Проектирование педагогического процесса как технология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 23:15, контрольная работа

Описание

Целью нашей работы является определение современного понимания и использования категории «педагогическая технология» в учреждениях общего и профессионального образования. Чтобы разрешить проблему непонимания смысла и сущности категории «педагогическая технология», нам следует решить следующие задачи:
1. Изучить литературу по проблеме «педагогическая технология»;
2. Определить современное понимание и использование «педагогических технологий»;
3. Составить рекомендации студентам, начинающим педагогам по самостоятельному изучению вопроса «современные педагогические технологии».

Содержание

Введение
1. Сущность педагогической технологии и педагогического проектирования
2. Представление о педагогической технологии
3. Категория «педагогическое проектирование»
4. Структура профессионального общения в педагогическом процессе
5. Технология проектирования педагогического процесса
6. Планирование в деятельности педагога
7. Планирование как результат конструктивной деятельности педагога
8. Список литературы

Работа состоит из  1 файл

12 Проектирование педагогического процесса как технология.docx

— 40.84 Кб (Скачать документ)

Проектирование педагогического  процесса как технология

План

Введение

 1. Сущность педагогической технологии и педагогического проектирования

2. Представление о педагогической технологии

3. Категория «педагогическое проектирование»

4. Структура профессионального общения в педагогическом процессе

5. Технология проектирования педагогического процесса

6. Планирование в деятельности педагога

7. Планирование как результат конструктивной деятельности педагога

8. Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

«Любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством. Искусство  основано на интуиции, технология - на науке. С искусства все начинается, технологией заканчивается, чтобы  затем все началось сначала». Беспалько  В.П. Слагаемые педагогической технологии.- М.,1989.- с.5.

Одним из новых понятий для педагогики является понятие технологии, часто  встречающееся в педагогической литературе (научной, публицистической, учебной). Разнородность содержания вкладываемого в это понятие  различными авторами, говорит о том, что оно еще не достигло необходимой  для правомерного использования  степени сформированности.

Вместе с тем дальнейшее развитие педагогической науки показывает, что  появление этого термина и  направления исследований в педагогике не является случайностью. В частности, в Концепции Модернизации образования  на период до 2010 года, главной задачей  является обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

«Для достижения нового качества общего и профессионального образования  необходимо обеспечить информацию образования  и методов обучения, активное использование  технологий открытого образования; углубление интеграционных и междисциплинарных  программ, соединение их с высокими технологиями». Концепция Модернизации образования на период до 2010 года // Официальные документы в образовании.- 2002.-№4.- с.3-31.

Понятие «технология» пришло к нам  вместе с развитием компьютерной техники и внедрением новых компьютерных технологий. В науке появилось  специальное направление - педагогическая технология. Это направление зародилось в 60-е годы XX в США, Англии и в  настоящее время распространилось практически во всех странах мира.

В настоящее время существует множество  педагогических технологий различающихся  по целям, задачам, структуре, методике ускоренного обучения, групповое  обучение, обучающие игры, дистанционное  обучение и т.д. Многие из них используются не только в образовательном процессе, но и в других сферах. До разработки универсальной технологии обучения, опираясь на которую каждый педагог  мог бы формировать отвечающую всем требованиям идеальную личность, еще очень далеко. Сегодня можно  говорить только об элементах технологизации обучения, использование которых делает обучающий процесс более эффективным. Об этом говорят и исследователи данной проблемы Беспалько В.П., Селевко Г.К., Сластенин В.А., Маврин С.А. и др.

Отличием педагогических технологий от любых других является то, что  они способствуют более эффективному обучению за счет повышения интереса и мотивации к нему учащихся.

Причины многих педагогических неудач и просчетов коренятся в недостаточной  общекультурной и теоретико-практической педагогической грамотности учителей, отсутствии у многих из них подлинного профессионализма. Поэтому целью нашей работы является определение современного понимания и использования категории «педагогическая технология» в учреждениях общего и профессионального образования. Чтобы разрешить проблему непонимания смысла и сущности категории «педагогическая технология», нам следует решить следующие задачи:

1. Изучить литературу по проблеме  «педагогическая технология»;

2. Определить современное понимание  и использование «педагогических  технологий»;

3. Составить рекомендации студентам,  начинающим педагогам по самостоятельному  изучению вопроса «современные  педагогические технологии».

Для реализации задач и достижения цели мы использовали методы научно-педагогического  исследования:

1. изучение и анализ литературы;

2. опрос педагогов и студентов;

3. составления, подбор и систематизация  материалов.

