  поможет создать благоприятные условия для определения ценностных ориентаций, устойчивых интересов в области экранных искусств.

       Эту задачу  можно решить, если  попытаться развить опыт общения  школьников с кино, телевидением, видео, то есть навыки восприятия  аудиовизуального повествования, а значит, и различных видов мышления:

       1) образного (во время просмотра  фильмов, телепередач, когда школьник  осваивает на интуитивном уровне  многослойно запечатленную экранную  реальность, отразившую действительность  с различных сторон);

       2) логического (при построении  понятийных обобщений в момент  анализа, осмысления экранной  реальности);

       3) творческого (в процессе образной  интерпретации аудиовизуального  ряда);

       4) интуитивного (при установлении  ассоциативных связей ранее сложившихся образных обобщений зрителя с содержанием значимых частей фильма) /17/.

       Экранная культура рассматривается  в данном контексте как система  уровней эстетического развития  личности школьника в области  восприятия экранной реальности, интерпретации его результатов, эстетической оценки аудиовизуальной информации, художественного творчества и знаний, стимулирующих вышеперечисленные виды деятельности.

       Определяющим в этой системе  является восприятие, но не событий,  поступков     героя,   художественных     средств    выражения,    а     экранной реальности, раскрывающей в специфической форме повествования авторское отношение к этим событиям, героям, эстетическое сознание художника, своеобразие его мироощущения. Это восприятие основано на эмоционально – смысловом соотнесении единиц экранного повествования – событий, сцен, кадров, элементов внутрикадровой композиции, то есть неделимых для данного контекста смысловых частей /26/.

       В своих отношениях с телевидением  ребенок проходит две стадии. Первая характеризуется несамостоятельностью выбора программ. Это происходит  в дошкольные годы и первые годы занятий в школе. Избавление от контроля взрослых  начинается по мере того, как ребенок в полной мере овладевает искусством чтения и обнаруживает в себе способность к самостоятельному открытию многих ранее ему неизвестных истин и фактов. Так постепенно и неотвратимо  наступает вторая стадия, при которой выбор программ осуществляется самим подростком /5/.

       Получив доступ к телевизору, ребенок сам решает, какое время он посвятит телепросмотрам. И бесконтрольность родителей за просмотром детьми телепередач нередко приводит к тому, что ребенок часами просиживает у экрана телевизора, смотря все подряд. Кроме того, что эти сведения имеют своим результатом физическое и нервное переутомление, в них заложена опасность привычки пассивного созерцания. Так как роль телезрителя не требует от ребенка никаких  особых усилий, она бездеятельна. Родители должны отдавать отчет в том, что телевизор не может заменить детям книгу, похода  в театр, экскурсии в музей, просто живого общения с друзьями /21/.

       Х.Химмельвейт (Англия) объясняет  тот факт, что ребенок сам может  выбрать, сколько времени он  проведет у телевизора с точки  зрения детской психологии. «Скорее всего, ребенок, пишет она, приносит в жертву такие занятия, которые удовлетворяют (может быть с меньшей эффективностью) те же потребности, что и телевидение. Например, маленькие дети предпочитают отказаться от кино ради программы по телевидению, для них  кино и телевидение в какой-то степени взаимозаменимы. Подростки же не откажутся от похода в кино, ибо в их возрасте это и возможность общаться с друзьями…» /17/.

       В процессе формирования эстетического  отношения личности телевизионное творчество и школа выполняют свои специфические функции. Основная функция телевидения в сфере эстетического воспитания – быть источником и каналом передачи многообразной эстетической информации.

       В сфере эстетического воспитания  функция школы заключается в том, чтобы ориентировать учащихся в море эстетической информации и дать ключ для самостоятельного творческого освоения всего эстетического богатства окружающего мира /20/.

