Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 16:17, курсовая работа
Цель работы – показать, как учитель может в процессе обучения повлиять на развитие эстетических чувств учащихся.
Задачи работы:
1) изучить понятие эстетического воспитания и определить его важность в современном мире;
2) рассмотреть проблемы данного воспитания и показать, как в процессе обучения в школе можно воспитать эстетически развитую личность.
Введение 4
1 Теоретические основы эстетического воспитания
1.1 Понятие эстетического воспитания 5
1.2 Современные проблемы эстетического воспитания 9
2 Эстетическое воспитание в процессе обучения
2.2 Музыка в системе эстетического развития школьника 16
2.3 Развитие эстетической культуры школьников средствами
кино, телевидения, видео 20
Заключение 23
Библиографический список 24
Приложение 1 27
Приложение 2 29
И. Ф. Анненский, говоря о
музыкальном наслаждении,
От того, как поставлено музыкальное
воспитание на уроках музыки,
особенно в начальных классах,
звучит ли на уроках
Перед общеобразовательной
Надо отметить, в школе недостаточно четко определены объем знаний учащимися закономерностей музыкального языка, развития их певческой и слушательской культуры; слишком мало внимания уделяется развитию восприятия, творческих способностей школьников; во многом устарел репертуар. Все это не соответствует сегодняшним задачам музыкально – эстетического воспитания современных школьников/18/.
А так же в школе существуют
поурочные разработки без
закономерностей музыкального искусства /16/.
Требования к музыкальному
1) педагогический процесс,
2) необходимо с первого класса
формировать у школьников
Указанные положения лежат в основе целостного подхода к музыкальному воспитанию и обучению, объединяющего различные виды музыкальной деятельности: хоровое пение, движение под музыку, слушание музыки, ее анализ /10/.
Надо понимать, что музыка рождает
чувства и поэтому ребенка надо учить
слушать не только популярную музыку,
но и классическую. К сожалению, ни в семейной,
ни в школьной практике данная задача
чаще всего не находит удовлетворительного
решения. Школьное обучение музыке
не реализуется из-за отсутствия квалифицированных
специалистов-педагогов, нехватки инструментов
и из-за недопонимания школьного начальства
важности музыкального образования и
воспитания вообще /15/.
2.2 Развитие эстетической культуры школьников средствами кино, телевидения, видео
Экранные искусства (кино, телевидение,
видео) создают в бытовых
Задача школы, родителей
Эту задачу можно решить, если
попытаться развить опыт
1) образного (во время просмотра
фильмов, телепередач, когда
2) логического (при построении понятийных обобщений в момент анализа, осмысления экранной реальности);
3) творческого (в процессе
4) интуитивного (при установлении ассоциативных связей ранее сложившихся образных обобщений зрителя с содержанием значимых частей фильма) /17/.
Экранная культура
Определяющим в этой системе является восприятие, но не событий, поступков героя, художественных средств выражения, а экранной реальности, раскрывающей в специфической форме повествования авторское отношение к этим событиям, героям, эстетическое сознание художника, своеобразие его мироощущения. Это восприятие основано на эмоционально – смысловом соотнесении единиц экранного повествования – событий, сцен, кадров, элементов внутрикадровой композиции, то есть неделимых для данного контекста смысловых частей /26/.
В своих отношениях с
Получив доступ к телевизору, ребенок сам решает, какое время он посвятит телепросмотрам. И бесконтрольность родителей за просмотром детьми телепередач нередко приводит к тому, что ребенок часами просиживает у экрана телевизора, смотря все подряд. Кроме того, что эти сведения имеют своим результатом физическое и нервное переутомление, в них заложена опасность привычки пассивного созерцания. Так как роль телезрителя не требует от ребенка никаких особых усилий, она бездеятельна. Родители должны отдавать отчет в том, что телевизор не может заменить детям книгу, похода в театр, экскурсии в музей, просто живого общения с друзьями /21/.
Х.Химмельвейт (Англия) объясняет тот факт, что ребенок сам может выбрать, сколько времени он проведет у телевизора с точки зрения детской психологии. «Скорее всего, ребенок, пишет она, приносит в жертву такие занятия, которые удовлетворяют (может быть с меньшей эффективностью) те же потребности, что и телевидение. Например, маленькие дети предпочитают отказаться от кино ради программы по телевидению, для них кино и телевидение в какой-то степени взаимозаменимы. Подростки же не откажутся от похода в кино, ибо в их возрасте это и возможность общаться с друзьями…» /17/.
В процессе формирования
В сфере эстетического
Школе следует поставить перед самой школой такие задачи, решение которых будет способствовать достижению согласованности усилий школы и телевидения, как двух культурных институтов в сфере эстетического воспитания школьной молодежи. Первая задача состоит в том, чтобы научить школьника выбирать программы и передачи, обладающие высокой эстетической ценностью, то есть воспитывать эстетический вкус школьника на материале телевизионного искусства. Вторая задача состоит в том, чтобы научить детей понимать язык телевизионного искусства, то есть углубить характер общения ребенка с телевизионным творчеством /17/.
Целью развития эстетической
культуры подростка средствами
экранных искусств является
Закончив написание курсовой работы, хотелось бы сделать вывод. Личность формируется под воздействием множества элементов социально-культурной среды. И так как число этих элементов практически бесконечно и малая часть информации используется для построения индивидуального человеческого сознания, то становится понятной огромная роль родителей и педагогов в формировании личности, в развитии ее сознания, в том числе и эстетического. Ребенок не может сам выбрать необходимую информацию, так как в начале своего жизненного пути он беспомощен и полностью зависит от других людей. Родители и педагоги помогают ему упорядочить поток информации, который обрушивается на ребенка.
Эстетическое и художественное воспитание должно рассматриваться не как роскошь, как выдумка отдельных интеллигентов, а как обязательное условие духовного прогресса общества. Воспитание вообще, будь то трудовое, нравственное, политическое и др., не может считаться удовлетворенным, если оно не вырабатывает эстетического отношения к явлениям жизни, не побуждает действовать человека по законам красоты. Точно также эстетическое воспитание без художественного оказывается неполным и неэффективным, так как только искусству присуще свойство воспитания в человеке способности осознавать и ощущать жизнь как целое.
Цель, поставленная при написании работы, - показать, как учитель может повлиять на развитие эстетические чувств учащихся, была достигнута.
Сущность
современных проблем
1 Валеева В. К. Гуманистическое воспитание и коллектив// Воспитание школьников 2000. - №6
2 Крапивина
Н.С., Фёдорова С.В. Современные
проблемы эстетического
3
Методологические проблемы
Б.М. Неменский. – М., 1987. – 156 с.
5
Основы эстетического
6 Попова
Г. Эстетическое воспитание
7
Проблемы эстетического
8
Проблемы эстетического
9
Система эстетического
М., 1983. – 261 с.
10 Структура и уровни эстетического воспитания у старшеклассников: Учеб. пособие. – М., 1989. – 126 с.
11 Ступникова
Л.А. Воспитывать эстетически:
размышления педагога об
12 Теория эстетического воспитания: Учеб. пособие. – М., 1979. – 256 с.
Педагогика. – 2001. - №9. – С.63-66.
15 Эстетическое воспитание: проблемы, поиски, находки: Учеб. пособие. – М., 1994. – 340 с.
Информация о работе Проблемы эстетического воспитания школьников