Проектирование педагогического процесса как технология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 23:15, контрольная работа

Описание

Целью нашей работы является определение современного понимания и использования категории «педагогическая технология» в учреждениях общего и профессионального образования. Чтобы разрешить проблему непонимания смысла и сущности категории «педагогическая технология», нам следует решить следующие задачи:
1. Изучить литературу по проблеме «педагогическая технология»;
2. Определить современное понимание и использование «педагогических технологий»;
3. Составить рекомендации студентам, начинающим педагогам по самостоятельному изучению вопроса «современные педагогические технологии».

Содержание

Введение
1. Сущность педагогической технологии и педагогического проектирования
2. Представление о педагогической технологии
3. Категория «педагогическое проектирование»
4. Структура профессионального общения в педагогическом процессе
5. Технология проектирования педагогического процесса
6. Планирование в деятельности педагога
7. Планирование как результат конструктивной деятельности педагога
8. Список литературы

Работа состоит из  1 файл

12 Проектирование педагогического процесса как технология.docx

— 40.84 Кб (Скачать документ)

Ведущим звеном любой технологии является средство обучения, это позволяет  сделать вывод, что технологии обучения формируются на этих же уровнях. В  соответствии с классификацией средств  обучения по 3-м уровням (учебное  занятие, предмет, весь процесс обучения) технологии обучения также можно  разделить на 3 уровня:

– технология занятия;

– технология предмета;

– технология процесса обучения.

Из занятий, проводимых в учебных  заведениях, к технологичным в полной мере относятся:

– занятия или элементы занятий  по контролю усвоения знаний с использованием различных технических средств  контроля, позволяющих сразу оценить  качество знаний;

– лабораторные и практические работы, проводимые учащимися самостоятельно с использованием разработок.

В системе общего профессионального  образования, «технология» формирует  у учащихся систему технологических  знаний и умений, закладывающую основы для успешной профессиональной деятельности.

Чрезвычайно важно, что «технология» может стать вершиной образовательного процесса, если правильно понимать сущность образования и технологичность  дисциплины. Она венчает образование  не только, в том смысле, что аккумулирует знания всех дисциплин, а теоретическое  знание превращает в деятельность, в конкретное действие, которые воплощают  в созданных предметах окружающего  мира.

Таким образом, современный смысл  терминов «педагогическая технология», «технология обучения» раскрывается при акценте на ведущее звено  «технологии» - средство(а) обучения.

В настоящее время педагогическую технологию понимают как последовательную, взаимосвязанную систему действий педагога, направленных на решение  педагогических задач, или планомерное  и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического  процесса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

start="2"

 Представление о педагогической технологии

Педагогическая технология- это строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий. Педагогическая технология может рассматриваться как совокупность внешних и внутренних действий, направленных на последовательное осуществление этих принципов в их объективной взаимосвязи, где всецело проявляется личность педагога. Любая педагогическая задача эффективно может быть разрешена только с помощью адекватной технологии, реализуемой квалифицированным педагогом-профессионалом.

Представление о педагогической технологии предполагает:

· возможность разработки различных  выверенных педагогических технологий специалистами, имеющими высокий уровень  теоретической подготовки и богатый  практический опыт;

· возможность свободного выбора педагогических технологий в соответствии с целями, возможностями и условиями взаимосвязанной  деятельности учителя и учащихся.

Педагогические технологии могут  быть представлены как технологии обучения и технологии воспитания. В. В. Пикан выделяет наиболее существенные признаки таких технологий:

· технология разрабатывается под  конкретный педагогический замысел, в  основе ее лежит определенная методологическая, философская позиция автора;

· технологическая цепочка педагогических действий,операций коммуникаций выстраивается строго в соответствии с целевыми установками, имеющими форму конкретного ожидаемого результата;

· технология предусматривает взаимосвязанную  деятельность учителя и учащихся на договорной основе с учетом принципов  индивидуализации и дифференциации, оптимальной реализации человеческих и технических возможностей, диалогического общения;

· элементы педагогической технологии должны быть, с одной стороны, воспроизводимы любым учителем, а с другой- гарантировать достижение планируемых результатов (государственного стандарта) всеми школьниками.