Работа может быть рекомендована  студентам и начинающим педагогам  для самостоятельного изучения категории  «современные педагогические технологии».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Сущность педагогической технологии и педагогического проектирования

Зарождение идеи технологии педагогического  процесса связано, прежде всего, с внедрением достижений научно-технического прогресса  в различные области теоретической  и практической деятельности. Нужно  отметить, что у истоков технологизации в педагогике стоял А.С. Макаренко. В своей всемирно известной «Педагогической поэме» он писал, что «наше педагогическое производство никогда не строилось по технологической логике, а всегда по логике моральной проповеди»№. Он считал, что именно поэтому у нас просто отсутствуют все важные отделы педагогического производства: технологический процесс, учет операций, конструкторская работа, применение конструкторов и приспособлений, нормирование, контроль, допуски и браковка.

Любая деятельность в том числе и педагогика может быть технологией. Искусство основано на интуиции, технология на науке. С искусства все начинается, технологией заканчивается, чтобы затем все началось с начала. А в рамках нее любое планирование, а без него не обойтись, противоречит экспромту, действиям по интуиции, т.е. является началом технологииІ.

Массовое внедрение педагогических технологий исследователи относят  к началу 1960-х гг. и связывают  его с реформированием в начале американской, а затем и европейской школы. К наиболее известным авторам современных педагогических технологий относятся за рубежом Дж. Керолл, Б. Блум, Д. Брунер, Д. Хамблин, Г. Гейс, В. Коскарелли. Отечественная теория и практика осуществления технологических подходов к образованию отражена в научных трудах П.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызиной, А.Г. Ривина, Л.Н. Ланда, Ю.К. Бабанского, П.М. Эрдниева, И.П. Раченко, Л.Я. Зориной, В.П. Беспалько, М.В. Кларина и др.

№ Макаренко А.С. Педагогическая поэма. - М., 1989.

І Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М., 1989.

Сегодня в педагогической и психологической  литературе часто встречается понятие  «технология». Легко установить, что означает слово «технология», образованное от латинских слов «технос» - искусство, мастерство, ремесло и «логос» - наука. Технологией обычно называют процесс переработки исходного материала с целью получения продукта с заранее заданными свойствами. Под технологией надо понимать совокупность и последовательность методов и процессов преобразования исходных материалов, позволяющих получить продукцию с заданными параметрами.

В психолого-педагогической литературе можно встретить несколько сильно отличающихся друг от друга взглядов на понятие «технология». Систематизация различных точек зрения позволяет  выделить 3 основных подхода к определению  технологии обучения. При первом подходе  под технологией часто подразумевают  частную методику по достижению отдельно поставленной цели. Использование понятия  «технология» в этом смысле не дает педагогике чего-то нового, не конкретизируя  процесс обучения. Происходит просто подмена одного понятия другим. Сторонники второго подхода под технологией подразумевают педагогическую систему в целом. Однако необходимо заметить, что важнейшими элементами педагогической системы, согласно трактовке В.П.Беспалько, является учащиеся и преподаватели. Технология же является характеристикой того способа обучения, которой заложен в педагогической системе и не может включать в себя учащихся и преподавателей в явном виде. Несмотря на несоответствие понятий «технология» и «педагогическая система», данная трактовка технологии более близка к ее первоначальному смыслу, т.к. технология включает в себя не только методику, но и такой важнейший элемент педагогической системы, как система средств обучения. В русле третьего подхода технологию рассматривают не просто как методику или педагогическую систему, а как оптимальную для достижения заданной цели методику или систему, как некий алгоритм. Не случайно появился термин «современные технологии», подразумевающий наиболее эффективные и быстрые способы получения результатов на данном уровне развития общества. Технология - это не оптимальный и наиболее эффективный способ, а любой способ обучения, отвечающий требованиям технологичности процесса.

Кроме представленных 3-х подходов, уже достаточно точно обозначившихся в педагогической литературе, понятие  «технология» употребляется, по крайней  мере, еще в 3 смыслах:

1. Как синоним понятия «методика»  или «форма организации обучения»;

2. Как совокупность всех использованных  в конкретных педагогической системе методов, средств и форм (технология В.В.Давыдова, традиционная технология обучения и т.п.);

3. Как совокупность и последовательность  методов и процессов, позволяющих  получить продукт с заданными  свойствами.