       Школе следует поставить перед  самой школой такие задачи, решение которых будет способствовать достижению согласованности усилий школы и телевидения, как двух культурных институтов в сфере эстетического воспитания школьной молодежи. Первая задача состоит в том, чтобы научить школьника выбирать программы и передачи, обладающие высокой эстетической ценностью, то есть воспитывать эстетический вкус школьника на материале телевизионного искусства. Вторая задача состоит в том, чтобы научить детей понимать язык телевизионного искусства, то есть углубить характер общения ребенка с телевизионным творчеством /17/.

       Целью развития эстетической  культуры подростка средствами  экранных искусств является формирование  эстетического сознания, эмоциональной  культуры, мировоззренческих установок  на материале произведений кино, телевидения, видео.

                 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 
 

    Закончив  написание курсовой работы, хотелось бы сделать вывод. Личность формируется  под воздействием множества элементов  социально-культурной среды. И так  как число этих элементов практически  бесконечно и малая часть информации используется для построения индивидуального человеческого сознания, то становится понятной огромная роль родителей и педагогов в формировании личности, в развитии ее сознания, в том числе и эстетического. Ребенок не может сам выбрать необходимую информацию, так как в начале своего жизненного пути он беспомощен и полностью зависит от других людей. Родители и педагоги помогают ему упорядочить поток информации, который обрушивается на ребенка.

    Эстетическое  и художественное воспитание должно рассматриваться не как роскошь, как выдумка отдельных интеллигентов, а как обязательное условие духовного прогресса общества. Воспитание вообще, будь то трудовое, нравственное, политическое и др., не может считаться удовлетворенным, если оно не вырабатывает эстетического отношения к явлениям жизни, не побуждает действовать человека по законам красоты. Точно также эстетическое воспитание без художественного оказывается неполным и неэффективным, так как только искусству присуще свойство воспитания в человеке способности осознавать и ощущать жизнь как целое.

    Цель, поставленная при написании работы, - показать, как учитель может  повлиять на развитие эстетические чувств учащихся, была достигнута. 

    Сущность  современных проблем эстетического  воспитания, которая являлась предметом работы, раскрыта. 

  

   

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

1     Валеева В. К. Гуманистическое  воспитание и коллектив// Воспитание  школьников 2000. - №6 

2  Крапивина  Н.С., Фёдорова С.В. Современные  проблемы эстетического воспитания // Национальная безопасность и геополитика России. – 2002. - №3-4. – С.106-108.

3   Методологические проблемы эстетического  воспитания: Учеб. пособие. – Свердловск, 1974. – 106 с.

4    Неменский Б.М. Мудрость красоты:  о проблемах эстетического воспитания/ 

Б.М. Неменский. – М., 1987. – 156 с.

5    Основы эстетического воспитания: Учеб. пособие. – М., 1986. – 135 с. 

6  Попова  Г. Эстетическое воспитание школьников  средствами музейной экспозиции // Искусство в школе. – 1999. - №3. – С.43-45.

7   Проблемы эстетического развития личности школьника: Учеб. пособие. – М., 1987. – 230 с.

8    Проблемы эстетического воспитания  подростков: Учеб. пособие. – М., 1994. – 95 с.

9     Система эстетического воспитания  школьника/ Под ред. С.А. Герасимова. -

М., 1983. – 261 с.

10    Структура и уровни эстетического воспитания у старшеклассников: Учеб. пособие. – М., 1989. – 126 с.

11  Ступникова  Л.А. Воспитывать эстетически:  размышления педагога об эстетическом  воспитании школьников/ Л.А. Ступникова. – Благовещенск, 1987.– 78 с.

12     Теория эстетического воспитания: Учеб. пособие. – М., 1979. – 256 с.

13     Филиппов А. Д. Духовно-нравственное  воспитание в школе // Воспитание  школьников. – 2000. - №4

14     Филонова    Ю.А.    И.Ф.    Анненский    об    эстетическом    воспитании //

Педагогика. – 2001. - №9. – С.63-66.

15    Эстетическое воспитание: проблемы, поиски, находки: Учеб. пособие. –  М., 1994. – 340 с. 

16     Эстетическое воспитание школьной  молодёжи: Учеб. пособие. – М., 1981.-

Информация о работе Проблемы эстетического воспитания школьников