· Органической частью педагогической технологии являются диагностические  процедуры, содержание критерии, показатели и инструментарий измерения результатов  деятельности.

Соответственно этапам решения  педагогической задачи вне зависимости  от их содержания и временных рамок  можно различать взаимосвязанные  общие и частные технологии. К общим относятся технологии конструирования, например, процесса обучения и его осуществления. Частные-технологии решения таких задач обучения и воспитания, как педагогическое стимулирование деятельности учащихся, контроль и оценка ее результатов, и более конкретных - типа анализа учебной ситуации, организации начала урока и другие.

 

 

 

start="3"

 Категория «педагогическое  проектирование»

Педагогическое проектирование- это высший уровень педагогической деятельности, проявляющийся в творчестве учителя, в постоянном совершенствовании искусства обучения, воспитания и развития человека. Педагогическое творчество рассматривается как состояние педагогической деятельности, при котором происходит создание принципиально нового в содержании, организации учебно-воспитательного процесса, в решении научно-практических проблем.

Педагогическое проектирование- проявление постоянного разностороннего творчества. Она предполагает наличие у педагога совокупности творческих способностей, качеств, исследовательских умений, среди которых важное место занимают инициативность и активность, глубокое внимание и наблюдательность, искусство нестандартно мыслить, богатое воображение и интуиция, исследовательский подход к анализу учебно-воспитательных ситуаций, решению педагогических задач, самостоятельность суждений и выводов.

Педагогическое проектирование с  технологической точки зрения- это система, основными компонентами которой являются высокая общая культура, гуманистическая направленность, профессиональные знания и умения, творчество и педагогические способности, технологическая компетентность.

Технологическая подсистема:

· Информационно-содержательная технология.

· Педагогическая техника.

· Набор различных методов и  приемов педагогического воздействия  и взаимодействия.

· Умение проектирования и конструирования  новых педагогических технологий.

· Творческость (творческое воображение, интуиция, импровизация, сотворчество).

Технологичность придает педагогическому  проектированию другое качество, другую сущность- мастерство владения педагогическими технологиями, проектированием и организацией диалога, дифференциацией, интеграцией и другими, а не методикой передачи информации. Владение педагогическими технологиями совершенствует педагогическое проектирование. Даже имея средние способности, преподаватель может стать педагогом мастером.

Уровень педагогического проектирования зависит от уровня технологической  компетентности и определяется на основе следующих основных критериев:

1) целесообразности (по направленности);

2) творчества (по содержанию деятельности);

3) технологичности (по уровню  педтехники);

4) оптимальности (по выбору эффективных  средств);

5) продуктивности (по результату);

Чем выше технологичность педагога, тем выше уровень его педагогического  проектирования.

На этапе становления педагогического  мастерства будущего учителя необходимо сформировать гуманистическую направленность и педагогическую культуру, приобрести необходимые знания и умения, развить  способности и овладеть педагогическим проектированием.

Педагогическое проектирование- это совокупность практических умений, необходимых для организации творческой деятельности педагога.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

start="4"

 Структура профессионального  общения в педагогическом процессе

Профессионально-педагогическое общение  имеет определенную структуру, которая  соответствует логике педагогического  процесса, включающего замысел, воплощение замысла, анализ и оценку. Исходя из этого можно выделить соответствующие этапы профессионально-педагогического общения: прогностический, начальный период общения, управления общением, анализ осуществленной системы на предстоящую деятельность.

Прогностический этап общения- моделирование педагогом предстоящего общения с классом в процессе подготовки непосредственной деятельности- включает в себя работу над содержанием урока или воспитательного дела, планирование. Кроме того, идет коммуникативное прогнозирование предстоящей деятельности, что помогает конкретизировать вероятную картину общения, предусмотреть многие конфликтные ситуации на уроке или вне его, настроить себя на предстоящее общения. Нередко удачно спланированная система на уроке диктует и отбор материала, и методы обучения. Возможен следующий вариант последовательности коммуникативной подготовки.