Термин «технология» лучше использовать педагогу в третьей трактовке, которая  сохраняет первоначальный, пришедший  из промышленного производства, смысл.

Впервые термин «технология» появился несколько столетий назад, в период становления промышленности. Другими  словами, это период перехода от ремесленничества к машинному производству. Рассмотрение истории развития производства позволяет  предположить, что развитие любой  сферы деятельности человека происходит по цепочке: случайный опыт > ремесло > технология.

В педагогике термин «технология» появился относительно недавно, в 60-е годы XIX в., под технологией обучения подразумевается определенный способ обучения, в котором основную нагрузку по реализации функции обучения выполняет средство обучения под управлением человека. Говоря по-другому, в технологии обучения ведущая роль должна отводиться средству обучения. При технологии обучения учитель не обучает учащихся, а выполняет функцию управления средствами обучения, а также функции стимулирования и координации деятельности учащихся. Итак, в технологиях обучения важнейшую и ведущую роль играет средство обучения.

Структура технологии обучения включает в себя следующие основные компоненты:

1. Предварительная диагностика  уровня усвоения учебного материала  и отбор обучаемых в группы (классы) с однородным уровнем  уже имеющихся знаний и опыта.  Результаты широкого применения  предварительного диагностирования  в школах доказали необходимость  включения этого элемента в  практику. Предварительная диагностика  и отбор необходимы в большинстве  случаев при начале изучения  какого-либо курса, предмета.

2. Мотивация и организация учебной  деятельности учащихся. При введении  технологии обучения это направление  в работе учителя приобретает  особенно важное значение. Взаимодействие учащегося со средством обучения не всегда может приносить радость и удовольствие. Поэтому основная задача учителя при внедрении технологии обучения - привлечение учащихся к занятиям познавательной деятельностью и поддержка этого интереса.

3. Действие средств обучения. Этот  этап и есть собственно процесс  обучения, осуществляющийся через  взаимодействие учащихся со средствами  обучения. На этом этапе происходит  усвоение учебного материала  учеником при взаимодействии  не с учителем, как при фронтальном  или индивидуальном обучении, а  со средством обучения.

4. Контроль качества усвоения  материала. Технология уделяет  значительное внимание процессу  контроля. В технологии компоненты  организации деятельности и контроля  равнозначны - это два взаимосвязанных  и взаимодополняющих друг друга  блока.

Необходимо заметить, что использование  средств обучения возможно на любом  этапе учебного процесса, однако технологией  процесс обучения становится только в том случае, когда средство обучения используется на ключевом этапе - этапе  учебной деятельности. Использование  средств обучения на всех других этапах говорит только о той или иной степени полноты используемой технологии.

В некоторых случаях процесс  обучения, содержащий значительный элемент  общения и взаимодействия людей, можно назвать технологичным  процессом. Это становится возможным, если средства обучения играют ведущую  роль, а цель обучения ставится диагностично.

Взгляд на технологию как на процесс  обучения, построенный на основе средств  обучения, ставит ряд принципиальных ограничений на его использование  в педагогике. Ввиду того, что  технология предполагает предварительное  определение диагностичной цели, в первую очередь необходимо рассмотреть, возможна ли установка диагностичной цели в образовании. В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании»(1992г.) само образование представляет собой совокупность процессов обучения и воспитания. Для обучения можно определить диагностичную цель. В качестве таковой может выступать определенный объем учебного материала, способов действий, которые необходимы человеку в дальнейшем при подготовке к профессиональной деятельности. Таким образом, в обучении возможно построение и использование на практике технологий. Во-первых, они повышают производительность труда учителя. Во-вторых, контроль результативности обучения каждого учащегося и система обратной связи позволяют обучать учащихся в соответствии с их индивидуальными возможностями и складом характера. В-третьих, перекладывание основной функции обучения на средства обучения освобождает время учителя, в результате он больше внимания может уделить вопросам индивидуального и личностного развития учащихся. В-четвертых, так как для любой технологии цель определяется очень точно (диагностично), то использование объективных методов контроля дает возможность снизить роль субъективного фактора при проведении контроля (предвзятость или предрасположенность учителя). В-пятых, создание технологии обучения позволяет снизить зависимость результата обучения от уровня квалификации учителя, что открывает возможности для выравнивания уровней освоения учебных дисциплин учащимся во всех образовательных учреждениях. В-шестых, технологизация создает предпосылки для решения проблемы преемственности образовательных программ школьного и профессионального образования.

Информация о работе Проектирование педагогического процесса как технология