1) Вспомните конкретный класс  или ряд классов, в которых  предстоит давать уроки.

2) Попытайтесь восстановить в  памяти опыт общения именно  с этим коллективом (стремясь  развить положительные ощущения  от общения с классом и блокировать  отрицательные).

3) Вспомните, какой тип общения  свойственен Вам именно в этом  классе: Возможен ли он на сегодняшнем  уроке, вписывается ли в него?

4) Попытайтесь представить себе, как класс примет Вас и материал  урока.

5) Соотнесите присущий Вам стиль  общения (с классом) с задачами  урока. Попытайтесь добиться единства.

6) Представьте себе общую психологическую  атмосферу реализации фрагментов  и частей урока, что поможет  выбрать средства обучения, сделает  планирование более целенаправленным.

7) Вспомните свои взаимоотношения  с отдельными учащимися, избегайте  стереотипов психологических установок  по отношению к детям.

8) Попытайтесь ощутить в целом  предстоящую атмосферу общения  на уроке.

Начальный этап общения - организация непосредственного общения с классом в момент начального взаимодействия с ним. Этот этап, занимающий на практике от 2 до 5 минут, очень важен. Условно его называют «коммуникативной атакой», во время которой учитель завоевывает инициативу в общении. На этом этапе нужны техники быстрого включения класса в работу, владение приемами самопрезинтации и динамичного воздействия.

За чрезвычайно малый промежуток времени конкретизируется спланированная ранее модель общения, уточняются условия  и структура предстоящего взаимодействия, начинается управление инициативой  в общении.

Управление общением. На этом этапе педагог решает массу коммуникативных задач, связанных с педагогическими. Педагогу приходится быстро принимать решения при возникающих затруднительных или непредвиденных ситуациях, отклонения от заранее смоделированного общения. В этом случае вносятся необходимые поправки или заменяется вариант общения.

Анализ осуществленной системы общения и моделирование  системы общения на предстоящую  деятельность.

На этом этапе педагогического  общения учитель должен выявить  сильные и слабые стороны общения, осмыслить, в какой мере он удовлетворен процессом взаимодействия с детьми, спланировать систему предстоящего общения с коллективом с учетом необходимых корректив.

Для организации педагогического  общения важно представит, каковы его логика и технология.

Проектирование (моделирование) общения

v

Анализ педагогической ситуации

v

Постановка целей

v

Конкретизация целей в задачах

v

Выбор методов, средств, содержания

v

Прогнозирование результатов

Рассматривая некоторые рекомендации ученых, позволяющие внести элемент  творчества в привычные действия, следует исходить из того, что любая  технология- это прежде всего система. Она включает в себя следующие основные компоненты: диагностирование, целеполагание, проектирование, конструирование, содержательный (информационный) компонент, организационно-деятельный и контрольно-управленческий. Так, например, ученые разработали технологию внедрения педагогической теории в практику. В частности В. И. Журавлев предполагает следующий алгоритм внедрения:

1. изучение задач, сформулированных  в нормативных документах;

2. анализ состояния практики  и сопоставления данных с социальными  требованиями;

3. построение эталонов преобразования  педагогической практики;

4. поиск идей, рекомендации, которые  могут быть внедрены;

5. разработка комплексной программы,  включающей закономерности этапа  внедрения;

6. подготовка дидактических, материальных, информационных, организационных средств;

7. методическая, психологическая,  организационная подготовка участников  внедрения;

8. установление связи с авторами  рекомендаций.

Таким образом, современный смысл  терминов «педагогическая технология», «технология обучение» раскрывается при акценте на ведущее звено  «технологии»- это средство(а) обучения, а также, что педагогическое проектирование с технологической точки зрения- это система, основными компонентами которой являются высокая общая культура, гуманистическая направленность, профессиональные знания и умения, творчество и педагогические, технологическая компетентность.

Технологичность придает педагогическому  проектированию другое качество, другую сущность- мастерство владения педагогическими технологиями, проектированием и др., а не методикой подачи информации.

Информация о работе Проектирование педагогического процесса как технология